Правовые аспекты современного экономического состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследование сущности и понятия внешнего государственного долга России.
Для достижения цели предприятию нужно решить следующие задачи:
1) обобщить теоретические основы правовой характеристики долговых обязательств;
2) рассмотреть состав, структуру, динамику развития внешнего государственного долга;
3) рассмотреть методы управления государственным долгом;
4) оценить основные принципы и направления внешней долговой политики в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………... 9
1.1 Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации……………………………………. 9
1.2 Формы и виды долговых обязательств Российской Федерации……………………………………………………………. 12
1.3 Структура государственного долга Российской Федерации…. 24
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….. 31
2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации……………………………………………………………. 31
2.2 Причины возникновения внешнего долга……………………... 34
2.3 Состав и структура внешнего долга Российской Федерации… 38
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………………………………………………… 45
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации……………………………………………… 45
3.2 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………. 54
3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России…………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 61
СПИСОК АББРЕВИАТУР………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 65
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………... 9
1.1 Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации……………………………………. 9
1.2 Формы и виды долговых обязательств Российской Федерации……………………………………………………………. 12
1.3 Структура государственного долга Российской Федерации…. 24
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….. 31
2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации……………………………………………………………. 31
2.2 Причины возникновения внешнего долга……………………... 34
2.3 Состав и структура внешнего долга Российской Федерации… 38
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………………………………………………… 45
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации……………………………………………… 45
3.2 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………. 54
3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России…………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 61
СПИСОК АББРЕВИАТУР………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 65

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ВНЕШНИЙ ДОЛГ.docx

— 296.25 Кб (Скачать файл)

Обслуживание долга не имеет  существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно  влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты  частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то и проявляется  высокая альтернативная стоимость, как самих заимствований, так  и всего процесса обслуживания долга  в целом.

Также существует проблема соотношения  величины государственного сектора  и частного. Вследствие увеличенных  расходов государства растет государственный  сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частный сектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, не сопряжены с повышенными  государственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадают будущие  поколения.

В связи с увеличением государственных  внутренних заимствований бюджетные  ассигнования на обслуживание внутреннего  государственного долга будут иметь тенденцию к значительному росту, в 2013 году они превысят показатель 2010 года в 2,5 раза. Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 69,93 % до 81,1 % 2013 году14.

Основной объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внутреннего  долга в 2011 - 2013 годах приходиться на ОФЗ - АД и ОФЗ - ПД: ОФЗ -АД в 2011 году - 43,5 млрд. рублей, в 2012 году - 40,4 млрд. рублей, в 2013 году -42,1 млрд. рублей; ОФЗ - ПД в 2011 году - 213,5 млн. рублей, в 2012 году - 325,8 млрд. рублей, в 2013 году - 400,5 млрд. рублей.

Такой рост процентных расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга обусловлен не только увеличением объема государственного внутреннего долга в 2011-2013 годах, но и ростом планируемой доходности по государственным ценным бумагам. Расчет процентных расходов в 2011-2013 годах производился исходя из планируемой доходности по краткосрочным бумагам 4,5 % - 5,5 %, среднесрочным -6 % - 8 %, долгосрочным - 8 % - 8,5 %.

Также предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание внешнего долга, которые в 2011 году составят 91,3 млрд. рублей, что на 8,3 % больше, чем  в 2010 году, в 2013 году указанные ассигнования увеличатся в 1,3 раза по сравнению с 2010 годом.

Этот рост обусловлен, прежде всего, увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных  займов Российской Федерации на международных  финансовых рынках), повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение  планового периода. Применяемые  Минфином России в расчетах процентных расходов по кредитам МФО и правительств иностранных государств процентные ставки на 2011 - 2013 годы составят: LIBOR - 3,2 %, 5,0 % и 5,9 % соответственно; EURIBOR - 3,0 %, 4,4 % и 3,7 % соответственно.

Процентные платежи по государственным  ценным бумагам, номинальная стоимость  которых выражена в иностранной  валюте, составят в 2011 году 85,7 млрд. рублей, в 2012 году 94,9 млрд. рублей , в 2013 году -106,8 млрд. рублей.

Процентные расходы по обслуживанию новых объемов заимствований (выпуск еврооблигаций) составят в 2011 году 232,4 млн. долларов США, в 2012 году - 693,0 млн. долларов США и в 2013 году - 1 142,8 млн. долларов США. Ставки купонного дохода прогнозируются соответственно 6,64 %, 6,52 % и 6,33 %. Уровень  ставок определен исходя из прогнозного  уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США  с учетом CDS (кредитно-дефолтный своп) на риск Российской Федерации.

Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО, будут увеличиваться в 2011 - 2013 годах и составят 5,6 млрд. рублей , 6,7 млрд. рублей, в 2013 году - 6,8 млрд. рублей соответственно15.

 

3.4 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации

Основными методами регулирования  государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, пролонгация и уступка  права требования, а также некоторые  другие.

Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный  долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия  обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного  долга16.

В условиях долгового кризиса реструктуризация задолженности становится одним  из первичных механизмов управления государственным долгом, поскольку  предоставляет должнику возможность  отсрочки выплаты долга, изменения  графика погашения или обслуживания эмитированных ценных бумаг. Промежуточным  итогом реструктуризации является предоставление должнику льготного периода, в течение  которого выплачиваются только проценты по долговым обязательствам. Предоставление льготного периода выгодно не только должнику, но и кредитору, поскольку  за это время заемщик может  мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым  благоприятных условий погашения  государственного долга. В частности, в 1996 г. внутренний долг Российской Федерации  в иностранной валюте был переоформлен в государственные облигации  Указ Президента РФ от 31.01.1996 г. № 126 «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации».

Условия проведения реструктуризации внутреннего долга определены БК РФ и заключаются в погашении  долговых обязательств путем выпуска  новых долговых обязательств в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга.

Реструктуризация внешнего долга  возможна, как правило, с согласия международных финансовых организаций  – кредиторов при наличии условий, выработанных международной финансово–кредитной практикой.

Одним из основных условий реструктуризации внешнего долга выступает нахождение государства-должника на грани банкротства. В частности, внешние кредиторы могут предложить государству-должнику принять программу финансовой стабилизации, разработанную и финансируемую Международным валютным фондом, программу совершенствования системы государственного управления, программу повышения эффективности экономической политики, разработанные и финансируемые Международным банком реконструкции и развития.

Конверсия государственного долга  означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств, как финансово–правовые, так и гражданско-правовые. Так, возможен перевод государственного долга в инвестиции промышленности государства-кредитора, погашение долга товарными поставками, выкуп собственного долга на особых условиях, обмен долга на долговые обязательства государств, не являющихся первоначальными сторонами в кредитном договоре, и др.

В отличие от реструктуризации конверсия  направлена не на отсрочку платежей, а  на сокращение денежного объема государственного долга.

Новация государственного долга означает прекращение обязательства соглашением  сторон о замене первоначального  кредитного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает  иной предмет или способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава  обязательства.

Новация может коснуться и других элементов обязательства, включая  саму его сущность. Так, возможен переход  в заемное обязательство долга, возникшего из любого другого основания, например купли–продажи, аренды имущества, и наоборот. В частности, в 1993 г. государства – бывшие республики Союза ССР погашали свои государственные долги перед Российской Федерацией в имущественной форме: поставками товаров, передачей собственности, пакетов акций ключевых производственных объектов Постановление Верховного Совета РФ от 30.06.1993 «О государственных кредитах правительствам государств – бывших республик Союза ССР»; в 1995 – 1996 гг. государственный долг Российской Федерации перед странами – членами бывшего Совета экономической взаимопомощи погашался поставками российских товаров Распоряжение Правительства РФ от 02.11.1995 № 1527-р «О порядке погашения государственного долга Российской Федерации странам – членам бывшего СЭВ товарными поставками».

Пролонгация государственного долга  означает продление срока действия долгового обязательства.

Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже  государством своей дебиторской  задолженности третьим лицам.

Секьюритизация – переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках.

Аннулирование – отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

 

3.3 Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России

Государственный внешний долг РФ на конец 2011г. составил 35 млрд 838,1 млн долл. (или 26 млрд 824,9 млн евро), что на 10,3% меньше, чем на начало 2011г. Такие данные приводятся в материалах Министерства финансов РФ. Задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, за 2011г. снизилась на 28% - до 559,6 млн долл. (418,9 млн евро). Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба на конец 2011г. составила 1 млрд 484,1 млн долл. (1 млрд 110,8 млн евро), что на 13,8% меньше, чем на начало 2011г.

Коммерческая задолженность бывшего  СССР на конец 2011 г. составила 56,3 млн долл. (42,1 млн евро), что на 0,9% больше, чем на начало 2011г.

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами - участницами Совета экономической взаимопомощи – за 2011г. снизилась на 9,2% и составила 1 млрд 010,9 млн долл. (756,7 млн евро).

Задолженность перед международными финансовыми организациями за 2011 г. уменьшилась на 18,7% и составила 2 млрд 553,6 млн долл. (1 млрд 911,4 млн евро). Задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте на конец 2011 г. составила 965,6 млн долл. (722,8 млн евро), что на 5,7% больше, чем на начало 2011 г.

Задолженность по еврооблигациям РФ на конец 2011г. составила 29 млрд 183,4 млн долл. (21 млрд 843,8 млн евро), что на 4,18% меньше показателя на начало года.

В соответствии с Основными направлениями  долговой политики Российской Федерации  на 2011–2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.

Согласно законопроекту в 2011 – 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке.

Всего за 2011–2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.

Государственный долг Российской Федерации  при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.

Анализ динамики показывает, что  государственный долг увеличится за 2011 – 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.

Доля государственного внутреннего  долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %.

Динамика объема и структуры  государственного долга Российской Федерации в 2008 –2013 годах представлена на диаграмме 1.

 

Диаграмма 1. - Динамика объема и структуры государственного долга РФ в 2008 – 2013 годах

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При наличии тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации  и снижению долговой нагрузки на экономику  Российской Федерации его структура  по прежнему не является оптимальной  с точки зрения управления долгом.

В структуре государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию  на 1 января 2011 года 35,9% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа и облигации  государственного валютного займа.

При этом кредиты Правительств иностранных  государств составляют 45% в общем  объеме государственного внешнего долга. Управление нерыночной частью долга  невозможно с использованием преимуществ  текущей ситуации на финансовых рынках.

Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:

  1. сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
  2. оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
  3. оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
  4. рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
  5. повышение эффективности использования заемных средств.

Информация о работе Правовые аспекты современного экономического состояния