Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 05:57, доклад

Краткое описание

Как и Милль, Спенсер никогда не занимался преподавательской деятельностью, хотя его неоднократно приглашали различные университеты. До начала 40-х годов он работал дорожным инженером и лишь переехав в Лондон занялся публицистической деятельностью, в частности, в журнале «Экономист». Спенсер неоднократно отмечал то обстоятельство, что еще за год до выхода знаменитой книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов» (1859) он разработал так называемый закон прогресса, воплотивший идею всеобщей эволюции. Поэтому дарвиновское учение он воспринимал как подтверждение своего закона на материале биологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера. сем1.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

не останавливаюсь на предположении, чтобы г-н Ложель имел намерение выразить

ту мысль, что  идеи,  которые  оно  выдает  за  идеи  позитивной  философии,

принадлежат исключительно  Конту. Но хотя у него и не было такого  намерения,

его выражения  заставляют предполагать противное. На языке учеников  Конта  и

его противников  слова  позитивная  философия  означают  философию  Конта  и

выражение  "быть  проникнутыми  идеями  позитивной  философии"   равносильно

выражению - получить свои идеи от Конта. После того что  быть  сказано  выше,

мне  нет  надобности   повторять,   что   порождаемое   таким   образом   по

неосмотрительности  мнение  есть  мнение  ложное.  Конт  только  в   кратких

выражениях излагает эти  общие  истины,  и  предложения,  в  которых  он  их

излагает, не дали мне более ясного понятия, нежели то, какое я имел  раньше.

Если я кому и обязан особенно выяснением мне  этих принципов, то разве только

сэру Уильяму  Гамильтону.

     От  принципов, общих Конту и многим  другим мыслителям, как прежним,  так

и современным, перейдем  теперь  к  принципам,  составляющим  исключительную

особенность его  системы. Насколько я вполне солидарен  с Контом  относительно

тех основных доктрин, которые являются нашим общим  наследием, настолько же я

расхожусь с  ним  относительно  принципов,  которые  составляют  его  личную

философию и  обусловливают ее  организацию.  Для  уяснения  этого  несогласия

достаточно  сравнить  между  собой  положения  Конта  и  те,  которые  я  им

противополагаю.

 

       Положения Конта                       Мои положения

       "...Chacune de nos  conceptions       Прогресс  наших   концепций   и

  principales, chaque branche  de  nos  каждой  отрасли  наших   знаний,   с

  connaissances,               passent  самого начала и до  конца,  является

  successivement   par   trois   etats  существенно   одинаковым.   Неверно,

  theoriques    differents:     l'etat  будто      есть      три      метода

  theologique   ou   fictif;    l'etat  философствования,         радикально

  metaphysique  ou  abstrait;   l'etat  противоположных  друг  другу;   есть

  scientifiique   ou    positif.    En  только один  метод,  который всегда

  d'autres  termes,  l'esprit  humain,  существенно остается одним и тем же.

  par     sa      nature,      emploie  От  начала   до   конца   все   наши

  successivement dans chacune  de  ses  концепции   причин   явлений   имеют

  recherches   trois    methodes    de  степень  общности,   соответствующую

  philosopher, dont le  caractere  est  широте    обобщений,    определенной

  essentiellement  different  et  meme  опытами; обобщения  наши  изменяются

  radicalement   oppose   d'abord   la  по мере того, как накопляется  опыт.

  methode  theologique,   ensuite   la  Интеграция причин,  которые вначале

  methode methaphysi-que, et enfin  la  считались     многочисленными      и

  methode   positive"    ("Cours    de  местными,   но   в   конце    концов

  Phylosophie Positive", p. 3).         оказались   едиными   и   всеобщими,

       "...Каждая  из  наших  основных  является  процессом,   действительно

  концепций,  каждая   отрасль   наших   требующим  прохождения   через   все

  знаний   проходят    последовательно   промежуточные  ступени   между   его

  через   три  различных  теоретических   двумя крайними пределами; но  только

  состояния:      через      состояние   иллюзия  может   делать   из   этого

  теологическое,  или фиктивное;  через  прохождения  ряд  восходящих  стадий.

  состояние    метафизическое,     или   Причины, которые мы  раньше  считали

  абстрактное,     через     состояние  конкретными    и    индивидуальными,

  научное,  или  позитивное.   Другими   сливаются в уме, как  только  схожие

  словами,  человеческий ум по  природе  явления   начинают   группироваться.

  своей употребляет  последовательно  в  Сливаясь  и охватывая все  большее   и

  каждом  из  своих  исследований  три   большее количество явлений,  причины

  метода  философствования,  характеры  становятся   все   менее   и   менее

  которых  существенно различны и  даже  различными  в  их  индивидуальности.

  радикально  противоположны:  сначала  Если  же слитие продолжится,  то  они

  метод   теологический,  потом   метод   постепенно делаются расплывчатыми  и

  метафизический  и,  наконец,   метод  неопределенными  в мысли; и  наконец,

  позитивный".                          без  всякого  изменения   в   природе

       "Le  systeme  theologique   est  процесса  ум приобретает  сознание  о

  parvenu a la plus  haute  perfection  всеобщей причине, которая не  может

  dont il soit susceptible quand il  a  быть понята*.

  substitue  l'action   providentielle       Как ход мысли  -  один,  так  и

  d'un etre unique au  jeu  varie  des  исход ее  -  один.  Трех  предельных

  nombreuses  divinites  independantes  концепций не бывает, но есть  единая

  qui    avaient     ete     imaginees  предельная     концепция.      Когда

  primitivement. De meme,  le  dernier  теологическая идея  провиденциального

  terme   du   systeme    metaphysique  действия единого существа,  заменяя

  con-siste a concevoir,  au  lieu  de  собою все второстепенные  независимые

  differentes  entites  particulieres,  причины,   развивается    со    всей

  une seule grande entite generale, la  ясностью, на какую она способна, она

  nature, enyisagee  comme  la  source  становится     понятием      единого

  unique  de  tous   les   phenomenes.  существа,   постоянно    действующая

  Pa-reillement,  la   perfection   du  власть которого проявляется во  всех

  systeme positif,  vers  laquelle  il  явлениях;     понятие     в     этой

  tend sans cesse, quoiquil soit  tres  окончательной  форме  вытесняет   из

  probable  qu'il  ne   doive   jamais  мысли  все   те   антропоморфические

  l'atteindre, se-rait de  pouvoir  se  атрибуты,    которыми     отличалась

  representer    tous    les    divers  первоначальная идея.  Предполагаемое

  phenomenes observables comme des cas  последнее    слово    метафизической

  particuliers d'un seul fait general,  системы  -  понятие  единой  великой

  tel que celui de la gravitation  par  общей       сущности        природы,

  exemple" (р. 5).                      рассматриваемой в качестве источника

       "Теологическая система достигла  всех   явлений,   -   есть   понятие

  высшего  совершенства, на  какое  она   тождественное с первым? идея  единой

  способна, когда  она провиденциальное  причины,   которая,   являясь    нам

  действие  единого существа  поставила   всеобщей, перестает  рассматриваться

  на  место   разнообразных   действий  как доступная нашему  пониманию и

  многочисленных  независимых  божеств,  разнится  только по имени от  идеи  о

  придуманных   воображением   вначале.  едином  существе,  проявляющемся  во

  Точно   так   же   последнее   слово  всех  явлениях.  И  точно  таким  же

  метафизической  системы  состоит   в  образом  и  то,  что  нам  выдают  за

  установлении  на   место   различных   идеальное совершенство науки,  т.  е.

  частных   сущностей  единой   великой   возможность  представлять  себе  все

  общей       сущности,       природы,  наблюдаемые  явления   как   частные

  рассматриваемой      в      качестве  случаи   единого   всеобщего   факта

  единственного     источника     всех  предполагает   идею   о    некотором

  явлений. Точно так же и совершенство  конечном существовании,  к  которому

  позитивной  системы, к  которому  она   относится этот единственный  факт,  и

  неуклонно   стремится,   хотя   легко   верование     в     это     конечное

  может   быть,  что  ей   никогда   не  существование    составляет    такое

  придется  достичь его, заключалось бы  состояние сознания,  которое   вполне

  в возможности  представить  себе  все  тождественно  с двумя первыми.

  различные,   доступные    наблюдению       Хотя наши обобщения,  охватывая

  явления   в  виде   частных   случаев   более широкий  круг,  уменьшают   для

  единого   общего   факта,    такого,  нас  число  причин  и   делают   наши

  например, как  тяготение".             понятия о  них  все   более  и  более

       "La   perfection   du   systeme  неопределенными; хотя многочисленные

  positif, vers laquelle il tend  sans  причины, сводясь к  единой  всемирной

  cesse, quoiqu'il soit tres probable,  причине,  теряют  возможность   быть

  qu'il ne doive  jamais  l'atteindre,  представленными мысленно и перестают

  serait  de  pouvoir  se  representer  считаться доступными  уму,  -  однако

  tous    les    divers     phenomenes  идея причины все  же  остается  и  в

  observables    comme     des     cas  конце, как в начале, преобладающей и

  particuliers    d'un    seul    fait  неразрушимой  в мысли. Чувство и идея

  general..." (р. 5).                   причины  не  могут  быть  уничтожены

       "Considerant  comme  absolument  иначе   как  с  уничтожением   самого

  inaccessible, et vide de  sens  pour  сознания ***  (Основные  начала,  п.

  nous,  la  recherche  de  ce   qu'on  25).

  appelle les causes, soit  premieres,       Идеи не управляют  миром  и  не

  soit finales" (р. 44).                вносят  в  него   переворотов:   мир

       "Совершенство        позитивной  управляется   и   изменяется   через

  системы,  к  которому  она  стремится  чувства,  для  которых  идеи  служат

  неуклонно,  хотя  весьма   возможно,  только  руководителями.   Социальный

  никогда    его     не     достигнет,  механизм покоится в конце  концов  не

  заключалось   бы    в    возможности   на  мнениях,  но  почти  всецело  на

  представить   себе   все   различные   характерах. Не умственная анархия,  а

  доступные  наблюдению явления в  виде  нравственный   антагонизм   является

  частных   случаев   единого   общего  причиной политических кризисов.  Все

  факта."                               социальные    явления    оказываются

       "Считая совершенно  недоступным   результатами            совокупности

  и лишенным  смысла для нас  изыскание   человеческих  чувств  и   верований,

  того, что  принято называть причинами  причем первые оказываются по большей

  первичными, или конечными."           части   определенными   заранее,   а

       "...Ce n'est pas  aux  lecteurs  вторые      определяются      всегда

  de cet ouvrage que je croirai jamais  впоследствии.  Человеческие  страсти

  devoir   prouver   que   les   idees  почти все  наследственны,  тогда  как

  gouvernent et bouleversent le mende,  верования    приобретаются    каждым

  ou, en d'autres termes, que tout  le  человеком   особо   и   зависят   от

  mecanisme social  repose  finalement  обстоятельств,  в  какие   поставлен

  sur des opinions Ils savent  surtout  человек. А среди этих  обстоятельств

  que la  grande  crise  politique  et  наиболее    важные    зависят     от

  morale des societes actuelles tient,  социального  состояния,  которое,  в

  en derniere  analyse,  a  l'anarchie  свою    очередь,     находится     в

  intellectuelle" (р. 48)**             зависимости     от     преобладающих

       "...Читателям этого сочинения  я  страстей;  социальное  состояние,  в

  никогда   не   нашел    бы    нужным  какую     угодно     эпоху,     есть

  доказывать,  что  идеи  управляют  и   равнодействующая         честолюбий,

  творят перемены  в мире или.  другими  интересов,  опасений,  негодований  и

  словами,   что    весь    социальный  симпатий всех граждан, живших  прежде

  механизм  покоится в конце концов  на  и   ныне    еще    живущих.    Идеи,

  мнениях.  Читатели знают хорошо,  что   циркулирующие  в  таком   социальном

  великий  политический и  нравственный  состоянии,    должны    в    среднем

  кризис современных  обществ вытекает,  согласоваться  с чувствами граждан, а

  в сущности, из умственной анархии".   следовательно,    согласоваться    в

       "Je  ne   dois   pas   negliger  среднем  с  социальным   состоянием,

  d'indiquer   d'avance,   comme   une  порожденным  этими  чувствами.  Идеи,

  propriete essentielle  de  l'echelle  вполне  чуждые   данному   состоянию

  encyclopedique que je vais proposer,  общества, не могут быть  приняты,  а

  sa    conformite    generale    avec  если  они внесены извне, они не  могут

  l'ensemble       de       l'histoire  приняться,  если  же  они  и   будут

  scientifique, en se sens que, malgre  приняты,   то   все   же    исчезнут

  la simultaneite reelle  et  continue  немедленно,  как   только   исчезнут

  du  developpement  des   differentes  чувства,  вызывавшие  их   принятие.

  sciences, celles qui seront classees  Следовательно, хотя  передовые  идеи,

  comme anterieures seront, en  effet,  раз  установившись,  и   влияют   на

  plus anciennes et  constamment  plus  общество   и   на   его   дальнейший

  avancees que celles presentees comme  прогресс, однако установление  таких

  posterieures" (р. 84).                идей зависит от способности общества

       "...Cet ordre est determine par  их    воспринять.    На     практике

  le degre de simpeicite, ou,  ce  qui  национальный характер  и  социальное

  revient au meme,  par  le  degre  de  состояние  определяют  преобладающий

  generalite des phenomenes" (р. 87).   ход идей; таким образом,  отнюдь  не

       "Я не должен пренебречь  случаем  идеи определяют социальное  состояние

  указать  заранее, как на существенное  и национальный  характер.  Изменение

  свойство,  на   общее   соответствие  нравственной    природы    человека,

  предлагаемого                   мною  порождаемое постепенным  беспрерывным

  энциклопедического  ряда   со   всем  воздействием  дисциплины в социальной

  ходом истории  наук,  в  том  смысле,  жизни, есть главная непосредственная

  что, несмотря  на  действительную  и  причина      прогресса      общества

Информация о работе Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера