Шпаргалка по "Мифологии и Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:22, шпаргалка

Краткое описание

работа написанна на 4

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

1.Мифология - образно худ. способ объяснения явлений природы , жизни людей, взаимодействия земного и космического начал. Для миф-и хар-но: 1) попытка объяснить регулятив. силы природы;2) она осущ-ся через олицет-е природы;3) ориент-на на гармонизацию чел-ка, общ-ва и природы;4) объяс-е мира осущ-сь в форме рассказа о проис-ии и твор-и;5) закрепляла нравственно-этич. отношение к миру, систему цен-тей и норм данного общества;6)миф мог объяснить все явления, для него не сущ-ло необъя-го. В дальнейшем миф-ия была вытеснена религией, философией, наукой, но её элементы сохр-ся до сих пор. Религия –это вера в высшие абсолют. цен-ти, близка к Ф. в след-ем 1) религия требует от чел-ка опр. образа жизни, явл-ся жизнеориентирующ. мировоз-ем, Ф. и религия нацеливают чел-ка на проникновение в трансцендентный мир, т.е. мир, лежащий за пределами обычного повседневного опыта. Что касается различия: религия идет от сердца чел-ка, Ф. опирается на разум, религия не смеш-ет земное и свящ-ое. В отлич. от миф-ии и религии фундаментом Ф. стал разум, интеллект. Ф. основ-ся на реал. наблюд-х, логич. анализе, обобщениях, выводах док-вах. Ф. мудрость предполагала особого рода «знание» единого во всем, т.е знания наиб. общих закон-тей развития мира, общ-ва, человека. Сущ-ть ф. заключ-ся в разм-и над всеобщими проб-ми в системе чел-к- мир. Ф. выступает в 2 аспектах:1) как инф-ия о мире в целом, отн-ия чел. к этому миру;2) как комплекс принципов по знаниям, как всеобщий метод познават. деят –ти. 1 –ый аспект и позволяет считать Ф. формой миров-я. Ф. как форма миров-ия –это система общих теор. взглядов на мир в целом, на место в нем чел –ка и уяснение разл. форм отн – ия чел –ка к миру и чел-ка к чел-ку.

 

2. Предмет философии. Предметом явл. всеобщее в системе чел-к–мир. В предмет ф. входит всеобщее в матер. бытии и всеобщее, хар-щее целостное бытие чел-ка. Возникновение ф. означало поиск гармонии знаний о мире с жизн. опытом людей. Ф. мудрость невозможно выучить и исп–ть. Это стремление, поиск, треб-щий. напряжения ума и всех жизн. сил чел –ка. В ф. невозможно выделить гл.?, но есть неск–ко наиболее фундоментальных. Один из таких ? получил назв–ие осн.?философии- это ? об отношении мышления к бытию, т.е что первично: дух или материя, сознание или природа. 2–ой стороной этого ? явл-ся ? о познаваемости мира. В зав –ти от ответа на ? все философы делятся на два противоположных направления. Позиция. согласно к-рой мир объяс-ся изходя из духа, сознания получает название идеализм. Философы, берущие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, сущ-щую независимость от человека, примыкали к различным школам материализм. В зав –ти от ответа на 2–ую часть ? выдел-ся фил-фы, к-рые настаивают на частич. Непознав-ти мира. (агностики), но больш-во фил-ов признают, что чел-к способен к познанию реал-ти и отвечают на ? о познав-ти мира пол-–но. Такая поз–ия наз-ся Гносеологический оптимизм.

 

3. Место и роль Ф.  в культуре. Великий философ Кант считал Ф. «естественной склонностью души»,.т. к. каждый чел-к стремится иногда задуматься о смысле, конечных целях происх-го. Каждый чел-к «немножко» философ. Если бы Ф. не затрагивала сокровенные струны души, не выр-ла обществ. интересы, не могла бы возникнуть и раз-ся Ф. как теор. форма сознания, как самосознание культуры. Фил. ?сы – это ?сы о судьбе, предназ-и чел-ка и чел-ва. Ф. явл-ся методолог. орудием познания, освоения, постижения всей вселенной. В категориях Ф. сжат весь истор. опыт чел-ва, зашифрован социогенетический код культуры. Только на этой основе работает чел. мысль. Функции Ф.Условно их можно разделить на 2 группы: мировоззр-е и методолог-е. К мировоз. относятся:1) гумманистич.- помогает найти смысл жизни и укрепить дух чел – ка, 2) соц –аксиологич.-разрабатывает предст-ия о ценностях и соц. идеале, объясняет соц. дейст-ть, 3) культурно – воспит.- способствует формир–ию у чел–ка важн. кач–в культурной личности: истина, доброта, 4) объяснит–информац.- позволяет выработать мировоз–е соот-щее совр. уровню разв–ия науки и интеллект. запросам чел –ка. К методолог. относят:1) эвристич.- созд-ет. предпосылки для науч. открытий и спос-ет приросту науч. знаний, 2) коор-щая-позв-ет коор-ть общенауч. и спец. методы наук, а также устан-ет связи м/д науками,3)логико–гносеолог.-разраб-ет методы, нормат. принципы, теор. структуры наук.


 

 

 

 

 

 

 

4.Предпосылки греч. Ф., понятие, цель. Ф. нач-ся тогда, когда люди задают себе общие ? и, опираясь на возмож-ти интеллекта, пытаются на них ответить. Первыми были др. греки. 1-ым фил-ом счит-ся Фалес из г.Милет, к-рый. жил в 6 в. до н.э. Стан-ию Ф способ-ли опр. усл-ия. Предпосылки: 1) Греч. поэзия. Поэзия сильно влияла на фор–ие мировоз–ия людей, т. к. восп-ие молодежи проис-ло на основе произ–ий греч. поэтов, к-рые соглас-лись с чувством гармонии, пропорции, меры. В них не было ничего чудовищного и деформированного;2)Греч. религия.В Греции сущ-ла вера в Олимп. богов, греки не имели свящ. книг и нерушимой догматики. Поэтому в Греции не было касты жрецов-хранителей догмы. Это оставляло мысль свободной, не созд-ла ей препятствий. Кроме того, в древней Греции появ-ся целый ряд верований, связ-ых с дальнейшим развитием Ф., одним из таких верований повлиявших на стан-е идеализма был орфизм-система принципиально новых верований. 3)Особые социо-полит.-эк. усл–ия. В Греции сущ-ли. полисы–города–гос-ва. Власть в них принад-ла народу. На собр-ях решались важнейш.?.Это заставляло греков формир–ть собств. мнение по всем ?,учиться излагать свою позицию, аргумен-ть и отстаивать свою т. зр. Так формир-сь доверие к чел. разуму и уваж–ие к интеллект. жизни. Термин «ф.» дословно означ. любовь к мудрости. С момента рожд-ия греч. Ф. представ-ла собой единство 3 моментов:1)содержание-Ф. стремится объяснить всеобщность вещей, реальность во всех ее частях и моментах.2)метод-Ф. стремится к рац. объяснению всех вещей.3)цель-достижение истины.


 

5.Фундамент. проблемы антич. Ф. Греч. период антич. Ф. пронизан проблемой бытия. Обращение к ней нач-ся с ? о смысле жизни. Но для греков жизнь неразрывно связана с природой, космосом. Поэтому Ф. нач-ся с ?: откуда произ-л мир? Из чего он состоит? Этому посвящены размыш-я милетск. фил-ов: Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра. Кроме того, Фалес выдвинул идею о сущ-и общих для всех вещей и мира законов. Эту же идею разв-л Гераклит. По его мнению, мудрость состоит в том, чтобы уловить осн. формулу, общую для всех предметов. Впервые появ-ся идея, что все подвержено непрер. измен-ю. Гераклит  источник этих изменений видел в борьбе против-тей: они могут переходить друг в друга, одна подчеркивает цен-ть другой. Греки нашли объяс-е стаб-ти вещей, сох-щейся при всеобщ-ти измен-й: представ-е о мере, в пределах к-рой вещь остается той же в опр. отн-ях. В 5 в. Парменид ввел в Ф. проблему бытия для решения жизн-но важной задачи. В этот период происх-т утрата веры в Олимп. богов, вместе с ней люди теряли опору своего сущ-я. Парменид предложил заменить власть богов проедстав-ем о бытие (истинно сущ-ее, неизм-е, единое). Б – реал-ть, не завис-ая от чел-ка, гарантирует миру стаб-ть. Позже Платон заключил, что реал-ть и бытие не однородны, сущ-ет умопостигаемая реал-ть, превос-щая чувс-ую, физ-ую. Это мир идей. Идеи-это сущ-ти вещей, их образцы, причины. Мир идей явл-ся истинным В римск. период антич. Ф. на 1ый план выходит проблема чел-ка, морал. норм, ничтож-ти чел-ка перед окр. миром. проблематике антич. Ф. предрешала судьбу запад. мира в 2х аспектах: 1) если Б. постижимо только в мысли, то нужно разв-ть абстракт. мышление; 2) если сущ-ет подлин. Б., то земное (неподлин.) нуждается в переуст-ве и совер-ии. Задача победить неправду зем. Б. легла в основу всех реформ. и революц. учений Запада.


 

 

 

6. Досократики:  милетская школа, Гераклит, элеаты, древнегреч. атомистика, учение Пифагора. Идея первоначала была выдвинута первыми греч. фил-ми, представ-ми Милетск. школы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит. Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа рассматр-сь как причина всего сущего. Указание на первоначало означало переход от мифолог. к фил. мышлению-выдел-сь всеобщее. На первых порах оно было представ-но не в понятийной, а наглядной форме:вода, воздух, огонь, земля-символы всеобщего. Все послед. раз-тие антич. Ф. было спором о первоначале, последов. разверт-ем мышления о всеобщем.Более абстрактным было учение в первоначале у пифагор-цев, к-рые объяс-ли струк-ру мирозд. с помощью числа как перв-ла. Считали, что числ. отношения состав-ют сущ-ть природы. Поэтому познание природы для пиф-цев было возм-но только ч/з позн-е числа и числ. отношений. В Ф. др. греков знач. место получили диалект. идеи. Наиб. ярко диалект. подход прояв-сь у Гераклита. Фундамент. Образом он считал огонь-жизнеопр-щее начало. Космос Гераклита-это борьба против-тей. Из этой борьбы возник-ет «прекраснейш. гармония». Гарм. выр-ет  глуб. чувство единства мира, составленного из против-ей. Труды элеатов ознаменовали переход от протофил. к фил. знанию. Представ-ли: Ксенофан, Парменид, Зенон. Элеаты сделали серьезный шаг к логич. прояснению сложившихся фил. представ-ний и выраб-ке новых фил. понятий. Парменид поставил ? о том, как можно мыслить Б., тогда как его предшест-ки мыслили Б., не задумываясь об этом. Он говорил: «Б. есть, а неБ. нет».Б.-это то, что есть всегда; оно едино ,вечнои неподвижно. В атомист. учении Демокрита была выдвинута идея множ-го первоначала, к-рая позволяла мыслить движ-е, возник-е и унич-е вещей.Б. представлял в виде атомов, а неБ. как пустоту. На основе ат-ма объяс-сь проблемы:единства мира, мн-венности вещей и состояний мира. К к. 5в. до н.э. учение атом-ов представляло собой наиб. теор. развитую форму классич. нутурфил-и, к-рая уже завершала свое развитие.

7.Софисты  и Сократ. Греч. слово «софист», в букв. смысле означает проф-ла, чья профессия—«мудрость» Софистика (2пол. 5в-н.6в.)появилась в Греции. Софисты были мудрецами особого рода. Истина их не интересовала. Они учили иск-ву побеждать прот-ка в спорах, не гнушаясь никакими ср-вами. Под с-кой стали понимать умение представлять черное белым, а белое—черным, иск-во обмана и уловок. Уже в др-ти С-ку опр-ли как фил-щую риторику. Наиб. знач. соф-ты: Протагор, Горгий, Антифонт, Критий. Одна из гл. черт с-ки–релятивизм. С-ты делали релятивной (относительной) грань м/д истинным и ложным, м/д добром и злом. Они не признавали объектив. критериев. Др. хар. особ-ть-агностицизм. Агностики (греч. «а»—отрицание и «гносис»-знание) учат, что сущ-ть вещей непознаваема. С-ты прибегали к преднам. логич. неправильностям с целью ввести к-нибудь в заблуждение—к так наз-ым «софизмам». С-змы строились на логич. нарушениях (подмена понятий, нарушение правил логич. вывода и т.д.) и на особ-тях языка (многозначность слов, омонимия и т. п.). Что было позит. в деят-ти с-тов? Они 1)переориен-ли Ф. с космоса на чел-ка;2)подняли иск-во спора на кач-но выс. уровень, и хотя спорили они не ради истины, а ради победы, суть дела от этого не меняется;3)стимул-ли разв-е риторики и логики;4)распр-ли среди граждан греч. полисов фил.е и иные знания. Сократ. (469–399 до н. э.) вошел в антич. Ф. как гениальный спорщик и диалектик. В его практике диалог стал осн. методом нахождения истины. Истина рож-ся в диалоге. Метод фил-ния С. был в весьма ориг-ым. Он включал в себя:1) сомнение («Я знаю, что ничего не знаю»);2) иронию—тонкую, интеллект. насмешку как ср-во привести собес-ка к осознанию своего незнания;3)майевтику (греч.-повивальное иск-во)—метод, помогающий собес-ку «родить» истину;4)индукцию(от частн. к общему);5) дефиницию(окончат. опр-е исслед-го предмета). Метод С.—это диалектика, понимаемая как искусство спора. Истор. знач-е деят-ти С.: 1)способ-л распростран. знаний, просвещ. граждан; 2) искал ответы на вечные проблемы чел-ва—добра и зла, муж-ва, чести и т.д.; 3)открыл метод майевтики, широко применяемый в совр. образовании; 4) ввел диалог. метод нахождения истины—путем ее выявл-я в свободн. споре, а не декларировании, как это было у др. фил-ов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Философские  взгляды Платона. Платон (427–347 до н. э.)—древнегреч. философ, основоположник объективного идеализма в Европ. Ф. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоят. и субстанциальном сущ-и идей как общих и родовых понятий. Идея (эйдос) — центр. категория в Ф. Платона. Всякая физ. вещь, по Платону, имеет тело и имеет свою идею (целевой принцип орг-и строения тела). Идея вещи есть смысл вещи, ее предназначение, ее предельное обобщение, закон ее сущ-я. Идеи прекрасны, т.к. они не живут во времени. Мир идей пребывает в вечности. И самая высшая идея идей—это благо. Важно у Платона открытие разницы м/д идеей вещи и самой вещью. Вещь можно унич-ть, а идею—нельзя. Без идей невозм-на никакая чел. деят-ть, невозм-на Ф., наука и даже обыденное познание. В Ф. Платона против-е материи и идей доп-ся против-ем тела и души. Тело смертно—душа бессмертна. Душа чел-ка сущ-ла до того, как он родился, и продолжает сущ-ть после его смерти. Душа чел-ка принадлежит миру идей, а тело—чувств. миру. То, что мы наз-ем жизнью чел-ка, есть время сущ-я души, когда она воплощена в теле. До рождения чел-ка его душа обитала в мире идей и способна была видеть идеи. Когда душа попадает в тело, она забывает все, что она знала. На протяжении жизни душа вспоминает то, что она знала раньше. Знание, по Платону-это припоминание. После смерти тела душа вновь возвращается в мир идей. Душа чел-ка имеет слож. строение. В ней есть разумное начало, пылкое (яростный дух) и вожделеющее. Душа чел-ка- часть мир. души. Гос-во, по Платону, отражает строение души с ее вожделеющим, пылким и разумным началами, к-рым в гос-ве соот-ют сословия ремесленников, воинов и философов—правителей. Итак, в идеальном гос-ве Платона сама система образования порождает три соц. класса: 1)правители-философы,2)воины, 3)пр-ли материальных благ. Воспитание отдельного чел-ка и построение справедливого гос. Устр-ва—это, по мысли Платона, одна и та же задача.

9. Философия Аристотеля. Фил. мысль Др. Греции достигла наиб. высоты в трудах мыслителя огр. Энциклопед. размаха—Аристотеля (384–322 до н. э.). Аристотель—ученик Платона. Аристотель создал собст. Фил. школу, получившую наименования Ликея (а также перипатетической школы). Аристотель—основоположник мн. наук: логики, биологии, зоологии, психологии, этики. Ф. делится Аристотелем на теор-ую, цель к-рой—знание ради знания, практич-ую, цель к-рой—знание ради деят-ти, и пойетическую (творческую), цель к-рой—знание ради твор-ва. Идея вещи, по Аристотелю, нах-ся внутри самой же вещи. Он реш-но критикует платоновский отрыв идеи вещи от самой вещи. Идеи не могут обладать никаким независимым от вещей сущ-ем. Итак, всякая вещь есть единство материи и формы. Наряду с этим вещь имеет причинное происхождение и целевое предназначение. Но и дейст-ую причину, и целевую причину опр-ет эйдос, форма. Вещь обязана своим сущ-ем всем 4 причинам. Материал. причина отвечает на ? «Из чего?»; формальная причина—«Что это есть?»; движущая причина— «Откуда начало движения?»; целевая причина-«Ради чего?» Под движ-ем Аристотель понимает изменение вообще. Аристотель выделяет 10 категорий, одна из к-рых говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его хар-ки. Данными категориями являются: сущ-ть (субстанция); кол-во; кач-во; отн-ие; место; время; положение; состояние; действие; страдание. Мировоз-ие Аристотеля телеологично. В его представлении все процессы, имеющие смысл, обладают внутр. целенаправ-тью и потенц. заверш-тью.. Термин «этика» впервые употребил тоже Аристотель для обозначения особой области исслед-я—практич. Ф. Этика должна дать ответ на ?: что мы должны делать? Какие поступки чел-ка явл-ся нравственными?

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Для понимания эпикурейской философии важно обращение к учению самого Эпикура (341–270 до н. э.; основатель школы «Сад Эпикура» в Афинах). Ф. Эпикура типична для эпохи эллинизма—в том смысле, что ориентна на обоснование этики, и вполне своеобразна, что связано с особым пониманием Эпикуром задач Ф.: Ф., по Э., призвана обосновать возмож-ть свобод. поведения чел-ка, не связанного природной необход-тью. Ключ к пониманию Ф. Э. — в способе обоснования возмож-ти свободы отдельной личности. Путь такого обоснования, избранный Э.,—через логику (канонику) и физику к этике. Стоицизм. При изучении Ф. стоицизма важно учитывать, что в этом учении решались те же проблемы, что и в эпикурействе, но способ решения этих проблем был сущ-но иной, а во многом и против-ный. Как и эпикурейцы, стоики стремятся обосновать опр. образ жизни, опр. тип свободного поведения чел-ка в мире, но опираются на совершенно иное понятие мира и свободы: для стоиков в мире властвует жесткая. Необходимость и свобода состоит в подчинении судьбе через ее понимание. Это и есть осн. доминанта стоич. учения. В стоицизме выр-лось типич. умонастроение эпохи эллинизма, что и обуславливает популярность этого учения в самых широких соц. слоях антич. мира. Скептицизм. Понятие «скептицизм» (от греческого скептикос—ищущий, исслед-щий, рассматр-щий).Скептицизм как таковой—необходимый элемент любого доказ-го знания, ищущего истину, а не принимающего ее на веру. Своеобразие скептицизма как Ф. раннего эллинизма в том, что это учение рассматривает скепсис в кач-ве основопол-го и универ. принципа Ф-я. В скептич. Ф. нашло выр-е особое умонастроение эпохи, исповедующее релятивист. принцип отношения к дейст-ти: скептич. Ф., как и любая Ф. раннего эллинизма, стремится к обоснованию опр. образа жизни, но это образ жизни чел-ка, обнар-го глубокие против-я м/д сущ-ми системами положит. знания (догмами—в терминологии скептиков) о мире, в к-ром он живет, и не имеющего силы и желания высказывать новое позит. суждение об этом мире.

Информация о работе Шпаргалка по "Мифологии и Философии"