: Концепция третьей волны Тоффлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Революция вырастает из целого комплекса причин. Общество, которое не знает, как ему, жить, которое не способно развиваться, постепенно реформируясь, неожиданно проходит через взрыв. Каждое стабильное общество, сколь бы несовершенным оно ни казалось с точки зрения "незрелого" радикализма, тем не менее, является результатом огромной конденсации национального опыта, итогом бесчисленных попыток, усилий, экспериментов многих поколений в поисках наиболее приемлемых социальных форм.
Как же соотнести

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА I. СУПЕРБОРЬБА……………………………………………………….5
Революционные предпосылки
Основная идея
Волны будущего
ГЛАВА II. КОНФЛИКТЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ………………………………….10
Борьба за сферы влияния
Индивидуализированные общества
ГЛАВА III. ОСНОВНОЙ РЕСУРС …………………………………………….16
Алхимия информации
Знания и капитал
ГЛАВА IV. КАК МЫ ДЕЛАЕМ ДЕНЬГИ …………………………………….20
Факторы производства
Неосязаемые ценности
Индивидуализация
Работа
Новшества
Масштаб
Организация
Интеграция систем
Инфраструктура
Ускорение
ГЛАВА V. МАТЕРИАЛИЗМ!............................................................................. 26
Новое значение безработицы
Спектр умственного труда
“Узколобые” против “широколобых”
Идеология “узколобых”
Идеология “широколобых”
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

философия Тоффлер.docx

— 82.06 Кб (Скачать файл)

Миниатюризация, когда детали и товары становятся меньше по размерам и легче по весу, ведет к экономии при перевозке и хранении. Рассчитанная но минутам транспортировка, с помощью  все той же информации, означает дальнейшее снижение расходов.

Последние открытия также  приводят к созданию совершенно новых  материалов, используемых в различных  областях, от авиастроения до медицины, и создают возможность замены одного материала другим. Глубокие знания позволяют нам изучать  материалы на молекулярном уровне и  придавать им требуемые термические, электрические или механические характеристики. Единственная причина  того, что мы до сих пор возим  огромное количество сырья типа бокситов, меди или никеля через всю планету, - это отсутствие технологий по переработке  существующих в данной местности  природных ресурсов в необходимые  заменители. Как только мы обретем  такую возможность, отпадет необходимость  этих перевозок, а в результате снова  экономия. В общем, знания заменяют и ресурсы, и транспортировку. То же самое можно сказать и об энергии. Лучшим доказательством того, что знания заменяют любые ресурсы, стали недавние изобретения в  области сверхпроводников, которые, как минимум, уменьшают количество энергии, столь необходимой для  выпуска каждой единицы продукции.

Вдобавок ко всему этому, знания также экономят время. Само по себе время является одним из важнейших  экономических ресурсов, хотя о нем  ничего не говорится в балансе  любой компании Второй Волны. Время, по сути, остается как бы незаметным вкладом. Но в нашу эру быстрых  перемен возможность сэкономить время (например, путем скоростных коммуникаций или опережая конкурента в поставке товара на рынок) может стать решающим фактором, тем самым шагом, разделяющим  победу и поражение.

Новые знания ускоряют ход  событий, ведут нас в эпоху "реального  времени" и молниеносной экономики, толкают время вперед.

Пространство тоже сохранено  и завоевано с помощью знаний. Отдел транспортировки компании Genега1 Е1есtгiс занимался строительством локомотивов. Затем, начав применение усовершенствованных способов передачи информации и присоединившись к своим поставщикам, корпорация смогла ускорить прохождение инвентаризации в 12 раз и сэкономить целый акр складских помещений.

Но это еще не все: усовершенствование информационных технологий, в том  числе передача документов на расстояние и новые возможности телекоммуникаций, основанных на компьютерной сети и  других открытиях, сделали возможным  размещение производств вдали от городских центров, при этом, тем  не менее, снижая расходы на транспорт  и энергию.

Знания и капитал

 

Постоянно говоря о том, что  компьютер во многом заменяет человека, мы порой забываем упомянуть, что  он зачастую заменяет средства производства. В самом деле, знания являются гораздо  более мощным противовесом силе капитала, чем организованный труд или антикапиталистические  политические партии. Ведь, образно  говоря, информационный переворот в капиталистической экономике уменьшает расходы капитала на единицу товара. Это ли не поистине революционно?

Витторио Мерлони (61 год) - итальянский бизнесмен. Его фирма  выпускает 10% всех стиральных и моющих машин, холодильников и другого  домашнего оборудования. Его главными конкурентами являются шведская компания Electrolux и голландская Рhilips. По словам Мерлони, "теперь нам нужно меньше капитала, чем требовалось раньше", чтобы остаться на том же уровне. "Это значит, что даже небогатая страна может быть на высоте с тем же объемом капитала, что и 5 лет назад".

Он говорит, что причиной тому - с умом разработанные технологии, уменьшающие количество капитала, требуемого для производства посудомоечных  машин, электроплит и пылесосов.

Начнем с того, замечает Мерлони, что интеллектуальный капитал  заменяет дорогостоящее оборудование. Ускоряя процесс взаимодействия заводов и фабрик с рынком и  позволяя экономить на небольших  партиях товара, достижения в области  информации открыли новые пути к  уменьшению количества деталей и  готовых товаров на складах и  железнодорожных перегонах. И в  один прекрасный день те ужасающие  расходы на хранение, что раньше насчитывали 60%, были урезаны.

Опыт Мерлони переняли ведущие компании США, Японии и Германии; ускоренная схема доставки, основанная на компьютерных информационных сетях, нанесла сокрушительный удар по имущественным  расходам.

Уменьшение количества товаров  на складах, конечно же, влияет не только на складское пространство и плату  за недвижимость, но также значительно  уменьшает налоги, страховки и  другие платежи.

И хотя стоимость компьютеров, оргтехники и программного обеспечения  может быть высока, Мерлони считает, что общая экономия обеспечивает его фирме меньшие расходы  капитала на ту же работу, которую он совершал в прошлом.

Майкл Милкен, обладающий незаурядным  опытом в сфере инвестирования, обобщил  все это в пяти словах: "Человеческий капитал заменил денежный капитал". И все это потому, что знания уменьшают потребность в сырье, труде, времени, пространстве, капитале и других ресурсах, становясь незаменимым  средством - основным ресурсом современной  экономики, ценность которого постоянно  растет.

 

ГЛАВА IV. КАК МЫ ДЕЛАЕМ ДЕНЬГИ

 

В 1956 году властный советский  лидер Никита Хрущев произнес самое  известное изречение: "Мы похороним  вас". Он имел в виду, что через  несколько лет коммунизм исторически  перегонит капитализм. Изречение  также повлекло за собой угрозу военного поражения и разнеслось по всему  миру.

Еще не многие в то время  могли предполагать насколько именно революция в западной системе  создания капитала изменит мировой  военный баланс и природу войны  как таковую.

Хрущев (как и многие американцы) не знал, что 1956 год был также первым годом, когда в Соединенных Штатах "белые воротнички" и служащие численно превзошли заводских рабочих  с "голубыми воротничками" - ранний показатель того, что экономика дымящих  труб Второй Волны исчезает, и рождается  новая экономика Третьей Волны.

Чтобы понять незаурядность  происходящих перемен и осознать более серьезные изменения, которые  лежат впереди, нужно рассмотреть  основные черты экономики Третьей  Волны. Здесь (с риском незначительного  повторения) мы найдем ключи не только к прибыльности бизнеса и мировой  конкуренции, но и к политической экономии XXI века.

Факторы производства

 

В то время как в прошлом  труд, земля, сырье и капитал были основными факторами производства в экономике Второй Волны, знания в широком смысле, то есть данные, информация, образы, символы, культура, идеология и ценности, теперь являются центральным ресурсом экономики  Третьей Волны.

Как мы уже видели, соответствующие  данные, информация и знания позволяют  снизить все прочие вложения для  создания капитала. Но понятие знаний как "основной составляющей" еще  не является общепринятым. Большинство  экономистов и бухгалтеров пребывают  в заблуждении и откладывают  внедрение этой идеи из-за трудностей реализации.

Революционной экономику  Третьей Волны делает тот факт, что если земля, труд, сырье и, может  быть, даже капитал могут рассматриваться  как ограниченные ресурсы, то знания фактически неистощимы. В отличие  от доменной печи или заводской линии, знания могут использоваться одновременно двумя компаниями. И эти компании могут использовать их, чтобы создать  еще больше знаний. Таким образом, теории экономики Второй Волны, основывающиеся на ограниченных, истощаемых ресурсах, неприменимы к экономике Третьей  Волны.

 

Неосязаемые ценности

 

Если стоимость компании Второй Волны могла быть оценена  с точки зрения материальных активов, таких, как здания, машины, акции, запасы, то стоимость фирмы Третьей Волны  все больше и больше заключается  в ее возможности приобретать, создавать, распространять и применять знания стратегически и непосредственно  в ходе работы.

Реальная стоимость таких  компаний как Compaq или Kodak, Нitachi или Siemens зависит более от идей и информации в головах их служащих и в банках данных, патентов, контролируемых этой компанией, чем от грузовиков, заводского оборудования и других материальных активов, которыми она может обладать. Таким образом, капитал сам по себе все в большей степени основывается на неосязаемых ценностях.

Индивидуализация

 

Серийное производство, как  определяющая характеристика экономики  Второй Волны, устаревает все больше и больше, так как фирмы устанавливают  информационно-емкие, зачастую автоматизированные производственные системы, и восприимчивые  к бесконечным недорогим изменениям. В действительности революционным  результатом является индивидуализация серийного производства.

Продвижение к изящным  гибким технологиям способствует разнообразию и наполняет потребительский  рынок так, что магазин Wal-Магt может предложить на выбор своим покупателям около 110 тысяч товаров различных типов, размеров, моделей и цвета.

Но Wal-Mart - это массовая торговля. Все в большей степени массовые рынки сами по себе разбиваются на различные ниши, так как потребности покупателей становятся разнообразнее, а лучшая информация даст возможность бизнесменам выявлять и обслуживать микрорынки. Специальные магазины, салоны, супермаркеты, домашние телевизионные системы покупки, компьютерные системы покупки, почтовые и другие системы обеспечивают растущее разнообразие каналов, по которым производители могут предлагать свои товары потребителям на все более индивидуализирующемся рынке. Когда писалась книга «Шок от Будущего» в конце 1960-х, мечтательные продавцы начали говорить о "рыночной сегментации". Сегодня они сосредоточивают свои интересы не на "сегментах", а на "частицах" - семьях или даже отдельных людях.

Между тем реклама нацеливается на все более мелкие сегменты рынка, достигаемые через все более  индивидуализирующиеся средства массовой информации. Серьезное разрушение массовой аудитории подчеркивается кризисом когда-то великих телевизионных  систем АВС, СВS, NBC, в то время как Tele-Communicatons Inc. в Денвере объявляет о волоконно-оптической системе, способной обеспечить зрителям 500 взаимодействующих каналов телевидения. Такие системы подразумевают, что продавцы смогут подбирать покупателей с еще большей точностью.

Одновременная индивидуализация производства, распределения и коммуникаций революционизирует экономику и  продвигает ее от однородности к крайнему разнообразию.

Работа

 

Изменяется даже работа как  таковая. Неквалифицированная, по существу, взаимозаменяемая физическая работа приводила  в движение экономику Второй Волны. Массовое, в заводском стиле, образование  готовило рабочих к рутинному, повторяющемуся труду. Напротив, Третья Волна сопровождается растущей индивидуализацией труда, так как квалификационные требования стремительно растут.

Физическая сила по большей  части возместима. Так, неквалифицированный  рабочий, который ушел сам или  был уволен, может быть быстро заменен  с небольшими издержками. Напротив, растущие уровни специализированных навыков, требуемых экономикой Третьей Волны, делают поиск подходящего человека с подходящей квалификацией более  трудным и дорогостоящим.

Несмотря на возможное  столкновение с конкуренцией многих других безработных, дворник, уволенный  из гигантской оборонной компании, может получить работу дворника при  школе или страховой компании. Однако, инженер-электронщик, который  провел годы, строя спутники, может  и не иметь знаний, необходимых  инженеру окружающей среды. Гинеколог  не может работать нейрохирургом. Растущая специализация и быстрое изменение  квалификационных требований снижают  взаимозаменяемость труда.

С развитием экономики  можно ожидать дальнейшие изменения  в соотношении "непосредственного" и "косвенного" труда. С традиционной точки зрения "непосредственные" или "производственные" рабочие - это те рабочие, которые находятся  на заводе и непосредственно производят продукцию. Они же производят добавочную стоимость. Все же остальные описываются  как "непроизводственные" или  вносящие только "косвенный" вклад.

Сегодня это различие стирается, так как количественное отношение  производственных рабочих к "белым  воротничкам", техническим и профессиональным рабочим все уменьшается. Наконец, стоимость, производимая "косвенным" трудом, достигает (если не превосходит) уровня стоимости, производимой "непосредственным" трудом.

Новшества

 

Американские фирмы сталкиваются с сильной конкуренцией со стороны  экономик Японии и Европы, полностью  оправившихся со времен Второй Мировой войны. Чтобы конкурировать, нужны постоянные новшества - новые идеи товаров, технологии, производства, маркетинга и финансов. Каждый месяц в американских супермаркетах появляется около тысячи новых изделий. Так, еще до того, как 386 модель компьютера была полностью заменена на 486 , новый, 586 микропроцессор уже был в процессе разработки.

Т.о., дальновидные фирмы  поощряют проявление рабочими инициативы, поиск новых идей, а при необходимости  даже отказ от устоявшихся технологий.

Масштаб

 

Рабочая единица уменьшается. При производстве большинства изделий  масштаб операций миниатюризируется. Огромное число рабочих, выполняющих  большой объем одинаковой физической работы, заменяется малым числом дифференцированных рабочих бригад. Большой бизнес становится меньше, малый бизнес тоже уменьшается. IBM с 370 тысячами рабочих обречена на вытеснение малыми производителями по всему миру. Чтобы выжить, она увольняет многих рабочих и делится на 13 отдельных, более мелких, деловых единиц.

Информация о работе : Концепция третьей волны Тоффлера