Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка по философии.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

23. Структура сознания  человека.

Самые первые представления  о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления  о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетны также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.  

 Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга.  

 Материализм  - материя первична и исторически  и гносеологически. Она носитель  и причина его возникновения.  Сознание - производное от материи.  Сознание связано не со всей  материей, а только с частью мозга и только в определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.   

 Сознание - это  высшая, свойственная только человеку  и связанная с речью функция  мозга, заключающаяся в обобщенном  и целенаправленном отражении действительности.   

 Сознание  можно абсолютно противопоставить  материи только в рамках основного  вопроса, за ними - нет. За этими  пределами противопоставление относительно., ибо сознание не есть самостоятельная  субстанция, а одно из свойств  материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь, и единство.  

 Различие - сознание  не есть сама материя, а одно  из ее свойств. Составляющие  содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.  

 Единство  и связь -  психические явления и мозг тесно связаны как свойство и материальный субстрат, которому это свойство  принадлежит и без которого оно не существует. С другой стороны, возникающие в сознании психические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.  

 Сущностью  сознания является его идеальность,  которая выражается в том, что  составляющие сознание образы  не обладают ни свойствами  отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.  

 Идеальное  выступает как момент практического  отношения человека к миру, отношения,  опосредованного формами, созданными  предшествующиим поколениями - прежде  всего способеностью отражать в материальных формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.  

 Идеальное  не является чем-то самостоятельным  по отношению к сознанию в  целом: оно характеризует сущность  сознания в отношении к материи.  В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношений материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.   

 Идеальное  и материальное не разделены  нероходимой гранью. Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг.  

 Сознание  существует не всегда. Оно возникло  в ходе исторического развития  материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной материальной системы.   

 Материи присуще  свойство, сходное с сознанием  - отражение. Отражением обладают  все материальные образования.  Оно является моментом любого  взаимодействия. Отражение - это  изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки , следы...

Как свойство живых  организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения  после раздражимости связан с  возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму психики.  

 Психика - это способность живых существ  создавать чувственные и обобщенные  образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.   

 Под психикой  человека понимается вся совокупность  явлений и состояний его внутреннего  мира.Сознание является частью  психики. Психика охватывает не  только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. 

24. Философские категории  материи и сознания

Материя - философская  категория для обозначения объективной  реальности, кот. дана ч-ку в ощущениях  его, которая копируется, фотографируется, отображается, нашими ощущениями, существующая независимо от них. В этом определении выделено 2 признака материи: 1) Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность ощущения) 2) Признание принципиальной познаваемости мира. Ленин разграничивает философское понимание материи и естественнонаучные знания о существующем мире. Ленин способствовал преодолению кризиса в физике, связанного с включением принципа структурности материи и делимости атомов в научную картину мира.

Сознание человека - это одновременно и самосознание. Индивидуально духовное включает и подсознательное. Уровни подсознательного: 1) Неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела. 2) То, что в данный момент времени не находится в центре внимания сознания человека. 3) Проявляется в творчестве и интуиции. 3.б. Внеиндивидуальное духовное - это формы материализации духовного, которые рождаются в лоне человеческой культуры. 
 

25. Философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия.

В чем смысл  проблемы бытия? Почему оно постоянно - с древности и до наших дней - обсуждается философия? Почему многие мыслители считали и считают ее исходной для систематических философских размышлений? Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы принимаем без сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная - естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется здесь, наличествует. Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человечеству трудные вопросы. Размышления о бытии не может основываться на простой констатации существовании мира «здесь» и «теперь». Установив, что мир существует «здесь», не естественно ли заключить, что мир существует не только здесь, но и «там», за дальними горизонтами?… не значит ли это, что мир существует везде? Достаточно было сказать, что мир существует «теперь» и напрашивались вопросы о его прошлом и будущем… возникла именно проблема бытия, расчлененная на тесно взаимосвязанные аспекты (проблемы). Первый аспект проблемы бытия - это есть цепочка мысли о бытии, ответы на вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Как долго существуют отдельные вещи, люди, организмы? Они конечны, переходящие. Корень, смысл проблемы - в противоречивом единстве не переходящего бытия природы, как целого, и переходящего бытия вещей, человеческих существ. Второй аспект: мир существует как не переходящие единство в не и независимо от воли и сознания человека. Природа, человек, мысли, идеи,… - они образуют целостное единство, бесконечного не переходящего мира. Третий аспект связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития, и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей. Целесообразно выделить следующее различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь  делится на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы, как целого, и бытие вещей и  процессов произведенных человеком.

Бытие человека, которое подразделяется на бытие  человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.

Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и  объективированное духовное.

Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества. 
 
 

26. Философская, научная и религиозная картина мира.

Картина мира - это совокупность знаний о мире (о природе, обществе, человеке), в отличие от мировоззрения - совокупности взглядов на мир. Человек всегда стремился сделать понятным окружающий его мир, осмыслить свое место в нем, т.е. осуществить потребность в создании картины мира. Каждая из картин мира, возникающих в общественном сознании, включает в себя несколько устойчивых компонентов. Научная картина мира - строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир таким как он есть, потому ее ядро - обесчеловеченная реальность.

Религиозная картина  мира делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Она не существует как целостная система знаний, потому что основана на знании-вере. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного - вот что является смыслом религиозных размышлений. Постороннее и трансцендентное всегда сложно и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь как понятную человеческому уму, однако подразумевает интуитивное постижение.

Главная тема философии - соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому  философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

Философские картины  мира весьма многообразны, однако все они строятся вокруг отношения «мир - человек» или «человек - мир». На этом различии строятся две ведущие линии в философском знании, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской. Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что так или иначе объективен.

Субъективизм  в противоположность объективизму мир, общий для всех живущих субъектов, заменяет на множество миров. Я - сам себе Вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребывания в своих ситуациях. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное субъективное «я», потому очень трудно выявить что-либо объективное.

Огромная разница  между объективностью и субъективностью  как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшими для их различия являются ответы на вопросы: что в  мире от нас, и что от самого мира, что от субъективности и что от объективности, что от человека зависит и что не зависит.

Современные религии  не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со строением материи  и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что  дело науки - изучать только физический мир.

Дальше простирается область религии и, быть может, философии.

Центральный пункт  любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной.

Пространство  в религиях удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где  живем мы с вами, и пространство запредельное: небо и адские слои. Содержание религиозных концепций мира составляет основу обыденного мировоззрения. Знания о сверхъестественном недоказуемы и неопровержимы. 

27. Понятие движения. Движение и развитие. Основные формы  движения.

Движение - сущностный атрибут материи, способ существования материи: быть - значит быть в движении. Вопрос о первоначальном источнике всеобщих изменений, движения сущего, его развития, так же как и об источнике существования материи, нередко решали, ссылаясь на всемогущество божественной силы, вселенскую волю etc. Материализм же особенно диалектический говорит, что дв-ие как и материя несотворимо и не уничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Одни формы дв-ия превращаются в другие. Покой существует лишь как х-ка дв-ия в его какой-либо устойчивой форме. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - значит перестать существовать. Формы дв-ия материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из к-ых хар-ся своей системой закономерностей и своим носителем: субмикроэлементарный уровень - гипотетическая форма сущ-ия материи полевой природы из к-ой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровеь), далее образуются ядра (ядерный), а из них молекулы (молекулярный) из молекул агрегаты - газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический), последние образуют звезды, планеты, галактики etc. (космический). Органический уровень - результат постепенного усложнения молекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) - высшая форма дв-ия материи. Формы дв-ия: механическая -> химическая -> биологическая -> социальная.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"