Человек как личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 05:50, контрольная работа

Краткое описание

Таковы ипостаси человека в эволюции философской мысли, но даже по прошествии огромного периода времени, после стольких высказываний, точек зрения никто не может дать однозначного ответа на вопрос: “Что или кто есть человек?” Вопрос сложен, как сам человек, как личность. А личность всегда связана с такими понятиями, как “индивид” и “индивидуальность”. Советские психологи и философы выделили бесспорную последовательность этих понятий: индивид - индивидуальность - личность. Именно так, а не иначе проходит становление личности, что в общей сложности и составляет человека. Но об этом позже, а для начала необходимо уточнить каждое из этих понятий.

Содержание

1. Введение.
2. Сущностные характеристики личности.
3. Проблемы типологии личности.
4. Механизмы социализации личности.
5. Заключение.
6. Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)

В последующем эта жесткая взаимозависимость  формационного деления общества и социальных типов личности смягчалась, дополнялась другими взаимосвязями, обосновывалась историческая неоднозначность  в понимании и трактовке личности. Так, И.С. Кон утверждал, что "каждая этническая культура формирует специфический  образ человека как личности" [2].

Наконец, современные сторонники социальных типологий уже не отрицают роли индивидуальности, используют специальный термин "социальная индивидуальность", под которой  понимается совокупность характерных  для человека социальных качеств, его  социальная самобытность. Отсюда выводится  и основной критерий развития человека - степень его социальности, что  еще раз подчеркивает методологическую установку сторонников этого  подхода на то, что сущность человека социальная [3].

1 См.: Социализм и личность / Под  ред. Л.М. Архангельского. М., 1979. С. 59-76. 
2 Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978. С. 145. 
3 См.: Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998. С. 484.

В основе индивидной типологии лежит  широко распространенное отождествление личности с единичным самосознанием, с самосознанием своего Я, с индивидуальными  особенностями людей.

Существует  множество оснований для составления  типологических рядов по индивидным особенностям. Здесь важно помнить, что типология личности не совпадает  с типологией человека, беднее ее. В  личностной индивидной типологии фиксируются  не особенности индивида как представителя  человеческого рода, а особенности  индивидуальности как личности. Поэтому  многие типологии, которые называются типологиями личности, фактически таковыми не являются. Не могут считаться  личностными типологиями ни разделение людей по темпераменту (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики), ни фрейдистская классификация людей по психическим  расстройствам (истерики, невротики, алкоголики, ипохондрики, параноики, шизоики и  др.), ни шелдонская классификация их по нацеленности и доминирующим потребностям (соматоники - для которых смысл  существования заключается в  накачке мускулов, церебротоники - как "рафинированные интеллигенты" и  висцератоники - усматривающие смысл  жизни в еде).

Большое распространение имеет типология, составленная по основанию степени  воздействия, влияния личности на социальное окружение, по роли личности в истории. В рамках этой классификации выделяют следующие типы.

Рядовая личность - это нормальный человек, комфортно чувствующий себя в  социальной среде, выполняющий свои обязанности перед другими, играющий типичные для людей роли и не оказывающий  прямого влияния на ход исторического  развития. В рамках этой общей характеристики можно выделить подвиды рядовой  личности по какому-либо параметру. Так, некоторых людей характеризуют  как "мелкую" личность, т.е. такую, которая если и проявляет себя, то в не значимых для других действиях, поступках. В качестве таких незначимых действий можно рассматривать стремление некоторых молодых людей "выделиться", быть "неповторимыми", но не в социально  значимом, а в одежде, прическе, манерах, украшениях и т.п. В конечном счете  такая "неповторимость", "оригинальность" призвана скрыть отсутствие значимых личностных качеств, характеристик, подчеркивает примитивность мышления, стандартность поведения и отсутствие элементарного вкуса. "Значительная" личность - это те индивидуальности, которые своей деятельностью выражают социально и духовно значимое, затрагивающее или волнующее многих людей, доставляют другим людям радость.

Исторические  личности - те люди, которые существенно  повлияли на ход человеческой истории  в какой-либо области. В военной  сфере - это полководцы, одержавшие крупные, исторически важные победы (или проигравшие не менее важные сражения); в политике - правители, которые  привели свои государства к расцвету (или к упадку); в искусстве - создатели  шедевров, пионеры новых направлений  в эстетической сфере; в науке - теоретики, открывшие новые законы; в философии - мыслители, создавшие оригинальные философские концепции, повлиявшие на мировоззрение многих людей. Особенность  этой характеристики в том, что личность здесь рассматривается безотносительно  к направленности результатов ее деятельности: они могут быть как  положительными, прогрессивными, так  и отрицательными, трагичными для  человечества, а для отдельных  народов - даже катастрофичными.

Выдающаяся  личность - такая историческая личность, которая своими действиями способствовала историческому развитию общества. В  каждой отрасли, в каждой сфере жизнедеятельности  общества существуют свои выдающиеся личности. Кроме того, есть выдающиеся или гениальные личности цивилизационного, общечеловеческого масштаба, положительно повлиявшие на развитие всего человечества, навечно оставившие свой след в истории.

Таким образом, очевидно, что типизировать личности можно по разным основаниям. Тем не менее не всякая типология  может рассматриваться как философская. Скажем, как социальные, так и  индивидные подходы к типологии  личностей не являются философскими в подлинном смысле слова. Первая преимущественно социологизированная, а вторая, индивидная, преимущественно  психофизиологизированная.

Учитывая, что философский подход прежде всего  суть мировоззренческий, всеобще-целостный, то представляется возможным по доминирующему  типу мировоззрения построить именно философскую типологию личностей. Конечно, такая типология будет  предельно широкой, а следовательно, и весьма абстрактной. Однако значимость такой типологии в том, что  в ней учитывается доминирующий тип мировоззрения, поскольку именно мировоззрение формирует и поставляет образцы организации и идейного обоснования ключевых, жизненно важных форм социальности и духовности [1].

1 См.: Розов Н.С. Ценности в проблемном  мире: философские основания и  социальные приложения конструктивной  аксиологии. Новосибирск, 1998. С. 16.

В рамках этого подхода можно выделить следующие типы личности.

Мифологический  тип личности - это человек, который  только начинает осознавать свое Я, а  в поведении руководствуется  мифологическими образцами, традициями племени, табу, ритуалами.

Религиозный тип личности - для такого человека характерно подчинение своих взглядов и действий служению Богу, следование религиозным заповедям и догматам.

Идеологический  тип личности - для такого человека в его деятельности и взглядах, оценках доминируют политические идеалы и ценности, выражающиеся, прежде всего, в нетерпимости к носителям других идеологий, в стремлении уничтожить идейного противника.

Ценностный  тип личности - можно рассматривать  как перспективу в динамике типов  личности. Для этого типа характерны ориентация на общечеловеческие нормы  и идеалы, сотрудничество, гуманизм, терпимость к другим культурам и  т.д.

Понятно, что "в чистом виде" эти типы в природе не существуют, что, кстати, относится к любой типологии. Речь скорее может идти лишь о доминировании  того или иного типа. Сегодняшняя  личность - это целостность, в которой  причудливо удерживаются и переплетаются  признаки мифологического, религиозного, идеологического и ценностного  типов, но доминируют пока, к сожалению, идеологические характеристики. А перспектива  все же - за ценностными характеристиками. По крайней мере в это хотелось бы верить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Механизмы социализации  личности

Личность  представляет собой предельно персонифицированного индивида, социальную, психофизиологическую и духовную индивидуальность. Но эта  индивидуальность не начало, а итог процесса формирования, становления  личности, который называют социализацией.

Социализация  в широком смысле - процесс усвоения индивидом знаний, норм, ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества [1]. Однако, как отмечают многие специалисты по теории личности, это понятие в силу своей широты весьма неопределенно. Из всего многообразия трактовок социализации представляется целесообразным выделить лишь две наиболее распространенные.

Первая  рассматривает социализацию как  внешнее воздействие на человека, его воспитание. Так, в социологии под социализацией понимают "процесс  становления личности, постепенное  усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик  сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом... или процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом" [2]. Зарубежные социологи Н. Смелзер и Т. Парсонс  под социализацией подразумевают  соответствие человека определенным стандартам, процесс усвоения им требований и  ценностей общества,

1 См.: Философско-энциклопедический  словарь. М., 1982. С. 629. 
2 Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1994. С. 228. 
умение человеком выполнять социальные роли, преобразовывать социальный опыт в собственные ценности, установки и ориентации [1].

Вторая  трактовка характеризует социализацию как стихийное формирование ценностных ориентаций, стереотипов поведения  и умений в процессе адаптации  человека к среде, или как процесс  реализации заложенных природой (Богом) биологических и психофизиологических задатков человека.

Однако  обе трактовки социализации, берущиеся  в отрыве друг от друга, малопродуктивны. Так, биологические задатки сами по себе не всегда реализуются, а некоторых  биологических задатков личности человеческий индивид просто не имеет! Как справедливо  подметил Э.В. Ильенков, биологически человек  не предназначен даже к прямохождению, ребенка учат ходить на двух конечностях. Да и "передние" наши конечности биологически и функционально вовсе не приспособлены  изначально к держанию ложки, застегиванию пуговиц или игре на рояле. Уже  не говоря об артикуляционном аппарате человека, который, собственно говоря, не является человеческим. Только по мере превращения, модификации биологически неприспособленных органов индивида в органы человека, его жизнедеятельности  как человека и появляется личность [2].

1 См.: Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 94-95. 
2 См.: Ильенков Э.В. Что такое личность?// Философия и культура. М., 1991. С. 397.

В действительности процесс становления  личности, обретения человеком своего лица, его "лицетворение" идет по двум каналам.

С одной стороны, под влиянием внешних  для индивида факторов социальной среды  происходят воспитание человека, предъявление ему норм и стандартов общежития  в качестве обязательных для исполнения и подкрепление этих требований поощрением или принуждением.

В этом смысле, чтобы человек стал личностью, его нужно поставить  в определенные взаимоотношения  с другими людьми, создать для  него такую социальную среду, в которой  он не только мог бы, но и "вынужден" быть личностью.

Основными механизмами социализации как воспитания можно рассматривать следующие:

  • информационно-образовательный - организованная деятельность по распространению и внедрению в сознание человека знаний о нормах поведения, духовных ценностях, традициях, запретах, законах и т.д.;
  • стимуляционный - призван побуждать человека к деятельности определенной направленности при помощи материального, духовного, а иногда и физического поощрения или наказания;
  • регулятивно-контролирующий - система должных эталонов, ориентиров, предписаний, которые могут быть деонтическими (императивными, предписывающими) и недеонтическими (неимперативными, "привлекательными", стимулирующими, воодушевляющими);
  • организационно-регулирующий механизм, основывающийся на социализирующем воздействии прав, обязанностей и полномочий человека в коллективе, вытекающих из его общественного положения, статуса и выполняемых функций.

Все эти механизмы социализации предполагают усвоение общественных знаний, формирование убеждений и ценностных ориентаций. В результате требования социальной среды приобретают личностный смысл  и значение. Такое взаимодействие человека с социальной средой образует субъективные, личностные качества человека, формирует у него опыт такого поведения, который обеспечивает признание  его личностью со стороны других.

Однако  социальные требования не могут быть конкретизированы до каждой уникальной ситуации, в силу чего человек вынужден сам принимать решения в рамках общепринятого в обществе деления "справедливо - несправедливо", "законно - незаконно", "правильно - неправильно", "хорошо - плохо" и т.д.

Кроме того, у человека есть и свои потребности, свои интересы, которые не всегда совпадают  с общественными. В этом отношении  гармонизация общественных и личных интересов зависит прежде всего  от понимания и личностью, и общественным мнением диалектики прав и обязанностей. Личность характеризуется тем, что  она обладает как определенными  правами, так и обязанностями, которые  должны находиться в гармоничном  сочетании. Наличие у человека обязанностей без прав - это рабство, деспотизм, уничтожение личности. Наличие у  человека прав без обязанностей - это "беспредел", анархия, которые  также губят личность.

Поэтому социализация, с другой стороны, - это  образование личностных мотивов, установок, потребностей, интересов, целей, ожиданий и их объективация в деятельности человека.

По  мнению П. Бергера и Т. Лукмана, существует два уровня индивидной социализации или, лучше сказать, самосоциализации, т.е. обретения себя как члена  общества. Первичная социализация осуществляется в детском возрасте, когда ребенок  идентифицирует себя с мамой или  бабушкой и только через них воспринимает окружающую действительность. Вторичная  социализация основана на непосредственно  восприятии индивидом норм, идеалов  и требований институтов "системного мира".

В психологических теориях личности разработаны различные варианты индивидной социализации. Ж. Пиаже, например, в основу механизма социализации ставит познание и выделяет следующие  этапы самосоциализации: сенсомоторный (до двух лет) - умение ребенка сохранять  образы (матери, игрушки) и реагировать  на их присутствие или отсутствие; предоперациональный (2-7 лет) - умение различать  символы и понимать их значение (ребенок  строит дом из песка, играет с куклой); конкретных операций (7-11 лет) - умение мысленно совершать определенные действия (считать, например); формальных операций - умение осмысливать нравственные проблемы, оценивать противоречивые события [1].

Информация о работе Человек как личность