Шпаргалка по "Мифологии и Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:22, шпаргалка

Краткое описание

работа написанна на 4

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

 

11.Общая хар-ка  средневековой ф. В истор. науке период ср-вья в З. Европе датируют V–ХV вв. Однако по отношению к Ф. такая датировка не совсем корректна. Средневек. Европ. Ф.—это христианская Ф.Она начинается со 2–го века. Ф. раннего христ-ва наз-лась апологетикой, а ее представители—апологетами, т.к. их сочинения были направлены на защиту и оправдание христ-го вероучения. Особ-ти стиля фил. мышления средневековья:1.Если антич. мировоз-е было космоцентричным, то средневековое—теоцентрично. Реальностью, опр-щей все сущее в мире, для христ-ва явл-ся не природа, космос, а Бог. Он явл-ся личностью, к-рая сущ-ет над этим миром. 2. Своеобразие фил. мышления ср-вья заключалось в его тесной связи с религией. Церк. догма явл-сь исход. пунктом и основой фил. мышления. Сод-е фил. мысли приобрело религиозную форму.3. Представление о реальном сущ-и сверхъест-го начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом зр. на мир, смысл истории, чел.е цели и ценности. В основе ср-вого миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего—креационизм). 4. Фил. мышление ср. веков было ретроспективным, обращенным в прошлое. 5. Стиль фил. мышления ср-вья отличался традиц-змом. Для ср-вого философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни. Ценилось не творчество и ориг-сть мысли, а эрудиция и приверженность традициям. 6. Фил. мышление ср-вья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторит. источник- Библия. 7. Ф. сре-вья—комментаторская Ф. В форме комментария написана значит. часть ср-вых соч-ний. Комментировалось гл. образом Свящ. Писание. 8. Экзегетический хар-р ср-вого ф-ния. Для ср-вого мыслителя исходным пунктом теоретизирования стан-ся текст Свящ. Писания. Этот текст явл-ся источником истины и конеч. Объяснит. инстанцией. 9. Стиль фил. мышления ср-вья отличает стремление к безличности. Многие произ-ия этой эпохи дошли до нас анонимными. 10. Фил мышлению ср-вья был присущ дидактизм (учительство, назидательность)

 

 

 

 

 

12. Патристика. Ф. А. Августина. Августин жил в переходное время (354–430 гг.) м/д антич-ю и ср веками. Ф. Августина представляет собой синтез антич. культур. наследия с христианс. ценностями. Августин оказался одним из первых теологов, к-рые связали античность и христианс. время. Аврелий Августин—классик патристики. Стержень его мировосприятия—любовь, благодать, вера. Ф. Августина отличается небывалым психологизмом. В своей теории личности Августин впервые показал, что жизнь чел. души- нечто невероятно сложное и вряд ли до конца опр-мое. По мысли А., не мир—загадка, а чел-к. А. был тонким наблюдателем душ. состояний чел-ка. Новой чертой мышления А. было внимание к динамике чел. личности. Психологизм А. выявл-ся и в его учении о времени как корреляте, помнящей, созерцающей и ожидающей души. Генетическое и субстанциальное начало всего, для А.,—Бог. Бытие Бога, по А., можно непоср-но вывести из самосознания чел-ка. Вера, по А., обладает высш. авторитетом, она «первее» знания. Вера опр-т чел-ка не только в интеллект. плане, но и в нравственном. Вера—источник истины и спасения. А. явился одним из первых в истории дух. культуры создателем целостной эстетич. системы. Нек-рые его идеи сохранили ценность до наших дней.

13.Схоластика. Ф. Ф. Аквинского. Фома Аквинский (1225–1274 гг.) — ср-вый теолог, крупнейший схоласт, офиц. философ римско-католич. церкви. Осн. произ-я Фомы Аквинского: «Сумма теологии», комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Ф. Ф. Аквинского—синтез идей Аристотеля с христ. ценностями. Как и Аристотель, Фома исходил из антитезы потенциального (возможного) и актуального (действительного). Исследуя проблему познания, Фома приходит к следующим выводам:1)вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;2) если чел. разум против-ит вере, то он дает неистинное знание;3) все в мире делится на то, что можно познать рац-но (разумно), и то, что разумом непознаваемо;4) Ф. может объяснить только то, что познаваемо разумом;5)все остальное (проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога) может быть познано через Божест. откровение. Ф. Аквинский разделяет сущ-ть (эссенцию) и сущ-е (экзистенцию). Он считает, что любая вещь есть сущ-ть, к-рая обрела сущ-ие по воле Бога. Бог, давший сущ-ти сущ-ие, может данную сущ-ть сущ-ия и лишить, след-но, вещи бренны и непостоянны. Истор- значение Ф. Ф. Аквинского в том, что им были:1) даны 5 док-в сущ-я Бога;2)систематизирована схоластика;3) закреплено разделение эссенции и экзистенции;4)выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соот-я разума вере;5) вычленены сферы бытия, к-рые могут быть познаны только через откровение;6) разделены Ф. и теология, причем Ф. поставлена в подчиненное пол-е по отношению к теологии.

14.Гумманизм  и натурализм Возрождения. Мировоззрение людей эпохи Ренессанса носит ярко выр-ый гуманистический хар-р. Античность чтила героев, ср.е века—святых, эпоха Возрождения—чел-ка. Созданный Богом, он, обладая свободой воли, может стать творцом и скульптором самого себя. Идея самоконституирования чел-ка, вера в то, что чел-к может стать тем, кем хочет,— хар-ая идея Возрождения. Ренессанс открыл индивидуальность, уникальность и самоценность чел. личности. «Пробуждением самостности духа» назвал это время Гегель. Ренессансная концепция чел-ка сод-ла и опасную по своим последствиям мысль—обожествление чел-ка. Чел-к стал рассматриваться как всемогущее сущ-во. Гл. принципом фил. мировоззрения эпохи Возрождения был пантеизм («Бог во всем»). Бог растворяется в природе. Природа, согласно Дж. Бруно, есть «Бог в вещах». В эпоху Возрождения Ф. сориентирована на познание природы, в связи с этим она оказывается в значит. степени натуралистич., натурфилософ. и в своих осн. представлениях о мире смыкается с развивающимся естествознанием. Гелиоцентризм Н. Коперника привел к коренному пересмотру всей физ. картины мира. Возникает принципиально новое понимание окр. мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной и т. д.).

 

 

 

 

15. Общая  хар-ка философии эпохи Возрождения. Ф. эпохи Возрождения наз-ся совокупность фил. направлений, возникших в Европе в ХIV–ХII вв., к-рые объединяли: антисхоластическое движение, устремленность к чел-ку, вера в его великий дух. и физ. потенциал, жизнеутверждающий и оптимист. хар-р. Социо-культурными предпосылками возникновения Ф. эпохи Возрождения были: 1)кризис феодализма;2) соверш-е орудий труда и пр-ных отношений;3) развитие ремесла и торговли;4) усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, культурные и полит. центры;5)укрепление, центр-ция европ. гос-в;6) появление первых парламентов, усиление светской власти;7)великие геогр. открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);8) научно-техн. открытия (изобретение телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения);9) кризис схоластич. Ф. Ренессансная раскованность сознания, открытость интеллект. дерзаниям, недогматическое мышление, скептицизм—особ-ти стиля Ф. этой эпохи. Фил. мышление эпохи Возрождения антропоцентрично. Оно устремлено не к Богу, а к чел-ку. Чел-к—ведущее звено всей цепи бытия. Гл. принципом фил. мировоззрения эпохи Возрождения был пантеизм («Бог во всем»). Бог растворяется в природе. Природа, согласно Дж. Бруно, есть «Бог в вещах». Осн. направления Ф. Возрождения:1) гуманистич. (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.)— в центр внимания ставило чел-ка, воспевало его достоинство, величие и могущество;2)соц.–теоретическ.:Маклавелли,Мор;3)Скептическое:Монтень;4)натурфилософское ( Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на новые астрономические открытия;5) реформационное ( Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин др.)—стремились коренным образом пересмотреть церк. идеологию и взаимоотношения м/д верующими и Церковью.

16. Общая  хар-ка Ф. Нового времени. Ф. ориентируется на идеал науч. знания, на союз с естеств. и точными науками. Фил. знание выстраивается по нормам и стандартам науки, оформляется как совокупность дисциплин (наука о бытии, наука о познании и т. д.), как науч. система, призванная обобщить опыт чел. познания мира. На первый план в ф. выдвигаются проблемы теории познания (гносеологии), поиски науч. метода. Метод понимается как решающее условие плодотворного познания: разум, не обладающий истинным методом, неизбежно заблуждается. В Новое время субъективность становится основанием ф. Ф. Нового времени можно назвать ф. субъективности. Проблема разума - сердцевина ф. Нового времени. Мыслители этой эпохи провозглашают идею разумного преобразования общества и природы. Фил. мировоззрение нововременной эпохи ориентирует чел-ка на «покорение» природы. Основоположники ф. Нового времени секуляризируют традиц.е учение о заблуждениях, связывавшее последние с изначальной греховностью чел-ка. Фил. мировоззрение Нового времени было натуралистич.: ф-я и естествознание новой эпохи неотделимы друг от друга. Натурализм—фил. основа учения об обществе (в первую очередь теории естеств. права). Натуралистич. мировоззрение сводит соц. к природному, кот. понимается как нечто изначальное, находящееся вне власти чел-ка, неизменное. Фил. мышление ХVII–ХVIII вв. было механистическим. Механицизм означает абсолютизацию законов механики, попытку объяснить принципами механики все явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Эмпирики  и рационалисты. Философия Ф. Бэкона. В эпоху Ф. Нов. времени произошло разделение всех фил-ов на стор-ков эмпиризма и рационализма Эмпирики (Ф. Бэкон, Д. Ионк) считали, что ед-ный источник знаний-опыт. Он связан с нашей чувст-тью, ощущ-ми, воспр-ми. Сод-е всех наших знаний в конеч. счете сводится к опыту, эксперименту. При этом применяется индуктивный метод(от частн. к общему).Рационалисты (Р.Декарт, Г.Лейбниц) считали, что опыт, осн-ный на ощущ-ях, не может быть осн. общенауч. методом., т.к. наши чувства часто обманывают нас. Единств. несомн. реал-тью для них выступает разум. В нем самом заложены интуитивно ясные и отчетл. идеи, из к-рых методом дедукции мы можем осущ-ть поднание. Ф. Бэкона-родонач-ник эмпиризма. Науку, знание он рассматривал как высш. ценность, облад-щей практ. знач-тью. Исходя из познават. Спос-тей чел-ка, к-рые включают в себя память, разум и воображение, Ф. Бэкон разработал класс-цию наук. А также он выделил 4 заблуждения разума, к-рые, по его мнению, привели науку к отставанию от жизни и опыта. Путем истин. мознания считал индукцию, т.е. движение познания от единичного к общему. Особ-ть индукт. метода Ф. Бэкона-анализ, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Влияние Ф. Бэкона на развитие науки велико, т.к. его Ф. яв-лась выр-ем духа эксперимет. Естеств-ния.

17.Эмпиризм и  рационализм. Философия Р. Декарта. С развитием науч. естеств-ния возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии науч. исслед-я. На путях решения этой проблемы оформ-лись 2 осн. течения западноевроп. фил. мысли 17 и.: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. опыт)-направление фил. мысли, ориентир-шееся на опытное естеств-ние, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно орг-ный или эксперимент. Рационализм (от лат. разум)-направление фил. мысли, ориентир-шееся на мат-ку, рассматр-щее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Р. Декарт –основатель рационализма. Подчеркивал, что нужна Ф. нового типа, к-рая сможет помочь в практич. делах людей. В поисках положения, истинность к-рого самоочевидна, Декарт встал на позиции скептицизма(сомнения во всем). Ход его рассуждений след-щий: любое утверждение о мире, боге, чел-ке может вызвать сомнение. Несомненно только одно положение-«мыслю-значит сущ-ю»,-т.к. акт сомнения в нем означает и акт мышления, и акт сущ-я. Ф. Декарта получила название дуалистической, т. к. в ней постулируется сущ-е 2х субстанций-материльной, к-рая обладает протяж-тью, но не обладает мышлением, и духовной, к-рая обладает мышлением, но не обл. протяж. Рационализм Декарта утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высш. идеи, необход-е для осмысления природы и рук-ва поведением. Осн. путь, ведущий к познанию-это интуиция и дедукция. Можно сказать, что рац. метод Декарта представляет собой фил. осмысление методологии математика.


 

19.Франц.  Просвещение и франц. материализм  18 в. Рационализм как миропонимание. В 18 в. матер-зм приобретает новое значение. Это не только метод познания, но и способ миропонимания. Проис-ит возвелич-е чел-ка как активн. и свободн. сущ-ва. Согласно матер-зму, чел-к-часть природы. Природа сущ-ет сама по себе и не нуждается в сверхприродн. начале боге. Материя вечна, обладает движением. Механика была развита больше др. наук, поэтому, законы мех-ки распростран-лись на биолог. и соц. явления. Хаар-ные черты этого периода:1)явл-ся итогом предшеств-щего развития Ф., включаются представители идеализма и матер-зма; 2)новая идея построения системы взвимосвяз-х категорий-наиб. общие и простые утверждения о реальности; 3)общая приверженность в формальной логике; 4)хар-ной чертой идеализма был пантеон.В эпоху Франц. Просвещения господ-щим догмам католич. сознания были против-ны права просвещ-го критич. разума, дух сомнения и скептицизма.

20. Общ. хар-ка  немец. клас. фил. этап развития 18-19 века, представители Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах. Черты: 1. явл-ся итогом предшеств-щего развития ф-фии. 2. гл. достижение – диалектика – учение о развитии мира на основе единства и борьбы противоп-тей. 3. идея построения системы взаимосв-ных категорий – это наиб. общ. и наиб. простые утверждения о реал-ти. 4. сущ-вала общ. приверженность формальной логике. 5. провозгласили активность сознания, вторжение субъекта в объект и их непрер. взаимод-вие. 6. системность мысли не исключ. ее спонтанности. Это две противоп-ти одного процесса. 7. идея общест-ной закономе-ти. Экономика – это сфера ее наиб. яркого проявления. Практика, оруд. труда и сам труд предстали как объекты филос. рассмот-ния. 8. нов. наука – эстетика – предшествующее учение о красоте. 9. поставлена проблема идеала. 10. харак-ной чертой идеализма был пантеизм.


 

21. Критич. фил.  Канта. В развитии Канта выделяют два периода: 1. докритический. Выступал как круп. ученый, астроном, физик, географ. 2. критический. Осуществил критику предшес-щей ф-фии, провел оценку способностей и возможностей чел-ка. Теор. познан.. Кант показал активность чел. поз-ния, обнаружил, что если из матем-ких рассуждений устранить все связ-ное с опытом, то идеи пространства и времени остаются. Он предположил, что познание и вера – это априорные (доопытные) формы чел. сознания, они обуслав-ют все, что восприним-ся через чувства. Категории – априорные формы рассудка. Проц. познания: нечто неизвестное – вещь – воздейст-ет на наши органы чувств, порождая многообразные впечатления. Чтобы восприятие стало общезнач. в работу вступает мышление. Кант не считал высшей познават-ной способ-тью не рассудок, т.к. ему не достает цели, а разум. Он разработал учение об антиномиях, осущ-вив попытку синтеза рацион-ма и эмпиризма. Антиномии – это противоречия м/д двумя умозаключ-ми, законами, одинаково обоснованными доказ-ми. То чем вещь является для нас (феномен) отличается оттого, что она представляет сама по себе (ноумен). Этика Канта – это этика долга. Он отриц. относился к мнимой морали. Наиб. прочная основа морали – это долг. Тока он придает поступку моральный характер. Мораль представляет собой область свободы, в к-рой властвует гл. нравст-ный закон – категорический императив. Он опред-ет направл-ть наших действий независимо от внешних условий.

Информация о работе Шпаргалка по "Мифологии и Философии"