Правовое регулирование электронной коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 06:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является изучение правового регулирования электронной коммерции.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) всесторонне проанализировать понятие «электронная коммерция»;
2) изучить правовое регулирование электронной коммерции и выявить имеющиеся пробелы в праве;
3) изучить порядок заключения договоров через Интернет.

Содержание

Введение.................................................................................................................. 4
1. Характеристика электронной коммерции..................................……............. 9
1.1 Понятие электронной экономической деятельности.............…….......... 9
1.2 Виды электронной экономической деятельности......................…….....13
1.3 Безопасность против мошенничества
в электронной коммерции....................................................................…......21
2. Правовое регулирование электронной коммерции...........................…….....27
2.1 Государственное регулирование электронной коммерции.......…….... 27
2.2 Электронная экономическая деятельность: пробелы в праве...……….34
2.3 Правовые проблемы налогообложения субъектов
электронной коммерции.......................................................................….......46
3. Порядок заключения договоров через Интернет...........................................……...60
3.1 Заключение договоров с использованием
электронной почты..................................................................................….....60
3.2 Заключение договоров с использованием web-страниц..............……...73
Заключение...................................................................................................…......81
Список использованных источников..............................................……...……..87

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование электронной коммерции.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)

Сегодня наиболее распространенной разновидностью электронных  сделок является договор купли-продажи. В электронном виде могут заключаться различные виды договоров купли-продажи, в том числе договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор контрактации. Исключение здесь составляют договоры купли-продажи недвижимости, требующие государственной регистрации.

Для B2C Интернет - магазинов в большинстве случаев речь идет о такой разновидности договора розничной купли-продажи, как продажа товаров по образцам (статья 497 ГК РФ), когда товар приобретается в целях использования товара исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Правила продажи товаров по образцам18 определяют продажу товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров.

Подводя итог, можно сказать, что на данный момент существует много различных видов экономической деятельности, осуществляемой в электронной форме, но наибольшее распространение получила классификация видов экономической деятельности по субъектному составу участников отношений. Различают электронную экономическую деятельность в пяти сегментах экономики рынков: В2В (от англ. «Business-to-Business» - бизнес-бизнес), В2С («Business-to-Consumer» - бизнес-потребитель), В2А («Business-to-Administration»- бизнес-администрация), С2А («Consumer-to-Administration»- потребитель-администрация), С2С («Consumer-to-Consumer» - потребитель-потребитель).

 

1.3 Безопасность  против мошенничества в  электронной коммерции

 

 

 

С ростом популярности Интернета  и появлением новых технологий электронная коммерция вошла в жизнь многих больших и малых торговых фирм, а также частных лиц. Коммерческая деятельность через электронные сети снимает ряд физических ограничений, естественных для работы обычных предприятий торговли и сервиса. Заказы на продукцию могут приниматься в любое время с любого места планеты. Объемы операций через Интернет постоянно растут. Высокий уровень мошенничества в Интернете является сдерживающим фактором развития электронной коммерции, поскольку покупатели, торговля и банки в России боятся пользоваться этой технологией из-за опасности понести финансовые потери.

Люди в России до сих  пор не рассматривают Интернет как  безопасную среду, чему способствуют как  объективная информация о степени  безопасности работы в Интернете, так  и новомодные фильмы и рассказы о хакерах, успешно преодолевающих любые препятствия на пути к сколь угодно защищенной информации. Опросы показывают, что более всего люди боятся потенциальной угрозы получения кем-либо их персональных данных при работе через Интернет. По данным платежной системы VISA около 23 % транзакций электронной коммерции так и не производится из-за боязни клиента ввести запрашиваемую электронным магазином персональную информацию о клиенте19.

Россияне главным образом  используют Интернет в качестве информационного канала для получения интересующей их информации. Лишь немногим более 2 % всех поисков по каталогам и базам данных в Интернете заканчиваются покупками. Некоторые Интернет - продавцы утверждают, что каждая четвертая попытка провести транзакцию через Интернет является мошеннической. Большинство таких транзакций завершаются отказом от авторизации из-за неправильного номера карты и/или срока действия карты. Еще более угрожающе выглядят данные системы VISA, утверждающей, что 47 % случаев предъявления ее карточек через Интернет оказываются мошенническими. Следует отметить, что все приведенные выше цифры являются приблизительными. Это связано с разными обстоятельствами. В частности, сравнительно недавно стало обязательным «помечать» транзакции электронной коммерции специальным образом, что позволило платежным системам корректно учитывать транзакции, совершенные через Интернет. Кроме того, известны факты сокрытия банками случаев совершения мошенничеств в их торговых предприятиях. Проблема латентности мошенничеств, связанных с транзакциями, часто вызвана небольшим размером таких транзакций. Многие владельцы карт не замечают транзакции, никогда ими не совершавшиеся, в виду малости размеров последних. В соответствии с данными международных платежных систем все конфликты, связанные с электронной коммерцией, делятся в основном на три класса20:

  • владелец карты утверждает, что никогда не проводил транзакцию через Интернет;
  • владелец карты утверждает, что заказ не был выполнен;
  • владелец карты оспаривает размер транзакции.

Наиболее многочисленным является первый класс отказов от платежей. Как показывают исследования, проведенные специалистами международных платежных систем, в подавляющем большинстве случаев причиной возникновения конфликта, относящегося к первому классу, является использование мошенниками украденных реквизитов карт (номер карты, срок ее действия и т. п.). Существуют и другие причины возникновения конфликтов этого класса. Случается, что транзакция выполняется одним из членов семьи владельца карты, о чем последний ничего не знает. Еще одна причина — владелец карты по информации, полученной в своем банке, не узнает имени торгового предприятия, в котором он совершал покупку. Поэтому так важно, чтобы торговое предприятие оформляло электронный чек, выдаваемый клиенту в качестве подтверждения приема заказа от покупателя, правильным образом, о чем подробнее будет рассказано далее.

Второй класс конфликтов в специальных комментариях не нуждается. К сожалению, иногда случается так, что некоторые торговые предприятия  по разным причинам не способны выполнить принятый заказ. Одна из таких причин состоит в том, что только крупные торговые предприятия имеют в своем арсенале системы управления складами, позволяющие им в любой момент времени точно определять наличие того или иного товара на складе. В результате только после приема заказа выясняется, что интересующего клиента товара уже нет. Другая причина состоит в перегрузке торгового предприятия заказами (это характерно для праздничных дней, когда обороты вырастают на порядок). В результате обязательства магазина по доставке товара в оговоренные сроки оказываются сорванными, что, как правило, рассматривается клиентом как невыполнение заказа. Во избежание отказа от покупки, торговое предприятие должно иметь запасы товаров на складах.

Другим универсальным способом решения проблемы является задержка отправки финансового сообщения эмитенту владельца карты до момента исполнения заказа. Третий класс конфликтов связан со случаями, когда торговое предприятие к согласованной с покупателем цене вдруг неожиданно для последнего добавляет дополнительные платы (налоги, плату за доставку и т. п.). Несогласие клиента с таким подходом к делу иногда выливается в жалобу последнего своему банку, генерирующему в свою очередь отказ от платежа, направляемый обслуживающему банку.

В России по данным STB CARD, крупнейшего российского процессора транзакций, выполняемых по пластиковым  картам, уровень мошенничества в  Интернете составляет примерно 0,5-3 % от оборотов в электронной коммерции. К этим цифрам нужно относиться осторожно, принимая во внимание общие объемы этого бизнеса в России сегодня (несколько тысяч транзакций в день), а также виды услуг, оказываемых электронными торговыми предприятиями (сегодняшний сектор рынка электронной коммерции в России — продажа книг, сувениров, подписка на журналы и газеты и т. п. — не представляет серьезного интереса для мошенников). При этом количество попыток совершить мошенническую транзакцию по данным STB CARD составляет 5-15 % от общего количества транзакций21.

По данным МВД РФ количество преступлений, совершаемых через Интернет, растет, и растет быстро. Если в 1998 г. число подобных преступлений находилось на отметке 80, то в 1999 г. их было уже около 200, а в 2005г. более 400022.

Говоря о судебной практике в рассматриваемой сфере, стоит отметить ее несформированность и, вследствие этого, неоднородность. Приговоры, вынесенные различными судами по однотипным  уголовным делам, зачастую расходятся в вопросах квалификации действий преступника и размеров наказания. Вот несколько примеров23.

6 февраля 1999 года было  возбуждено уголовное дело по  признакам преступления, предусмотренного  ст. 272 УК. В ходе предварительного  следствия было установлено, что  с целью хищения чужого имущества  обвиняемые Ч. и З. вступили  в сговор, по которому Ч., работающий в фирме «Самогон», имея доступ к компьютерам фирмы, ввел в базу клиентов фирмы сфальсифицированную запись с реквизитами, назвав которые впоследствии, З. получил со склада фирмы продукцию стоимостью более 70 тысяч рублей. Действия Ч. квалифицированы на предварительном следствии по статье 272 УК РФ. Приговором Вологодского городского суда З. был осужден по статье 159 УК РФ («Мошенничество») к 5 годам, а Ч. по статьям 159 и 272 к 6 годам лишения свободы условно.

Тагилстроевский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области рассмотрел уголовное дело по обвинению Р. По ст.159, 183, 272,273,УК РФ. В октябре-ноябре 1998 года Р., пользуясь своим  служебным положением, совершил изменение ведомости начисления заработной платы на предприятии так, что у работников, которым начисляли более ста рублей, списывалось по одному рублю, эти средства поступали на счёт, откуда их впоследствии снял Р. Изменения в программе были квалифицированы по статье 273, сбор сведений о счетах лиц, данные о которых были внесены в базу предприятия,- по статье 183, модификация этих данных,- по статье 272, а получение начисленных денежных средств- по статье 159 УК РФ.Р. был приговорён к 5 годам лишения свободы, условно с лишением права заниматься профессиональной деятельностью программиста и оператора ЭВМ сроком на 2 года.

9 февраля 2001 года Красногвардейским  судом города Санкт-Петербурга. Программист  М. был признан виновным по  статье 273 УК РФ в 12 эпизодах  распространения вредоносных программ  по статье 165 – в причинение  имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием. С ноября 1998 года по апрель 1999 года он рассылал клиентам пяти петербуржских Интернет- провайдеров троянские программы, и получал логины с паролями, которыми пользовался для доступа в Интернет. Суд его приговорил к трём годам лишения свободы и штрафу в размере 300 минимальных размеров оплаты труда.

В результате проведенного анализа можно сформировать основные требования к схемам проведения транзакции, обеспечивающим необходимый уровень  ее безопасности. Эти требования сводятся к следующему:                     1) аутентификация участников покупки (покупателя, торгового предприятия и его обслуживающего банка). Под аутентификацией покупателя (продавца) понимается процедура, доказывающая факт того, что данный владелец карты действительно является клиентом некоторого эмитента-участника (обслуживающего банка-участника) данной платежной системы. Аутентификация обслуживающего банка доказывает факт того, что банк является участником данной платежной системы;

2) реквизиты платежной  карты (номер карты, срок ее  действия, и т.п.), используемой при  проведении транзакции, должны быть  конфиденциальными для торгового  предприятия. 

3) невозможность отказа  от транзакции для всех участников  транзакции в электронной коммерции, то есть наличие у всех участников неоспоримого доказательства факта совершения покупки (заказа или оплаты).

4) гарантирование магазину  платежа за электронную покупку  - наличие у торгового предприятия  доказательства того, что заказ  был им выполнен. Очевидно, что пластиковые карты с магнитной полосой не являются идеальным средством расчетов в Интернет - коммерции. На смену им придут микропроцессорные карты, реализующие надежные алгоритмы динамической аутентификации владельца карты24.

Появление в УК РФ 1996 года главы 28 (Преступления в сфере компьютерной информации) было очень своевременным. Волна компьютерной преступности уже пошла, а надлежащей правовой базы еще не было. С позиции сегодняшнего дня можно уже спорить о неудачности отдельных формулировок статей этого раздела, об узости охвата, о мягкости наказания и так далее. Тем не менее, правовые механизмы привлечения к ответственности за компьютерные преступления есть и они работают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое  регулирование электронной коммерции

2.1 Государственное регулирование электронной коммерции

 

 

 

Главная причина кризиса  экономики Российской Федерации - стратегическая неэффективность (неприменимость в  России) экономической модели, реализуемой  в ходе «демократических реформ», по сути являющейся разграблением страны, - модели открытой экономики, ориентированной на внешний рынок, а не на защиту национальных экономических интересов и приоритетов. Однако следует особо подчеркнуть, что на сегодняшний день мир в экономическом смысле находится на начальном этапе формирования уже новых аспектов мировой экономики, нового экономического миропорядка.

Поэтому одним из путей  достижения устойчивого развития национальной экономики и нивелирования негативных последствий реализации на протяжении ряда лет указанной экономической модели в Российской Федерации (как именуют ее С. И. Мельников и А. Паршев – «самоедской экономики») в сложившихся условиях является разработка концепции государственного регулирования (в том числе - налогово-правового регулирования и налогообложения) субъектов электронной экономической деятельности и общественных отношений, формирующихся в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет, отвечающей целям национальной экономической безопасности страны, восстановления национальной экономики. В нашем обществе происходит формирование новой общественной технологии взаимоотношений государства, экономики и общества, единственно возможной основой, которой должно быть законодательное регулирование экономических отношений. К сожалению, формирование системы нормативно-правового регулирования идет стихийным

 

образом, без опоры  на тщательно отработанную теоретическую  концепцию25.

Как справедливо указывает  известный специалист в области  банковского права Российской Федерации, д-р юрид. наук, канд. физ.-мат. наук, проф. Г.А. Тосунян в отношении роли государства в экономике, «будучи формой государственного управления общественными процессами, система государственного регулирования призвана создавать благоприятные экономические, правовые и организационные условия для функционирования учреждений, предприятий и организаций». Применительно к концепции государственного регулирования электронной экономической деятельности это означает, что такая система государственных мер в первую очередь должна быть направлена на развитие регулируемых общественных отношений. Необходимо избрать те меры и формы государственного воздействия на электронный сегмент российской экономики, которые будут способствовать улучшению его функционирования в интересах всех участников электронной экономической деятельности26.

Применительно к технологиям  осуществления электронной экономической  деятельности нельзя не отметить мнение ведущих специалистов Комитета по политике информатизации при Президенте РФ, которые убеждены, что необходимо в скорейшее время принять срочные меры, направленные на создание единого информационного пространства страны и его интеграции в мировое информационное пространство. При этом потеря контроля за информационными потоками на федеральном уровне означает то же самое, что и разрушение единой энергетической, транспортной и иных систем жизнеобеспечения государства.

Информация о работе Правовое регулирование электронной коммерции