Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:28, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
Объект, предмет и функции философии.
Философия (Пифагор автор слова фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

Vopros_Filosofia_ee_predmet_i_funktsii_Vzaimos (2).doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

Бессознательное

1. Действие, совершаемое автоматически,  рефлек-торно, когда причина его не успела дойти до сознания (напр., реакция защиты и т. п.), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.).

2. Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые (Подсознательное).

3. В немарксистской философской  и психологической литературе  термин Б. часто употребляется  как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл к-рых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Наиболее полное развитие данное представление о Б. получило во фрейдизме. Согласно этой концепции, психика образуется из трех «слоев»: В., подсознательное и сознание. В.-• глубинный фундамент психики, опре-, деляющий всю сознательную жизнь человека и даже судьбы личностей и целых народов. Бессознательные влечения к наслаждению и смерти (инс-. тинкт агрессии) - смысловое содержание всех эмоций и переживаний. Подсознательные (или предсоэнатель-ное) - это особая пограничная область между сознанием и Б. В эту область прорываются бессознательные влечения, и здесь же особая психическая «инстанция», порожденная общественной жизнью человека, его «сверх-я» (или совесть), подвергает их строгой цензуре. Сознание - это поверхностное проявление психики на стыке с внешним миром, и зависит оно прежде всего от бессознательных сил. Б. как таинственная причина всех сознательных актов участвует в концепциях Гербарта, Шопенгауэра, и нек-рых др. идеалистов.

 

Вопрос 28. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.

 

Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общественном сознании содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в некоторые группы, отличается от сугубо индивидуального сознания человека, направленного, скажем, на решение его личных проблем, на организацию индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание — это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые имеют общее значение.

 

Благодаря наличию у людей общего сознания и закреплению в сознании устойчивых образов лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, то есть оно представляет не просто стихийно сложившиеся в процессе производства отношения, но содержит сознательно упорядочиваемые людьми связи.

 

Идеи, получающие закрепление в  общественном сознании — это не просто отражение действительности, это еще и реорганизация действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется за счет того, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются новые социальные нормы и те идеи, которые оказываются необходимыми для их воспроизводства.

Общественное сознание представлено в различных формах, в которых  выражена специфическая направленность отражения действительности. Она зависит от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить:

1. Политика

2. Искусство

3. Право

4. Философия

5. Идеология

6. Наука

7. Мораль

8. Мифология

9. Религия

Во всех формах общественного сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, при чем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Формы общественного сознания, поэтому, всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.

 

Вопрос 29. понятие эстетического. Его связь с духовным опытом человека.

 

Эстетическое и этическое - своеобразные стороны взаимоотношений человека с действительностью. Эт. отражает в  форме понятий добра и зла, справедливости и несправедливости, долга, ответственности и т. д. моральные отношения, оценивает поступки человека, групп людей, их действия. Эст. представляет собой предметно-чувственное воплощение тех сторон объективных общественных отношений, к-рые способствуют или не способствуют гармоническому развитию индивида, его свободной творческой деятельности, направленной на созидание прекрасного, на свершение возвышенного и героического, на борьбу с безобразным и низменным. Эст. включает в себя также субъективную сторону - наслаждение человека свободным проявлением своих созидательных способностей и сил, а также красотой продуктов творческой деятельности людей во всех областях общественной и личной жизни (в труде, общественных отношениях, быту). Наиболее полным и обобщенным выражением Эст. является искусство. Единство Эст. и эт. - объективная закономерность, проявляющаяся как в жизни, так и в искусстве, хотя в отдельных произв. они могут быть разорванными. Напр., в совр. буржуазном искусстве допускается эстетизация безобразного, проповедь аморализма. Напротив, социалистическое искусство последовательно проводит принцип единства Эст. и эт. Положительные художественные образы, отражающие благородство и красоту людей, вызывают у человека уважение, любовь и искреннее восхищение. Восприятие этих образов доставляет в то же время читателям и зрителям эстетическое наслаждение и радость. Отрицательные образы, вскрывая аморальную сущность действий и поступков людей, порождают чувство морального осуждения, к-рое тесно связано о Эст. чувством презрения и отвращения н безобразному и низменному. Т. обр., единство Эст. и эт. является основой воспитательной, идейно-преобразующей роли искусства в жизни об-ва.

 

Вопрос 30. познание как взаимодействие 2 систем – субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.

Теория познания Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознанное бытие. ЗНАНИЕ объективная реальность, данная в сознании человека, который  в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективно закономерные связи реального мира. ПОЗНАНИЕ обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. д. Термин гносеология в современной литературе употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о знании вообще, независимо от его форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология учение о бытии и диалектика учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология широко использует данные философской антропологии, социологии и других наук. Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает в определенном социокультурном подтексте, и гносеология постепенно преобразуется в подлинное социально-гуманитарное исследование. При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, медицины.

В познавательном процессе, цель которого истина, достижение проходит через  ряд ступеней: 1. Эмпиризм (основатели Беккон, Локк, Гобс). Такая философия - это методологическая ориентация познания, которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт, интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства, в результате чего они выступают образами этого мира. А в идеологическом эмпиризме - это достояние внутреннего мира человека, его ничем необусловленные переживания. 2. Рационализм - это идейно - теоретическая и методологическая ориентация, сторонники которой основным источником истинного знания и основой поведения людей признают разум, абсолютизируя его значение и недооценивая или игнорируя роль чувственного опыта и практической деятельности человека. Представители: Декард, Лейбниц, Спиноза (XVI век). 3. Иррационализм - это направление философской мысли, которое признает основой процесса познания и преобразования мира - внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция, вера, воля, ограничивая или отрицая возможности разума в этом процессе. 4. Сенсуализм - многообразная философская позиция, представители которой в полной мере признавали чувства единственным источником и фактором достижения истины всем ее содержанием и единственной существенной реальностью, абсолютизируя их значение, недооценивая или игнорируя другие познавательные особенности человека.

 

Вопрос 31. специфика и  основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.

 

Чувственное познание реализуется  в виде непосредственного получения  информации с помощью органов  чувств, которые прямо связывают  нас с внешним миром. 
Основные формы чувственного познания: ощущение , восприятие , представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов (модальностей) ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации. Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные картинки-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений. Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

 

Вопрос 32. Знак, его природа и роль в информационной деятельности.

ЗНАК — традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий  в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения). 3. — интерсубъективный посредник, структур-медиатор в социальных взаимодействиях и коммуникации. Научной дисциплиной, занимающейся изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех 3., с учетом их употребления в структурах сообщений, а также специфики различных систем 3. и сообщений, использующих различные типы 3., является семиотика. Из определения 3. вытекает его важнейшее свойство: будучи некоторым материальным объектом, 3. служит для обозначения чего-либо другого. В силу этого понимание 3. невозможно без выяснения его значения — предметного (обозначаемый им объект); смыслового (образ обозначенного объекта); экспрессивного (выражаемые с помощью его чувства и т.д.). 3. обозначает данный предмет (предмет, обозначаемый 3., суть его предметное значение — денотат) и выражает сопряженные смысловое и экспрессивное значения. 3. может иметь определенный смысл вне наличия соответствующего предмета. Смысл 3. может минимизироваться при наличии предметного значения (имена собственные естественных языков) и т.д. Смысловое значение 3. — это то, что понимает под ним пользователь данного 3. Экспрессивное значение 3. выражает эмоции человека, использующего 3. в определенном контексте. В семиотике различают отношения 3. друг к другу (синтаксис), отношение 3. к тому, что ими обозначается (семантика), и отношения использующего 3. к употребляемым им знаковым системам (прагматика). Анализ понятия "3." занимал важное место в философии, логике, лингвистике, психологии и т.д. Большое внимание рассмотрению гносеологических функций 3. уделяли античные философы (Платон, Аристотель, стоики), мыслители 17—18 вв. (Локк, Лейбниц, Кондильяк). В 19 в. новые моменты в исследование 3. внесли лингвистика и математическая логика. В 19—20 вв. сложилась особая наука о 3. — семиотика (Пирс, Моррис, Соссюр, представители современного структурализма). Для понимания природы 3. первостепенное значение имеет выделение особых социальных ситуаций (так называемых знаковых), в которых происходит использование 3. Подобные ситуации неразрывно связаны со становлением речи (языка) и мышления. Еще школа стоиков отмечала, что суть 3. заключается в их двусторонней структуре — неразрывном единстве непосредственно воспринимаемого (означающего) и подразумеваемого (означаемого). Разнообразие мыслимых отношений между ними конституирует возможные их классификации. 3. возможно подразделять (Пирс, 1867) на индексные, иконические и символические. Данная классификация в реальности основывается (Якобсон) на двух дихотомиях: противопоставление смежности и сходства; противопоставление фактичности и условности. Индексное (указательное) отношение предполагает наличие фактической, действительной смежности между означаемым и означающим. Иконическое отношение (по принципу подобия) — "простая общность, по некоторому свойству", ощущаемое теми, кто интерпретирует 3. В символическом 3. означаемое и означающее соотносятся "безотносительно к какой бы то ни было фактической связи" (или в отношении, по Пирсу, "приписанного свойства"). 3., входящие в состав языков как средств коммуникации в социуме, именуются 3. общения. Последние делятся на 3. искусственных знаковых систем и 3. естественных языков. Большое значение для создания теории 3. имеет исследование формализованных знаковых систем, проводимое в рамках математической логики и метаматематики. Такие системы, используемые для разнообразных технических и научных целей, являют собой искусственные трансформы, как правило, письменных разновидностей естественных языков. В их структуре традиционно выделяют следующие: 3. кодовых систем для кодирования и перекодирования сообщений (азбука Морзе, 3. для компьютерных программ и др.), 3. для моделирования непрерывных процессов (кривые перманентных изменений в них) и 3. для выражения формул в языках наук. Несмотря на интенсивные разработки во всех указанных направлениях, задача построения синтетической концепции 3. до сих пор не решена. Это обусловлено прежде всего тем, что 3. принадлежат к сложным структурным образованиям, методы исследования которых пока еще в достаточной мере не разработаны. В постмодернистской философии теория 3. подвергается самой радикальной переоценке.

 

Вопрос 33. Специфика и  формы рационального познания. Рассудок и разум.

Рациональное  -  познание существенных свойств и связей реальности, лежащих  за пределами чувственно-перцептивного  и эмоционально-аффективного опыта. Это область деятельности мышления в самом широком смысле этого слова, т.е. дара осмысления предметности любого рода. Благодаря мышлению возможно истинное сознание многих индивидуальных познающих сознаний, равно как и осознание человеком своего собст-венного существа. В самом общем виде можно выделить две разно-видности рационального познания: ценностно-гуманитарное и логи-ко-понятийное, соответствующие различным сферам деятельности верхней «половины поля» нашего сознания.

Логико-понятийное рациональное познание. Традиционно рациональное познание ассоциируется с деятельностью логического мышления, как оно проявляется в науках логико-математического цикла, в естественных, обществоведческих и технических дисциплинах. Здесь в роли предмета познания выступают идеальные абстрактные объекты, природная и социальная реальность, взятые сами по себе и лишенные человеческого ценностно-смыслового измерения. Даже если предметом естественных наук выступает человек, то он рассмат-ривается как объект, рядоположенный другим объектам, относитель-но которого хотят получить некоторое знание. Если же в фокус логико-понятийного рационального познания попадают предметы, имеющие явное гуманитарное измерение (религиозные или художе-ственные тексты, произведения искусства, архитектуры и т.д.), то оно всегда нацелено на выявление всеобщих и объективных закономерностей, подлежащих строгой концептуализации и проверке.

Субъект познания характеризуется  здесь попытками полностью устранить  субъективно-психологическую компоненту и придать по-лучаемому знанию явный и безличный характер. Типичное мнение ученого, погруженного в эту сферу рационального познания, состо-ит во взгляде, что если бы Лобачевского, Маркса или Гейзенберга не существовало, то их открытия совершил бы какой-нибудь другой ученый.

Логическое мышление. Науки, тяготеющие к логико-понятийной рациональности, в основном отвечают на вопросы «как?»  и «почему?», реже -- «откуда?» и  практически не задаются ценностно-метафизическими  проблемами типа «во имя чего?»  и «для чего?». «Проблема источника и закономерности организации природы, -- верно подмечает М.К. Петров, -- есть, с точки зрения науки, псевдопроблема: был бы порядок, а как он там оказался -- доискиваться поздно и бесполезно. В этой метафизической неразборчивости и сила, и слабость науки». Здесь налицо примат внешнего опыта и доказательного мышления, хотя, конечно, и в математике, и в физике, и в биологии, и в технических науках важное место занимают и воображение, интуиция и личная страстность ученого. Однако не они составляют существенные черты данной разновидности рационального познания, а именно логического мышления, к краткому анализу которого мы теперь и переходим.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"