Анализ ассортимента и качества производственной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих задач:
прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;
планирование повышения качества и объемов производства;
обоснование целесообразности снятия продукции с производства;
обоснование возможности реализации продукции за рубежом;
оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов;
контроль качества;

Содержание

Введение
Глава 1. Цели анализа ассортимента и качества продукции производственной организации
1.1. Цели анализа качества продукции производственной организации
1.2. Цели анализа ассортимента продукции производственной организации
Глава 2. Анализ качества продукции
2.1. Анализ количества качественной продукции ООО «ГорАвтоБетон»
Глава 3. Ассортимент товара
3.1. Анализ ассортимента продукции ООО «ГорАвтоБетон»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик кэахд.docx

— 89.78 Кб (Скачать файл)

 

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы, в том числе балльный. Сущность балльного метода оценки состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения его фактического и планового уровня находится процент выполнения плана по качеству. Чаще всего в качестве планового показателя качества принимается усредненный балл качества по аналогичной продукции, производимой организациями-конкурентами.

 

Оценка выполнения плана по качеству продукции производится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной и зарекламированной продукции. Комплексный анализ отклонений от норм по качеству осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей в организации системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по организации, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Объем недополученной продукции (∆П) вследствие возникновения брака в производстве можно приближенно оценить по формуле:

 

∆П = ГП Ч Дбр ,

 

где Дбр – доля неисправимого брака в производственной себестоимости продукции.

Допустим в компании ООО «ГорАвтоБетон» в 2012г было зафиксировано неисправимого брака в количестве 100куб.м. Соответственно при прогнозировании  можно просчитать объем недополученной продукции :

∆П = ГП Ч Дбр= 91500*0,11=106065 тыс.руб.

Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.

 

Экономический эффект от повышения качества продукции достигается в результате установления более высокой цены на продукцию. Это связано с ростом себестоимости вследствие применения более качественных материалов и сырья, приобретения современного оборудования и др. Поэтому повышение цены на продукцию высокого качества часто обоснованно.

 

Таким образом, повышение качества продукции обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов и в то же время позволяет более полно удовлетворять потребности покупателей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров, способствует повышению спроса на нее. Это дает основание для увеличения выручки не только за счет роста объема продаж.

 

 

 

 

Глава 2.1. Анализ количества качественной продукции ООО «ГорАвтоБетон»

 

При исследовании качества выпускаемой продукции определяют выполнение плана по среднему коэффициенту сортности и по удельному весу продукции первого сорта.

Рассмотрим на примере ОО «ГорАвтоБетон»

Таблица 2. 2013г

 

Данные табл. 2 показывают, что план выпуска первого сорта перевыполнен, что свидетельствует о повышении качества выпускаемой продукции и является благоприятной тенденцией. Наряду с этим наблюдается невыполнение плана по выпуску продукции второго и третьего сорта. Если план по выпуску продукции первого сорта перевыполнен на 193%, то план выпуска продукции третьего сорта не выполнен на 48,0 %. Средний коэффициент сортности по плану был предусмотрен:

 

Ксо=(34740/40530)*100%=85,71%

 

Фактически он составил:

 

Ксо, факт=(67600/70700)*100%=95,62%

 

 Влияние изменения качества продукции на объем ее выпуска определяют с помощью средней цены изделия.

 

Порядок анализа следующий:

 

1) Определяют плановую  и фактическую среднюю цену  на изделие с учетом объема  выпуска по каждому сорту. Такая  средняя величина называется  средневзвешенной. На нашем предприятии  она составила по плану 650 рублей за 1кг качественно гранита на на 1 куб.м бетона, фактически 700 рублей.

 

2) Определяют разницу  между фактической и плановой  ценой за единицу изделия

 

700-650 = 50 руб./1куб.м.

 

Получается, что за счет повышения коэффициента сортности в среднем каждый  куб.м дает дополнительно 50 руб.

 

3) Определяют общее влияние  изменения качества на объем  выпущенной продукции

 

50 руб./тонну ∙ 101000 куб.м.(взяли обобщунную сумму) =5 050 000руб.

 

В целом план по ТП был перевыполнен на 67600000-34740000=32 860 000руб.

 

За счет повышения качества продукции получено 5 050 000 тыс. руб. Следовательно, за счет увеличения количества произведенных изделий получено дополнительно 32 860 000 – 5 050 000 = 27 810 000 руб.

 

Такие же результаты получим, если сопоставить процент выполнения плана по количеству и стоимости выпущенной продукции.

 

На нашем предприятии план изделий выполнен на:

 

по количеству (101000/579000)*100%=174,44%

 

а по стоимости на (67600000/34740000)*100%=194,59%

 

Сверхплановую стоимость продукции 194,59– 100 = 94,59% можно разбить на 2 части: Первая часть (174,44 – 100 = 74,44%) получена за счет роста количества изделий, вторая (94,59 – 74,44 = 20,15%) получена за счет повышения качества изделий.

 

1% стоимости продукции  равен  тыс. руб.  32 860 000/94,59=347394,016 руб.

 

Отсюда за счет роста количества изделий получено

 

347394,016 ∙ 74,44 = 25 860 010,57. руб.

 

за счет повышения качества

 

347394,016 ∙ 20,15 = 6 999 989,42 тыс. руб.

 

Полученная сумма 25860010,57 + 6999989,42 = 32 859 999,99 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Ассортимент товара

 

Для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объёму продукции, но так же и по ассортименту (номенклатуре).

 

Номенклатура – перечень наименования изделий, выпускаемых или продаваемых предприятием и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском классификаторе промышленной продукции (ОКПП).

 

Ассортимент – перечень наименований выпускаемой продукции с указанием объёмов выпуска по каждому её виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой. Комплексный анализ ассортимента продукции состоит в основном в установлении параметров однородности, степени устаревания продукции.

 

Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения среднего числа видов продукции. Ведь расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями. Выпуская близкие по своим потребительским качествам товары (товары-заменители), предприятие добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами потребителей одного типа товара и получает конкретное преимущество.

 

Система формирования ассортимента включает в себя:

 

- Определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей с целью удовлетворения  спроса на продукцию;

 

- Оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

 

- Расширение ассортимента, внедрение новых, более совершенных  видов продукции;

 

- Соблюдение принципов  гибкости и эффективности при  планировании и производстве  продукции, изъятие из производственной  программы морально устаревших  и экономически не эффективных  изделий;

 

При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

 

 Формированию ассортимента  предшествует разработка предприятием  ассортиментной концепции. Она представляет  собой направленное построение  оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом  за основу принимаются, с одной  стороны, потребительские требования  определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость  обеспечить наиболее эффективное  использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных  ресурсов с тем, чтобы производить  изделия с низкими издержками.

 

 Управление ассортиментом  предполагает координацию взаимосвязанных  видов деятельности — научно-технической  и проектной, комплексного исследования  рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность  решения данной задачи состоит  в сложности объединения всех  этих элементов для достижения  конечной цели — оптимизации  ассортимента с учетом поставленных  стратегических рыночных целей  предприятием. Если этого достигнуть  не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться  изделия, разработанные скорее для  удобства производственных подразделений  предприятия, нежели для потребителя.

 

 Еще один важный  элемент ассортимента – изъятие  из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально  устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым  спросом. Принятию решения об  изъятии или оставлении товара  в программе предприятия предшествует  оценка качества показателей  каждого товара на рынке. При  этом необходимо учитывать объединенную  информацию со всех рынков, где  они реализуются, чтобы установить  реальный объем продаж и уровень  рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров. Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия товара из программы (ассортимента) состоит в том, что изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает. Методика должна быть относительно простой.

Источники информации для проведения анализа ассортимента продукции: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П "Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 "Баланс предприятия", ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках"; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация", журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

 

 Объем производства  промышленной продукции может  выражаться в натуральных, условно-натуральных  и статистических измерителях. Обобщающие  показатели объема производства  продукции получают с помощью  стоимостной оценки – в оптовых  ценах.

 

Глава 3.1. Анализ ассортимента продукции ООО «ГорАвтоБетон»

 

Для комплексного анализа выполнения плана по ассортименту используют метод зачета, при котором рассчитывают коэффициент стабильности ассортимента (выполнения плана по ассортименту)(на основе данных по продажам компании ООО «ГорАвтоБетон» за 2012г см.Табл.1 стр-):

 

К ст.ас.=П зачт/П план.пер. =91500куб./96500куб=0,95

 

где Пзачт – суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана);

 

П пан.пер. – суммарный объем продукции базисного (планового) периода.

 

Максимально возможное значение этого показателя – 1, отклонение от которого свидетельствует о нестабильности ассортимента.

Полученное значение меньше 1. Основными причинами изменения структуры продукции могут быть:

 

– изменение спроса на продукцию;

 

– недостаточная обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами;

 

– нехватка персонала необходимых профессий и квалификаций;

 

– стремление организации производить менее трудоемкие и более высокорентабельные виды продукции

 

В ситуации компании ООО «ГорАвтоБетон» влияют две последние причины.

 

Изменение структуры производства оказывает влияние на такие результирующие показатели, как объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.

 

Изменения в ассортименте и структуре продукции влияют на объемы производства продукции, и как следствие на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели. Поэтому анализ такого влияния позволяет комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия

Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью — постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты и стабильности ассортимента.

 

Информация о работе Анализ ассортимента и качества производственной организации