Правовые аспекты современного экономического состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследование сущности и понятия внешнего государственного долга России.
Для достижения цели предприятию нужно решить следующие задачи:
1) обобщить теоретические основы правовой характеристики долговых обязательств;
2) рассмотреть состав, структуру, динамику развития внешнего государственного долга;
3) рассмотреть методы управления государственным долгом;
4) оценить основные принципы и направления внешней долговой политики в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………... 9
1.1 Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации……………………………………. 9
1.2 Формы и виды долговых обязательств Российской Федерации……………………………………………………………. 12
1.3 Структура государственного долга Российской Федерации…. 24
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….. 31
2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации……………………………………………………………. 31
2.2 Причины возникновения внешнего долга……………………... 34
2.3 Состав и структура внешнего долга Российской Федерации… 38
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………………………………………………… 45
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации……………………………………………… 45
3.2 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………. 54
3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России…………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 61
СПИСОК АББРЕВИАТУР………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 65
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………... 9
1.1 Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации……………………………………. 9
1.2 Формы и виды долговых обязательств Российской Федерации……………………………………………………………. 12
1.3 Структура государственного долга Российской Федерации…. 24
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….. 31
2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации……………………………………………………………. 31
2.2 Причины возникновения внешнего долга……………………... 34
2.3 Состав и структура внешнего долга Российской Федерации… 38
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………………………………………………… 45
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации……………………………………………… 45
3.2 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………. 54
3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России…………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 61
СПИСОК АББРЕВИАТУР………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 65

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ВНЕШНИЙ ДОЛГ.docx

— 296.25 Кб (Скачать файл)

Международные финансовые организации  часто пользуются показателем «резервы/платежи по внешнему долгу», являющимся важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью – способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в сто процентов, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из–за нехватки доступной иностранной валюты. Золотовалютные резервы РФ в 2005г. составили 138,9 млрд. долларов, а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга – 17,15 млрд. долларов «Резервы/платежи по внешнему долгу» равны 2,3%, что ниже критического уровня. Золотовалютные резервы в 2012 г. составили 497,1 млрд. долларов, а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга – 18,917 млрд. долларов.

Государственный внешний долг РФ (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:

      1. задолженности странам – участницам Парижского клуба;
      2. задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;
      3. задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
      4. задолженности перед международными финансовыми Организациями;
      5. задолженности бывшим странам СЭВ;
      6. еврооблигационных займов;
      7. ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)
      8. кредитов Центрального Банка России.

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем  долга составляют обязательства  перед странами–членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам РФ перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет 18 стран – крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1 января 2012 года задолженность перед странами кредиторами – членами Парижского клуба составляет 549,0 млн. долларов. Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних и кредитора других стран.

В настоящее время заключены  двусторонние межправительственные соглашения с 7 странами – не членами Парижского клуба: Кореей, Оманом, Тайландом, Турцией, Уругваем, Египтом, Мальтой. Отсутствуют межправительственные соглашения с Грецией, Кувейтом и ОАЭ.

Новый долг РФ перед странами – не членами Парижского клуба кредиторов представлен задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка с Экспортным кредитным банком Турции. Правительством РФ были предоставлены соответствующие платежные гарантии Экспортному кредитному банку Турции по выплате основного долга и процентов, начисленных на сумму задолженности по указанным кредитным соглашениям. На 1 января 2012 года объем задолженности перед странами – бывшими членами СЭВ составил 1000,6 млн. долларов и по сравнению с состоянием на 1 января 2000 года сократился более чем в 5 раз.

Кроме осуществления денежных расчетов и погашения внешнего госдолга товарными  поставками, при погашении внешнего долга РФ перед бывшим странам–членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долл. При этом расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд. долл.

 

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ

2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации

Привлечение средств за рубежом  и обслуживание внешней задолженности  является составной частью внешнеэкономических  отношений стран. Внешний долг оказывает  огромное влияние на всю экономику  страны. Заемные внешние средства вливаются в национальную экономику  страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга изымает средства из национальной экономики. Причем в  случае накопления большого объема задолженности  обслуживание долга может стать  тяжелым бременем для страны.

При рассмотрении внешнего долга прежде всего требуется определиться с  его понятием. Необходимо отметить, что в настоящее время понятия  внешнего долга могут различаться. Каждый из подходов обосновывается целями представления информации. Российский бюджетный кодекс рассматривает  внешний долг как долг, выраженный в иностранной валюте5, и этот подход целесообразен для бюджетных целей, поскольку информация, представленная в соответствии с этим подходом, позволяет судить о валютной нагрузке на государственные органы власти, но в этом случае не берется в расчет «резидентность» или «нерезидентность» кредитора. Например, Минфин России, пользующийся методологией Бюджетного кодекса, учитывает в составе внешнего долга задолженность перед Банком России в размере 6,4 млрд. долл. США. Подход, реализованный в платежном балансе, тоже важен, поскольку информация, представленная в соответствии с этим подходом, позволяет судить об уровне выплат нашей экономики, т.е. по методологии платежного баланса внешний долг – это долг перед нерезидентами.

Таким образом, валютный государственный  долг (внешний государственный долг в бюджетной методологии) отличается от внешнего долга платежного баланса на рублевую задолженность перед нерезидентами, которая присутствует в платежном балансе, и валютную задолженность перед резидентами, которая присутствует во внешнем долге по бюджетной методологии. Эту взаимосвязь можно продемонстрировать на схеме:


 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с бюджетным кодексом информацию публикует Минфин России, а в соответствии с методологией платежного баланса – Банк России.

По показателю «внешний долг/ВВП» Россия находится в числе наиболее проблемных стран, хотя до кризиса это  соотношение составляло всего 30%. Объем  ее внешних обязательств гораздо  выше, чем аналогичные показатели в таких странах – экспортерах  нефти, как Венесуэла и Мексика. Но если в других странах показатель общей внешней задолженности  значительно превышает государственные  обязательства, то в России это не так. Частный сектор фактически не имеет  внешней задолженности, что, во–первых, свидетельствует о слабой инвестиционной привлекательности российской промышленности, а во–вторых, о том, что внешний долг не играет положительную роль в поддержании экономического роста, т.к. почти не используется для финансирования инвестиций (Приложение А).

Несмотря на увеличение доходов  российского бюджета в % от ВВП, в  долларовом выражении они только сейчас выходят на докризисный уровень. Таким образом, если объемы выплат по внешним долгам в 1998 и 1999 гг. в номинальном  выражении почти не отличались, то их доля в бюджетных доходах составила 31 и 45%. Кроме того, увеличение бюджетных  доходов происходит на фоне исключительно благоприятной конъюнктуры, и ее ухудшение в дальнейшем может привести к снижению платежеспособности правительства.

До кризиса система фиксированного валютного курса обеспечивала относительную  предсказуемость расходов по обслуживанию внешнего долга. Девальвация и переход  к плавающему курсообразованию сделали, с одной стороны, объемы ежегодных  выплат менее прогнозируемыми в  рублевом выражении.

После финансового кризиса внешний  долг российского правительства  был фактически разделен на две категории. В первую, которая подлежала обслуживанию, попали все кредиты, взятые в период с 1991 года собственно Россией: это были обязательства перед МВФ и  Всемирным Банком, еврооблигации  и двусторонние кредиты российского  правительства.6 Во вторую – долги, унаследованные Россией от Советского Союза, по которым правительство отказалось платить в полном объеме, это были обязательства перед Парижским (в котором все вопросы решаются исходя из политической точки зрения) и Лондонским (куда входят в основном зарубежные банки–кредиторы, все вопросы решаются исходя из чисто коммерческого подхода) клубами, а также ОВВЗ 3-й серии.

По состоянию на сентябрь 2008 года полностью решен вопрос только с  кредиторами Лондонского клуба. В феврале 2008 года после длительных переговоров правительству РФ удалось  достичь договоренности, согласно которой  из 32 млрд.долл. российского долга  этой организации списывалось 33%, а  оставшаяся часть переоформлялась  в российские еврооблигации со сроками  погашения 10 и 30 лет соответственно. Как ни странно, но реструктуризация не привела к снижению общего объема внешнего долга России. По условиям соглашения с кредиторами страна должна также выверить и переоформить в долговые бумаги обязательства  советских внешнеторговых объединений. Оценки этой задолженности варьируются  от 4 до 10 млрд. долл, так что после реструктуризации этих обязательств в евробонды общая задолженность РФ не изменится.

До сих пор не урегулирован вопрос о реструктуризации ОВВЗ 3-го транша на сумму 1,3 млрд.долларов, которые российское правительство не смогло погасить.

Что касается долга Парижскому клубу, то шансы хоть частично списать его  ничтожно малы, т.к, Россия не входит в  число стран, которые могли бы претендовать на рассмотрение такого вопроса в Парижском клубе. В 1996 году Всемирным банком и МВФ была разработана система помощи 41 стране, испытывающей трудности с обслуживанием  внешнего долга. Россия не попадает под  действие этой программы ни по одному показателю:

    1. ВНП на душу населения (он должен быть ниже 695 долл.), ни по отношению дисконтированного объема долга к экспорту (он должен превышать 220%);
    2. Россия является не просто должником Парижского клуба, она – еще и член клуба с 1997 года.

На данный момент еще не было прецедента списания долга государству – члену клуба и скорее всего он создан не будет. Таким образом, несмотря на желание российского правительства использовать финансовый кризис для снижения общих объемов внешнего долга, ситуация для России по–прежнему остается напряженной.

2.2. Причины возникновения внешнего долга

Причинами образования внешнего долга  России послужили как ее займы  после 1991 года, так и задолженность  СССР, взятая на себя правительством России. Сумму задолженности СССР точно  установить трудно. Союз ССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим  свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке  заняли более 15 млрд.долларов (внешний долг составил уже 5% ВНП). В 1986 сумма внешних займов превысила 30 млрд. долларов (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг 50 млрд. долларов (8% ВНП).

Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных тенденций  в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его стоимости  на мировых рынках, либерализация  внешнеэкономической деятельности, применение плавающих процентных ставок по кредитам, привлечение в больших  объемах, так называемых, «кредитов перестройки», дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ. Еще 30 млрд. долларов задолженности было накоплено Союзом в 1988 – 1991 годах, – когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов. Следует напомнить, что лидеры ведущих государств Западной Европы пошли на предоставление СССР кредитов, не обнаруживая своих подлинных целей, и перед руководством СССР не ставилась задача провести радикальные экономические реформы в СССР, что сегодня называется настоящей причиной предоставления этих кредитов. Западные государства, предоставляя СССР, а затем Российской Федерации кредиты, по сути, оплачивали этими средствами определенные политические решения руководства СССР, а затем и руководства Российской Федерации.

Договор о правопреемстве в отношении  внешнего долга и активов Союза  ССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести  свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую  долю в активах бывшего СССР. (7 стран бывшего СССР не поставили  свои подписи под Договором). По официальным  данным, признанный Россией советский  долг составил в 1991 году 95,1 млрд. долларов. Долг иностранным правительствам составлял 57,2 млрд. долларов. Половина внешней задолженности бывшего СССР приходилась на кредиты, 20,5% были обусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ. На краткосрочную задолженность приходилось около 20% всей суммы долга. Именно с расчетами со странами СЭВ связаны значительные расхождения, поскольку цены на экспортируемые российские товары были занижены, в то время как цены на продукцию стран Восточной Европы по политическим соображениям завышались. Заимствования с 1991 по 2000 год оцениваются на уровне 60 млрд. долларов. Из всей суммы долга только 33% задолженности переоформлены в долговые инструменты, которыми легко управлять. Остальная часть представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых ведутся трудные переговоры. На 2012 год долг бывшего СССР составлял 55,8 млн. долларов США.

Ухудшение конъюнктуры мирового хозяйства в 80–е годы, связанное с увеличением реальных ставок процента, замедлением темпов экономического роста и снижением цен на товары. Увеличение реальных процентных ставок привело к увеличению коэффициентов обслуживания долга. Снижение товарных цен и замедление темпов роста ВНП в странах-потребителях экспорта из стран-должников привели к снижению экспорта и доходов от экспорта, которые являются для стран-должников основным источником выплаты долга. В итоге бремя долга в странах-должниках увеличилось, так как одновременно упали доходы от экспорта и возросли суммы обслуживания долга.

Информация о работе Правовые аспекты современного экономического состояния