Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:55, шпаргалка

Краткое описание

Место и роль философии в системе духовной культуры.
Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки.
Предмет и функции социальной философии, ее методологическая роль в познании общественных явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпора философия.docx

— 103.81 Кб (Скачать файл)

 

  1. Философия эпохи Просвещения. Эпоха просвещения  - 18 век. Просвещение – это культурное движение, целью которого была критика феодализма и создание идеала нового справедливого общества. Оно названо так потому, что деятели культуры были убеждены в том, что распространение света знаний разгонит тьму невежества, поэтому людям достаточно показать образец идеального общества и они такое общество создадут. Просветители были уверены, что историю творит не Бог, а люди все поступки людей вызваны их желаниями. Поэтому история – результат целенаправленной и сознательной деятельности отдельных людей. Это люди авторитетные, имеющие власть, поэтому историю творят цари и герои. Люди живут плохо потому что не знают как надо жить хорошо. Для того что бы исправить общество, надо научить их жить хорошо, нужно просветить их сознание. Поэтому главное средство для борьбы – это просвещение. Просвещать надо правителей. Им нужно внушить мысль о необходимости поделиться властью с народом. Народу должна принадлежать законодательная роль, а правителю исполнительная. Если государь пойдет против народа, его можно свергнуть. Народ, получив власть, будет издавать справедливые законы. Они будут обязательны для всех и все будут равны перед законом. Исполнять законы должен правитель, а контролировать исполнение должна законодательная власть. Суд должен быть отделен от законодательной и исполнительной власти. Он должен регулировать отношения между частным лицом. Таков принцип разделения властей. Д.Дидро. Просветители оптимисты пытались на практике реализовать свои взгляды. Дидро пытался просветить Екатерину II, а еще один философ Ж.Л. Монтескье пытался заняться просвещением дворян. Они были уверены что люди по своей природе добры, ими управляет разум и если пополнить разум людей добрыми идеями, то жизнь людей станет счастливой и справедливой. Философы пессимисты не верили в быстрое преобразование общества. Ж.Ж Руссо считал что человек удаляясь от природы, портит мир и самого себя, его потребности возрастают, что порождает не равенство и эксплуатацию. В начале истории все люди были равны и свободны, их потребности были минимальными. Затем они стали усовершенствовать орудия труда. Получили излишек, те кто стали присваивать излишек, стали первыми собственниками. С возникновением частной собственности возникло и неравенство. Люди стали враждовать друг с другом. Что бы восстановит в обществе мир они заключили договор между собой об образование государства. По этому общественному договору они отдали государству  свои права. А оно пообещало восстановить мир и справедливость. Так как оно обещание не выполнило народ имеет право отказаться от договора и создать новое демократическое государство.

 

  1. И.Кант как родоначальник немецкой классической философии. Тория познания и этика И.Канта. Немецкая классическая философия подвела итоги всего, что было создано философами, начиная приблизительно с сер.1 тыс. до н.э. до античной. Ею заканчивается 1 период и начинается 2. Вся современная философия, основана на классической немецкой. Кант создал 2 философский учений: 1. Учение о познании. 2. Учение о нравственности. 1. Философию Канта называют критической, т.к. он призывает критически относится к результатам человеческого познания. Объективный мир он называл «вещь в себе» - это идеальная сущность, которая существует  независимо от человека. Она воздействует на наши органы чувств. Импульсы поступают в сознание и там возникает представления о «Вещи для себя». «вещь в себе» не познаваема. Человек может познать только явления, которые сам и создает. Знание, которые получает человек не совершенны и ограничены, если они опираются на опыт. Но есть один вид знаний, который всегда истинен – это знание априорное (это те которые получены не опытом, а разумом). Эти знания имеют всеобщий характер, их нельзя подтвердить или опровергнуть на опыте. Следовательно математика дает нам всегда истинные знания. 2. Среди априорных знаний Кант называет и нравственный закон, получаемый человеком при рождении. Человек – это природное существо, поэтому все его поступки подчиняются закону природы, главный из которых – борьба за существование. Этот закон делает человека необщительным. Но природа не создает человека в готовом виде, она дает ему только задатки и развить их может он только в общение6 с другими людьми. Поэтому жизнь человека в обществе – это необщительное общение. Примирится с существованием других людей человеку помогает нравственный закон, который называется категорический императив. Формула категорического императива: «Поступай так, что бы использовать человека для себя, так же, как и для другого. Всегда как цель и никогда лишь как средство».

 

  1. Система и метод философии Гегеля. Основой сего, что существует в мире является мировой дух или абсолютная идея – объективно существующее понятие. Человек стремится познать его понятие через его воплощение. Мировой дух постоянно познает себя. В процессе самопознания он развивается. Весь мир – результат самопознания духа. Мировой дух проходит 3 состояния: 1. он создает логику, 2. он создает природу, 3. он создает общество. После этого мировой дух возвращается к себе и развитие заканчивается. Диалектика – саморазвитие понятия. 3 закона диалектики: 1. Развитие всегда имеет внутреннюю причину. Этой причиной является борьба и единство противоположностей(сторон, которые взаимно исключают друг друга). Их борьба – постоянный источник движения, т.е. развитие. 2. В пределах меры могут изменяться количественные характеристики предмета без изменения его качества. Если предел меры нарушается, возникает новое качество. 3. Закон отрицания. Развитие идет от низшего к высшему, от старого к новому. Высшее и новое – отрицание низшего и старого. На смену им придет еще более новое и высшее и появится отрицание второго порядка и так до бесконечности. Отрицание – уничтожение старого новым, но не все старое уничтожается. Та часть старого, которое не утратило своего знания, сохраняется в новом. Процесс перехода всего полезного из старо в новое называется снятие. Диалектический метод предполагает вечное и бесконечное развитие; философская система Гегеля это движение заканчивает. В этом и заключается противоречие между системой и диалектическим методом Гегеля.
  2. Философская антропология Л. Фейербаха. Главным объектом философского исследовании Фейербах считал только человека как материалистическое существо, живущий по биологическим законам. Деятельность человека вызвана его биологическими потребностями. Познание мира происходит с помощью органов чувств, поэтому нужно изучать не мышление – оно вторично, а нужно изучать биологию человека. Общество – совокупность материальных действий людей, а социальное отражение, отражение чувств человека. Чувства дают человеку разрозненные картины мира, объединяет эти фрагменты в единое разум, но без органов чувств разум сам ничего познать не может. Физические способности человека не позволяют ему полностью удовлетворить его потребности, поэтому он начинает искать «помощников вне себя» и возникает религия. Религия – отражение человеком своей сущности и передачи ее вымышленным существам. Фейербах был не последовательным материалистом. Он был объективным материалистом на природу и субъективным во взглядах на общество. Последователь в России – Чернышевксий.

 

  1. Основные положения диалектико – материалистической философии Марксизма. Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин. М. философия – диалектический и исторический материализм. Основой мира является материя – объективная реальность, данная человеку в ощущениях (Ленин). Материя существует в постоянном развитии – движении. Движение способов существования материи. Движение происходит во времени и пространстве. Время и пространство – формы существования материи. В мире нет ничего, кроме движущейся во времени и пространстве материи. Формы движения материи:1.механическая, 2.физическая, 3.химическая, 4.биологическая, 5.социальная. Высшая форма движения материи общество, т.е. человек и его отношения. Проявлением общественного движения является смена общественно-экономических формаций. ОЭФ – этап в развитии человеческого общества. 1.первобытный. 2.рабовладельческий. 3.феодальный. 4.капиталистический. 5.коммунистический(социализм). Основой ОЭФ является способ производства материальных благ, который включает в себя производительные силы и производительные отношения. Со сменой способов производства происходит переход от 1 ОЭФ к другой.

 

  1. Иррационализм как направление в философии. А Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, З.Фрейд. Рациональное – это все что порождено разумом. Иррациональное – все что лежит за пределами достигаемости разума, недоступно. Иррационализм – направление в философии, утверждающее, что с помощью разума нельзя познать весь духовный и материальный мир. В мире есть то, что можно познать только с помощью интуиции или озарения. Средства познания иррационализма: искусство, мораль и  философия. Ницше. Воля к власти – творческий инстинкт человека, который определяет развитие общества. Мир – хаос ощущений, поэтому познать и управлять им с помощью разума нельзя. Можно интуицией и волей к власти. Люди постоянно борются за власть. Склонность к агрессии – бессознательный инстинкт, которому нужно использовать 2 расы: рабы и господа. Они борются. В борьбе побеждают рабы, потому что их больше. Их победа приведет к гибели человечества. Новые расы – сверх люди, лишенные нравственных предрассудков. Они могут спасти человечество, уничтожив рабов. Новое человечество. Бергсон. Интуиция – способ постижения мира. В начале истории человек обладал 2 средствами познания: интуиция и разум. Они едины. Со временем разум вышел на первый план. Он помогает человеку приспособиться,   он дает человеку относительные знания, но то которое необходимо ему сегодня. Интуиция – мгновенное постижение истины. Фрейд. Человеком управляет бессознательные природные начала, агрессивные и сексуальные. Благодаря им есть энергия для выполнения деятельности. Но реализация этой энергии не поощряется обществом. Он подавляет свои иррациональные желания и пытается заменить их другими. Этот процесс – сублимация. Результат – все что создано человеком, т.е. его культура. Человек несчастен, потому что лишен права удовлетворить свои желания из-за общества. Общий объект исследования иррационалистов – психика, которая определяет поступки человека. Человеческая жизнь в обществе определяется биологически, иррациональными инстинктами, реализация которых не делает человека счастливым. Он деградирует, утрачивая способность к познанию иррациональной истины – социальный пессимизм. Шопенгауэр. Поведение человека управляет бессознательная мировая воля, которая проявляется в его личной воле. Разум дает представление лишь о внешних сторонах явления, воля позволяет постичь мир изнутри.

 

  1. Экзистенциализм – философия существования человека. Экзистенциализм – философия существования человека в обществе, главный вопрос: взаимоотношение человека и общества. Эта философия трагична. Она утверждает, что человек обречен быть несчастным, потому что он лишен свободы. Свободы выбора. Человек рождается, помимо своей воли и оказывается во враждебном ему мире, потому испытывает страх, тревогу и отчаянье. Он одинок. Он одинок,  потому что никто за него не может сделать жизненный выбор. Выбор и свобода – 2 понятия в экзистенциализме. Свобода – выбор человеком самого себя. Но этот выбор происходит под диктовку общества. Сама ситуация выбора навязывается обществом. Человек свободен в выборе, но не свободен от выбора. Если выбор не правильный, то человек не может состояться как личность или погибнуть. Человек осужден обществом быть свободным в выборе и нести ответственность за то, что с ним происходит. Общество пытается поработить человека, изменить его сущность, а человек должен этому сопротивляться. Быть свободным от общества нельзя. Отечественный экзистенциализм – Бердяев. Общество может навязывать выбор того, что знает, но не может заставить нас сделать то, что ему неизвестно. Способ сохранить себя – заняться творчеством. Каждый творец свободен. 

 

 

 

 

 

 

  1. Идейная конфигурация западников и славянофилов. Их представители. Славянофилы – мыслители, которые считали, что у России свой особый путь исторического развития отличающийся от запада. Особенности России: православие, крестьянская община, отсутствие классовой борьбы и самодержавие. Россия не должна копировать Западный опыт и отказываться от своих особенностей. Она должна сохранить самодержавие, как основу нравственности, общину-  основу русского коллективизма. Только в этом случае она может сохранить свою независимость и освободить других славян. Западники. Идеалом общественного развития западников была буржуазия или демократическая республика. Развитие России идет по тому же пути, что и Западная Европа, поэтому ни чего не надо изобретать, а повторить все как у Запада (догнать Запад). Западничество разделилось: 1. Революционное течение(Чаодаев, Герцен, Огарев, Белинский). Они считали, что Россия должна идти к социализму через русскую крестьянскую общину, потому что крестьяне по природе своей социалисты( у них общая земля). Переход к социализму – качественное изменение общества, т.е. революция. 2. Либеральное течение (Кавелин, Грановский). Они считали лучшей для России модель «самодержавной республики», т.е. конституциональное ограничение монархии. Все реформы они планировали сверху и постепенно.

 

  1. Материалистические идеи в русской философии XIX-XXвв. А Герцен, Н.Чернышевский, Г. Плеханов, В.Ленин. Герцен – Природа и об-во материальны и они развиваются в результате борьбы двух противоположных тенденций: возникновение и разрушение. Человек  - часть природы, поэтому подчиняется законам природы. Для понимания сущности человеческая философия должна пользоваться результатами естествознания, она дает ей материальный анализ. Анализ этого материала осуществляется с помощью диалектического метода. Чернышевский стал продолжителем учения Фейербаха. По его мнению человек – единая материальная субстанция, которая порождает сознание. Способность к сознанию у человека врожденная, но она развивается только благодаря ощущениям. Ощущение возникает в процессе деятельности, а причина деятельности являются природные потребности человека. Одной из потребностей является социализм, т.е. общество без эксплуатации.

 

  1. Философские идеи русского консерватизма (К.Леонтьев, К.Победоносцев). Продолжение славянофильства. Русский консерватизм доказал необходимость сохранения российской империи и необходимость противодействия демократизации российского общества. Демократию они считали великой ложью, т.к. реальная власть принадлежит политической элите. В России должен господствовать принцип Византизма: монархия, духовная власть церкви, крестьянская община и жесткое сословное деление. Концепция Леонтьева носит глубоко системный хар-р. Он сформировал органическую теорию развития (сложный процесс, полный цикл которого включает в себя этапы: первичной простоты, цветущей сложности, вторичного смесительного упрощения). Победоносцев. Демократия безнравственна, т.к. основана на лжи. Весь опыт истории свидетельствует о том, что эта идея никогда не воплощалась в жизнь, т.к. в действительности управлять будет не народ, а политическая элита.

 

  1. Философия свободы Н. Бердяева. В философии Бердяева можно выделить следующие темы: моральная тема, проблема сущности и существования человека, историческая тема. Этическая теория Бердяева по содержанию религиозно-идеалистическая. Моральный закон предназначен для людей, но по своему происхождению сотворён Богом. Постижение людьми божественного закона – длительный процесс, разные виды морали развиваются от низших ступеней к высшим.

Формы морали:

- этика закона – основана  на определённых запретах, табу

- этика искупления – в ней  проявляется благодатная сила  Бога

- этика творчества – человек  творец, уподобляется Богу, забывает  о себе.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"