Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:03, шпаргалка

Краткое описание

1. Философия и мировоззрение.
2. Проблема происхождения философии.
3. Материализм и идеализм как философские направления.
4. Диалектика и антидиалектика.
5. Роль философии в жизни общества.
6. Философия и наука. Философия как наука и искусство.

Вложенные файлы: 1 файл

2. Проблема происхождения философии. Мифогенная, гносеогенная, м.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

 

30. Антропологический материализм Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804-1872) – немецкий философ-материалист. В середине 19 в. с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. Первоначально Фейербах увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считает Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видит в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Фейербах говорит, что необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и при том наиболее совершенная - вечной природы. Материализм Фейербаха неслучайно характеризуется как антропологический. Он существенно отличается от материализма 18 в. В центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего, как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого «Я»; духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного. Человеческая природа толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически- духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняния - обладает по Фейербаху подлинной реальностью. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, то он по-новому интерпретирует само понятие «объект». По Фейербаху понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - есть другой человек. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви - к другим людям. «Человек и природа неотъемлемы по Фейербаху. Человек у Фейербаха - это лишь представитель рода человечества, это не античный человек, а немая всеобщность». Он получает информацию из природы, перерабатывает и делает выводы. Человек у Фейербаха абстрактен. Выводы: 1) У Фейербаха философия не только антропологическая, но и метафизическая. Он отрицает немецкий классический идеализм. 2) Новое отношение к религии: - плод бессилия человека. - отчужденная сущность человека. 3) Отношение к любви, вместо религии у него стала любовь. Человек не может быть монологом он должен стать на позиции диалога.

 

31. Русский космизм. Учение о космосе, как о небесном мире и о связи между этим небесным миром и тем, что происходит на земле. Федоров- основ. Считал главной целью науки и философии – объединение всего человечества с целью воскрешения предков. Это фантастический космизм. Для того, чтобы на земле не возникло перенаселения, люди должны с помощью науки овладеть энергией земного шара и путешествовать на нем в космосе, чтобы найти другие планеты пригодные для жизни. На пути к достижению этой конечной цели человечество должно научиться управлять погодой и научиться использовать солнечную энергию, чтобы заменить ее невосполнимые источники энергии.  Научный космизм.Циолковский – основополож-ник космонавтики. Создал теорию акетостроения, т.к. считал, что человечество будет осваивать другие планетарные системы, в ходе этого расселения произойдет трансформация чел. в разумно-животное растение, питающееся солнечной энергией. Люди станут бессмертны, т.к. научатся замещать свои органы на атомарном уровне. Чижевский – создатель гелиобиологии. Установил зависимость между активностью солнца и социальными процессами на земле и ростом заболеваний у людей. На пик солнечной активности приходится всплеск нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний и катастроф, войны, революции. Вернадский – учение о биосфере и ноосфере. Биосфера – все живое на земле. Часть биосферы – чел., но он создает новую сферу – ноосферу - разумная деятельность чел., кот. преобразует биосферу, преследуя не только свои интересы, но и учитывает «интересы» природы.

 

32. Марксистская философия. Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою "специализацию", особый круг рассматриваемых проблем. Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса "Тезисы о Фейербахе", "Нищета философии", а также совместные с Энгельсом работы "Святое семейство" и "Немецкая идеология". К зрелым марксистским философским работам можно отнести "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" Энгельса. В развитии марксисткой философии можно выделить несколько этапов. 1й характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.). На 2м этапе осуществляется дальнейшее развитие марксисткой философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений. Для 3го этапа характерно прежде всего распространение марксисткой философии в различных национальных культурах. В Германии она представлена творчеством Ф.Меринга и К. Каутского, в Италии - А. Лабриолой и А. Грамши, в России - Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. 4й этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, где философия являлась официальной и имела апологетический характер. 5й этап развития марксисткой философии в России начался с 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться действенной основой для выдвижения новых философских идей. Решающий вклад в создание диалектико-материалистической философии внес Маркс, которому Энгельс отдавал пальму первенства. Маркс определял философию как "духовную квинтэссенцию своего времени". Марксистская философия формировалась путем критического усвоения прежде всего лучших традиций немецкой классической философии и как теоретическое мировоззрение рабочего класса.

 

33. Неопозитивизм и его разновидности. Неопозитивизм  или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Неопозитивизм выдвинул новое понимание научного познания, как логические конструкции на основе чувственных содержаний. Изгоняли из философии метафизику. Философия имеет право на существование не как мышление о мире, а как “логический анализ языка” Неопозитивисты - заявляют, что и основной вопрос философии - это мнимые проблемы, которые нужно отбросить как лишенные научного смысла. Отождествляя всю философию с логическим анализом языка, неопозитивизм исключают из сферы философии почти всю философскую проблематику и тем самым практически ликвидируют философию. Одной из важнейших задач является отделение предложений, которые имеют смысл, от тех которые лишены его с научной точки зрения, и т.о очистить науку от бессмысленных предложений. Неопозитивизм различают 3 типа осмысления предложений 1.высказывания об эмпирических фактах 2. предложения, содержащие логические следствия этих высказываний и построенные в соответствии с логическими правилами 3. предложения логики и математики.

34. Экзистенциализм. Это одно из основных философских социальных течений XX века. Основатель – Серен Кьеркегор. Рассматривал человека как «экзистенцию» (подлинное бытие). Задача философии – изучение проблем человека, его бытия, существования. В центре внимания экзистенциализма – человеческое существование. Экзистенция (существование) – это подлинное бытие («Я») – переживание человеком своей единичности и неповторимости человеческой личности. Экзистенцию окружает мир, другие люди, общество («неподлинное бытие»). Оно чуждо и враждебно личности, старается поглотить ее. В жизни человека преобладают страдания. Его жизнь иррациональна. Страх – непременный атрибут жизни. Экзистенции для сохранения своего «Я» необходимо обособиться от мира (неподлинного бытия), не слиться с окружающим миром. Так как экзистенция и неподлинное бытие враждуют, то подлинное действие, свобода личности всегда вступает в неравный конфликт с неподлинным бытием. Тем не менее, человек должен вступать в этот конфликт. Задача человека – не в изменении мира (это невозможно), а в изменении своего отношения к нему. Он должен нести бремя жизни, понимая его, но не смиряясь  с ним (с ясностью и пониманием выпавших на его долю испытаний). Свобода. У человека есть свобода выбора поступков: или примириться с данной ситуацией, или не принимать ее (вплоть до самоубийства. Но это – уже отрицательный выбор!). Человек не отвечает за прошлое и за будущее (его нельзя предвидеть в иррациональном мире). Он отвечает только за настоящее, за то, чтобы его выбор был свободным, независимым от внешних обстоятельств.

 

35. Постпозитивизм. Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппер – весьма популярный философ, социолог, логик, математический логик. В конце 40-50-х гг. Поппер пишет работы, в которых отстаивает идеи социал-реформизма, критикуя при этом марксизм: «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма». Поппер исследует важные проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии. Суть философской концепции Поппера в том, что существуют три мира:– философский;– ментальный;– мир объективной истины (мир роста научного знания). По мнению Поппера, будущее науки – за принципом фальсификации, позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим, его суть: – если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена; – лишь те теории должны считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность; – важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).

 

 

36. Неотомизм. Неотомизм возник в конце XIX в. и имел широкое распространение в XX в. как философская модель мышления людей, живущих в странах, где господствует католическая церковь. Основу неотомизма положила философия средневекового схоласта Фомы Аквинского. Наиболее яркими представителями неотомизма являются Жак Маритен, Этьен Анри Жильсон, Юзеф Мария Бохенский, Густав Андреас Ветер. Неотомизм - официальная философия Ватикана. Ватикан расположен в Риме (глава - Папа римский). Есть научная и религиозная истина. Мир делится на посюсторонний и на потусторонний (изучает теология) мир. Там есть идеальные сущности. Неотомизм изучает связь между этими мирами.

 

37. Бытие, его типы. Бытие – философское понятие, которое фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. То, что существует реально. Это понятие фиксирует наиболее общее в вещах, их простое наличие. Типы:1)Бытие вещей, процессов включает в себя бытие вещей, процессов, состояний природы. 2)Бытие человека как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.3) Бытие духовного разделяется на 2 части: индивидуализированное духовное и объективированное духовное. 4) Бытие социального делится на индивидуальное бытие(т.е. бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества. Атрибуты бытия: время, пространство, энергия, информация. Пространство и время – это всеобщие формы существования, координации материальных объектов. Всеобщность этих атрибутов бытия заключается в том, что они – формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно – направление от прошлого через настоящее к будущему. Пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания человека. Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени, так же, как и движения.

 

38. Материальное бытие, его основные сойства. Объективность материального бытия. Материя, как часть бытия - явление структурное, т. е. она дискретна.ее части – отдельные объекты, вещи. материя состоит из определенных связей, взаимоотношений этих вещей друг на друга.  Благодаря этим связям и обнаруживаются своеобразные свойства, признаки отдельных вещей. Современные представления о структуре материи включает в себя трехчастное представление о ней. Представления о материи сводится к тому, что: материя состоит из вещей, объектов;  связи, взаимоотношения между ними; свойства, качества вещей.Число вещей в материи бесконечно, бесконечно и число связей между ними, бесконечны и качества этих вещей. Выделяют три важнейших: Время, Пространство, Движение. Эти свойства материальных вещей наиболее глубоко выражают связи взаимодействия и единство вещей. Время:: 1) нам присуще биологическое чувство времени; 2) мало кто из нас обладает абсолютным чувством времени; 3) чувство времени связано с особенностями организма. Современная философия также оценивает и пространство. Представление о нем возникло из наших наблюдений. Каждая вещь имеет протяженность, множество вещей существуют рядом.  Пространство - есть протяженность, порядок существования вещей. Имеет три измерения: высоту, длину и глубину. Иногда говорят и о четвертом параметре – времени.  Время – это повторяемость вещей, это их сменяемость, их длительность, ритм, темп существования вещей. Время же это характеристика вещей, как начало и конец, рождение и смерть. Время выражает свойство вещей чередоваться, а не существовать одновременно.  Для понятия времени выделяется понятие – типы времени:человеческое время (100 лет);историческое время (тысячи лет);предысторическое время (млн. лет);биологическое время (5 млрд. лет);геологическое время ( 6 млрд. лет);Космическое время (20 млрд. лет). Указанные типы времени несоизмеримы. Это относительность времени. То же самое можно сказать и о пространстве. Пространство космоса изменяется в 10 км, а пространство микромира изменяется в 10 см. Т.о. пространство и время взаимосвязаны. Выражением этого единства является движение. Движение – есть единство пространства и времени. Это перемещение вещей в пространстве и их изменение во времени. Типы движений: 1) механическое; 2) химическое; 3) биологическое; 4) космическое; 5) ядерное.

 

 

39. Идеальное бытие, его специфика. Абсолютное бытие. Идеальное бытие относится к группе самых широких философских понятий. Поэтому его определение так же, как и понятие материального бытия дается в философии путем описания его основных признаков, путем сопоставления с противоположным. Его признаки: идеальное бытие противоположно материальному. Это состоит в его не материальности, в его не вещественности. Это нечто иное, чем материальное бытие. Идеальное бытие в отличие от материального воспринимается человеком с помощью его чувств, а только рационально, разумом. Хотя идеальное противоположно материальному, тем не менее, идеальное тесно связано с материальным. Существует рядом с ним, Все вещи существуют вместе со словами. Природа существует вместе с созданной человеком её идеальной моделью. Все это возникает в силу двух факторов: 1.Существованию человека с его мозгом. 2.Существованию материального мира. Т.о. идеальное особый продукт взаимодействия связи человека, его мозга с окружающей средой. Активность сознания. Сознание весьма активно. Эта активность ярко проявляется в предметно – практической деятельности человека. Т.о. идеальное для человек не самоцель, а лишь средство для активного преобразования природы, общества. Это свойство идеального бытия может иметь для человека и природы и положительный и отрицательный результат. Абсолютное бытие называют абсолютом. Абсолютный это то, что превышает возможности нашего описания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"