Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 05:57, доклад

Краткое описание

Как и Милль, Спенсер никогда не занимался преподавательской деятельностью, хотя его неоднократно приглашали различные университеты. До начала 40-х годов он работал дорожным инженером и лишь переехав в Лондон занялся публицистической деятельностью, в частности, в журнале «Экономист». Спенсер неоднократно отмечал то обстоятельство, что еще за год до выхода знаменитой книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов» (1859) он разработал так называемый закон прогресса, воплотивший идею всеобщей эволюции. Поэтому дарвиновское учение он воспринимал как подтверждение своего закона на материале биологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера. сем1.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

     14.  Эта  смена  эволюции  и   разложения,  завершающаяся  в   небольших

агрегатах  в  течение  коротких  периодов,  а  в  обширных,   рассеянных   в

пространстве, агрегатах  в течение периодов,  неизмеримых  для  человеческого

ума, насколько  мы можем видеть, - универсальна и  бесконечна,  причем  каждая

из чередующихся  фаз  преобладает  попеременно,  в  зависимости  от  местных

условий, то в  той, то в другой сфере пространства.

     15. Все эти явления как в главных, так  и  в  мельчайших  своих  чертах

необходимо вытекают из постоянства силы в ее  формах:  материи  и  движения.

Количество последних, распределенное в пространстве, не увеличивается  и  не

уменьшается,  а  остается  неизменным;  отсюда  должно  неизбежно  следовать

непрерывное перераспределение, выражающееся как в эволюции и  разложении, так

и во всех их перечисленных  выше главных чертах.

     16. То, что изменяет вечно форму  и остается неизменным по количеству  в

той  ощутимой  нами  видимости,  которую представляет  Вселенная,  превышая

человеческое  знание и понимание, -  есть  неизвестная  нам  и  непознаваемая

сила, которую  мы должны признать не имеющей границ в пространстве и начала и

конца во времени.

     В  этом ряде параграфов  изложен  в  крайне  абстрактной  форме  процесс

превращения, совершающийся  во всем Космосе, как целом, и  в  каждой  большей

или  меньшей  его  части.  Заключающиеся  в  этих  параграфах  положения  мы

разработали, разъяснили и иллюстрировали в Основных началах, а  в  следующих

томах нашей  серии  мы  хотели  истолковать,  согласно  с  установленными  в

Основных  началах  законами,  некоторые  обширные  группы  явлений,  как-то:

астрономических, геологических  (оба  эти  труда  отложены),  биологических,

психологических, социологических и химических.

     Если  кто-нибудь докажет,  что  то  или  другое  из  перечисленных   выше

положений заимствовано из позитивной философии  или  внушено  ею,  то  будет

очевидно, что  система  синтетической  философии  в этих  пределах  обязана

первой. И если окажется возможным указать  у  Конта  определенно  выраженное

убеждение,   что   факторы,   производящие   изменения   всех   родов,   как

неорганические, так и органические, действуют  одновременно  всюду,  во  всей

Вселенной, одинаковым образом и всюду производят те же самые в  существенных

чертах метаморфозы, то можно с  полным  основанием  предположить  еще  более

тесную зависимость  нашей системы от позитивной философии.

     Но, насколько нам известно, позитивная философия не содержит в  себе  и

одной из перечисленных  выше главных идей, а также и  более  общих  идей,  на

которых они  основаны.

ДОБАВЛЕНИЕ  Б

     Я   уже  указывал,  что  последователи   О   Конта,   руководимые   духом

прозелитизма, обыкновенно  приписывают ему многое, что уже раньше  него  было

общим наследием  ученых и на что он сам не предъявлял никаких притязаний.

     Позднее  на то же указывали и другие: Милль в Англии и Фулье во  Франции.

     Милль  говорит. "Итак, основные идеи  философии Конта никоим  образом  не

принадлежит ему, но составляют общее достояние века, хотя они еще далеко  не

всеми признаны, даже среди мыслителей. Философия, называемая  позитивной,  -

не новое открытие Конта, а простое присоединение  к  традициям  всех  великих

ученых, чьи открытия сделали человечество тем, что оно есть теперь. О.  Конт

никогда не выставлял  это в другом  свете.  Но  эта  доктрина  сделалась  его

собственной, благодаря  его  особым  приемам  рассуждения"  ("Огюст  Конт  и

позитивизм", стр. 8 и 9).

     Альфред Фулье в 1875 г в своей "Истории философии" пишет:

     "Сен-Симон  хотел организовать последовательно,  общество для  содействия

наук (из этого  намерения возник позитивизм), затем  общество  для  содействия

промышленности  и, наконец, общество для содействия новой  религии  с  правом

"принуждать  каждого члена следовать заповеди  любви к ближнему". Стр. 428.

     "Социальные  доктрины Сен-Симона вместе с  натурализмом Кабаниса и  Брусе

дали начало позитивизму Огюста Конта. Последний, как и Сен-Симон, смотрел на

науку об обществе или  "социологию"  как  на  предел  и  цель  всех  научных изысканий". Стр. 422.

     "К  этому методу Огюст Конт присоединил  совершенно новое, по его мнению, учение о трех фазисах, которые он считает  неизбежными  в  истории  развития человеческого знания: теологического, метафизического  и  научного.  Зачатки этой теории были уже у Тюрго". Стр. 424.

     "Вообще  заслуга Конта состояла  в   том,  что  он  установил   надлежащие методы в естественных науках, но следует признать, что эти методы  были  уже известны до него". Стр.425.

Ге́рберт  Спе́нсер (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.

[править]Биография


Родился в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Университетском колледже и от членства в Королевском обществе).

Был учителем, железнодорожным  служащим, инженером, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Г. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом. В 1853 году получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.

[править]Воззрения


Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства (laissez faire) и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.

Ключом к его системе  объединённой науки является работа «Основные начала» (First Principles, 1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. В 1852 году, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина, Спенсер написал статью «Гипотеза развития» (The Development Hypothesis), в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ламарка и К. Бэра. Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции (он автор термина «выживание наиболее приспособленных»). Отправляясь от фундаментальных законов физики и идеи изменения, Спенсер приходит к пониманию эволюции как «интеграции материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределённой, бессвязной однородности в определённую, связную разнородность, и производящей параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения». Все вещи имеют общее происхождение, но через наследование черт, приобретённых в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их дифференциация; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная. В конечном итоге всякая вещь достигает состояния полной адаптированности к своему окружению, однако такое состояние неустойчиво. Поэтому последняя ступень в эволюции — не что иное, как первая ступень в процессе «рассеяния», за которым, после завершения цикла, вновь следует эволюция.

Глобальный эволюционизм, всеобщие законы эволюции, разработанные  Спенсером в «Основных началах», распространяются им и на область биологии, психологии, социологии, этики (привело его к их биологизации)[1].

В 1858 году Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии» (A System of Synthetic Philosophy), которое должно было включать 10 томов. Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в Основных началах. В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук. В серию также вошли: «Принципы биологии» (The Principles of Biology, 2 vol., 1864—1867); «Принципы психологии» (The Principles of Psychology, в одном томе — 1855, в 2-х томах — 1870—1872); «Принципы социологии» (The Principles of Sociology, 3 vol.,1876—1896), «Принципы этики» (The Principles of Ethics, 2 vol., 1892—1893).

Наибольшую научную  ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics, 1851) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology, 1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology, 1873—1881). Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Однако неумолимый ход  эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»:

Каждый человек волен  делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека.

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». В «Автобиографии» (Autobiography, 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений. Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903.

Выступал против революций  и резко отрицательно относился  к социалистическим идеям. Считал, что  человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования  для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.

[править]Концепция социальных институтов

Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.

  • Домашние институты — семья, брак, проблемы воспитания.
  • Обрядовые (церемониальные) — призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д.
  • Политические — появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и войны (потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество).
  • Церковные — храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.
  • Профессиональные и промышленные институты — возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) — консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные — поддерживают производственную структуру общества. Значение общественного производства возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, а прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.

[править]Общество

Важнейший принцип его  социологии — уподобление общества организму (органицизм)[1].

Общество — агрегат (совокупность) индивидов (индивиды — клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции[1].

Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»)[1]:

  • поддерживающая — производство необходимых продуктов
  • дистрибутивная (распределительная) — разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)
  • регулятивная (государство) — организация частей на основе их подчинения целому.

[править]Типы обществ

Военный тип  общества — военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.

Информация о работе Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера