Правовое регулирование электронной коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 06:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является изучение правового регулирования электронной коммерции.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) всесторонне проанализировать понятие «электронная коммерция»;
2) изучить правовое регулирование электронной коммерции и выявить имеющиеся пробелы в праве;
3) изучить порядок заключения договоров через Интернет.

Содержание

Введение.................................................................................................................. 4
1. Характеристика электронной коммерции..................................……............. 9
1.1 Понятие электронной экономической деятельности.............…….......... 9
1.2 Виды электронной экономической деятельности......................…….....13
1.3 Безопасность против мошенничества
в электронной коммерции....................................................................…......21
2. Правовое регулирование электронной коммерции...........................…….....27
2.1 Государственное регулирование электронной коммерции.......…….... 27
2.2 Электронная экономическая деятельность: пробелы в праве...……….34
2.3 Правовые проблемы налогообложения субъектов
электронной коммерции.......................................................................….......46
3. Порядок заключения договоров через Интернет...........................................……...60
3.1 Заключение договоров с использованием
электронной почты..................................................................................….....60
3.2 Заключение договоров с использованием web-страниц..............……...73
Заключение...................................................................................................…......81
Список использованных источников..............................................……...……..87

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование электронной коммерции.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)


CoolReferat.com

 

 

Юридический факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

 

                                                               Допущена к защите перед 

                                                                              Государственной

аттестационной комиссией 

«____»__________________ г.

Зав. кафедрой

 «____»___________________г.

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

 

 

 

 

      

 

     

Научный руководитель:

Исполнитель дипломной  работы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

С.

 

Введение.................................................................................................................. 4

 

1. Характеристика электронной  коммерции..................................…….............  9

1.1 Понятие электронной экономической деятельности.............…….......... 9

1.2 Виды электронной  экономической деятельности......................…….....13

1.3 Безопасность против  мошенничества 

 в электронной коммерции....................................................................…......21

 

2. Правовое регулирование  электронной коммерции...........................…….....27

2.1 Государственное регулирование  электронной коммерции.......…….... 27

2.2 Электронная экономическая  деятельность: пробелы в праве...……….34

2.3 Правовые проблемы налогообложения субъектов

электронной коммерции.......................................................................….......46

 

3. Порядок заключения договоров через Интернет...........................................……...60

3.1 Заключение договоров с использованием

электронной почты..................................................................................….....60

3.2 Заключение договоров  с использованием web-страниц..............……...73

 

Заключение...................................................................................................…......81

 

Список использованных источников..............................................……...……..87

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное общество находится на такой ступени  развития, когда происходит быстрое распространение новых информационных технологий и изменение под влиянием этого процесса многих аспектов социально-экономической жизни. Мировая экономика приобретает все более виртуальный характер - виртуальные банки, магазины, библиотеки, биржи - все это уже действительность дня. Новые, телекоммуникационные системы привели не только к качественным изменениям в движении финансовых и реальных инвестиций, товаропотоков, в управлении производством, но и в не меньшей степени к интернационализации практически всех сегментов рынка, культуры, образования, домашнего хозяйства, общечеловеческих ценностей и отношений. Интернет как наиболее яркое проявление новых информационных технологий стал сегодня символом нового мира, новых политических и экономических решений, символом современного человека. Из всего вышеуказанного следует, что выбор данной темы во многом обоснован. Данная тема интересна для исследования в связи с ее актуальностью на современном этапе развития нашего общества.

Как отмечает профессор из Великобритании Дж. Ходжсон, «Современные экономические системы характеризуются важнейшей долговременной тенденцией — прогрессом знаний и нарастанием сложностей социально-экономической жизни»1.

В Российской Федерации  в научной литературе предпринимаются  лишь первые попытки анализа отдельных элементов экономических отношений, формирующихся в процессе переноса предпринимательской активности субъектов малого, среднего и крупного бизнеса в информационную среду глобальных и локальных компьютерных сетей, и в первую очередь, конечно же, в сеть Интернет. Так, отечественными экономистами, менеджерами и юристами рассматриваются практические вопросы ведения электронной торговли: проблемы продвижения товаров на новые рынки и организации системы управления продажами, эффективности рекламы в сети Интернет, управления интернет - магазинами и т. д2.

В широком смысле электронная экономическая деятельность представляет собой совокупность процессов, направленных на перераспределение товаров (работ, услуг), формирующихся в ходе осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а также процессов, направленных на обеспечение такого перераспределения, формирующихся в ходе осуществления хозяйствующими субъектами непредпринимательской деятельности, тесно связанной с обеспечением предпринимательской деятельности, в электронной форме с использованием современных информационных технологий. При этом в качестве экономического инструмента осуществления названных процессов, как правило, выступает глобальная компьютерная сеть Интернет.

Электронная коммерция  – это виртуальная экономическая  среда, в которой осуществляется электронный бизнес, электронные  расчеты и иная электронно-экономическая  деятельность с использованием интерактивных  возможностей. Электронный бизнес – это деятельность компании, направленная на получение прибыли, которая основывается на цифровых технологиях и тех преимуществах, которые они представляют. Но при этом не всегда у компаний, даже самых хорошо развитых и богатых стран, получается, занять лидирующие места по использованию электронной коммерции. Страны Скандинавии в рейтинге по использованию электронной коммерции занимают 3 место, в то время как Япония занимает только 8 место. Не говоря о России, которая занимает 42 место в этом рейтинге3.

На развитие электронной коммерции воздействуют некоторые определяющие её развитие показатели:

- первый фактор - это  рост эффективности производства  в сферах, связанных с новыми  технологиями. Он привёл к тому, что произошло падение цен  на компьютеры, что позволило обычным пользователям приобретать их в домашнее хозяйство. В результате появилась возможность делать покупки, не выходя из дома с помощью Интернет сетей;

- второй важный фактор  – это появление и распространение  альтернативных вариантов доступа  в сеть без использования модема.

Следует отметить и фактор, сдерживающий быстрое распространение  электронной коммерции – это  маленькая пропускная способность  сети Интернет. Над решением данной проблемой уже трудятся многие страны, и лидирующее место среди всех занимает США. По прогнозам уже к концу 2006 г. в США 65% населения будет иметь доступ в Интернет через широкополосные сети, позволяющие ускорить развитие электронной коммерции. Несмотря на минимальные издержки копирования и пользования информационными ресурсами, сама инфраструктура сетей требует значительных финансовых затрат, и для России очень важно правильно осуществлять свою инвестиционную политику в ближайшей перспективе.

Электронная коммерция включает в себя деятельность провайдеров Интернет - услуг и деятельность всех прочих экономических субъектов, которые, используя каналы Интернета, организуют свою коммерческую деятельность. Провайдер Интернет - услуг — это коммерческая фирма, которая обеспечивает доступ в Интернет, поддерживает его за определенное вознаграждение и оказывает некоторые сопутствующие услуги по требованию клиентов4.

При коммерческом использовании возможностей Сети различными экономическими субъектами, в структуре  электронной коммерции, как правило, выделяют несколько звеньев:

- реклама и представление товара;

- осуществление  операций купли-продажи через  каналы Сети;

- послепродажные  услуги клиентам;

- построение  отношений с клиентами.

Реклама в  Интернете имеет огромное значение, причем сетевая реклама (размещение рекламной информации на наиболее часто посещаемых серверах) отличается от ее традиционных видов. Отличие это не только чисто техническое — гораздо важнее экономический смысл: поскольку затраты на вхождение в Сеть ничтожно малы по сравнению со стоимостью традиционной рекламы, меняется модель ведения рекламного бизнеса. Фирмы, дающие рекламу, могут обращаться непосредственно к потенциальным клиентам на электронных рынках; сообщения теряют узконаправленность и становятся универсальными, поскольку они обращены к огромной аудитории. Агент из посредника превращается в партнера по осуществлению маркетинговых исследований и помогает клиентам создавать свои рекламные сообщения, а комиссионные модифицируются в оплату услуг таких агентов. Для измерения эффективности рекламы в Сети можно использовать метод подсчета количества посещений и последовавших затем заказов продукции.

Электронная коммерция возникла и развивалась  на протяжении последних двадцати лет  и продолжает развиваться в настоящее  время достаточно бурно. Объяснением  служат неоспоримые преимущества, которые связаны с данной формой ведения коммерческой деятельности, так и с тем фактом, что в условиях некоторого дефицита привлекательных в инвестиционном отношении проектов, который сформировался в экономически развитых странах, бизнес - проекты, связанные с использованием Интернета, вполне логично становятся перспективными для инвесторов. Электронная коммерция прочно занимает свое место среди других форм ведения бизнеса.

Если обычно развитие розничной торговли предшествует развитию межкорпорационной торговли в Сети, то в России, напротив, межкорпорационная сетевая торговля предшествовала розничной.

По мере своего развития и продвижения на рынке  электронная коммерция оказывает все большее воздействие на отдельные сектора экономики и на общее макроэкономическое окружение. Для развитых стран мира уже типичен, а для России может стать типичным в ближайший год-два следующий произошедший в 1999 в США конкретный случай: средняя по размерам компания, с 1920 года занимающаяся производством глиняной посуды, за несколько дней потеряла большую часть своих постоянных заказчиков. Производимая глиняная посуда была достаточно тяжелой и легко билась, поэтому экономически нецелесообразно было ее распространять далеко от места производства. Однако один из заказчиков такой посуды, просматривая сеть Интернет, случайно нашел предложение европейского производителя аналогичной посуды. Оказалось, что даже вместе с доставкой через океан эта продукция дешевле и имеет лучшее качество. Через несколько месяцев большинство заказчиков такой посуды стали покупать ее у европейского производителя5.

Объектом исследования является электронная коммерция.

Предметом исследования является законодательство в сфере электронной коммерции и проблемы его развития.

Целью данной дипломной работы является изучение правового регулирования электронной коммерции.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) всесторонне проанализировать  понятие «электронная коммерция»;

2) изучить правовое  регулирование электронной коммерции  и выявить имеющиеся пробелы в праве;

3) изучить порядок заключения договоров через Интернет.

При написании работы использовались общенаучные методы: анализа, синтеза и сравнения.

Данная работа основывается на трудах таких авторов как Тедеев А.А., Балабанов И.Т., Пирогова С.В.

Дипломная работа состоит  из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников.

1. Характеристика  электронной коммерции

1.1 Понятие  электронной экономической деятельности

 

 

 

В Российской Федерации  на сегодняшний день макро- и микроэкономическое значение цивилизованного развития электронного сегмента российской экономики не вызывает никаких сомнений. Однако, как справедливо отмечают В.М. Попов, Р.А. Маршавин и С.И. Ляпунов, в настоящее время среди ученых и специалистов нет единого мнения о том, какие области человеческой деятельности следует включать в понятие «электронная коммерция».

Названный термин («электронная коммерция» - от англ. electronic commerce, e-commerce, EC) получил широкое применение сначала в зарубежных, а затем и в российских средствах массовой информации и отдельных практических работах авторов-экономистов.

Однако использование  данного термина в качестве базового при разработке актов российского законодательства в сфере регулирования (в том числе налогово-правового регулирования) электронного сегмента российской экономики не оправдано ввиду наличия существенных недостатков названного термина. Сопоставимым по отношению к термину «электронная коммерция» является понятие «экономическая деятельность, осуществляемая с использованием глобальной компьютерной сети Интернет», или кратко «электронная экономическая деятельность».

Следует отметить, что  зарубежными и российскими исследователями-экономистами понятие электронной коммерции наиболее часто раскрывается через определения электронного обмена данными (ряд авторов в качестве синонима используют термин «электронный документооборот») электронного перевода денежных средств и электронной торговли. 

В методических и практических работах экономистов определение электронной коммерции, как правило, выглядит следующим образом: «Электронная коммерция представляет собой экономический процесс обмена товарами и услугами на базе существующих партнерских связей с помощью электронных средств коммуникации6».

В свою очередь, специалисты Российской ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) предлагают следующее определение понятия электронной коммерции: «Электронная коммерция или электронное ведение бизнеса представляет собой сферу деловой деятельности, включающую электронный документооборот, электронную систему платежей и электронную торговлю7».

Следует отметить, что  отдельные авторы рассматривают  термин «электронное ведение бизнеса» в качестве эквивалента (синонима) по отношению к понятию «электронная коммерция». При этом под электронным обменом данными (документами) (Electronic Data Interchange, EDI), как правило, понимается «электронный обмен деловыми документами (такими как заказы на покупку, биржевые котировки, накладные на различные товары и счета-фактуры) между компьютерными программами различных компаний в стандартизированной форме. Обычно электронный обмен документами используется при ведении дел с поставщиками».

Таким образом, под электронным документооборотом большинство исследователей понимают «перемещение в компьютерной сети Интернет структурированной информации, создаваемой и интерпретируемой по определенным правилам».

Авторы проекта Федерального закона «Об электронной торговле в Российской Федерации», который  должен был ввести в правовой оборот ряд новых понятий, понимают под электронной торговлей заключение с использованием электронных средств (но не ограничиваясь им) следующих договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ: купли-продажи, поставки, возмездного оказания услуг, перевозки, займа и кредита, финансирования под уступку денежного требования, банковского вклада, банковского счета, расчетов, хранения, страхования, поручения, комиссии, агентирования, доверительного управления имуществом, коммерческой концессии, простого товарищества, а также приобретения и осуществления с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности8.

Информация о работе Правовое регулирование электронной коммерции