Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:55, шпаргалка

Краткое описание

Место и роль философии в системе духовной культуры.
Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки.
Предмет и функции социальной философии, ее методологическая роль в познании общественных явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпора философия.docx

— 103.81 Кб (Скачать файл)

 

  1. Основные виды духовного освоения мира: наука, искусство, религия. Наука- это вид познавательной деятельности, результатом которой является система объективных знаний об окружающем мире, истинность которых проверена на практике. Эта система формируется в процессе научных исследований, которая делится на 3 этапа: 1. Эмпирический. На котором идет накопление знаний. 2. Рациональный. На нем происходит систематизация знаний и формирование теорий. 3. Проверка теорий на практике, с помощью эксперимента, моделирования и производства. Результатом научного познания всегда является истинные знания. Функции науки: 1.позновательная (гносеологическая), 2.мировоззренческая. С помощью науки формируется научная картина мира. 3. прогностическая. В XX в. Появляются еще 2 функции: 4.непосредственно производительная сила. 5. управление социальными процессами. Современная наука характеризуется 2 противоположными процессами: 1.дифференциация, т.е. разделение какой-то отдельной науки на несколько, из-за накопления большого количества знаний. 2. интеграция, т.е. объединение различных наук в одну.  Искусство- это художественная деятельность  и ее результаты, т.е. произведения. Основой искусства является эстетическое сознание, которое отражает действительность в художественных образах – особенность. Художественные образы воплощаются в материальные процессы и предметы. Искусство делится на формы: литература, архитектура, живопись, графика, кино, театр, танцы, музыка, пение, декоративно-прикладное, художественная фотография.  Функции: 1. Эстетическая, т.е. удовлетворение потребностей человека в прекрасном. 2. Воспитательная. Она дает человеку образы поведения из которых человек выбирает свой. 3. Познавательная. Познание мира через художественные образы. Существует множество теорий, объясняющих происхождение искусства: 1. Магическая или религиозная. Искусство возникло в ходе религиозных обрядов. 2. Трудовая. Искусство возникло в процессе трудовой деятельности первобытного человека. 3. Психологическая. Каждый человек обладает предрасположенностью (физиологической и психологической) к восприятию и производству красоты. Мораль – совокупность, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Функции: 1. регулятивная. Мораль определяет содержание поведений или нравы, которые распространяются в обществе с помощью общественного мнения, массовой привычки и дисциплины. 2. воспитательная. С помощью морали можно определить  прогресс общества, потому что она формирует нравственные идеалы, т.е. образец совершенной личности, чем ближе общество к идеалу, тем оно прогрессивнее. Человек тоже стремится к идеалу. Но каждый идет к нему своим путем. Общество одобряет или осуждает его поступки. Одобряет с помощью похвалы, согласия, симпатии и любви. Осуждает порицанием, критикой, неприязнью и ненавистью. 3. оценочная. В отличие от общеобязанных норм права, нормы морали имеют рекомендательный характер, их не соблюдение не наказывается, а соблюдения не награждаются. Религия – это фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил, которые над ними господствуют и которым люди предают сверхъестественные формы. Основой любой религии является вера в сверхъестественное, которое реализуется в культе. Культ – это поклонение сверхъестественным силам с помощью специальных обрядов. С помощью культа человек пытается воздействовать на природные и социальные силы и заставить помогать ему. Религия возникает на 3 основах: 1. гносеологическая – ограниченность человеческих знаний и порождаемое ею бессилие перед внешним миром. 2. социальная – это общественная не свобода человека и попытка найти выход из этой не свободы после смерти. При жизни свободу получить нельзя. 3. Психологическая – это различная, личная потребность, которую сам человек удовлетворить не может, и отрицательные эмоции (страх). Религия возникает только при наличии всех трех основ. Функции: 1. утешительная(иллюзорно-компенсаторная) 2. мировоззренческая – религия создает религиозную картину мира. 3. регулирующая. С помощью норм и запретов религия регулирует поведение людей в обществе. В современном демократическом государстве церковь отделена от государства и конституция содержит права на свободу совести. Школа отделена от церкви. Образование светское. Религия личное дело каждого человека.

 

  1. Деятельность как основа социального. Основные виды общественной деятельности, их взаимосвязь. Деятельность – это способ существования человека. Это целенаправленное преобразование действительности в ходе которого человек удовлетворяет свои потребности и изменяется сам. Деятельность человека отличается от действия животных целеполагания, т.е. постановка цели. В зависимости от потребности деятельность делится на:  материальную или трудовую и духовную. Имеет целью создание необходимых материальных условий жизни человека, в результате труда удовлетворяются материальные потребности. Труд может быть индивидуальным и коллективным. Он может быть оруйдинным и умственным. Труд всегда созидателен он не может быть деструктивным(разрушительным), если он основан на воспроизведении уже существующего, то это репродуктивная деятельность, если он заключается в создании чего то качественного нового, то это творчество. Труд это главный вид человеческой деятельности. Еще один вид познания – это активное, целенаправленное отображение сознания человека, объективного мира, субъектом познания является только человек, средством познания – органы чувств и сознание. Результат – знания, они могут быть истинными  и ложными, критериями истинности знаний является практика. Еще один вид общение – это межличностный или групповой процесс обмена результатами психической деятельности (информацией, мыслями, оценками, чувствами). Общение бывает прямое, опосредованное или косвенное. Общение бывает вербальное (речевое) и не вербальное. Разновидностью общения является коммуникативное, т.е. односторонняя передача информации от человека к человеку с помощью какой-либо знаковой системы. Игра (еще один вид) – это бесцельная и часто безрезультатная деятельность. Человек получает удовольствие от самого процесса игры. Игру можно не заканчивать и многократно возобновлять.

 

  1. Политическая сфера жизни общества. Ее специфика и взаимосвязь с другими сферами. Политика – это деятельность, целью которой является завоевание власти и управление обществом. Политики в первобытном обществе не было, она возникла только в классовом обществе. Главным в политике является вопрос о власти, о том кому она принадлежит. В первобытном обществе власть принадлежала всем. Ордер власти – народное собрание, поэтому борьбы за власть быть не могло. Когда общество разделилось на антогонистические классы, м/у ними началась борьба за власть, т.о. политика связана с социальной сферой жизни общества. Через нее она связана с экономической, потому что причиной появления классов является частная собственность на средства производства. Политика оказывает определяющее влияние на духовную сферу. Она является заказчиком политической идеологии, законов и тех форм духовной культуры, в которой нуждается экономически и политически господствующие классы. господствующие классы. Главным элементом политической системы общества является государство.. Эта система органов с помощью которых экономически господствующий класс осуществляет свою власть в об-ве. Признаки государства: 1. Наличие территории и объединение людей по территориальному принципу. 2. «Публичная власть» не совпадающая с большинством народов. 3. Налоги- обязательное, регулярное, фиксированное изъятие части прибавочного продукта у непосредственного производителя. Налоги идут на содержание «публичной власти». 4. Писанное право. Государство выполняет следующие функции:1. внутренние (охранительная –репрессивная, регулятивная; организационно-хозяйственная; культурно-воспитательная или идеологическая). 2. внешние (защита территории и населения; Агрессивная – расширение; дипломатическая). Кроме государства в политическую систему общества входят политические партии и общественные организации, если они  участвуют в политической деятельности. Все участники политической деятельности являются субъектами политических отношений, которые складываются м/у участниками политической деятельности. Политическая власть – это господство в обществе и руководство общества со стороны какого то единого класса, группы или индивида. В зависимости от субъекта власти различают 3 политических режима. Политический режим – это порядок, который устанавливается в стране в результате господства определенного субъекта власти, пользующегося определенными методами. 1. Демократический режим. Он характеризуется господством большинства над меньшинством, при учете мнения большинства. Субъектом власти считаются все граждане государства, имеющие равные политические права. Все граждане участвуют  в выборах органов власти (публичной власти). Имеют политические свободы (слова, печати, собрания). Органы власти делятся на 3 независимые ветви. Существуют различные политические партии, кроме тех деятельность которых противоречит конституции. Плюрализм и гласность. 2. Авторитарный – это господство одной личности, которая юридически возглавляет исполнительную ветвь власти, а фактически подменяют законодательную и судебную. Парламент может существовать, но роль законов выполняет распоряжения главы власти. – (Абсолютная монархия). Могут существовать и политические партии, если они поддерживают власть главы государства. 3. Тоталитарный режим – это господство одной политической партии, которой возглавляет лидер. Другие партии либо отсутствуют либо поддерживают господствующую. Происходит сращивание партийного и государственного аппарата. Решение партийных<span class="List_0020Paragraph_

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"