Валютное регулирование в Российской Федерации. Система ограничения обращения иностранной валюты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость государственного регулирования валютных отношений определяется потребностью в:
- защите и обеспечении устойчивости национальной валюты, достижении ее конвертируемости;
- приостановке бегства капитала за границу;
- обеспечении поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическим сделкам;
- стимулировании развития внутреннего валютного рынка в целях увеличения экономического потенциала и повышения роли Российской Федерации в системе мирохозяйственных связей.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по финансовому праву.docx

— 45.87 Кб (Скачать файл)

 

    Глава 3. Правовые основы валютного  контроля

          Валютный  контроль – один из видов финансового  контроля, осуществляемый при проведении валютных операций.

          Основными направлениями валютного контроля являются:

          - определение соответствия проводимых  операций законодательству и  наличия необходимых для них  лицензий и разрешений;

          - проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте  перед государством, а также обязательств  по продаже иностранной валюты  на внутреннем валютном рынке;

          - проверка обоснованности платежей  в иностранной валюте;

          - проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным  операциям нерезидентов в валюте  РФ;

          Валютный  контроль возлагается в целом  на Правительство РФ и осуществляется органами валютного контроля и их агентами7.

 

    3.1. Органы валютного  контроля и их  агенты

          К числу органов валютного контроля Федеральный закон «О валютном регулировании  и валютном контроле» относит  Центральный банк, о чьих полномочиях  в данной сфере говорилось в предыдущей главе, а также Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.

          Особую  роль в осуществлении валютного  контроля играет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций; выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых РФ на основе международных договоров и соглашений; осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.

          Федеральная таможенная служба осуществляет валютный контроль за перемещением через таможенную границу валюты и ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств.

          Агентами  валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством  могут осуществлять функции валютного  контроля, а также подотчетны соответствующим  органам валютного контроля. К агентам валютного контроля отнесены уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, являющейся органом валютного контроля.

          Федеральная налоговая служба как агент валютного контроля ведет контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

          В пределах своей компетентности органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением актов валютного контроля.

          Органы  валютного контроля и их должностные  лица в пределах своей компетенции  имеют право:

          - проводить проверки соблюдения  резидентами и нерезидентами  актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования;

          - проводить проверки полноты и  достоверности учета и отчетности  по валютным операциям резидентов  и нерезидентов;

          - запрашивать и получать документы  и информацию, которые связаны  с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

          - выдавать предписания об устранении  выявленных нарушений актов валютного  законодательства РФ и актов  органов валютного регулирования;

          - применять установленные законодательством  РФ меры ответственности за  нарушение актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования.

          В целях осуществления валютного  контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

          - документы, удостоверяющие личность физического лица;

          - документ государственной регистрации  физического лица в качестве  индивидуального предпринимателя;

          - документы, удостоверяющие статус  юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации  юридического лица – для резидентов;

          - свидетельство о постановке на  учет в налоговом органе;

          - документы, удостоверяющие права  лиц на недвижимое имущество;

          Уполномоченные  банки отказывают в осуществлении  валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления  лицом необходимых документов, либо представления им недостоверных  документов.

          Оригиналы документов принимаются агентами валютного  контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам.

          Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

          - осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

          - представлять органам валютного  контроля информацию о валютных  операциях, проводимых с их  участием, в установленном порядке8.

          Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в  РФ валютные операции, имеют право:

          - знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами  валютного контроля;

          - обжаловать решения и действия органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

          - на возмещение в установленном  законодательством РФ порядке  реального ущерба, причиненного неправомерным действиями органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

          Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в  РФ валютные операции, обязаны:

          - представлять органам и агентам  валютного контроля документы  и информацию;

          - вести в установленном порядке  учет и составлять отчетность  по проводимым ими валютным  операциям, обеспечивая сохранность  соответствующих материалов в  течение не менее 3 лет со  дня совершения соответствующей  валютной операции, но не ранее  срока исполнения договора;

          - выполнять предписания органов  валютного контроля об устранении  выявленных нарушений актов валютного  законодательства РФ и актов  органов валютного регулирования.

          В случае нарушения предприятиями, банковскими  и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных  актов ЦБ РФ резиденты, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

          За  нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление  органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты  могут быть оштрафованы.

          Должностные лица юридических лиц – резидентов и нерезидентов юридических лиц, виновные в нарушении валютного  законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность. Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст.192); нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст.192); невозврат из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193)9.

 

  Заключение

      В курсовой работе рассмотрены теоретические  аспекты валютного регулирования  и валютного контроля.

      Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Закон  РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон устанавливает  основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной  валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в  валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.

      Валютное  регулирование представляет собой  законодательную форму осуществления  валютной политики государства.

      В свою очередь, валютная политика - составная  часть общеэкономической, в том  числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платёжеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку вывоза капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля  и т.д.

      Валютное  регулирование способствует решению  данных задач и является одним  из важнейших направлений финансовой деятельности государства. Тактические  цели валютного регулирования состоят  в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции, которые, прежде всего связаны с основными макроэкономическими показателями. Среди данных характеристик наиболее существенными являются низкая конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, недостаточная эффективность инвестиций, высокая инфляция, высокий уровень долгового бремени, плохая кредитная история, близкая к монопродуктовой структура экспорта, неразвитость современных рыночных институтов и, наконец, недостаточное урегулирование отношений собственности.

      Конечная  цель валютного регулирования - свободная  конвертируемость национальной валюты.

      Целью валютного контроля в России является обеспечение соблюдения норм национального  валютного законодательства на территории государства при осуществлении  валютных операций.

      Особым  направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. 

 

    Список  использованной литературы

1. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. докт. юр. наук, проф. Н.И. Химичева. — М.: Юристь, 1999.

2. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — М: Перспектива, Юрайт, 2000.

3. Финансовое  право России: Конспект лекций / Авт. сост. А. Желудков, А. Новиков. М., 1999. -192.

4. Финансовое  право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. Учеб. изд. -М.: Юристъ, 2004. – 574 с.

5. Финансовое  право: Учебник / Отв. ред. Н.И.  Химичева. -3-е изд., перераб. и доп., учеб. –М.: Юристъ, 2003. – 750 с.

6. Финансовое  право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Тостопятенко. М., 2003, -236с.

7. Финансовое  право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2006. -532с.

8. Финансы:  учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 2000. -479с. 


Информация о работе Валютное регулирование в Российской Федерации. Система ограничения обращения иностранной валюты