Шпаргалка по "Мифологии и Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:22, шпаргалка

Краткое описание

работа написанна на 4

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

 

22. Объек. идеализм  Гегеля. За основу мира он принимает дух. начало, абсол. идею, а свою ф-фию называл идеализм. Его три значения: 1. это единственно сущ-щая подлинная реал-ть. 2. причина всего окр. мира. 3. мир. дух, облад-щий самосоз. и способностью к творчеству. Гл. идея антологии Г. – отожествление бытия и мышления. Целью деят-ти абсол. идеи явл-ся достижение полного знания о себе самой, т.е. абсол. истины. Для самопоз. идея отчуждает себя в природу, а потом возвр-ся к себе, проходя при этом ступени субъек-го, объек-го и абсол. духа. Субъек-ный дух – это душа, сознание отдел. чела. Объек. дух – это дух общ-ва в целом. Абсол. дух – это высшее проявление духа. 3 гл. закона диалектики: 1. единства и борьбы противоп-тей. 2. перехода колич. изменений в качеств.. 3. отрицания отрицания.


 

23.Общ. хар-ка  рус. фил.. Становление рус. ф-фии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, к-рые ставила сама рос-кая дейст-ть. Представители: К.Леонтьева, Н.Данилевский, В.Соловьев, Н.Федоров и др.. Рус. ф. представляет собой внутреннее, интуитивное, мистическое познание сущего. В ней представлены все основ. напр-ния фил. мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика и т.д.. Ведущая тема: постижение смысла сущ-ния России в истории. Тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме чела опред-ло нравственно-практич. направленность рус. ф.. Особенность рус. фил. мышления – доминирование моральной установки при анализе многих др. проблем. Рус. ф. в своих исканиях тесно связана с религ-ным православным миросозерцанием.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Религиозная философия В.Соловьева. Он заложил основы рус. религ. ф. Пытался создать целостную мировоззренческую систему, к-рая связала бы воедино запросы религ. и соц. жизни чел-ка. Основой должно стать христианство. Особенность С. была в подходе – он был за объединение православия, католицизма и протестантства. Центр. идея – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, низшее обнаруж-ет свое тяготение к высшему, а каждое высшее "вбирает в себя" низшее. Онтологической основой всеед-ва выступает божест-ная Троица в ее связи со всеми божест-ми творениями, а гл. с чел-ком. Основ. принцип всеед-ва – "Все едино в Боге". Всеед-во – это единство творца и творения. Бог у С. лишен антропоморфных черт. Философ харак-ет Бога как "космический разум", "Существо сверхличное". Окр. нас мир не может рассмат-ся как соверш. создание. Для понимания Бога необходимо принять его внутр. противоречивость. Поэтому С. вводит в свою систему понятие "идеи", "мир. души". "Бож-ный ум" распадается на мно-во элементар. сущностей или вечных и неизменных причин, к-рые лежат в основе всякого явления или предмета. Эти элементар. сущ-ти он называет атомами. Сами атомы он называет живые элементар. сущ-ва" или идеи. Каждая идея обладает опред. силой, что превращает ее в деятельное сущ-во. С. – сторонник диалектич. подхода к действ-ти. Деят-ть нельзя рассмат-ть в застывших формах. Общ. признак всего живущего состоит в последоват-ти изменений. Вводит понятие активного начала как мир. души. Непосредственным субъектом всех изменений в мире выступает мир. душа. Ее признак – особая энергия, одухотв-щая все сущ-щее. Мир. душа действует не самостоят. Она нуждается в бож-ном импульсе. Бог дает мир. душе идею всеед-ва как определяющую форму ее деятельности. Эта идея назыв-ся София-мудрости. София -"душа мира", ее следует рассмат-ть как связующее звено м/д творцом и творением. Принцип всеед-ва – взаимосвязь трех разновидностей знания: эмпирич-го (науч.), рацион-го (филос-го) и мистич-го (созерц-но-религ-го). Основополагающий принцип – вера в сущ-ние абсол-го начала – Бога. Истина постигается через созерцание, интуицию и не дана человеку в опыте и в мышлении. По С. отвлеченное знание – необход. момент в жизни каждого индивида и всего человечества. Без него невозможно достичь логически связанной мысли. Идея не продукт мышления. Они доступны лишь интел-му созерцанию или интел-ной интуиции. Но интел. интуиция все же не дает знания всего богатства реальности. Необ-ма познават. способность, прорыв в сферу потустороннего. Это состояние одержимости – вдохновение.


 

26. Совр. з. Ф. отличается от классич. рядом особ-тей, понять к-рые можно только сопоставив этапы. Классич. Ф. была проникнута оптимизмом в отношении истор. перспектив чел-ва, возм-тей чел-ка и его способностей познавать и преобр-ть мир. Такому оптимист. взгляду, идеал-щему возм-ти разума, был нанесен ряд ударов, пошатнувших позиции разума и науки: 1) франц. рев-ция 1789 г..Стремилась создать общество, основанное на принципах разума и провозгл. лозунг: «Свобода.Рав-во.Богатство.» На деле устан-ный режим оказался бесчел-ым и жестоким, основанным на насилии и терроре. Это заставило многих усомниться в возм-тях разума способствовать смягчению нравов и устан-ю соц. гармонии. 2) 1я мир. война, к-рая показала возм-ть исп-ть науку для уничтожения чел-ва и его культуры. На формирование совр. з. Ф. повлияли и др. черты эпохи: 1)всемирность истор. процессов, к-рая не уничтожала отдельных гос-в, но сделала невозможным их изолированное сущ-е; 2) динамизм. Масштаб. и радик. изменения происходят стремительно часто на протяжении жизни одного поколения; 3) невиданные темпы науч.–техн. прогресса. Выдающиеся достижения науки и техники сущ-но изменили облик мира и чел-ка; 4)рост комфорта и качества жизни не сделали жизнь чел-ка легкой в нравственно-психолог. смысле. Эти факторы повлияли на облик фил. знания, на его структуру и тематич. сод-е. Ф. перестала подражать классич. образцам, поэтому совр. Ф. принято наз-ть неклассич. или неоклассич. Ей присущи след. черты: 1)исключ. многообразие. Вышла за пределы классич. тематики; 2)стремление приблизиться к отдельному живому чел-ку. Смещение к идее чел-ка, жестко обусловленного политикой, экономикой, культурой и т.д.; 3)Более утонченные и сложные методы по сравн. с классич этапом; 4) установка на господство чел-ка над природой сменяется установкой на сознательное ее оберегание; 5) меняется настроение фил. произ-ний. В них нет уверенного оптим-ма, веры в безграничные возм-ти чел-ва, но нет и пессим. упадничества; 6) с особой остротой подчеркивается необх-ть сознат. и целенапр. усилий для сохранения вечных ценностей чел. бытия, истины, милосердия и т. д.. Совр. Ф. разделилась на 2 напр-я: сциентизм и иррационализм. С-зм возник в рез-те научно-техн. рев-ции как некритич. уверенность в способности науки решать соц. проблемы. Иррац-зм–это учение, опр-щее инстинкт, волю, интуицию, чувства или мистич. озарение как осн. источники познания, данные к-рых обрабатывает разум.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Заметное место в западноевроп. Ф. XIX-н. XX вв. занимает «Ф. жизни»–это культурно-логич. течение в совр. Ф. Она старается постичь сферу культуры, исходя из тех ф-ций, к-рые культура выпол-ет в жизни чел-ка. «Ф. жизни » выступала за реабилитацию жизни, против ее ущемления и обеднения рассуд-ным, полит., эк. и иными утилит. подходами. В связи с этим понятие «жизнь» занимает центр. место и заменяет пон. «бытие». Представ-ли этого течения против-ют жизнь и бытие. «Б. это статич. состояние. Ж.–это движение, становление»,–говорил Ницше. «Ф. ж.» выступала против того, чтобы положить в основу стан-я что-либо уст-е. Сторонники «Ф. ж.» подчеркивали, что жизнь–это деят-ть, твор. созидание, самовыр-е чел-ка, формы объективации чел-ка в культуре, позволяющие ему реализ-ть и познавать самого себя. Жизнь–это и чел. жизнь, и основа бытия. Каждый индивид ощущает себя в рамках какой-то огромн. жизни, затрагивающей его и угрож-щей ему. Он чувствует себя подчиненным каким-то потокам, потокам жизни. Представ-ли этого течения при описании жизни используют образ реки, атмосфер. потоков и т.п. Жизнь, как поток,         неуловима рассудоч. методами познания. Ее познание осущ-ся на основе особых познават. спос-тей: переживания и сопереживания (понимания), интуиции, веры, любви и т. д. В Ф.ж. можно выделить 3 осн. школы: академ. «Ф. жизни», «твор. эволюция» Бергсона и его послед-лей, «Ф. воли» Ницше и его послед-лей.


 

28. Иррац. тенденции «Ф. ж.» продолжает и углубляет психоаналитич. Ф. Эмпирич. базой псих. Ф. является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразн. подход лечения неврозов путем катарсиса или самоочищения. Основ-ник психоанализа З. Фрейд. Исследуя хар-р и причины неврозов, он наткнулся на ту область чел. психики, к-рая раньше не изучалась, но имела большое значение для жизнедеят-ти чел-ка–это бессознательное. Бессознательны по Фрейду многие наши желания и побуждения. Психика чел-ка представляет собой взаим-вие 3-х уровней: бессознат., предсознат. и сознат. Задача психоанализа состоит в том, чтобы бессознат. материал чел. психики перевести в обл-ть сознания м подчинить своим целям. Фрейд считал, что псих-з может быть использован и для объяснения и регулир-я обществ. процессов. Чел-к не сущ-ет изолир-но от др. людей. В его психич. жизни всегда присутствует «Другой», с к-рым он вступает в контакт. Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда К. Юнг. Он проводит четкое разделение м/д индивид-го(отражает личностный опыт отдельного чел-ка и состоит из переживаний) и коллектив-го(общечел. опыт, хар-ный для всех расс и народов) бессознат-ным. Для Юнга гл. показателем действия бессознат-го являются сновидения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Экзистенциализм. Экз-зм–это Ф. сущ-ния. Она хар-ется антисциентистской напр-тью и ориентирована на проблемы, связанные с чел-ком смыслом его бытия в совр. мире. Представ-ли: А. Камю, Г. Марсель, Сартр. Проблемы Ф.: смысл чел. бытия в мире, и не просто чел-ка вообще, а каждой личности. Экз-ты используют феноменолог. метод. Его еще наз-ют методом интенционального анализа. Интенция означ-ет напр-сть сознания на какой-либо предмет. Объект сознания есть отражение какой-то стороны объективно сущ-щей реал-ти. Экз-ты говорят об огран-ти рац-го, в том числе науч. мышления, и считают гл. ср-вом познания мира эмоц. интуицию, чувства и переживания людей. Познание чел-ком мира осущ-ся с позиции опр. системы цен-тей, целенапр-но и эмоц-но. Познание и понимание мира–одна из гл. сторон бытия чел-ка. Имеется в виду, что бытие чел-ка и мир не отделимы друг от друга.Ф. сущ-ния пвтается раскрыть соц-но–этич. стороны чел. бытия. Они подчеркивают темные пессимист. св-ва бытия, его абсурдный хар-р. Тревога, страх, вина, страдание неизменно сопутствуют чел-ку в его жизни. Различают срах эмпирич-ий, касающийся каждодневного сущ-ния чел-ка, и страх онтолог-ий, лежащий в сердцевине его бытия. Это страх перед ничто, смертью в ее подлинном смысле, а также страх из-за неумения найти свой личностный смысл бытия. В 60-х гг. в Англии появился птимист-ий вариант экз-зма. Его представ-ль К. Уилсон говорит о новом понимании свободы, к-рое состоит в расширении и углублении сознания путем различ. методов психоанализа, психотерапии, медитации. Каждый экз-ст концентрирует внимание на какой-то реальной стороне чел. отн-ний и дает их убедительный соц-но–психолог. анализ. Однако, обращая внимание на какую-то одну из хар-тик этих отн-ний, он оставляет в стороне другие, считая их проихводными от нее, и создает при этом доаольно сложные фил. конструкции.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Наука–то форма дух. деят-ти людей по пр-ву новых знаний, облад-щих сущ.знач-ю. Науки делятся на гуманит. и етеств. Особ-ти гуманит. наук: 1)предмет изучения–мир чел-ка. Предмет имеет субъектив. измерение. гуманит. познание имеет дело с отношениями людей, к-рые тесно переплетаются в сознат. и стихийное, идеальное, материальное и т.д.; 2)соц. познание имеет дело с предметными и субъкт. ценностями; 3)в соц. познании явления исслед-ся со стороны кач-ва, а не кол-ва. Гл. внимание уделяется анализу единич., индивид., но на основе общего и закономерного; 4)отсутствие общепринятых теорий, концепций. Это познание хар-ся расплывчатостью эмпирич. базиса, слож. природой обобщений; 5)формой постижения объекта является диалог личностей, текстов, культур. Диалогич. природа познания наиболее полно выр-ся в процедуре понимания. П.–это истолкование, интерпретация познаваемого в соот-и с целями и задачами чел-ка. П.–взаимопроникновение субъек-ти, накладывание на объектив. процессы сети живых чел смыслов. П.–движение в смыслах, к-рое осущ-ся в 2х напр., как приобщение к уже сущ-щим смыслам и как смыслообраз-е. Феномен понимания относится не только к познанию. С П. мы сталкиваемся в повседн. жизни: успешность общения, ориентация в наличной ситуации предполагает в кач-ве основы понятность этой ситуации. Т.о., не познание ведет к пониманию, а необх-ть П. ведет к познанию. В XX в. феномен понимания стал предметом изучения герменевтики (искусство толкования, понимания). Представители этого напр. гл. внимание уделяли изучению особ-тей гуманит. знания. По их мнению, цель понимания состоит в том, чтобы перенести смысл. связь из др. мира в свой собственный. Речь идет о внимат. отношении к внутр. миру др. чел-ка, др. культуры, чтобы при знакомстве с ними присущие им смыслы были восприняты так, как они воспринимаются самими носителями смыслов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Общество–это продукт целенапр. и разумно орг-ной совместной деят-ти больших групп людей, объед-ных на основе совместных интересов. К. Маркс и его послед-ли разработали диалектико-материалистич. концепцию, согласно к-рой структура общества зависит от способа материал. пр-ва. История предстает как естеств. истор. процесс, где действуют объектив. законы в сочетании с субъект. фактором. Наруталист. концепции рассматривают общество как естеств. продолжение природн. и космич. закономерностей. Ход истории и судьба чел-ка в основном опр-ся ритмами космоса, солнечной активностью, особ-тями природно-климат. среды или биолог. орг-ей чел-ка. Идеалитс. концепции сущ-ть общества усматривают в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. К этим конепциям относятся все религиозные концепции, суть к-рых заключается в идее божеств. предопр-я, устройства общества, к-рое должно обеспечить чел-ку достойные условия для конеч. встречи с богом. В XX в. появляются новые концепции, к-рые связвны с систематич. подходом к обществу и структурно-функц. анализом общества. Все возможные способы объяснения общества в этих концепциях объединяют представления о систем. орг-и и закономер-тях саморазвития общества. К соц. системе относится все, что хар-ет общество как опр. целостность, объединяющую людей разнообразн. связями и отношениями. Соц. система хар-ся открытостью, опр. степенью согласованности своих подсистем, в тоже время неравновесностью. В кач-ве источников саморазвития общества выделяют с одной стороны противоречия природ. и культур. орг-ей чел-ка, а с др. стороны–его дух. потенциал.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Граж. общ-во  и гос-во.. Полит. сфера общества – это область общест-ной жизни, у к-рой осущ-ся управление развитием общ-ва, регулирование отношений м/д соц. группами по поводу гос. власти и с помощью гос-ва. Критерием перехода в полит. состояние явл-ся создание гос-ва. Признаки гос-ва: 1. особый аппарат полит. управления. 2. нормативно-правовая система. 3. территория. 4. суверенитет. 5. средства эк. воздействия на население (налоги). 6. идеалогич. обеспечение гос. власти. Внешние функции гос-ва: оборона от посторонних посягательств, дипломатич. деят-ть, осуществление совместно с др. гос-вами различ. мероприятий. Внутренние фун.: хоз.-организационная деят-ть, экологическая, регуляция внутриполит. отношений, охрана обществ. порядков, идеалогич. и социо-культурная деят-ть. Структура гос-ва раскрывается через три понятия: 1. форма правления – строение высших органов власти и взаимоотношения м/д ними. (монархия или республика). 2. форма гос. устройства – территориальная организация. (унитарное или федеративное). 3. полит. режим. – это совокуп-ть средств и методов осуществления гос. власти. (демократическое или тоталитарное). Демократич. полит. режим тесно связан с понятием правового гос-ва и граждан. общ-ва. Черты граждан. общ-ва: 1. наличие универ. правового гос-ва. 2. наличие неофиц. соц институтов полит. движений и течений. 3. доминирование соц. связей над личностными. 4. соц. активность, свобода и ответственность граждан. Правовое гос-во – это форма организации и деят-ть публич. полит. власти и ее взаимоотношений с индивидуумами как с субъектами права, характеризующимися след. признаками: 1. народный суверенитет – только народ реально выступает источником всей власти, к-рую реализует гос-во. 2. верховенство права. 3. распределение функций м/д различ. гос. органами с целью предотвращения злоупотребления властью, повышения профессионализма и осущ-ния контроля за деят-тью гос. органов. 4. реал. обеспечение неотъемлемых прав и свобод граждан. 5. наличие граждан. общ-ва.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Социум и  индивид. Человек и общ-во – это два полюса единой системы. Неоднократно доказано, что чел невозможен без общ-ва, а общ-во состоит из людей и явл-ся порождением человеч. отношений. Вместе с тем отношения человека к общ-ву процесс противоречивый. Они представляют собой с одной стороны стремление слиться с общ-вом, а с др. – стремление отстраниться от общ-ва. Может возникнуть феномен растворения чела в абстрактных соц. качествах, когда чел считает себя не личностью, не индивидуальностью, а начальником, экономистом и т.д.. Результатом этого явл-ся утрата идентичности собственного я. Господствующее в общ-ве умственные и нравственные снижают активность индивида, снимают с него ответственность за результаты своих поступков. Индив-ное сознание легко становиться жертвой соц. психозов. Многие люди осознают свою несвободу от общ-ва. Так возникают различ. формы уклонения от подавляющего воздействия общ-ва: пассивное – «феномен двойной жизни» – и активное формы – это стремление изменить сущ-щий строй. Сущ-ет 4 соц. типа общ-ва: 1. деятели. Для них главным явл-ся активное действие, изменение себя и мира. 2. мыслители. Они осмысляют историко-соц. опыт, хранят традиции рода. Их гл. оружие – слово. 3. люди чувств и эмоций. Они остро чувствуют боль мира и выражают ее в образно-худож. форме. 4. гуманисты. Они реал-ют себя в действенной любви и помощи всему живому. В соврем. эпоху меняются соц. условия и место чела в общ-ве, разум становится коллективным, но это не означает, что чел может позволить себе не быть личностью и индивидуальностью. Напротив общ-во предъяв-ет завышенные требования к интеллектуальному и дух. уровню чела. При всех успехах науки и техники жизнь соврем. чела не стала безопаснее и счастливее, появл-ся все новые проблемы, а перспективы их решения отодвигаются. Поэтому все мыслящие люди должны направлять свои силы и таланты на преобразование индивида и общ-во в положит. направлении.

Информация о работе Шпаргалка по "Мифологии и Философии"