Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2013 в 11:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

-Закон перехода  колич. изменения в качественное.

-З-н отриц-я  отриц-я, как выраж-я направл-ти  проц. развития.

Он в качестве начальной точкиотсчета(первоначала мира)  берет Абсолютную идею, которая выступает как чистое бытие, наиболее абстрактно-всеобщий признак всего сущего. Идея выступает не только как «первоэлемент» мышления, но и как его цель, поскольку познание (мышление) устремлено к истине, также имеющей идеальную природу. Познание всегда требует своего предмета, поэтому идея «опредмечивает», объективирует себя в действительности, являющейся «инобытием идеи». Соответственно, «все действительное разумно, все разумное действительно».Он считал эталоном общества воплотившем абс.идею современную ему Германию.

Путь познания связан с переходом от отдельных (абстрактных) истин к более полному (конкретному) знанию. Система Гегеля выстраивается следующим образом: 1) логика (идеи как чистые категории); 2) философия природы (идея в ее инобытии); 3) философия духа (человек и история, посредством которых идея возвращается к себе из инобытия). Полагая, что в рамках его системы Абсолютная истина наконец-то познана, Гегель фактически замыкает развитие в этой финальной точке истории и философии.Дальнейшее развитие идеи не происходит.Т.о. идея Г. замкнутая, механистическая, а метод при помощи к-ого строится-диалектический.

 

17.Антропологический  материализм Л. Фейербаха.

Другим крупнейшим после  Гегеля представителем классической немецкой  Ф. был Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). Первоначально он увлекался философией Гегеля, однако вскоре подверг её резкой критике. Вскоре Фейербах перешёл на антропологический материализм. Продолжал традиции Фр-кого мат-ма 18в. Он считал, что в центре  Ф. находиться человек. Человек – порождение природы. Природа никем не было сотворена и существовала вечно. Он был сторонником метафизического (антидиалектического) материализма. Метафизика – это учение о неизменности реальности. Он понимал человека как природное существо.

Основное сочинение  Фейербаха – «Сущность христианства», В котором он резко критикует  религию –  Ф. и религия противоположны друг другу. Основа религии – вера в догматы, а в основе  Ф. –  знание. Религия создаёт иллюзию: подлинный творец бога – человек – рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религиозных заблуждений нужно понять, что человек – не творение бога, а часть, и притом наиболее совершенная – вечной природы. Любовь к богу ложной формой подлинной любви – любви к другим людям. Он считал, что на место бога нужно поставить человека и реализовывать свои чувства в вере, любви к челу, к-рый рядом. Человек представляет собой психофизическое единство, единство души и тела. Человеческая природа является биологической, а отдельный индивидуум – не исторически-духовное образование, а звено в развитии человеческого рода.Общество как сумма индивидов. Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания.

Всю историю делит  на 4-е этапа по критерию реализации религиозной идеи:

1.Политеизм(многобожие)(древность).

2.Монотеизм(возникновение  христианства)(сред.века)

3.Рационализированная религия Гегеля.

4.Религия любви к  человеку.

-т.е. Ф. оставался  на идеалистических позициях  в понимании общества, т.к. в  основе религиозная идея.

Учение Фейербаха сыграло  важную роль в формировании философских  взглядов Маркса и Энгельса.

 

 

18.Классика  и неклассика в развитии европейской философии. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Постклассическая  философия возникла в результате критического преодоления идейного наследия философии Нового времени в том виде, как она была представлена, прежде всего, в немецкой классической философии.  
Классическая философия вообще, немецкая классическая философия, в особенности, уповала на познавательные возможности разума, прогресс науки и техники, идеалы свободы, равенства и братства. Однако познавательная и социально-экономическая ситуации в XIX веке  складывалась в силу разных объективных и субъективных факторов и обстоятельств таким образом, что в культуре и философии начал нарастать интерес к непосредственно не связанным с наукой и рациональностью сторонам бытия человека и общества. Постклассическая   философия не была однородной и в лице ее основных родоначальников  различным образом отреагировала на новые условия жизнедеятельности человечества.        

Артур Шопенгауэр (Ф. жизни) В начале XIX в. Впервые выразил идеи иррационализма. Он считал себя подлинным наследником кантовской  Ф. и считал учение Гегеля бредом. «Мир как воля и представление» – это основное сочинение Шопенгауэра, которое легко читается и переиздается по сей день. Суть его  Ф. в названии сочинения. Он считал, что Кант ошибался, когда утверждал, что вещи в себе не познаваемы. Шопенгауэр считал, что нужно просто заглянуть в себя. Подлинную сущность человека составляет не разум, а воля (космическое начало). Разум, по Шопенгауэру, не является инструментом познания, это орган выживания существа в изменчивом мире. Шопенгауэр обращается к наследию индийской  Ф.. Он – основоположник  Ф. жизни, продолжателями которой были Ницше и Бергсон.

Датский мыслитель Сёрен Кьеркегор (1813-1855) поднял бунт против гегелевского объективистского рационализма, безличного и всепроникающего мирового разума его философской системы, из поля зрения которой выпадает, по Кьеркегору, главный предмет – индивидуальное человеческое существование. Для Кьеркегора исполненный самолюбования Гегель и его  Ф. это «ворона и сыр, выпавший изо рта в момент приступа красноречия». Кьеркегор убежден, что возможна лишь субъективная, «качественная» диалектика человеческого существования, включающая три стадии роста личности. Дон Жуан, покоритель женских сердец, не способный уже управлять своими страстями, ориентированными на все новые и новые чувственные наслаждения - олицетворение первой, эстетической стадии человеческой экзистенции.

Один из оригинальнейших  мыслителей ХІХ века немецкий философ Фридрих Ницше принадлежал к направлению, получившему название « Ф. жизни». Центральное понятие этого направления – «жизнь» как поток бесконечного, изменчивого неуловимого рациональными методами познания, и в то же время творческого и созидательного для каждого человека существования – противопоставляется традиционному для западной  Ф. понятию бытия как чему-то неизменному, основополагающему, умопостигаемому. Опираясь на указанный подход, Ф. Ницше попытался очертить новую модель взаимоотношения человека и мира, где бы предпочтение отдавалось не миру, а самому человеку.

Ницше рассматривает  жизнь сквозь призму биологии. Он считает, что сущность реальности выражает не воля к жизни, а воля к власти (под  властью же понимается жизнь –  условия естественного отбора). Он враг всего, что сковывает жизнь. Это прежде всего мораль и христианство. По Ницше нормальное состояние общества – это господство сильного. Идеал Ницше – сверхчеловек, у которого воля к власти активизирована. Ницше выступал против Ф.. Ницше выступает против нарастания социализма и демократии.

 

 

 

Классика

Неклассика

Онтология

• объективизм (акцент на познании объективной природной действительности);

• принцип тождества бытия и мышления («все действительное разумно, все разумное действительно);

• детерминизм (утверждение о необходимых причинно-следственных сяячях r мире)

• субъективизм (познавательный интерес переносится на сферы человеческой субъективности: общество, человека, науку, культуру);

• действительность иррациональна и абсурдна, разум и смысл вносятся в нее самим человеком;

• индетерминизм (приоритет вероятностных, случайных связей)

Гносеология

• идеал объективности знания (знание производно от объекта, где субъект - лишь нейтральный наблюдатель того, что есть в действительности);

• интенция на поиск абсолютной истины;

• созерцательность философского знания;

• наукообразность и системность как эталоны построения философии

• обоснование творческой активности субъекта по отношению к объекту познания;

• релятивизм (истина относительна);

• практическая ориентация философии;

• многожанровость философского творчества

Антропология

• растворение антропологической проблематики в онтологии или гносеологии;

• человек как «разумное животное», где именно разум определяет его сущность

• «антропологический поворот», центрировавший мир и философию на человеке;

* рассмотрение человека в целостности его опыта существования (чувственно-телесного, индивидуально-творческого, социокультурного), критика разума

Социальная философия

• редукция социальных законов к природным;

• прогресс как смысл истории;

• универсализация исторических законов и европоцентризм

• обоснование качественного своеобразия социальной реальности;

• критика идеи прогресса;

• акцент на множественности типов исторического развития


 

 

19. Ф. марксизма:  проблемы и эволюция.

Марксизм складывается в 40-е г. XIXв. Ее основателями были Карл Маркс  и Фридрих Энгельс.Марксизм внёс новизну:

1.Они изменили предмет  фил-ии.Считали,что фил-я должна  не просто изучать чела и общ-во,но служить изменению чела и общ-ва.

2.Маркс создал диалектический  материализм.Он применил диалектич.  методы для объяснения развития  природы.М. высказал мнение,что  противоречие-источник развития  природы.

3.Они разработали т.познания  как активное целенаправленное отражение(до М. познание как созерцательный пр-сс).

Ф-я в марксизме  не как объясняющая теория, а как  практическое средство изменения мира.

Маркс обратился к  низам общ-ва, кот должны освободить себя и весь мир от частной собственности. Центр-й идеей марксизма явл. материалистическое понимание истории: люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих, люди - актеры и авторы собственной драмы. Не сознание людей опр их бытие, а бытие опр. сознание. Развитие общ-ва есть естественный ист. процесс. Общ-е пр-во - пр-во мат и дух ценностей. Пр-во - определяющее.

Марксизм не отрицает роль идей, роль духовного. Маркс сформулировал  краеугольные положения учения о  коммунизме. Коммунизм кладет конец  предыстории человечества и открывает  его подлинную историю, которая свободна от антагонизмов м/у людьми и природой. Коммунизм уничтожает отчуждение ч-ка от об-ва. Абсолютизация марксистской теории , не учит опыта истор. развития, привели в 20в к существованию тоталитарного об-ва. Это нельзя ставить в вину Марксу. М различал соц-фил и соц-полит стороны своего учения. Соц-полит теория, писал М, будет зависеть от характера эволюции европейского капитализма. Человеческое существо свободно, т.е. само себя формирует и создает.

Марксистская практически-ориентированная философия была реализована в позитивизме.

 

20. Ф. позитивизма  и его исторические формы.

Основоположник –  французский философ О. Конт. Первоначально  Конт начал дистанцироваться от гегелевского учения. Гегель развивал натур.  Ф. и  пренебрежительно относился к науке. О. Конт начал с отрицания натур.  Ф.

Основные формы:

I. Классический позитивизм, возник в 1-ой пол. XIX в. в период формирования дисциплинарной науки ; его представляют О. Конт , Дж. Милль и Г. Спенсер.

О. Конт рассматривает  три стадии интеллектуального развития человечества: религиозную (всё объясняется с помощью богов), метафизическую (при помощи сущности,причины и т.п.) и позитивную (научную), которая начинается с описания реальных фактов и отвечает на вопрос «как?», а не «почему?». Идеалом признается описательная модель научного знания(т. е. только факты).Позитивизм предлагал ограничиться миром вещей,а мир идей оставить в покое.

II.Эмпириокритицизм (от греч. - критика опыта) – возникает в кон. XIX – нач. XX вв. Его представители - Р. Авенариус и Э. Мах - полагали, что научное знание возможно как результат синтеза физического и психического опыта. Целью физического знания является установление зависимости между чувственными переживаниями, а понятия и теории науки- это средства ее достижения.В основе их гносиологии принцип координации субъекта и объекта(т.е. без субъекта нет объекта)-субъективный идеализм.

III. Неопозитивизм формируется в 20-х гг. XX в. и представлен двумя вариантами: лингвистическим позитивизмом (Л. Витгенштейн, Дж. Мур и др.)—исключить не имеющие смысла положения из науки,возникпющие вследствии неправильного употребления языка— и логическим позитивизмом (М. Шлик, Р. Карнап и др.)—создать идеальное логическое средство осмысленного рассуждения.Предожили отделить положения имеющие смысл,от положений не имеющих смысл в науке.Для чего исп-ся принцип верификации - только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную проверку.

IV. Постпозитивизм (то, что «после позитивизма») формируется в 60-70 гг. XX в. и переключается на исследование реальной истории науки. Его основоположники - К. Поппер, Т. Кун , И. Лакатос, П. Фейерабенд и др

Общим для всех концепций  постпозитивизма является:

- изучение динамики научного знания;

- подчёркивают взаимоопределение теории и практики;

- исследование социокультурных факторов развития и функционирования научного знания.

 

21.Аналитика  человеческого существования в   Ф. экзистенциализма.

Среди школ современной  Ф. особое место занимает экзистенциализм. Экзистенциализм – это  Ф. существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его переживания, его страсти и настроения и т.д

Иногда, в  зависимости от того, как понимается высшее бытие, экзистенциализм делят  на религиозный и атеистический. В такой перспективе религиозными экзистенциалистами оказываются Марсель и Ясперс, увязывающие высшее бытие с Богом, а атеистическими - Хайдеггер и Сартр, для которых оно абсолют, ничто. Вместе с тем идея высшего бытия всегда оказывается идеей, родственной с идеей бога, и в этом смысле деление экзистенциалистов на две группы является во многом условным.

Э провозглашает  активность человека, его свободу. Особое место занимает в Э занимает проблема поиска смысла жизни, постижения ее сущности, которая раскрывается только после  наступления смерти, причем само существование àсмерть.

Экзистенциализм -  Ф. существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно. В Герм э. стал складываться в пер.I мир.войны.-1-ый период,2-ой- время II мир. войны(Франция),3-й-время холод.войны.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"