Человек, индивид, личность…

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:52, реферат

Краткое описание

Предмет социологии – общество, состоящее из социальных институтов, групп, организаций и индивидов. Объектом социологического исследования выступают люди. Социолога интересуют мнения, мотивы поступков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека. Представляясь человеку, они так и говорят: «Нас интересует ваше личное мнение».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….
1. Происхождение понятия личность…………………………………………………..
2. Человек, индивид, личность………………………………………………………….
3. Сущность и понятие личности

Глава 1. Личность и социальные роли
1.1 Сущность и понятие личности
1.2 Социальный статус
1.3 Социальные роли личности
1.3.1 Понятие социальной роли
Глава 2. Исследование ролей личностей
2.1 Политик
2.2 Заведующий кафедрой вуза
2.3 Выпускник школы, выбирающий профессию инженера
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

личность.docx

— 54.47 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………….

    1. Происхождение понятия личность…………………………………………………..
    2. Человек, индивид, личность………………………………………………………….
    3. Сущность и понятие личности

 

 

Глава 1. Личность и социальные роли

 

1.1 Сущность и понятие  личности

 

1.2 Социальный статус

 

1.3 Социальные роли личности

 

1.3.1 Понятие социальной  роли

 

Глава 2. Исследование ролей  личностей

 

2.1 Политик

 

2.2 Заведующий кафедрой  вуза

 

2.3 Выпускник школы, выбирающий  профессию инженера

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Введение:

Предмет социологии – общество, состоящее из социальных институтов, групп, организаций и индивидов. Объектом социологического исследования выступают люди. Социолога интересуют мнения, мотивы поступков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека. Представляясь человеку, они так и говорят: «Нас интересует ваше личное мнение».

Сегодня человеческая личность – исходная точка социологического исследования. Но разве только сегодня? 2500  лет назад знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: "Ищу человека!" Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, матросами, торговцами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами.  Каждый из них был человеком. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность.

    Что же такое человеческая личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры.

Тема проблемы личности является одной из наиболее интересных и актуальных в социологии.

Еще в дореволюционной  России ученый П.Л. Лавров считал, что  «теория личности имеет немаловажное значение в практической жизни общества». Он утверждал, что общества существуют «лишь в личностях, их составляющих»  и «без критически мыслящих личностей  обществу грозит застой, гибель цивилизации».

Выдающийся русский социолог М.М. Ковалевский не мыслил науки  без комплексного изучения личности.

После Великой Октябрьской  социалистической революции проблемами личности занимались такие ученые, как П.А. Сорокин, Г.И. Челпанов, М.Я. Басов, Л.С. Выгодский, В.Н. Мясищев, В.М. Бехтерев, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский.

В современном мире проблема человеческой личности является одной  из наиболее важных проблем. Это объясняется  тем, что сегодняшний мир, где  большинство стран избрали демократический  путь развития, основан на гражданском  обществе, состоящем из людей, вовлеченных  в судьбу государства, знающих свои права, участвующих в общественно-политической жизни. Такие люди, являющиеся личностями, должны находиться в основе любого общества, являются дефицитом в современной  России. Это происходит из-за того, что  люди не знают, что такое личность, не осознают той роли, которую должна играть личность в современном мире.

Личность является основой  для развития общества, поэтому меня очень интересует эта тема, и я  решил изучить ее подробно, чтобы  в дальнейшем применить полученные знания на практике.

Работая над темой «Личность  и социальные роли», мне необходимо ознакомиться с учебной литературой  по социологии, со статьями в журналах «Социально-гуманитарные знания», «Социс» и выяснить сущность личности, ее социальный статус и социальные роли, рассмотреть роли, которые исполняют некоторые личности (политик, заведующий кафедрой вуза, выпускник школы, выбирающий профессию инженера).

 

 

 

 

 

                                Происхождение понятия « личность».

Понятие личности начало складываться  уже в древности. Древнегреческое слово «prospon», встречающееся уже у Гомера (VӀӀӀ в. до н.э), обозначало лицевую часть головы, затем ритуальную маску, позже – маску, которую надевал актер в театре, и  наконец действующее лицо в трагедии и исполняемую им роль. В римском праве на место греческого prospon приходит слово «persona», обозначающее поначалу, как и греческое, роль и маску актера в трагедии. В древнегреческом, а затем и в древнеримском театре актер выходил на сцену в маске, на которую крупными мазками наносили черты того или иного характера: злодея, героя, пророка. Раскраска маски указывала набор нравственных меток человека, игравшего ту или иную роль, выполнявшего социальную функцию. Однако позже persona закрепилось как название самого индивида. Римский гражданин определяется как юридическая и религиозная персона, обладатель предков, имени и собственности.

Таким образом, личность —  это конкретный человек, взятый в  системе его устойчивых социально  обусловленных психологических  характеристик, которые проявляются  в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для  него самого и окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Человек, индивид, личность.

Прежде чем дать определение  понятию «личность» и понять её сущность необходимо обозначить разницу между понятиями «человек», «индивид» и «личность». Во многих контекстах эти понятия употребляются как взаимозаменяемые. Однако в данном случае важно учитывать их нетождественность. В ряду этих трех понятий изначально – этимологически максимально широким, включающим два других, является человек – представитель Homo sapiens.

ЧЕЛОВЕК.

 Человек – это самое общее понятие, обозначающее абстрактного представителя человеческого рода. Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда.  Человек – социобиологическое существо, высшая ступень развития живых организмов на  Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции.

В то время как поведение  животного полностью определяется инстинктами,

поведение человека непосредственно  определяется мышлением, чувствами, волей,

степенью познания законов  природы, общества, самого себя. У человека есть две составные части – биологическая и социальная. Как биологическое существо человек обладает телом, волосами, памятью. Всё это дал ему антропогенез. Но человек это ещё и статусная характеристика, поскольку есть такое понятие, как права человека, а там, где есть права и обязанности, там надо говорить и о статусе. Человек – также предписанный статус, поскольку государство наделяет правами человека от рождения, независимо от того, хороший он или плохой, рыжий или брюнет.

ИНДИВИД.

В момент рождения ребенок  еще не является личностью. Он всего  лишь индивид, представитель вида, продукт  филогенетического и онтогенетического  развития. Индивид – ( от лат. То, что человеку передается при рождении по генетическим каналам наследственности, называется психофизической индивидуальностью. Черты характера, некоторые врожденные болезни, отчасти рост, склонность к полноте передаются от родителей. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, цвет глаз), но и психологическими свойствами ( способности, темперамент, эмоциональность). Следователь, индивид – это биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый). Индивид-( от лат.individuum – неделимое, особь) – отдельный, конкретный человек – носитель  индивидуальности, т.е «особости»). Употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода, единичного представителя какого-то целого. В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?

Личность – достигаемая  характеристика, результат социального  становления индивида путем преодоления  трудностей и накопления жизненного опыта.

Многие из тех, кого считали  в детстве вундеркиндами, став взрослыми, так и не оправдали надежд. Они  остались творчески одаренными индивидами, но не личностями.

 На протяжении ХӀХ  в. лучшие умы биологии полагали, что личность существует как  нечто, полностью сформировавшееся  внутри яйца – подобно микроскопической  гомункуле. Личностные черты индивида  долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, закоренелым преступником или благородным рыцарем.

В первой половине ХХ в. накопилось такое количество новых фактов, которое  вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Оказалось: врожденная гениальность автоматически  не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Точно  так же родовая травма, недуг или  иное неблагоприятное стечение биологических  факторов автоматически не исключили  возможности  для человека стать  полноценным членом общества, возможности  принести человечеству огромную пользу.

Решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую  попадает человек после рождения.

Слово «личность» употребляется  только по отношению к человеку и  притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим  «личность новорожденного». Мы всерьез  не говорим о личности даже двухлетнего  ребенка. Личностью не рождаются, личностью  становятся. Личность – относительно поздний продукт социального  развития.

Различие индивидуальности и личности сказывается даже в  повседневном языке. Мы склонны соединять слово «индивидуальность» с такими эпитетами, как «яркая», «оригинальная», «творческая». О личности нам хочется сказать «сильная», «энергичная», «независимая». В индивидуальности мы ценим её самобытность, в личности, скорее, самостоятельность. Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равенства между понятиями «личность» и «человек», «личность и индивид».

Личность охватывает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Личность – это «особое  качество», приобретаемое индивидом  благодаря общественным отношениям.

Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях – подавляя и развивая её. Историки заметили: чем  выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как  личность. И наоборот. Следовательно, между развитием личности и общества существует прямая зависимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ.

Исследованием сущности личности занимается профессор О.Н. Козлова. В своей статье, помещенной в журнале  «Социально-гуманитарные знания» она  рассказывает, что при определении  сущности личности существуют две оппозиционные  трактовки.

Первая предполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у общества. Так, К. Маркс определил ее как «совокупность всех общественных отношений». По словам Л. Гумпловича, «в человеке мыслит совсем не он, но его социальная группа».

Другая трактовка предполагает видение сущности как ее особости, индивидуальности. Личность творит, приносит нечто новое в мир не общим, что есть у нее с другими людьми, а исключительным, как отмечал В.В. Розанов.

Оппозиция этих двух подходов отражена в психологическом споре. Школа Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, в которой был  разработан «деятельностный подход»  к определению сущности личности, искала источник неповторимости «Я»  человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, в его  деятельности. Лидер западной социологии Ж. Пиаже отстаивал прямо противоположную  позицию: сущность личности в ее задатках, в неповторимых в генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данного человека.

В рамках «деятельностного подхода» источником развития личности являются ее способности, стимулирующие активность человека. Другой подход основную роль в развитии личности отводил потребностям как стимулятору человеческой активности .

Сущность личности не проявляется  с момента рождения человека. Личностью  человек становится. Процессом подготовки к выполнению роли субъекта социальной жизни человека является процесс  воспитания. Основные участники этого  процесса общество и сам индивид.

Общество с момента  рождения человека социализирует его, окружает, приобщает к культуре, дает знания, учит этическим и эстетическим нормам, т. е. передает социокультурный  опыт. Человек, овладев этим опытом, начинает сознавать свою особость, индивидуальность.

                              Понятие личности многозначно.

 С одной стороны,  оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное единство индивида, как совокупность его черт, образовавшихся в процессе взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения.

Понятие личности используется в социологии в двух значениях:

Информация о работе Человек, индивид, личность…