Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка по философии.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают  три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).

Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:

— духовной  культуры (мифологии, религии, искусства, философии);

— социальной  культуры (нравственной, правовой, политической);

— технологической  культуры (технической, научной, инженерной).

Все народы в  процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру.  Но существуют и культурные универсалии  — общие черты, которые характеризуют  культуру как развивающийся во времени  коллективный интеллект всего человечества в целом. 

35. Глобальные проблемы  современности. Решение  глобальных проблем  – путь к целостному  миру, единому человеческому  обществу.

Вселенная в  философском смысле - все существующее в системном многообразии.

Человек - ее неразрывный  элемент – реализует собой все многообразие законов Вселенной: он физический, химический, биологический, социальный феномен.

У человека сложная  история эволюции и развития, стремящаяся  в неведомое будущее, новый темпомир.

По В. И. Вернадскому, Ноосфера («разумная оболочка планеты») - последнее состояние Земли, достигнутое ею вследствие активности человека. Диапазон условий физической среды, биосферы и социосферы, в которых может существовать человек, очень узок. В условиях ноосферы человечество приобрело планетарный статус.

Творя историю, человек создает себе Новые проблемы, часть которых приобретает глобальный характер по значимости для будущего человечества:

1) катастрофическое  загрязнение окружающей среды;

2) сокращение  энергетических и продовольственных  ресурсов;

3) рост населения в ареалах нищеты и голода;

4) угроза войны  с использованием оружия массового  уничтожения;

5) забвение достижений  культуры, падение нравственности, снижение престижа образования;

6) глобальные  проблемы в экономической, социальной, политической, эстетической и этической сферах.

В наиболее цивилизованных странах Запада доминирует Технико-экономическаясоставляющая, подавляя культурно-этический компонент.

Разрешение глобальных проблем сложно и опасно. Масштабные мероприятия по устранению одних  из названных проблем неминуемо приведет к возникновению новых, поскольку как часть ноосферы человечество вступило в эпоху необратимого развития, с чем связаны различные глобальные катаклизмы. Предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к необходимости формирования новой цивилизации. Человеку необходимо использовать весь арсенал философских, научных (в том числе математических, кибернетических, синергетических) идей и методов для разработки стратегии человека, согласованной со стратегией природы.

Стратегия человечества - совокупные действия различных цивилизаций, обеспечивающие совместную эволюцию (коэволюцию) человека и среды его обитания, высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждающее катастрофы. Необходимо введение понятий экологического и нравственного императива.

Экологический императив - комплекс свойств окружающей среды, изменение которых недопустимо ни при каких условиях.

Нравственный  императив - обновленная нравственность, заслоняющая людей от социальных опасностей.

Оба эти понятия должны быть органическими составляющими стратегии человечества, а не табу или необоснованными догматами. Здесь нельзя фантазировать или даже экстраполировать сложившееся положение вещей в будущее.

Для реализации стратегии человечества необходимо планетарное гражданское общество как институт, как механизм международного контроля; необходима мобилизация всего современного философского, научного, эстетического и этического потенциала для преобразования существующей системы отношений. Необходим переход от техногенной, информационной цивилизации к антропогенной, где главная ценность – человек. 
 
 

36. Понятие общественно-экономической  формации. Формационный  подход к изучению  истории. 

«Маркс положил  конец воззрению на общество как  на механический агрегат индивидов, возникающий и изменяющийся случайно», и впервые выдвинул категорию общественно-экономической формации, установив, что развитие таких формаций есть естественно -исторический процесс.

Общественно-экономическая  формация - это исторически конкретное общество на данном этапе его развития.Общественно-экономическая формация - это общество, об-ладающее своеобразным отличительным «характером». Вместе с тем общественно-экономическая формация - это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии.

Маркс разбил всю  историю на 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Правда у Маркса есть еще и другое деле-ние истории: первичная формация (первобытное  общество), вторичная формация (рабст-во, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Причем, согласно Мар-ксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с пре-дыдущей.

Общественно-экономическая  формация включает в себя все явления, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, и т.д.). Т.е. общественно-экономическая формация - это определенный тип социальной системы, взятый в единст-ве всех ее сторон - способа производства, состояний науки, искусства, богатства духов-ной сферы и всего образа жизни людей. Стержнем формации является способ производ-ства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отно-шений.

Категория общественно-экономическая  формация - это категория философии, исто-рии, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной действительности. Формация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, абстрагируясь от частных явлений и случайностей. Она адекватно отражает реальную действительность, но адек-ватность следует понимать как отражение сущности, а не явления.

Категория общественно-экономической  формации дает объективный критерий для от-граничения одной ступени  общественного развития от другой, для вычленения конкрет-но-исторических типов и форм способов производства, а также жизни общества в целом. Она позволяет дать периодизацию истории человечества в рамках объективной тенден-ции его прогрессивного исторического развития. Таким образом она призвана показать динамику человеческой истории, представить исторический процесс во времени.

Категория общественно-экономической  формации позволяет выделить два  аспекта в изучении истории общества: типологический и исторический. Рассматривая жизнь обще-ства на данном этапе исторического развития как нечто относительно устойчивое, как развивающееся в рамках именно данной формации, мы подходим к его изучению типо-логически. Именно типологический анализ позволяет рассматривать уровень формаци-онного развитого или иного общества. Рассматривая сами переходы от одной общест-венно-экономической формации к другой, мы подходим к изучению исторически. В этом случае процесс развития общества, представленный сменой общественно-экономических формаций, выступает как развернутый во времени. Это дает возможность рассматривать историю как единый процесс, рассматривая не только по отдельным стра-нам и регионам, но и во всемирном масштабе.

Типологический  и исторический подходы отнюдь не исключают, а, наоборот, предпола-гают друг друга, выступая в единстве.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"