Горизонтальные и вертикальные межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть горизонтальные и вертикальные межбюджетные отношения
Исходя из этого, в ходе работы следует решить следующие задачи:

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Межбюджетные отношения………………………………………..5
1. Межбюджетные отношения в федеративном государстве…………......5
1.2. Особенности и проблемы межбюджетных отношений……………….9
Глава 2.Горизонтальные и вертикальные межбюджетные отношения……14
2.1. Вертикальное межбюджетное выравнивание………………………...15
2.2. Горизонтальное межбюджетные выравнивание……………………..18
2.3. Механизм вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания……………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………..24
Библиографический список………………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Горизонтальное и вертикальное финансовое выравнивание.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем решение задачи обеспечения каждому гарантированных  государством услуг и благ связано  с большими различиями в экономическом положении тех или иных   регионов,   с   различным уровнем затрат и большой дифференциацией  бюджетных  возможностей региональных и местных органов власти, дифференциацией  населения  по  уровню получаемых денежных доходов; региональными    различиями   в прожиточном минимуме, связанными с уровнем цен региональных  потребительских   рынков. В соответствии с концепцией реформирования     межбюджетных отношений в России осуществляется переход от индивидуальных и постоянно меняющихся нормативов к финансовым трансфертам на основе единой для всех регионов методики их исчисления19.

Горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение  налогового бремени между субъектами федерации для устранения или, по крайней мере, снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода и нивелирование региональных различий в прожиточном минимуме, денежных доходах и расходах населения20.

Рассмотрим общий механизм горизонтального выравнивания в Российской Федерации, который является частью финансового федерализма.

Задача горизонтального  финансового выравнивания в России чрезвычайно сложна,  поскольку это связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов,  уровнем затрат и с большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти. Существенное воздействие на обеспечение социальных стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы и сложная экономическая ситуация, приведшие к дифференциации населения по уровню денежных доходов, возникновению существенных региональных различий в прожиточном минимуме и сохранению разного уровня цен. Все это значительно усложняет задачу бюджетного выравнивания. Для горизонтального финансового выравнивания в настоящее время в РФ используются следующие методы: трансферты, дотации, субвенции, взаимные расчеты, бюджетные компенсации21.

Перечисленные выше методы горизонтального бюджетного выравнивания применяются практически во всех странах с рыночной экономикой, имеющих федеративное устройство. Тем не менее соотношение этих методов, практика их применения и методики расчетов размеров оказываемой помощи во всех странах различны, поскольку они адаптируются к конкретной экономической ситуации, в которой формируется определенная модель межбюджетных отношений.

2.3. Механизм вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания

 

 Главным    принципом    построения механизма горизонтального и вертикального выравнивания является законодательное   разграничение   полномочий   органов, ответственных за ведение бюджета.

Вертикальная   сбалансированность   отмечается   по отношению не только к вышестоящим органам власти, но и к   нижестоящим.   Это   создано   для   эффективного распределения   и   сбалансированности   средств   между субъектами  РФ,  чтобы  в  случае  необходимости  оказать финансовую помощь.

Принцип вертикальной сбалансированности предъявляет требования как к  вышестоящему уровню власти (бюджету), так и к региональным и местным  властям (бюджетам). В случае если потенциальные  возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования предоставления услуг (выполнения функций), за которые отвечает тот или иной региональный или местный орган, то центральное правительство обязано предоставить этому нижестоящему уровню власти недостающие бюджетные ресурсы22.

Вертикальное выравнивание не решает всех проблем бюджетного сбалансирования. Оно должно сочетаться с процессом горизонтальной сбалансированности бюджетов. 

Пропорциональное распределение    налогов  между субъектами Федерации (регионами)  по   определенной  формуле для устранения (или снижения) неравенства в налоговых возможностях (потенциалах) различных территорий   (субъектов   Федерации и Муниципалитетов).

В условиях Российской Федерации  задача горизонтального выравнивания сложна, как ни в одной другой стране. Решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг и благ связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных   регионов,   с   различным уровнем затрат и большой дифференциацией  бюджетных  возможностей региональных и местных органов власти, дифференциацией  населения  по  уровню получаемых денежных доходов; региональными    различиями   в прожиточном минимуме, связанными с уровнем цен региональных  потребительских   рынков.

Горизонтальное выравнивание перераспределение финансовых  подразумевает ресурсов между регионами.  Горизонтальное выравнивание не подразумевает  простого  перечисления  доходов  богатых регионов  в  расходы  бедных.  Средства  помощи  всегда выделяются из централизованных фондов, созданных не только  за  счет  налоговых  поступлений. 

Горизонтальное выравнивание проявляется в форме дотаций, субвенций, спецфондов  (таких,  например,  как  Федеральный  фонд поддержки   регионов),   причем   все   они   имеют централизованный   характер,   поэтому   говорить   о действительно горизонтальном распределении трудно. По сути межбюджетные отношения в России базируются на противоречии  Конституции  РФ,  которое  заключается  в ответственности   центра   за   весь   комплекс   жизненных  условий  в  регионах.  Несмотря  на  данное  противоречие, та к о е   положение   регламентируется   множеством федеральных  законов.  Поэтому  необходима  работа  по реформированию   горизонтального   выравнивания. Следует перейти на новые методы распределения средств между субъектами РФ. Их суть заключается в обеспечении максимально   возможной   бюджетной   независимости субъектов РФ. Для выполнения своих функций согласно Конституции  РФ  каждый  из  уровней  власти  должен  в достаточной   мере   обеспечиваться   собственными финансовыми средствами.  

В области используемых механизмов сглаживания горизонтального финансового  дисбаланса и системы финансового  выравнивания доминирование федерального начала проявляется23:

  1. в сохранении значительных перераспределительных финансовых потоков, замыкающихся на федеральном бюджете;
  2. в построении системы трансфертов, при которой на федеральном уровне производится постатейный учет не только доходов бюджетов субъектов федерации, но и их расходов;
  3. в скрытом перераспределении через систему трансфертов доходов от собственных и закрепленных источников бюджетов нижестоящего уровня.

Это  является  решением  политических  и  экономических проблем. Необходимо появление у регионов действенных стимулов   к   увеличению   своих   доходов,   финансовому самообеспечению,   максимально   рациональному   и ответственному   применению   средств   бюджета.   Кроме того,  перераспределение  доходов  в  сторону  бюджетов субъектов РФ не должно оказывать влияние на качество решения  стратегических  задач,  таких  как  обеспечение обороны страны и безопасности государства, поддержка фундаментальных научных исследований и других задач, имеющих статус задач общенационального характера.

Целью  горизонтального  и  вертикального  выравнивания является   выравнивание   возможностей   реализации минимального   уровня   социальных   гарантий,   который регламентируется   Конституцией   РФ   и   федеральным законодательством.   Социальные   гарантии   должны финансироваться из всех бюджетов, причем независимо от их уровней.

В соответствии с концепцией реформирования     межбюджетных отношений в России осуществляется переход от индивидуальных и постоянно меняющихся нормативов к финансовым трансфертам на основе единой для всех регионов методики их исчисления.

 

Заключение

Сфера межбюджетных отношений является максимально широкой, содержание межбюджетных отношений охватывает практически все бюджетные отношения.

В системе межбюджетных отношений регионов и центра в РФ является проблема самообеспечения регионов и муниципальных образований, проблема повышения доходности бюджетов всех уровней.

Межбюджетные отношения определены как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса".

Исходным пунктом реформирования системы межбюджетных отношений и непременным условием выхода страны на устойчивые экономические показатели должна стать целенаправленная и скоординированная работа по совершенствованию бюджетно-финансового законодательства РФ и по исправлению ошибок и недочетов, которые существуют в нынешней бюджетной системе. 

Главным    принципом    построения механизма горизонтального и вертикального выравнивания является законодательное   разграничение   полномочий   органов, ответственных за ведение бюджета.

Целью  горизонтального  и  вертикального  выравнивания является   выравнивание   возможностей   реализации минимального   уровня   социальных   гарантий,   который регламентируется   Конституцией   РФ   и   федеральным законодательством.   Социальные   гарантии   должны финансироваться из всех бюджетов, причем независимо от их уровней.

В соответствии с концепцией реформирования     межбюджетных отношений в России осуществляется переход от индивидуальных и постоянно меняющихся нормативов к финансовым трансфертам на основе единой для всех регионов методики их исчисления.

 

Библиографический список

Правовые  акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", 5.12.1993.

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823,  в последней редакцией 09.02.2009 № 310-ФЗ

Научная литература

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007 года  "О бюджетной политике в 2008-2010 годах" // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2007. N 7.

Вагапова А.Р. Совершенствование  межбюджетных отношений в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. экон. наук. - М., 2007.

Годин А.М., Подпорина  И.В. Бюджет и бюджетная система  Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко. -  2002.

Климанов.В.В., Совершенствование системы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета //Журнал «Казанский федералист» 2006 № 3 

Казанцева Т.В. Региональный аспект формирования межбюджетных отношений (на примере Приморского края): Автореф. дисс. канд. экон. наук. - Хабаровск, 2006.

Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. Под  ред. Бобкова, О.В.. М.: Изд-во Экзамен. - 2006.-  671. с

Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы.- М.: УРСС, 1997.

Пантюхина С.А., Галиев А. И. Межбюджетные отношения и проблема распределения расходов между бюджетами  всех уровней //ВЕСТНИК ТИСБИ № 4 2007

Парыгина, В.А., Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) М.:  - 2007 г. - 560 с.

Романовский М.В., Врублевской  О.В., Комментарий к Бюджетному кодексу  Российской Федерации (вводный) // birzhadiplomov.narod.ru.

Финансовое   право:   учеб.—2-е   изд.,    перераб.   и   доп./A.    Б. Быля   О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева [и др.]; отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко.- М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007,- 528 с.

Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2003.

Финансовое право: Учебник / О. Н.  Горбунова, Е. Ю. Грачева и  др.; Отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г, П. Толстопятенко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 536 с.

Хайнрих Йоханнес Мейер. Распределение финансовой власти в  федеративном государстве // «Федерализм в России и Германии: опыт сравнительного исследования» Научная конференция. - Казань, - 28–29 марта 2003 // http://www.kazanfed.ru/actions/konfer5/doklad5/.

Экономический словарь. Под ред. А.И.Архипова, ТК "Велби", издательство "Проспект", 2004 г.

 

1 Финансовое   право:   учеб.—2-е   изд.,    перераб.   и   доп./A.    Б. Быля   О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева [и др.]; отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко.- М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007,- 528 с.

2 Финансовое право: Учебник / О. Н.  Горбунова, Е. Ю. Грачева и др.; Отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г, П. Толстопятенко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 536 с.

3 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2003.

4 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2003.

5 Христенко В. Развитие бюджетного федерализма в России: итоги 1990-х годов и задачи на перспективу // Вопросы экономики, 2002, №2.

6 Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко. -  2002. - С. 101.

7 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. Под ред. Бобкова, О.В.. М.: Изд-во Экзамен. - 2006.-  671. с

8 Парыгина, В.А., Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) М.:  - 2007 г. - 560 с.

9 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007 года  "О бюджетной политике в 2008-2010 годах" // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2007. N 7.

10 Казанцева Т.В. Региональный аспект формирования межбюджетных отношений (на примере Приморского края): Автореф. дисс. канд. экон. наук. - Хабаровск, 2006. С. 3.

11 Вагапова А.Р. Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. экон. наук. - М., 2007. С. 3.

Информация о работе Горизонтальные и вертикальные межбюджетные отношения