Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:03, шпаргалка

Краткое описание

1. Философия и мировоззрение.
2. Проблема происхождения философии.
3. Материализм и идеализм как философские направления.
4. Диалектика и антидиалектика.
5. Роль философии в жизни общества.
6. Философия и наука. Философия как наука и искусство.

Вложенные файлы: 1 файл

2. Проблема происхождения философии. Мифогенная, гносеогенная, м.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

 

20. Средневековая картина мира. Теоцентризм средневековой философии, ее основные этапы. Августин и Аквинский. В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение, Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.). На вершине средневекового интеллектуального мышления стоит Фома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии. Бог — действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель — блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье Божье, а по своему положению — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В целом влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру трудно переоценить, поскольку именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, гармонизировав соотношение веры и знания. В его концепции они не противостоят друг другу, а сливаются в целое, что достигается допущением возможности рационального постижения сущности универсума, созданного Творцом. Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Главная цель человека, считал Августин, — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему». Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии.

 

21. Номинализм и реализм в средневековой философии. Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем происходили из духовного сословия. Преподавание велось преимущественно монахами-проповедниками. В школах постепенно складывались основы педагогической и научной системы, которая получала название схоластики, т. е. школьной учености. У истоков схоластики стоял Боэций (480–524), которого позднее называли «отцом схоластики». В ранней схоластике сформировались два противоположных направления – реализм и номинализм. Сторонники реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) являются духовными сущностями и существуют реально. Приверженцы номинализма (от лат. nomen– имя) утверждали, что реально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее – это только имена, слова и не имеет никакого значения вне языка. Кроме крайних форм существовали и умеренные варианты реализма и номинализма. Некоторые реалисты признавали, что общее есть и в самих вещах; некоторые номиналисты считали, что вещи объединяются в классы на основе повторяющихся у них свойств. Общее как понятие (концепт) обозначает классы вещей. Одним из главных реалистов в раннем Средневековье был Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 – ок. 877). Он развил учение о том, что изначально есть не сотворенная, но творящая природа – Бог; затем – вторая природа, сотворенная и вместе с тем творящая – порожденная Богом совокупность первообразов, идей всех вещей. Затем – третья природа – сотворенная и не творящая – мир чувственных предметов и явлений. Видный представитель номинализма в ранней схоластике – Росцелин (ок. 1050–1110). Он утверждал, что действительным, реальным существованием обладают только единичные вещи. Общее есть лишь слово. Ни роды, ни виды реально не существуют. Умеренный номинализм (концептуализм) был представлен Абеляром (1079–1142), который считал, что универсалии не пустые слова, они имеют определенное значение, относятся к классам предметов. При этом говорилось, что универсалии не существуют до и независимо от единичных предметов. В позднем Средневековье к реализму склонялся Фома Аквинский (1226–1274). Он считал, что универсалии имеют троякое существование: в божественном уме, в вещах и человеческом уме.

22. Возрождение, его ичторическое значение. Философия эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения - переход от Средневековья к Новому времени (XIV-XVII вв.) Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности - Бога; земная жизнь человека - подготовка к загробной под руководством церкви. Переход к городскому образу жизни, развитие промышленности выявляют значимость человека, его творческую активность. Возрождение античного наследия (Н. Кузанский, М, Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно). Вершина античной философии - неоплатонизм; единое благо - мировой Ум - мировая Душа - Космос. В средневековой философии это трансформировалось в: Бог-Отец - Христос - Святой Дух - все сущее. Сдвиг в сторону субъекта - абсолютной личности. В эпоху Возрождения - еще шаг в эту сторону - к антропоцентризму: в центре мироздания - человек. Теоцентризм сохраняется. Однако интересует человек: его природа, самоценность, творчество, красота и самоутверждение. Образуются два центра, совместить которые не удается. Философы эпохи Возрождения максимально использовали античный и средневековый неоплатонизм: от первого - эстетическое внимание к телесному, природному; от второго - понимание человека как одухотворенной личности (антропологический неоплатонизм). Человек - творец и художник - «перенимает» творческую функцию Бога. Творения реализует в телесном, в совершенном единении его с духовным. Совершенство - это красота. Гуманизм. Этика нарождавшейся энергичной буржуазии. Антропоцентризм - переворот в мировоззрении. Как проявление - противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск истины, критика догматизма. Основной вопрос – благородство человека. Тот, кто трудится, имеет право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм. Утилитаризм - цель жизни и добродетель - польза. Личные интересы согласовываются с чужими, принося другим пользу и радость, что невозможно без дружбы и любви. Основные идеи эпохи Возрождения.1. Антропоцентризм.2. Гуманизм.3. Творческая сущность человека.4. Личностно-материальное понимание мира.5. Эстетическое понимание действительности.6. Антисхоластика: развенчание авторитетов и догм за религиозные реформы.7. Геометрически-структурное понимание мира; соотношение бесконечно большого и малого.8. Пантеизм: бог - природа; в центре - героическая личность. 

23. Философия Бэкона. Френсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ, родоначальник английского эмпиризма, известен прежде всего как философ, одержимый идеей практического использования-применения знаний. “Знание — сила” — провозглашал он. Этим подчеркивалась практическая направленность научного знания, то, что оно увеличивает могущество человека. Схоластическое же знание, с точки зрения Бэкона, на самом деле не знание. Он противопоставил свою философию средневековой схоластике. Основное сочинение Бэкона — «Новый Органон». В нем он попытался создать новый научный метод, дедуктивной логике Аристотеля противопоставил индуктивную логику. Дедукция — движение от общего к частному. Бэкон предложил противоположный ход — мы идем к общему знанию через частное, путем наблюдения и эксперимента. Бэкон считал, что у людей много предрассудков и заблуждений. Эти предрассудки он классифицировал, выдвинув теорию четырех идолов (призраков) разума: рода, пещеры, рынка, театра. Бэкон считал, что только путем наблюдения и эксперимента можно делать какие-то научные выводы.

 

24. Философия Декарта. Рене Декарт (1596 — 1660) — французский философ. Многие считают его отцом философии нового времени. В противоположность Ф. Бэкону Декарт подчеркивал значение ума-мышления, был философом-рационалистом. Его рационализм выражался прежде всего в тезисе «Я мыслю, следовательно, существую»: из факта мышления вытекает факт существования; человек мыслит, следовательно, существует. В области мышления Декарт почитал самым главным сомнение. Им выдвинут принцип методологического сомнения. Человек не должен сразу принимать на веру все, что ему говорят или что он видит-ощущает. Он должен подвергнуть сомнению, а существует ли это на самом деле? Без процедуры сомнения нельзя понять природу вещей и прийти к правильному выводу. Декарт — философ-дуалист. Он считал, что в основе мира лежит не одно начало, материальное или духовное, а два — и материальное и духовное: протяжение и мышление. Поскольку Декарт был рационалистом, он считал, что разум человека изначально содержит в себе некоторые идеи, которые не зависят от действий и поступков человека, так называемые «врожденные идеи».

 

25. Философские воззрения Беркли и Юма. Беркли 12 марта 1685. Юм 7 мая 1711. Юм стремился создать философию "здравого смысла", философию осторожную. Юм сделал вывод, будто мы в принципе не знаем и не можем знать, существует или же не существует материальный мир как внешний источник ощущений. Превращая ощущения в абсолютное "начало" познания, он рассматривает структуру субъекта в изоляции ее от его предметно-практической деятельности. Эта структура состоит из атомарных впечатлений и из тех психических продуктов, которые от этих впечатлений производны. Более всего из числа этих производных видов психической деятельности Юма интересуют "идеи", под которыми он имеет в виду не ощущения, а нечто иное. "Впечатления" и "идеи" в совокупности Юм называет "восприятиями". "Впечатления" - это те ощущения, которые получает тот или иной субъект от событий и процессов, разыгрывающихся в поле действия его органов чувств. В состав впечатлений он включает кроме ощущения эмоции. "Идеи" в его теории познания - это образные представления и чувственные образы памяти. Идеи образуются посредством ассоциирования простых впечатлений и идей. В ассоциациях Юм видит главный способ мышления посредством чувственных образов. Юм выделял и различал 3 главные вида ассоциативных связей: по сходству, по смежности в пространстве и времени, по причин. Решая общую проблему субстанции, Юм занял агностические позиции. Юм отрицает существование "Я" как субстрата актов восприятия и утверждает, что то, что называют индивидуальной душой - субстанцией, есть "связка различных восприятий. Беркли выступал с критикой понятий материи как субстанции тел. Беркли заметил, что у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без какого-либо остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений или идей. Постулат Беркли: «Быть — значит быть в восприятии». Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей. Чувственные впечатления — это феномены психики. Беркли доказывает верную мысль — об относительности наших восприятий, их зависимости от состояния субъекта.

26. Философия Спинозы. Спиноза (1632 - 1677). Жил в Голландии. Этот мыслитель завершил историческую стоявшую перед ф-ей нового времени. Он создал материалистический вариант ф-го з-ния, который оказал большое влияние на дальнейшее развитие науки. Спиноза был последователем материалистом сумевшим преодолеть многие противоречия материалистического миропонимание, по его мнению, в основе всего существующего лежит единое начало, субстанция она в чистом виде не существует, она реализуется в различных типах материальных систем. По его мнение, сознание разум человека это тоже одно из качеств субстанция и поэтому сознание в большой или меньшей мере обладают все предметы, все модусы( животные, растения). Спиноза объяснил происходящее тем, что реализуется энергия заложенная в самой субстанции и в атомах в которых она состоит, вопрос о причинах возникновения всего существующего, по его мнению субстанция сама по себе является причиной самой себя. Спиноза, как последовательный материалист был сторонником крайнего фатализма, т.е. считал что всё переопределено, изменить ничего невозможно. Спиноза считал, что случайными мы считаем вещи, те пока неизвестны и не понятны.

 

 

27. Философия науки Канта. Априоризм. Понятие «вещи в себе». Кант-родоначальник немецкой классической философии. В его философии выделяют два этапа: докритический и критический. Докритический этап-развитие стихийного материализма. Занимается вопросами природы. Критический этап начинается с 1770 года. Выделяет два свола познания- чувственность и рассудок. Он преодолевает крайности эмпиризма и рационализма. Выделяет два понятия:- вещь в себе-мир, существующий независимо от нас; - вещь для нас-то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас является стороной вещи в себе. Выделяет два мира: 1)мир феноменов или явлений (познаваем наукой, границ познания нет) 2)мир ноуменов (вещей в себе, сущностей) непознаваем. Осн. вопросы Канта: 1)Что я могу знать? 2)На что я могу надеяться? 3)Что я должен делать? Выделяет два вида априорных знаний: 1) чувственные (мы видим мир через сетку времени и пространства (это субъективные формы нашего бытия, они живут в нас, а мы не в них); 2)рациональные (логические) - категории, суждения, умозаключения. Как мы мыслим? Пришел к выводу что все мыслят по всеобщим правилам и законам. В основе знания лежат понятия, они даны априорно. Только человек способен к суждениям, на основе их мы делаем умозаключения. Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит априорный (доопытный) характер. Априоризм   Канта  отличается от идеалистического учения о врожденных идеях, во - первых, тем, что, по Канту, априорны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во - вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Реальный смысл кантовского  априоризма  состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания. Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, то весь его объем в конечном итоге взят из опыта человечества. Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, "явилась ему", и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек, по мнению Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качество и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в - себе", непознанными, нераскрытыми.

 

 

 

 

28. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — термины схоластической философии, фиксирующие специфику трактовки теизмом бытия Бога как непостижимого при помощи человеческих способностей и получившие впоследствии широкое употребление в классической и неклассической философии благодаря Канту. Кант называет "трансцендентальным" "всякое познание, занимающееся не сколько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori". В философии Канта трансцендентальное — это все то, что относится к априорным (т.е. вне или доопытным) условиям возможности познания, его формальным предпосылкам, которые организуют опыт. Позднее Гегель упрекнет Канта в использовании последним этого "варварского школьного термина", но Канту он нужен был для того, чтобы: 1) резче очертить суть своей философии, показать, что она нацелена не на сами предметы, а на нечто, выходящее за пределы опыта, обозначая тем самым переход нового в систему знаний 2) противопоставить трансцендентальное трансцендентному — такому знанию, которое переступает за границы человеческого разума и является в этом смысле недоступным теоретическому познанию, становясь исключительно предметом веры. Трансцендентное — это все то, что выходит за пределы возможного опыта, например, Бог, бессмертие души и т.п. В ходе последующего философского развития термин "трансцендентальное" получил широкое использование в системах Фихте и Шеллинга, обозначая главным образом гносеологическую направленность этих учений на поиски условий или чистых возможностей познания. Соответственно, "трансцендентальный субъект" в феноменологии превращается в автономный источник всех своих переживаний. Термин "трансцендентное" также фигурирует в целом ряде послекантовских теоретико-познавательных концепций, обозначая здесь вне и независимо от сознания существующий предмет — либо вообще недоступный познанию, либо познаваемый лишь исключительно спекулятивным образом.

 

29. Философия Гегеля. Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (1770-1831), который был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т. е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии. Выступая против метафизиков, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"