Правовые аспекты современного экономического состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследование сущности и понятия внешнего государственного долга России.
Для достижения цели предприятию нужно решить следующие задачи:
1) обобщить теоретические основы правовой характеристики долговых обязательств;
2) рассмотреть состав, структуру, динамику развития внешнего государственного долга;
3) рассмотреть методы управления государственным долгом;
4) оценить основные принципы и направления внешней долговой политики в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………... 9
1.1 Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации……………………………………. 9
1.2 Формы и виды долговых обязательств Российской Федерации……………………………………………………………. 12
1.3 Структура государственного долга Российской Федерации…. 24
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….. 31
2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации……………………………………………………………. 31
2.2 Причины возникновения внешнего долга……………………... 34
2.3 Состав и структура внешнего долга Российской Федерации… 38
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………………………………………………… 45
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации……………………………………………… 45
3.2 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………. 54
3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России…………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 61
СПИСОК АББРЕВИАТУР………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 65
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………... 9
1.1 Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации……………………………………. 9
1.2 Формы и виды долговых обязательств Российской Федерации……………………………………………………………. 12
1.3 Структура государственного долга Российской Федерации…. 24
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….. 31
2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации……………………………………………………………. 31
2.2 Причины возникновения внешнего долга……………………... 34
2.3 Состав и структура внешнего долга Российской Федерации… 38
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………………………………………………… 45
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации……………………………………………… 45
3.2 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………. 54
3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России…………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 61
СПИСОК АББРЕВИАТУР………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 65

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ВНЕШНИЙ ДОЛГ.docx

— 296.25 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..

6

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………...

9

1.1 Понятие долговых обязательств  и их роль в финансовой системе  Российской Федерации…………………………………….

9

1.2 Формы и виды долговых обязательств  Российской Федерации…………………………………………………………….

12

1.3 Структура государственного долга  Российской Федерации….

24

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ  ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………..

31

2.1 Понятие и особенности внешнего  долга Российской Федерации…………………………………………………………….

31

2.2 Причины возникновения внешнего  долга……………………...

34

2.3 Состав и структура внешнего  долга Российской Федерации…

38

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ  ЗАДОЛЖЕННОСТИ…………………………………………………

45

3.1 Управление и обслуживание государственного  долга Российской Федерации………………………………………………

45

3.2 Методы регулирования государственного  долга Российской Федерации…………………………………………………………….

54

3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России……………………………

58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

61

СПИСОК АББРЕВИАТУР…………………………………………..

64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

65

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...

69


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена  необходимостью создания в Российской Федерации эффективной финансовой системы. Данная задача является одной из приоритетных для всех государств.

Внешний долг является глобальной проблемой  всех государств. Крупнейшими должниками выступают не только развивающиеся  страны, но и развитые, в том числе  США, Германия, Франция, Канада, Австралия. Практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. Рациональное использование внешних займов способствует решению социально-экономических проблем. Однако ограниченность собственный финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование внешних заимствований, нарушение сроков их погашения обусловили значительный рост долга развивающихся стран. Бразилия, Мексика и Аргентина в течение длительного времени возглавляли список крупнейших должников мира.

Привлечение средств за рубежом  и обслуживание внешней задолженности  является составной частью внешнеэкономических  отношений стран. Внешний долг оказывает  огромное влияние на всю экономику  страны. Заемные внешние средства вливаются в национальную экономику  страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга изымает средства из национальной экономики. Причем в  случае накопления большого объема задолженности  обслуживание долга может стать  тяжелым бременем для страны.

Единой научно-теоретической платформы  по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени  не сложилось. Политика в области  государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства  стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный  имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Пристальное внимание к проблемам  внешней задолженности России сохраняется  на протяжении всего периода рыночных реформ. Апогея оно достигло во время  кризиса 1998г. в связи с объявлением  дефолта по долговым обязательствам. Финансовый кризис 1998 года обусловил  переход вопросов управления госдолгом  России в разряд первостепенных. Зарубежные инвесторы резко изменили свои мнения о платежеспособности Российской Федерации. Для понимания сущности госдолга важно определить основные причины  его возникновения в экономике.

Объектом исследования выпускной  квалификационной работы являются финансовые правоотношения, возникающие в связи с регулированием внешнего государственного долга.

Предметом исследования являются нормы  законодательства, регулирующие вопросы  внешнего долга Российской Федерации.

Цель дипломной работы: исследование сущности и понятия внешнего государственного долга России.

Для достижения цели предприятию нужно  решить следующие задачи:

  1. обобщить теоретические основы правовой характеристики долговых обязательств;
  2. рассмотреть состав, структуру, динамику развития внешнего государственного долга;
  3. рассмотреть методы управления государственным долгом;
  4. оценить основные принципы и направления внешней долговой политики в Российской Федерации.

Нормативную основу исследования составили  законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы государственного долга, прежде всего, Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также подзаконные акты, регулирующие отдельные вопросы применения способов регулирования долговых обязательств и внешнего государственного долга. Наряду с этим правовую основу работы составили и нормы других отраслей права.

Теоретическую основу работы составляют, прежде всего, результаты научных трудов специалистов по финансовому праву и бюджетному праву. В работе обобщены исследования российских правоведов, связанные с правовым регулированием внутреннего государственного долга Российской Федерации. В числе авторов обратившихся к этой проблеме: Рассолова М.М., Эриашвили Н.Д., Вострикова Л.Г., Мальцев В.А., Крохина Ю.А.  и другие.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования. Использование различных методов  в совокупности позволяет провести объективный анализ правового регулирования долговых обязательств и внешнего государственного долга Российской Федерации.

Данная дипломная работа является комплексной работой, показывающая взаимодействие двух различных направлений, в частности макроэкономики и права. Структура дипломной работы определяется логикой проведенного исследования и отражена в содержании дипломной работы, состоящей из ведения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства  перед физическими и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми  организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и  юридическими лицами, возникшие в  результате государственных заимствований  Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным  гарантиям, представленными Российской Федерацией, и долговые обязательства,  возникшие  в результате принятия законодательных актов об отнесении  на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

Государственный долг РФ полностью  обеспечивается всем находящимся в  федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ. Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц.

Первое основание возникновения государственного долга – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов.

Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга выступают соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

В международной практике можно  обнаружить самые различные виды долговых обязательств государства: облигации, ноты, казначейские векселя, сертификаты, консоли и т.п. Вместе с тем, большинство  из них сводимо к понятию «облигации», что соответствует отечественной фондовой традиции. Исключение – золотые сертификаты конца 1993 года и казначейские обязательства СССР, распространявшиеся среди населения на рубеже 90-х годов. Все остальные ценные бумаги государства, выпускающиеся на протяжении последних семидесяти лет – облигации. Поэтому при всем разнообразии названий долговых ценных бумаг различных государств, наша практика ориентируется на анализ облигаций:

  • местных органов власти (муниципальных облигаций);
  • федеральных органов исполнительной власти и специализированных правительственных учреждений;
  • внутренних и внешних государственных займов. учитывая при этом, что из облигации можно легко сконструировать любую другую долговую ценную бумагу.

Дадим общую оценку понятия облигация. «Облигация – долгосрочное долговое обязательство. Ценная бумага с фиксированным доходом, по которой эмитент обязуется выплатить держателю фиксированную сумму капитала в определенный момент в будущем или выплачивать проценты по полугодиям либо ежегодно. На протяжении срока действия облигации проценты могут изменяться. Эмитентом выступают государство, муниципалитеты или частные корпорации».

Предоставляя для Российской Федерации  право приобретения обязательств Бюджетный  кодекс устанавливает при этом порядок  определения количественных пределов таких обязательств и порядок  их выполнения. Для федерального уровня долговых обязательств государства  Бюджетный кодекс устанавливает  верхний предел государственного внутреннего  долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований  на очередной финансовый год. Указанные  предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней  бюджетной системы. На федеральном  уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего  и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований  устанавливаются федеральным законом  о бюджете на очередной год, в  котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения.

Для государства на федеральном  и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга. Критерием  разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга. Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.

Информация о работе Правовые аспекты современного экономического состояния