Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка

Краткое описание

1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.

Вложенные файлы: 2 файла

Философия_шпор.doc

— 685.00 Кб (Скачать файл)

1) географическая среда, т.е. система климата, фауны, флоры, недр и водных ресурсов, с которыми взаимодействует человек в своем трудовом производстве и непосредственно жизненном отношении. Именно географическая среда влияет на производственные показатели, на здоровье и мировоззрение человека.

2) Природа по отношению к обществу  – это неорганические и органические  состояния планеты Земля, в которых  существует общество.

3) Природа – освоенная часть космоса.

 

Варианты взаимодействия общества с окружающей средой:

1. Господство  природы над обществом – в течение первобытного и начала рабовладельческого состояния человечества.

Признаки: 1) Преобладание природных стихий над возможностями человека;

2) Поклонение человека силам  природы в образах богов, тотемов, фетишей;

3) Господство собирательного и  пассивно-земледельческого труда  и производства.

2. Господство  общества над природой – началось с середины 3 тысячелетия до н.э. и продолжается до сих пор. Признаки:

1) Уничтожение флоры и фауны  для удовлет-ворения потребностей  человека. С 20 в. это состояние перерастает  в экологический кри-зис и возможность  экологической катастрофы.

2) Превращение человека в "царя  природы", т.е. существо, имеющее право уничтожить всех чтобы насытиться. В 20 в. это качество осуждается по этическим нормам и преследуется по юридическим законам из-за чрезмерного проявления.

3) Совершенствование производства  и техники, потребляющих вещество  и энергию природы во все  возрастающих масштабах.

4) Преобладание индивидуализма  в отношениях людей, потому что  владея совершенной техникой, индивид  может выжить в любой неблагоприятной  природной среде.

3. Конструктивное  взаимодействие – с конца 20 в.

Признаки:

1) Создание безотходных (экологически обоснованных) технологий в преобразовании природы.

2) Формирование экологической этики – правил гуманного отношения к фауне и флоре. Этот способ отношений утверждается на уровне общественного сознания, а государства не могут его реализовать по причине конкурентных отношений в мире.

3) Становление отношений между  обществом и природой на основе  научного подхода, а не потребностей  государства или нации. Наука  дает объективную информацию  о состоянии природы и ориентирует  общество на проду-манную тактику преобразования природы в связи с формированием конструктивного взаимодействия природы и общества (взаимоприспособительных механизмов).

Идеальный вариант - создание ноосферы (сферы разума), в которой природа будет развиваться в оптимальном режиме на основе строго научных и технико-экологических программ взаимодействий.

Общество в своем функционировании проходит различные уровни (этапы). Учения выделяют начальный уровень – стадия дикости, варварства, и стадии цивилизации.

Цивилизация – это состояние общества, в котором представлены письменность и государственная форма управления.

Все человечество с 3 тысячелетия до н.э. развивается в рамках цивилизации, а стадия варварства – общества, в котором нет письменности, государства – представлена только как оценочная характеристика отсталых племен Азии и Африки, которые существовали до 19 в., а в настоящее время эта стадия отсутствует, т.к. цивилизация проникла во все части планеты.

Ученые в рамках цивилизации выделяют два типа общества: традиционное и техногенное. Изучение их очень важно для разработки социальной политики в государстве: установлено, что прогресс общества направлен от традиционного общества к техногенному.

► Традиционное общество – цивилизация, в которой преобладает натуральное хозяйство, а отношения людей основаны на консервативных традициях морали, религии и жизненного опыта.   Признаки:

1) Производство материальных благ  не для торговли и обмена, а  для непосредственного жизненного  потребления. Только элита общества  могла позволить товарное производство, т.к. была потребность в средствах роскоши.

2) Жесткое социальное деление  общества: элитные группы не допускают  переход в нее низших слоев  общества.

3) Господство авторитарных форм  правления (деспотия, тирания).

4) Преобладание аскриптивной мотивации в поведении людей – оценка и стремление к восприятию других людей по приписанным качествам: социальной иерархии, пола, возраста, цвета кожи и пр., которые не достигаются другим человеком благодаря его труду, а даны изначально.

5) Наличие сложного варианта письменности, отличного от разговорного языка, свойствен-ного социальной культуре, напр., китайские иерография и язык, латинский язык и национальный язык.

► Техногенное общество – цивилизация (общество), основанная на товарном производстве и господстве науки и техники (появилось в 15 в. в Европе).

Признаки:

1) Господство товарного производства  в форме денежного обращения, универсальным выражением производства  являются деньги.

2) Преобладание научного рационализма  в системе культуры.

3) Преобладание демократических принципов.

4) Господство индивидуализма в  отношениях.

5) Ускоренная иннвозвационная динамика  культуры.

Перспектива России – продолжение техногенных качеств.

 


30. Содержание проблемы  человека и парадигмы её исследования. Человек в системе медицинского знания.

Проблема человека – это система познавательных, управленческих и практических вопросов о сущности, качествах, законах, происхождении и смысле жизни человека.

Как и любая проблема, проблема человека, содержит знание о незнании, т.е. минимум информации, от которой исходят в новейших исследованиях с учетом новых методов и возможностей науки. Исторически сложилось пять парадигм.

Парадигма – система знаний, принятая сообществом ученых (или дилетантов) в качестве образца решения проблемы. В парадигме содержится метод, устойчивое знание и аксиологические установки – все они логически обоснованы и определены, а не произвольны.

1. Теоцентрическая  парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности сверхестественных и всемогущих сил (Бога и Богов).

Теоретики: Августин Аврелий Блаженный, в ХХ веке – Мариден, Тилих и др.

Решение проблемы человека:

1) Сущность человека – богоподобие  на основе духовности.

2) Качества тварные, земные, вещественно-энергетические  качества.

3) Биологические законы – плотское желание.

4) Тварно-божественные качества  – свобода, воля, душа.

5) Происхождение человека –  по воле Бога.

Законы божественного и земного мира:

ü Смысл жизни – любовь и вера в Бога.

ü Соблюдение конфессиональных догматов.

Теоценрическая парадигма положительна для развития нравственности, ограничена в связи с тем, что материальная жизнь человека принижается, а без нее ни общество, ни человек не могут прогрессировать.

2. Натуроцентрическая  парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности законов природы, бытия, которые развиваются по естественным закономерностям без чего-либо сверхъестественного.

Теоретики: Демокрит, Гольбах, Ницше, Фрейд.

Решение проблемы человека:

1) Сущность человека – природная, т.к. все в человеке есть результат неорганических и органических процессов.

2) Социальные качества, которые  продолжают действие законов  природы в условиях, созданных  взаимодействиями людей.

3) Смысл жизни – следование  природным законам.

Натуроцентрическая парадигма положи-тельна в культуре, т.к. ориентирует личность на реалистичное понимание места человека в жизни; ориентирует государство на поддержку материального уровня жизни, на учет политических влияний, а также идеационной сферы (нравственность, красота).

3. Социоцентрическая  парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности общества и социальной среды, в которой существует индивид.

Теоретики: Аристотель, Гегель, Фихте, Шеллинг, Маркс, Энгельс, Дюркгейм.

Решение проблемы человека:

1) Сущность человека – общественная, но с учетом форм общественности (политика, экономика, этнические взаимодействия).

2) Качества – природные и  первичные – общественные.

3) Происхождение – в результате  эволюции природы и орудийно-трудовой  активности высших млекопитающих  отряда приматов.

4) Смысл жизни – подчинение  требованиям общества с учетом  исторических особенностей.

Парадигма положительна, т.к. обеспе-чивает сплочение людей в максимально возможной мере.

Отрицательна, т.к. не учитывает индивидуальность личности человека.

4. Культуроцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности идеационных, культурных ценностей.

Теоретики: Риккерт, Кассирер, Зиммель.

Решение проблемы человека:

1) Сущность человека – творчество  форм бытия, которых нет ни  в природе, ни в общественной реальности. (Кассирер: человек – это символическое животное.)

2) Идеационно культурные качества, в т.ч. духовность, уровень образования, способность к творчеству.

3) Смысл жизни – перфекция, стремление  к постоянному совершенствованию.

4) Происхождение человека либо не исследуется, либо – от Бога, либо – согласно научной парадигме.

Положительное значение парадигмы в определении идеалов, высших целей, к которым нужно стремиться.

Отрицательное – в возможности дезорганизации мировоззрения личности, особенно в период обострения общественных противоречий.

5. Антропоцентрическая  парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности человека в системе Вселенной (т.е. изученного естествознанием уровня окружающей действительности в пределах условных 20 млрд. световых лет).

Теоретики: Плесснер, Шеллер, частично Бердяев.

Решение проблемы человека:

1) Сущность человека – свобода, произвольность действий в системе  бытия, т.к. человек – высший уровень  всего реализованного.

2) Качества человека – всевозможные (космические, планетарные, биологические, общественные, духовные). Основное качество: человек-микрокосм – существо, которое содержит многообразие форм бытия в концентрированном виде.

Основа всех рассуждений этих парадигм:

1) материализм или идеализм,

2) Рационализм или иррационализм.

 


31. Сущность и качества  человека в контексте современной  науки, философии, медицины.

Установлены две группы качеств человека:

1) природно-биологические – те свойства, которые по наследству от родителей к потомству;

2) общественные – свойства, которые формируются в процессе жизни индивида и не передаются по наследству.

Общественные качества человека:

1. Способность к труду – преобразованию вещества, энергии и информации с помощью приспособлений (орудий, техники) для удовлетворения социогенных потребностей.

2. Культуро-опосредованный  способ жизнедеятельности, начиная от рождения и заканчивая смертью. Искусственные посредники – предметы, нормы, знания и оценки – определяют поведение любого индивида.

3. Языковое общение – способ передачи информации и создания смысла в форме искусственно или исторически созданной системы знаков или письма. Языковое общение отличается от сигнального общения животных тем, что выражает абстракции, а не только субъективное содержание.

4. Особый идеальный вариант обработки информации о внешней среде и внутренних особенностях, реализуемый в форме сознания.

5. Универсальность моральных  норм, среди которых главные – это нормы совести и справедливости.

6. Деятельность – способность к активным и целенаправленным, предметным, идеальному и знаково-коммуникативному преобразованию объекта.

7. Генетическая программируемость индивидуальности, разнообразия жизни.

8. Продолжительность жизни и возраст.

9. Морфологические признаки (312 морфологических признаков человека не существуют у антропоморфных животных).

 

Итак, биологические качества подчинены культурной программе и социальным особенностям, поэтому сущность человека – общественная, а природа – биологическая.

Человек – биообщественное живое существо, реализующее свой вариант бытия в культурно опосредованной форме индивидуальной жизни на основе творческой, предметной, идеальной и коммуникативной потребностях.

 


32. Антропогенез как  проблема философии и науки.

Антропогенез – процесс появления человека (homo sapiens sapiens) на Земле.

Существует несколько основных парадигм решения этой проблемы:

1. Теоцентрическая. Человек был создан Богом (богами) одномоментно в современном виде.

2. Научная. Человек сформировался в результате длительной эволюции от Protea до современного вида. (Чарльз Дарвин, 1871 г. - "Происхождение человека и половой отбор")

При этом человек прошел ряд стадий:

ü насекомоядные обезьяны - 2 млн. лет назад,

ü антропоидные (человекообразные) обезьяны – примерно 1,2 млн. лет назад,

ü человек умелый (homo habilis) - 460 тыс. лет,

ü человек выпрямленный (homo erectus) - 160 тыс.,

ü человек разумный (homo sapiens) – человек современного вида (кроманьонец) - 40 тыс. лет

 


33. Человек и здоровье: гуманитарный и медицинский аспекты.

Здоровье – состояние физиологического, психического и социального благополучия (в отсутствие болезни).

Здоровье человека должно обеспечивать ему относительно комфортные условия труда и отдыха. Заболевание снижает работоспособность человека и значительно ухудшает его самочувствие.

Здоровье человека – это индивидуальное психосоматическое состояние, при котором человек способен оптимально реализовать свои жизненные потребности.

Установлено, что здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от наследственности, на 20% - от экологии и на 10% - от здравоохранения и медицины.

Если вам понравились шпаргалки, скажите мне спасибо ).doc

— 22.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"