Правовые аспекты современного экономического состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследование сущности и понятия внешнего государственного долга России.
Для достижения цели предприятию нужно решить следующие задачи:
1) обобщить теоретические основы правовой характеристики долговых обязательств;
2) рассмотреть состав, структуру, динамику развития внешнего государственного долга;
3) рассмотреть методы управления государственным долгом;
4) оценить основные принципы и направления внешней долговой политики в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………... 9
1.1 Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации……………………………………. 9
1.2 Формы и виды долговых обязательств Российской Федерации……………………………………………………………. 12
1.3 Структура государственного долга Российской Федерации…. 24
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….. 31
2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации……………………………………………………………. 31
2.2 Причины возникновения внешнего долга……………………... 34
2.3 Состав и структура внешнего долга Российской Федерации… 38
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………………………………………………… 45
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации……………………………………………… 45
3.2 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………. 54
3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России…………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 61
СПИСОК АББРЕВИАТУР………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 65
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………... 9
1.1 Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации……………………………………. 9
1.2 Формы и виды долговых обязательств Российской Федерации……………………………………………………………. 12
1.3 Структура государственного долга Российской Федерации…. 24
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….. 31
2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации……………………………………………………………. 31
2.2 Причины возникновения внешнего долга……………………... 34
2.3 Состав и структура внешнего долга Российской Федерации… 38
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………………………………………………… 45
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации……………………………………………… 45
3.2 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………. 54
3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России…………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 61
СПИСОК АББРЕВИАТУР………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 65

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ВНЕШНИЙ ДОЛГ.docx

— 296.25 Кб (Скачать файл)

Структура государственного долга  Российской Федерации представляет собой группировку, которая состоит  из нескольких видов долговых обязательств. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в  виде обязательств по:

  1. кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  2. государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  3. бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  4. государственным гарантиям Российской Федерации;
  5. иным долговым обязательствам, раннее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2 Формы и виды долговых обязательств  Российской Федерации

Государственные долговые обязательства  Российской Федерации, номинальная  стоимость которых указана в  валюте Российской Федерации, согласно приказа Министерства Финансов РФ могут  быть следующих типов:

  1. векселя Министерства финансов Российской Федерации;
  2. целевые расчетные чеки и целевые вклады;
  3. облигации государственных целевых беспроцентных займов СССР 1990 г.;
  4. государственные гарантии Российской Федерации;
  5. облигации внутреннего займа РСФСР 1991 г. (Апрель, Октябрь);
  6. облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.;
  7. государственные краткосрочные бескупонные облигации сроком обращения до 1 года;
  8. облигации федерального займа с переменным купонным доходом сроком обращения свыше 1 года до 5 лет;
  9. облигации федерального займа с постоянным купонным доходом сроком обращения свыше 1 года до 5 лет (или свыше 5 лет до 30 лет);
  10. облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом сроком обращения свыше 1 года до 5 лет (или свыше 5 лет до 30 лет);
  11. облигации федерального займа с переменным купонным доходом сроком обращения свыше 5 лет до 30 лет;
  12. облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации;
  13. государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения до 1 года (или свыше 1 года до 5 лет и свыше 5 лет до 30 лет);
  14. государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения до 1 года (или свыше 1 года до 5 лет и свыше 5 лет до 30 лет);
  15. облигации государственного нерыночного займа сроком обращения до 1 года (или свыше 1 года до 5 лет и свыше 5 лет до 30 лет);
  16. облигации федерального займа с амортизацией долга с фиксированной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения свыше 1 года до 5 лет (или свыше 5 лет до 30 лет);
  17. облигации федерального займа с амортизацией долга с переменной процентной ставкой купонного дохода сроком обращения свыше 1 года до 5 лет (или свыше 5 лет до 30 лет).

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство  получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного  хозяйства, снижения государственных  доходов государство вынуждено  привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований  является государственный кредит, функционирование которого в свою очередь ведет  к образованию государственного долга.

Государственный долг – это сумма задолженностей государства по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственными долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Долг может быть оформлен ценными  бумагами или быть определен в  договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного  органа государственной власти или  местного самоуправления, с одной  стороны, и инвестором, с другой стороны. Согласно ст. 2 Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих трех формах, закрепленных в:

  1. в форме кредитов, получаемых государством в лице Правительства РФ;
  2. в форме государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  3. долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством РФ.

Бюджетный кодекс РФ более конкретно  определяет формы, в которых могут  существовать долговые обязательства  России. В состав государственного долга Российской Федерации в  соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса  РФ включаются долговые обязательства  в следующих формах:

  1. в форме кредитных договоров и соглашений, заключенных от имени России с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  2. в форме государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
  3. в форме договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  4. в форме переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
  5. в форме соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В аналогичных формах могут быть выражены долговые обязательства субъекта РФ, а также муниципального образования. Исключение составляет для муниципальных  образований последняя из вышеуказанных  форм (международных договоров и  соглашений). В свою очередь, долговые обязательства муниципального образования (в отличие от государственных) могут  быть выражены в форме долговых обязательств юридических лиц, переоформленных  в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Государственные долговые обязательства  классифицируются по различным основаниям. Так, Дробозина Л.А. предлагает следующую  классификацию:

  1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления;
  2. По месту размещения – внутренние и внешние;
  3. По обращению на рынке – рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно покупаются и продаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные – не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.
  4. В зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов (обычно векселя, казначейские или муниципальные). Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций [68, 320].
  5. По обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом. Центральные органы управления обычно выпускают высоконадежные беззакладные облигации.
  6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства, продающиеся со скидкой, а выкупающиеся по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

Центральный же банк, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» теперь не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственные займы – вторая основная форма государственного долга, названная в Законе «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные  долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Иностранная  валюта, условные денежные единицы  и драгоценные металлы могут  указываться лишь в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по конкретным государственным и муниципальным ценным бумагам. Оплачиваться они также должны в российской валюте.

Порядок выпуска государственных  займов Российской Федерации, как установлено  в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе Бюджетного кодекса РФ. Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг утверждаются соответственно: Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления в форме нормативных правовых актов соответствующего уровня (ст. 8 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»). Принцип добровольности размещения государственных займов в России получил конституционное закрепление (ч. 4 ст. 75 Конституции РФ).

В целях оформления государственных  внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные  облигации и другие, относящиеся  к эмиссионным ценным бумагам  в соответствии с Федеральным  законом «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владельца на получение от органа, их выпустившего, денежных средств или иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Эмитентом, т.е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг Российской Федерации, выступает федеральный орган  исполнительной власти, являющийся юридическим  лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление  и (или) исполнение федерального бюджета. Соответствующие органы субъекта Российской Федерации и местного самоуправления являются эмитентами ценных бумаг субъекта РФ и муниципального образования.

Наиболее распространенным видом  ценным бумаг по государственным  займам являются облигации внутреннего  государственного займа.

Согласно ГК РФ, облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право  ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный  ею срок номинальной стоимости облигации  или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю  также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной  стоимости облигации либо иные имущественные  права. К отношениям между лицом, выпустившим облигацию, и ее держателем правила настоящего параграфа применяются  постольку, поскольку иное не предусмотрено  законом или в установленном  им порядке1.

Согласно экономического словаря, облигация (от лат. obligatio – обязательство) представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую внесение ее держателем денежных средств и подтверждающую обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

На ряду с государственным займом выделяют и муниципальный займ. Основной целью, которого является частичное погашение бюджетного дефицита, а также развитие самих муниципальных образований. Одной из самых распространенных форм муниципального долга в России являются облигации жилищных и телефонных займов. Муниципальные облигации, как правило, выпускаются на срок более одного года. Если же они имитируются на срок менее одного года, то принято уже говорить не об облигациях, а о краткосрочных долговых обязательствах (далее КДО). В отличие от облигаций их целью являются не инвестиции на развитие муниципальных структур и реализацию их долговременных социальных программ, а финансирование текущих муниципальных расходов.

Цены (курс) облигаций и других государственных  и муниципальных долговых обязательств определяются в процентах к их нарицательной стоимости (номиналу). Юридические лица приобретают облигации всех видов за счет средств, остающихся в их распоряжении после внесения в бюджет и внебюджетные фонды налоговых и неналоговых платежей, а физические лица – за счет личных средств.

Средства, полученные от реализации облигаций  внутреннего займа, направляются в  бюджет и внебюджетные фонды либо на специальные цели, определенные при их выпуске. Облигации внутренних государственных займов распространяются, как правило, через учреждения Сберегательного  банка РФ, а местных займов – также и через фондовые биржи.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных  займов, как правило, является Центральный  банк Российской Федерации. Он выполняет  функции депозитария, в том числе  функции по хранению глобального  сертификата выпуска облигаций  федеральных займов, осуществляет учет прав различных организаций на эти  облигации. Функции же субдепозитария по этим облигациям могут выполнять  уполномоченные организации. Они осуществляют учет прав на облигации федеральных  займов по счетам «Депо» депонентов (инвесторов).

Информация о работе Правовые аспекты современного экономического состояния