Понятие, предмет и метод налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 20:19, контрольная работа

Краткое описание

Происходящие серьезные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного интереса к налоговым отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами работающей модели налоговой системы все больше выявляют связанные с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Понятие, предмет и метод налогового права.....................................................4
Заключение.........................................................................................................11
Список использованной литературы................................................................12

Вложенные файлы: 1 файл

налоговое право на печать.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение...............................................................................................................3

Понятие, предмет и метод налогового права.....................................................4

Заключение.........................................................................................................11

Список использованной литературы................................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  

  Происходящие серьезные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного интереса к налоговым отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами работающей модели налоговой системы все больше выявляют связанные с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.         

      Налоговые законодательные и нормативные акты содержат основные экономические и юридические параметры, обеспечивающие комплексную правовую регламентацию налогового метода в управлении экономикой и государственными финансами. Поэтому особенно актуально системное изложение общей картины правового регулирования налогообложения с учетом всей правовой среды, в которой существует налоговое право, для осмысления и понимания содержания налоговых правовых норм как оформленных правовых отношений (правоотношений), отличных в определенной мере от экономических отношений в сфере налогов.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА

     Финансовое  обеспечение бюджетов всех уровней — федерального, субъектов Федерации, местного — осуществляется за счет разных видов государственных  доходов. Основным видом государственных доходов, как известно, являются налоги, поскольку именно они дают, наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в качестве рычагов государственного воздействия на экономику. Основные положения о налогах в Российской Федерации закреплены в ее Конституции. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

     Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в нем. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которых тоже в обязательном порядке уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. 

     Госпошлина в отличие от налога — это плата за оказанные плательщику какие-то услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи питают бюджетную систему Российской Федерации. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений является произведенный валовый внутренний продукт, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.

     В настоящее  время налоговой системе России  присущ преимущественно фискальный  характер, что затрудняет реализацию  заложенных в налоге стимулирующего  и регулирующего начал. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства БВП, и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан по поводу формирования государственных финансов. Принятые нормативные акты по налогообложению охватывают все сферы коммерческой и некоммерческой деятельности как юридических, так и физических лиц (налогоплательщиков) на территории страны. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог а добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).          

   Объектами налогообложения являются: - прибыль (доход); - стоимость определённых товаров; - добавленная стоимость продукции, работ, услуг; - имущество юридических и физических лиц; - дарение, наследование имущества; - операции с ценными бумагами; - отдельные виды деятельности; - другие объекты, установленные законом.  Существующие налоговые платежи и сборы можно разделить по объекту налогообложения на три группы: - налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы); - налоги с имущества (предприятий и граждан); - налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы и др.).   

     В соответствии  с действующим законодательством  все налоги и сборы подразделяются  на: федеральные, региональные и  местные. Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Например, федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта Федерации. По трем федеральным налогам — гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет. Другая группа федеральных налогов — налог на добавленную стоимость, спецналог, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц — являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый период (как правило, год, но на практике нормативы утверждаются и на квартал). Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь, представительный орган субъекта Российской Федерации устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета. Из налогов субъектов Федерации один — налог на имущество юридических лиц — равными долями зачисляется в региональный и местные бюджеты. Остальные налоги распределяются в порядке, определяемом представительным органом власти субъекта Федерации. И наконец, поступления по местным налогам аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации) плательщика объекта налогообложения. Три местных налога — на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Общественные отношения в сфере налогообложения непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения. Данные отношения, охватывающие разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений, и составляют предмет налогового права. Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех  уровнях государственной власти и местного самоуправления. Преимущественно властный характер этих отношений не означает, что налоговое право безразлично к регулированию имущественных отношений, вытекающих из властных. Проект Налогового кодекса РФ содержит много норм, связанных с особенностями государственного управления доходной частью бюджета.

      Для целей  налогообложения, с точки зрения  экономических основ налогообложения, расширительно толкуются нормы  традиционного гражданского права (это касается, например, долей участия  одного предприятия в другом). Имеются, конечно, определенные сложности в согласовании норм Гражданского и Налогового кодексов, но вопрос о применении того или иного акта в конкретных правоотношениях будет решаться судебными органами.  Главное, что характерно для регулятивной роли налогового права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности, — это функционирование системы налоговых органов. Соответственно, налоговое право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством Российской Федерации на субъекты исполнительной власти, действующие в рамках разделения властей. Поэтому налоговое право отчетливо выражает все особенности, присущие управленческой финансовой деятельности государства, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или — правом налогового управления). Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере налогового управления и контроля, административное, финансовое право придает налоговым общественным отношениям характер правоотношений. 

Для правильного понимания предмета налогового права необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых определяет его реальное место в российской правовой системе и служебную роль в финансовом праве.   Налоговое право оказывает регулятивное воздействие на налоговые общественные отношения, придавая им тем самым упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре внимания налогового права находятся общественные отношения, которые непосредственно возникают в связи с практической реализацией задач и функций налогообложения. Налоговое право регулирует отношения, которые складываются по поводу осуществления соответствующими субъектами исполнительной власти возложенных на них налоговых функций, т.е. практически реализующие принадлежащие им юридически-властные налоговые полномочия. Без этих полномочий налоговый орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти и осуществлять управленческие функции.

    Таким образом, управленческие налоговые отношения следует рассматривать как применение полномочий и осуществление функций субъектов исполнительной власти. Следует особо подчеркнуть многозначность таких категорий, как «сфера государственного регулирования налогообложения» и «налоговые отношения». Они охватывают все основные проявления экономической, социально-культурной и государственно-политической жизни, соответственно, обнаруживаются и там, где действуют нормы иных отраслей российского права. Иначе говоря, налоговыми, по своей сути, могут быть общественные отношения, составляющие предмет финансового, гражданского права, что, однако, не исключает их из механизма налогового регулирования.           

     Многие принципы и нормы налогового права, заложенные в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и проекте Налогового кодекса, являются системообразующими. Это значит, что необходимо их дальнейшее развитие в других законодательных актах о налогообложении конкретных видов субъектов. Нормы налогового права различны по направленности и, соответственно, юридическому содержанию. Существуют различные критерии классификации этих норм. Наиболее общий характер имеет деление норм на материальные и процессуальные. Материальные нормы налогового права характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых налоговым правом финансовых отношений. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна действовать налоговая система. Материальные нормы налогового права определяют основы взаимодействия налогоплательщиков и органов управления в налоговой сфере. Процессуальные нормы налогового права регламентируют государственное управление и связанные с ним управленческие отношения. Это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений налогоплательщиков, порядок производства по делам о налоговых правонарушениях и т. п. Их назначение сводится к определению процедуры реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального налогового права в рамках регулируемых налоговых отношений.   Содержание процессуальных налоговых норм является юридической формой экономической сущности налогов и их фискально-регулятивной функции. Процессуальные нормы — это общие правила, касающиеся разработки налоговых правовых актов, как нормативных, так и индивидуальных; единых правил совершения различного рода распорядительных действий по реализации запретов, разрешений, дозволений и прямых предписаний, контрольно-надзорных, разрешительных, регистрационных, координационных и прочих полномочий, реализуемых субъектами исполнительной власти. Такого рода правила формулируются применительно к конкретным управленческим действиям налоговых органов (должностных лиц), но далеко не во всех случаях. До сих пор налицо разрозненность, нескоординированность правовых актов различного назначения и различной юридической силы, хотя господствующим является ведомственный подход к формированию такого рода правил. Все это свидетельствует о том, что налоговое процессуальное законодательство пока еще находится в стадии формирования. Практически речь может идти о различного рода налоговых процедурах и соответствующих им процедурных правилах. 

      Налоговый (административный) процесс рассматривается  как совокупность действий, совершаемых  налоговыми органами (должностными  лицами) для реализации возложенных  на них задач и функций. Таким  образом, налоговый процесс трактуется как государственно-управленческая деятельность во всем многообразии ее проявлений. Отождествление деятельности по управлению с процессуальной на практике кажется оправданным. С юридической же стороны дело обстоит иначе.   Действующее российское законодательство и подзаконные административно-правовые и финансово-правовые нормы не содержат достаточной юридической основы, чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием налогового процесса. Речь может идти лишь о частичных вариантах регламентации тех или иных сторон повседневно осуществляемых налоговых действий, разнообразных по своему назначению, юридическому содержанию и последствиям. 

      Осуществление  налоговой деятельности государства  требует правового регулирования  прав, обязанностей и ответственности участников налоговых отношений. Экономическое и юридическое содержание налога, по сравнению с другими платежами и взносами, включает такие его особенные признаки, как обязательность, внесение в бюджет определенного уровня, строгая привязанность налога к объекту налогообложения, своевременность и полнота уплаты налога. Исследователи проблем налогового права выделяют различные регулятивные и функциональные характеристики налога: односторонний характер его установления, индивидуальную безвозмездность, взыскание на условиях безвозвратности, использование принуждения как механизма, противоположного принципам гражданского оборота, направленность на обеспечение платежеспособности субъектов публичной власти и др.

       Основным вопросом при определении любой отрасли права является выявление круга общественных отношений, составляющих предмет ее регулирования. Как было отмечено, предметом регулирования налогового права служат волевыё общественные отношения, возникающие в процессе взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, являющихся обязательным взносом в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, которые вносятся налогоплательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Такое понятие налога дается в ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

       Налоговое право, являясь одним из наиболее крупных под- отраслей финансового права, регулирует особый вид финансовых отношений и использует как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод. Налоговое право, основанное в целом на предмете и методе финансового права, имеет свои, специфические черты предмета и метода, что признается необходимым условием выделения комплекса правовых норм в подотрасль. Налоговые отношения отличаются от финансовых отношений юридическим и экономическим содержанием, государственными формами их реализации, функциями налоговых норм в государственном управлении и контроле имущественных отношений. Содержание, функции и формы налоговых мер определяют особенности метода правового регулирования. Основным правовым методом налогового регулирования являются государственно-властные предписания со стороны федеральных и региональных органов власти и управления в области налогообложения. Этот метод применяется относительно субъектного состава (участников) налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях. 

        Вместе  с тем по объектам налоговых  отношений, которые охватывают собственность (имущество и доходы) юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового метода, учитывая равенство всех форм собственности и одинаковую степень защиты каждой из них. Поэтому в определенной степени можно говорить о комплексном характере метода налогового права. Однако административно-правовой метод является главным, а гражданско-правовой — подчиненным, поскольку налоговые отношения преимущественно носят финансово-административный характер. Особенности первого (главного) метода заметно проявляются в полномочиях и функциях государственных налоговых органов, обязанных давать властные предписания участникам налоговых отношений. Особенности второго (подчиненного, гражданско-правового) метода проявляются в нормах налоговых законов о правовом режиме налогообложения имущества и доходов в процессе осуществления предпринимательской, торговой, посреднической, инвестиционной и другой экономической деятельности. Финансовое право в целом и налоговое право в частности в современных условиях развития мирового хозяйства и национальных рыночных отношений не могут использовать только властные методы, а должны считаться с имущественными правами участников гражданского оборота, неприкосновенностью частной собственности, необходимостью защиты прав и свобод человека. Имущественные отношения возникают между участниками налоговых отношений: при исчислении налогооблагаемой базы и определении видов доходов, из причинения ущерба, из-за несоответствия приемов исчисления налогов принципам предпринимательской деятельности, из возмещения незаконно взысканных сумм, из нарушений прав налогоплательщиков, из неправомерных действий должностных лиц, из незаконного отчуждения собственности, не являющейся объектом налогообложения. Особенности налоговых отношений обусловлены многогранностью социально-экономических функций налогов и условий их реализации в интересах государства и граждан. Функции налогов формируют структуру налогового права как отрасли, определяют его основные институты, принципы и методы. 

Информация о работе Понятие, предмет и метод налогового права