Ревизия - основная форма финансового контроля, ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:38, контрольная работа

Краткое описание

Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится в целях установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
В настоящее время единого законодательного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет.
Ревизия может быть определена как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Направление ревизионной проверки 4
2. Подготовка и планирование проведения ревизии 8
3. Порядок проведения документальной ревизии 16
4. Составление акта ревизии 18
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансовый  контроль осуществляется в различных формах, под которыми понимаются способы выражения его содержания, внутренняя организация, которые модифицируются с изменением содержания. Одновременно форма активно воздействует на содержание, ускоряя или тормозя его развитие в зависимости от того, насколько она соответствует изменившемуся содержанию.

Таким образом, форма финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения  и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций  финансового контроля.

Принято различать следующие формы финансового контроля:

•  наблюдение;

•  обследование;

•  проверка;

•  анализ;

•  ревизия и др.

Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится в целях установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

В настоящее  время единого законодательного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет.

Ревизия может  быть определена как система контрольных  действий по документальной и фактической  проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

  1. Направление ревизионной проверки

 

Ревизия выступает  одним из важнейших методов финансового  контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчётный период.

Ревизия по времени  осуществления относится к последующему контролю и проведению путём сплошной или выборочной проверки совершённых  хозяйственных операций по данным первичных документов, записей в учётных регистрах и отчетности. Она объединяет в себе фактический и документальный контроль, что позволяет наиболее полно и глубоко проверить результаты производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (объединений), организаций и учреждений, эффективность использования находящихся в их распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

В ходе ревизии  изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений, что не является обязательным, при осуществлении других способов хозяйственного контроля.

В отличие от других способов хозяйственного контроля – ревизия имеет четкий правовой статус, определяющий границы её распространения, сроки проведения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии.

Следовательно, ревизия – это способ последующего контроля за производственной и хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений), организаций и учреждений, в процессе, которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующими положениями и нормативно-законодательными актами, а также учетных и отчетных показателей.

Основными задачами ревизии являются: выявление хозяйственных  и финансовых нарушений, хищений, бесхозяйственности; установление причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям, злоупотреблениям и хищениям, виновных в этом должностных лиц; принятие мер по возмещению ущерба, как в процессе ревизии, так и после нее; выявление неиспользованных резервов, повышения эффективности производства.

В процессе ревизии фиксируются только документально подтверждённые факты злоупотреблений, бесхозяйственности, халатного отношения к исполнению служебных обязанностей, нарушений финансовой дисциплины, требований действующего законодательства, нормативных положений и инструктивных указаний, причин, условий возникновения и последствий нарушений; выявляются неиспользованные резервы эффективности производства; проверяется система обеспечения сохранности хозяйственных средств, а также соблюдения действующих стандартов по учету и отчетности и т.д.

Планирование  основных направлений проведения ревизий  и проверок состоит в том, что  контрольно-ревизионные органы различных министерств и ведомств в зависимости от производственных, финансово-экономических и других условий определяют характер и содержание предстоящих ревизий в подведомственных организациях. Это выражается в разработке плана отдельных видов ревизий – простых и комплексных, ревизии с привлечением правоохранительных органов, а также от количества участвующих в ревизии человек.

В зависимости  от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные.

Ведомственные ревизии производятся контрольно-ревизионным  аппаратом вышестоящих органов (министерств, государственных комитетов и ведомств) в подведомственных им предприятиях, организациях, учреждениях.

Вневедомственные  ревизии производятся контрольно-ревизионным  аппаратом органов государственного контроля, наделённых контрольными правами  по отношению к предприятиям, организациям, учреждениям всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчиненности.

Внутрихозяйственными  являются ревизии, проводимые внутри предприятия (объединения). Они, как правило, контролируют деятельность входящих в состав предприятия (объединения) структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

По организационному признаку ревизии могут быть плановыми  и внеплановыми. Плановые ревизии  проводятся в соответствии с планом ревизионной работы. Вышестоящие  органы планируют ежегодное проведение ревизий в подведомственных предприятиях и организациях, а в бюджетных организациях и учреждениях, не осуществляющих непосредственно хозяйственных операций – не реже одного раза в два года.

Внеплановые ревизии  планом не предусматриваются, а проводятся при необходимости. Такие ревизии могут быть вызваны неблагополучным положением дел на отдельном предприятии, при обнаружении фактов хищений и злоупотреблений, по просьбе судебно-следственных органов и т.д. при расследовании некоторых преступлений, особенно хищений денежных средств и имущества ревизия проводится в обязательном порядке. Материалы такой ревизии дают возможность следственным органам установить лиц, виновных в злоупотреблениях, способы совершения хищений и суммы материального ущерба.

В зависимости от полноты проверки деятельности предприятия ревизии подразделяются на комплексные, некомплексные и тематические.

Комплексными  считаются ревизии, при которых  проверяются все стороны деятельности предприятия, его производственная и финансово-хозяйственная деятельность.

Комплексная ревизия  осуществляется бригадой, в состав которой кроме бухгалтера-ревизора входят специалисты, знающие экономику  и технологию производства, организацию  труда и другие вопросы производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Участие в комплексной ревизии специалистов по различным областям знаний позволяет выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности предприятия, способствует дальнейшему повышению эффективности производства.

Некомплексной называется ревизия, проводимая одним ревизором (обычно специалистом по бухгалтерскому учету и финансам), при которой проверяется хозяйственно-финансовая деятельность. Некомплексные ревизии не позволяют в полной мере выявить состояние ведения производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий, поэтому они менее эффективны по сравнению с комплексными ревизиями.

Тематическими являются ревизии, проводимые в целях  проверки состояния отдельных разделов (частей, участков экономической и социальной деятельности предприятий или организаций). Такие ревизии назначаются для детального изучения соответствующих тем (вопросов), разработок и конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Темами таких ревизий, например, могут быть: «Ревизия обеспечения сохранности и рационального использования материальных ресурсов (всех или конкретных видов)», «Ревизия правильности образования и использования фондов специального назначения» и др.

В зависимости  от полноты проверки хозяйственных операций ревизии классифицируются на сплошные, выборочные, комбинированные.

При сплошных ревизиях проверяются за весь ревизионный  период все без исключения хозяйственные  операции, записи в учетных регистрах  и отчетные показатели. Это наиболее эффективный вид ревизии, однако, как правило, из-за большой трудоемкости он используется только в тех случаях, когда на предприятии допущены серьезные нарушения и злоупотребления.

Выборочные  ревизии предусматривают проверку хозяйственных операций и бухгалтерских  документов не за весь ревизионный период, а только за время, заранее намеченное ревизором, т.е. за определенные промежутки времени внутри ревизионного периода.

Комбинированные ревизии сочетают выборочное и сплошное исследование хозяйственных операций. Одни участки деятельности предприятий проверяются выборочно, другие – сплошным способом. Сплошным способом проверяются кассовые операции и расчеты с подотчетными лицами, все другие хозяйственные операции – выборочно. Однако, если в процессе выборочной проверки будут выявлены хищения, злоупотребления и другие серьезные нарушения финансовой или расчетно-платежной дисциплины, то по данному кругу хозяйственных операций следует провести сплошную проверку документов и записей в учётных регистрах.

По результатам  проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков производственно-хозяйственной деятельности предприятий и мобилизации внутрипроизводственных резервов.

 

 

  1. Подготовка и планирование проведения ревизии

 

Планирование  ревизии осуществляется поэтапно. Два  основных этапа – это разработка программы и плана ревизии.

Программа ревизии. Задание на ревизию даёт заказчик. Заказчиками могут быть:

- администрация  организации;

- собственник  организации;

- государственные  органы.

Получив задание, ревизоры разрабатывают программу  ревизии, которая содержит следующие  разделы:

- цель ревизии;

- вопросы, подлежащие  проверке;

- средства и  условия, необходимые для проведения  ревизии;

- сроки и  место исполнения;

- состав участников  ревизии;

- формы документального  оформления ревизии.

Программа разрабатывается  на основе действующего нормативного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Программу утверждает начальник ревизующего органа или  заказчик.

В разделе «Цель  ревизии» формулируются главные  задачи ревизии, например, анализ финансового  состояния акционерного общества, влияние  дебиторской и кредиторской задолженности  на финансово-хозяйственную деятельность акционерного общества и расчеты  с бюджетом; проверка законности и эффективности использования необоротных активов. Перечисляются объекты ревизии, например: акционерное общество; его дочерние предприятия и филиалы. В данном разделе приводится перечень структурных подразделений организации.

В разделе «Вопросы, подлежащие проверке» перечисляются направления финансово-хозяйственной деятельности организации, например, могут быть перечислены внеоборотные активы: основные средства; капитальные вложения; ценные бумаги; вложения в уставной капитал; оборудование к установке.

В разделе «Средства  и условия, необходимые для проведения ревизии» содержится перечень оргтехники, средств связи и доставки, условия  проживания, время работы и др.

В разделе «Сроки и место исполнения» указываются, время начала и окончания ревизии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии.

В разделе «Состав  участников ревизии» дается перечень лиц, допущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющих допуск к конфиденциальной информации.

В разделе «Формы документального оформления ревизии» приводятся образцы описей, актов, ведомостей, форма итогового акта ревизии.

Полная правильно  составленная программа ревизии  концентрирует внимание ревизующего  на основных вопросах ревизии, раскрывает их содержание, т.е. помогает ревизующему детально проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельности организации, при больших затратах времени ревизия может не дать должных результатов.

Информация о работе Ревизия - основная форма финансового контроля, ее виды