Горизонтальные и вертикальные межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть горизонтальные и вертикальные межбюджетные отношения
Исходя из этого, в ходе работы следует решить следующие задачи:

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Межбюджетные отношения………………………………………..5
1. Межбюджетные отношения в федеративном государстве…………......5
1.2. Особенности и проблемы межбюджетных отношений……………….9
Глава 2.Горизонтальные и вертикальные межбюджетные отношения……14
2.1. Вертикальное межбюджетное выравнивание………………………...15
2.2. Горизонтальное межбюджетные выравнивание……………………..18
2.3. Механизм вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания……………………………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………..24
Библиографический список………………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Горизонтальное и вертикальное финансовое выравнивание.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)


План

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Межбюджетные отношения………………………………………..5

1. Межбюджетные отношения в федеративном  государстве…………......5

1.2. Особенности и проблемы  межбюджетных отношений……………….9

Глава 2.Горизонтальные и вертикальные межбюджетные отношения……14

2.1. Вертикальное  межбюджетное  выравнивание………………………...15

2.2. Горизонтальное  межбюджетные выравнивание……………………..18

2.3. Механизм  вертикального и горизонтального  бюджетного выравнивания……………………………………………………………………..20

Заключение…………………………………………………………………..24

Библиографический список………………………………………………...25

 

 

Введение

Организация межбюджетных отношений, основанных на сбалансированном разграничении расходных и доходных полномочий между органами власти всех уровней, является одним из принципиальных вопросов государственного строительства.

Государство в последние  годы предприняло ряд эффективных  мер по корректировке бюджетных  взаимосвязей, по регулированию каналов  прохождения и направления бюджетных  потоков, воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений. Были внесены изменения в принципы и методы формирования бюджетных доходов и расходов, уточнены пропорции распределения ресурсов, что положительно повлияло на согласование интересов органов власти всех уровней, упорядочило взаимодействие звеньев бюджетной системы.

Системные изменения  в государственном устройстве, обществе и экономике требуют создания принципиально новой системы  управления всеми экономическими отношениями  и, прежде всего, процессом взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. Поэтому проблемы организации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования стали объектом пристального внимания как в теоретических разработках экономистов, так и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России, в этом есть актуальность курсовой работы.

Цель курсовой работы рассмотреть горизонтальные и вертикальные межбюджетные отношения

Исходя из этого, в  ходе работы следует решить следующие задачи:

Первая задача рассмотреть межбюджетные отношения в федеративном государстве, особенности и проблемы  этих отношений.

Вторая задача проанализировать, горизонтальные и вертикальные межбюджетные отношения раскрыть механизм бюджетного выравнивания

Изучению межбюджетных отношений посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. В области организации межбюджетных отношений наиболее плодотворны исследования следующих авторов: Богачевой О.В., Веспера Д., Зайделя Б., Игудина А.Г., Лаврова А., Лексина В.Н., Птицина В.И., Пыхова И.В., Рефьюза Р., Романовского М.В., Сомоева P.P., Швецова А.Н., Христенко В.Б. В исследовании вопросов, связанных с регулированием межбюджетных отношений, наряду с названными авторами, можно выделить работы Бежаева О.Г., Бетина О.И., Павловой Л.П., Подпориной И.В., Поляка Г.Б., Родионовой В.М., Таксира К.И., Хурсевича С.Н. и др.

В ходе написания  курсовой были использованы, метод сравнения, методы исследования, метод анализа, методы синтеза.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих пять  параграфов, заключения и библиографического списка.

 

Глава 1. Межбюджетные отношения

1. Межбюджетные отношения в федеративном государстве

Федеративная форма  устройства государства  предполагает определенную самостоятельность регионов во всех сферах жизни. Под бюджетным федерализмом понимают форму бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса и самостоятельного управления функционированием всех звеньев бюджетной системы1.

Государство на базе четких законов и правил формирует бюджетные  взаимосвязи, определяет пропорции  распределения централизованных ресурсов и методы их использования.

Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить три основные межбюджетные проблемы2:

- определение состава  расходных полномочий и распределение  их между бюджетами разных  уровней;

- определение источников  поступления денежных средств  в бюджеты разных уровней для  обеспечения расходных полномочий;

- организация взаимодействия  между бюджетами и, прежде всего,  оптимальная организация трансфертов  между бюджетами разного уровня.

Для  государств с  федеративным   устройством   в мире существуют три типа организации бюджетной системы3:

- централизованные модели бюджетных систем - разграничение полномочий между ветвями власти по расходам, как правило, не соответствует наличию собственных источников доходов субъектов федерации; региональные программы осуществляются в основном за счет средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений; характерна сильная зависимость регионов от ФЦ;

- децентрализованные - регионы имеют почти полную финансовую самостоятельность, их собственные источники финансирования обеспечивают развитие региона; характерна значительная политическая и законодательная независимость регионов от ФЦ;

- комбинированные модели бюджетного федерализма - характерны вертикальное (за счет трансфертов из федерального бюджета) и горизонтальное (пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации) выравнивания.

Страны с федеративным устройством, что для обеспечения эффективного функционирования любой модели бюджетного федерализма должны выполняться следующие основные условия:

- четкое разграничение и законодательное закрепление полномочий между всеми уровнями власти по расходам;

- наделение соответствующих уровней власти достаточными для выполнения этих полномочий доходными источниками;

- вертикальное и горизонтальное бюджетное выравнивания с использованием механизма межбюджетных отношений.

Существующий механизм бюджетного федерализма в России ближе к комбинированному типу бюджетного устройства. Однако межбюджетные отношения  в РФ находятся в стадии развития и пока далеки по эффективности от развитых стран мира4.

Главная проблема в системе  межбюджетных отношений регионов и  центра в РФ является проблема самообеспечения  регионов и муниципальных образований, проблема повышения доходности бюджетов всех уровней. Подавляющее большинство  регионов РФ - дотационные. Очевидно, что эта проблема может быть решена только при стабильном и высоком росте ВВП России в целом и регионов, в частности. Бюджетная политика на всех уровнях и развитие межбюджетных отношений и должны быть направлены на рост ВРП регионов и экономического потенциала муниципальных образований и поселений.

Современная система  межбюджетных отношений в рамках финансового федерализма Российской Федерации начала складываться с 1991 года. До образования независимого Российского государства бюджетная  система РСФСР представляла собой часть централизованной бюджетной системы СССР. Попытки  реализации основных принципов федерализма в сфере построения бюджетной системы на практике столкнулась с серьезными трудностями. Региональные власти дотационных субъектов Российской Федерации продолжали, как и в советский период, вести борьбу за перераспределение бюджетных ресурсов путем заключения индивидуальных договоренностей с федеральными органами власти, а сильные в финансовом отношении регионы на фоне развивающегося экономического кризиса стремились сократить перечисление налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Принятие новой Конституции  РФ в 1993 г. и усиление позиций федеральных  органов власти сделали возможным  проведение в 1994 г. реформы межбюджетных отношений, основной целью которой было установление единообразия в распределении доходов между федеральным и региональными бюджетами и предоставление финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня. В ходе данной реформы межбюджетных отношений в 1994 г. был создан в составе федерального бюджета Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР), средства которого распределяются между субъектами Российской Федерации согласно единой методике, учитывающей как доходный потенциал, так и расходные потребности региональных бюджетов. Определение исходной базы для расчета трансфертов производится по формуле выравнивания, в которую заложены два основных параметра - среднедушевой бюджетный доход и среднедушевой бюджетный расход экономического района. За базу прогнозируемых доходов берется ожидаемая оценка поступления налогов и других бюджетных доходов за предшествующий год. Величина ФФПР утверждается в виде фиксированной доли налоговых доходов федерального бюджета. Механизм формирования трансфертов не раз корректировался: ежегодно менялись финансовая база и норматив образования ФФПР, уточнялась методика его распределения. Однако эти корректировки не меняли существа сложившейся системы межбюджетных отношений. Все отчетливее стали проявляться ее недостатки: ненадежность методик определения нуждаемости регионов; ослабление заинтересованности регионов-реципиентов в повышении своих бюджетных доходов (что влечет за собой не поощрение, а “наказание” – уменьшение трансферта); сильная зависимость нижестоящих бюджетов от вышестоящих5.

Базовым условием для исключения части субъектов Российской Федерации из числа тех, которые получают право на трансферты, является  превышение в исходных данных расчетного объема доходов над расчетным объемом расходов, определенных согласно методике. Однако, соблюдение единых нормативов распределения поступлений федеральных налогов между федеральным и региональными бюджетами на практике не выполняется, поскольку установление долей отчислений федеральных налогов в бюджеты национальных республик регулируется специальными инструкциями Министерства финансов РФ, т.е. носит индивидуальный характер.          

Процесс реформирования межбюджетных отношений в России развивается  крайне медленно, но в целом можно  отметить постепенный переход от построения отношений между бюджетами  разных уровней на основе индивидуальных договоренностей с региональными властями к регулированию межбюджетных отношений с помощью системы хотя и несовершенных, но все же более рациональных критериев6.

В Бюджетном кодексе РФ, межбюджетные отношения определены как "взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса". В новую формулировку понятия "межбюджетные отношения" по сравнению с ранее действовавшей законодатель внес некоторые содержательные изменения7.    

Прежде всего, теперь в определении понятия "межбюджетные отношения" обозначены основания  их возникновения - вопросы регулирования  бюджетных правоотношений, организации  и осуществления бюджетного процесса. При этом к бюджетным правоотношениям  согласно статье 1 БК РФ относятся8:  

- отношения, возникающие  между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;  

- отношения, возникающие  между субъектами бюджетных правоотношений  в процессе составления и рассмотрения  проектов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской  Федерации, утверждения и исполнения  бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля над их исполнением. 

Таким образом, сфера  межбюджетных отношений является максимально  широкой, содержание межбюджетных отношений  охватывает практически все бюджетные  отношения.

1.2. Особенности и проблемы межбюджетных отношений

Разноплановые преобразования, происходящие в России в последние  годы, направлены на повышение качества жизни граждан. На эту цель как  основную указывает Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ9. Достижение данной масштабной цели возможно при правильном и своевременном реформировании бюджетного процесса и совершенствовании межбюджетных отношений. Эффективное разграничение доходных и расходных полномочий, принятие необходимых и назревших правовых актов, разработка и внедрение прогрессивных механизмов финансовой помощи нижестоящим бюджетам лежит в основе благополучия каждого гражданина России.

Распределение финансовых ресурсов между уровнями финансовой системы (федерация, субъект федерации, муниципальные образования) должно соответствовать принципам равномерного развития страны, принципам соответствия государственных (местных) функций и денежных ресурсов. В России финансовые ресурсы муниципальных органов власти меньше ресурсов, находящихся под контролем региональных и (тем более) центральных органов власти, поэтому децентрализация финансовых ресурсов невозможна без совершенствования межбюджетных отношений, особенно на муниципальном уровне10. Межбюджетные механизмы определяют сбалансированность и результативность функционирования финансовой системы страны в целом.      

Информация о работе Горизонтальные и вертикальные межбюджетные отношения