Человек как личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 05:50, контрольная работа

Краткое описание

Таковы ипостаси человека в эволюции философской мысли, но даже по прошествии огромного периода времени, после стольких высказываний, точек зрения никто не может дать однозначного ответа на вопрос: “Что или кто есть человек?” Вопрос сложен, как сам человек, как личность. А личность всегда связана с такими понятиями, как “индивид” и “индивидуальность”. Советские психологи и философы выделили бесспорную последовательность этих понятий: индивид - индивидуальность - личность. Именно так, а не иначе проходит становление личности, что в общей сложности и составляет человека. Но об этом позже, а для начала необходимо уточнить каждое из этих понятий.

Содержание

1. Введение.
2. Сущностные характеристики личности.
3. Проблемы типологии личности.
4. Механизмы социализации личности.
5. Заключение.
6. Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный  торгово-экономический институт»

 

 

 

 

Контрольная работа по философии

 

Человек как личность

 

 

 

 

 

 

 

      Выполнила: студентка I курса гр. ТДМ-13-11У ,

Трубачева Е.С.

 

 

                                                        Проверил:

                                                       К.ф.н., доцент  (Ф.И.О.преподавателя)

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

План:

          1.       Введение.

          2.      Сущностные характеристики  личности.

          3.      Проблемы типологии  личности.

          4.      Механизмы социализации  личности.

          5.       Заключение.

          6.       Библиографический  список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Несомненно, проблема человека является одной из сложнейших, хотя множество различных наук с  разных точек зрения рассматривали  этот вопрос. “Пальму первенства”  в области изучения человека следует  отдать философии, как науке древней  и повсеместно распространенной. Среди важнейших мировоззренческих  вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных  мест занимали проблемы человека. И  вопрос о сущности человека, его  происхождении и назначении, месте  человека в нашем мире - одна из основных проблем в истории философской  мысли с древних времен. Именно с той эпохи можно начать изучение поставленной проблемы. В философии  Древнего времени, во время господствующего  Космоцентризма, человек мыслился как  органическая часть. Средневековая  философия несколько сместила акценты  и человек стал одним из многочисленных созданий бога. Эпоха Возрождения  сделала из человека предмет культа, возвысив его над всей природой. А философия Нового времени обнажила внутренний мир человека, посчитала  его сложным механизмом и наделила высоким знанием.

Таковы ипостаси человека в эволюции философской  мысли, но даже по прошествии огромного  периода времени, после стольких высказываний, точек зрения никто  не может дать однозначного ответа на вопрос: “Что или кто есть человек?”  Вопрос сложен, как сам человек, как  личность. А личность всегда связана  с такими понятиями, как “индивид”  и “индивидуальность”. Советские  психологи и философы выделили бесспорную последовательность этих понятий: индивид - индивидуальность - личность. Именно так, а не иначе проходит становление  личности, что в общей сложности  и составляет человека. Но об этом позже, а для начала необходимо уточнить каждое из этих понятий.

Индивидом является каждый человек с момента рождения (и даже раньше) до смерти. Этот термин неотъемлем от человека, что бы с  ним не происходило, при каком  бы режиме он ни жил. Всё, что приобрело  человечество в процессе эволюции, как физические, так и психические  качества, все это плавно переходит  во владение каждому отдельному индивиду. Благодаря особенностям анатомического строения человек смог стать человеком, то есть имеются ввиду возможности  беспрепятственного обмена информацией  и творческого труда. На этой основе человек смог развить и углубить свои данные природой качества, и приобрести индивидуальность. И чем больше воздействие  индивида на окружающую среду, тем ярче его индивидуальность. При этом происходит так называемая “социализация” индивида - внедрение индивида в общество, приобретение им определенных социальных ролей, которые, по замечанию Леонтьева, не более чем маски, за которыми скрывается личность, но в рамках общественных отношений выполнение своих социальных ролей у каждого человека индивидуализировано. А является ли “индивидуализированный”  индивид личностью? В некотором  смысле - да. Оформившаяся индивидуальность - без малого личность, но нельзя смешивать  эти понятия, так как личность - “вершина” всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность - это  “глубина” личности и субъекта деятельности (Ананьев Б. Г.). Следует  также заметить, что индивидуальные свойства личности - это не одно и  то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие  его как личность. Таким образом, можно сказать, что индивидуальность - это оболочка, внешний облик  личности, благодаря чему человек  становится неповторимым. Именно индивидуальность поможет вам выявить одного близнеца из трех, четырех, даже из сотни ему  подобных. Общество формирует личность по своим особым законам, одинаковым для каждого, но именно эти общие  законы создают в человеке нечто, присущее исключительно ему и  никому более.

Многие философы и психологи делают упор на то, что  человек без общества - ничто, представитель  приматов. По этому поводу венский  психолог Зигмунд Фрейд заметил, что “человек - животное, скованное  культурой”, и, по-видимому, не ошибся, ибо культура - есть все духовно-материальные ценности, созданные человечеством, и повсеместно насаждаемые, в  зависимости от потребностей той  или иной группы людей. А значит, что личность формирует личность посредством культуры. Здесь нельзя не упомянуть известного социолога  Питирима Сорокина, утвердившего триединство  личности, общества и культуры.

Итак, формирование личности проходит в три этапа: появление  индивида - первоосновы личности - здесь  происходит как бы приноровление  к эволюционным физиологическим  особенностям человека. Далее, на эту  основу биогенетических задатков накладываются  “общие” законы общества, преломленные через сознание индивида, через его  психо-социальное ядро, внутренне “Я”. И вот, по прошествии известного времени, перед нами возмутитель спокойствия  выдающихся умов человечества - Ее Величество Личность.

Но не стоит  утверждать, что к 18-21 годам процесс  формирования личности останавливается, нет - человек как личность не есть некая законченная данность. Он - процесс, требующий неустанной душевной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущностные характеристики личности

От анимизма и гилозоизма наших  древних предков, несмотря на все  величие современных научных  знаний, мы сохранили способность  персонифицировать хорошее и  плохое, добро и зло, прекрасное и  безобразное. Вся духовная жизнь  человечества пронизана "парами" позитивных и негативных персон: Бог  и Сатана, Иван-царевич и Змей Горыныч, Авель и Каин, Моцарт и  Сальери... Но и в границах этих противопоставлений, где находится большинство "нормальных" людей, нет обезлички. Как на дереве нет двух абсолютно одинаковых листьев, так и в человеческом сообществе не было и нет двух абсолютно одинаковых людей. У каждого из нас "свое лицо" не только в прямом, физиологическом, смысле, но и с точки зрения различий в ценностях, привязанностях, интересах, потребностях, идеалах, социальной активности, политических убеждениях, религиозности  и т.д.

Тем не менее каждый человек стремится  иметь "хорошее лицо", т.е. быть личностью. Но для этого необходимо знать ответы по крайней мере на три основных вопроса: что такое  личность? какие бывают личности? как  стать личностью?

К сожалению, в последнее время  наблюдается "отход" философии  от проблем личности, личностная проблематика перемещается в сферы социологии, психологии. В философском знании господствующее положение занимают проблемы человека. Мы полагаем, что  философская антропология без рассмотрения наиболее общих вопросов личности теряет свою практическую направленность, а  в теоретическом плане приобретает  вид умозрительного рассуждения  о "человеке вообще".

Наконец, философские проблемы личности особую значимость имеют для будущих  специалистов социально-гуманитарной сферы, ибо вся их будущая профессиональная деятельность - это работа с личностями.

В философско-антропологическом знании человек рассматривается в различных  аспектах, что, в общем-то, объяснимо, ибо объект рассмотрения многогранен  и многоаспектен. Однако для теоретического осмысления этого объекта необходимо, по крайней мере, на уровне принципа, эти аспекты различать. Традиционно  таких аспектов выделяют три:

  1. Человек как индивид - отдельный представитель рода человеческого, конкретный носитель всеобщих человеческих свойств и характеристик. Ключевая проблема в рассмотрении индивида - проблема соотношения биологического и социального.
  2. Человек как индивидуальность - также отдельный человек, но при его характеристике рассматриваются не общие человеческие свойства, а неповторимые, особенные его биопсихосоциальные качества. Основной вопрос в характеристике индивидуальности - соотношение и взаимосогласование в ней общественного, общего и неповторимо-специфического.
  3. Человек как личность - такой человек, такой индивид и такая индивидуальность, сущностные характеристики которого выражаются в его духовности. Для личности не являются определяющими такие ее биофизиологические характеристики, как пол, вес, рост, цвет глаз и др. Петр I был двухметровым великаном, а Наполеон - полутораметровым коротышкой. Не являются принципиальными для личности и социальные характеристики - национальность, сословие, семейное положение, профессия и т.д. Сократ был каменотесом, Диоген - "бомжем" (в современном понимании этого слова, жил-то в бочке!), Спартак - рабом, а Перикл - правителем. При рассмотрении человека как личности оценивается другое - духовность, влияние человека на социокультурное развитие человечества. И основная проблема в характеристике личности - проблема соотношения и взаимосвязи социального общего и духовного индивидуального.

Эта точка зрения на человека как  личность восходит к учению родоначальника философской антропологии М. Шелера, который утверждал, что собственная  сущность человека лежит за пределами  его биологического и социального  существования, она лежит в его  духовности, в возможности человека быть личностью.

До недавнего времени в отечественной  литературе эта позиция именовалась  псевдогуманистической, антидемократической  и субъективно-идеалистической [1]. Очевидно, что эта характеристика основывалась не на научном, а на идеологическом подходе, а ее негативность объясняется  лишь тем, что подход Шелера "не вписывался" в подход К. Маркса.

1 См.: Социализм и личность / Под  ред. Л.М. Архангельского. М., 1979. С. 17.

Таким образом, личностный срез рассмотрения человека абстрагируется от его индивидных и индивидуалистических характеристик, а сопряжен прежде всего с его  социально-духовными качествами. Однако в рамках личностного аспекта, при  рассмотрении сущности человека именно как личности в философско-антропологическом  знании обозначилось несколько подходов.

Первый заключается в сведении сущности личности к нестандартным, неповторимым характеристикам человека, к его индивидуальности.

Традиция  индивидуализации личности давняя. Известно, что само слово личность происходит от латинского термина persona, обозначающего  маску актера в театре, играющего  свою, строго индивидуальную, отличную от других роль. В последующем под  персоной стал пониматься человек как  юридическое лицо, затем - конкретный индивид в психологическом смысле, и, наконец, персоной стали называть абстрактное лицо, обладающее набором  общезначимых характеристик.

Одно  из первых определений личности как  индивидуальности дал Боэций: "Лицо есть рациональная по своей природе  индивидуальная субстанция". На современном  философском языке это означает, что лицо (т.е. личность) - это уникальность отдельного человека, основывающаяся на наличии разума.

Индивидуальность  как главное свойство личности рассматривали  многие мыслители. Д. Юм усматривал сущность личности в способности самоощущения своего Я [1], а И. Кант считал, что  личностью становится тот человек, который "может обладать представлением о своем Я" [2].

1 См.: Юм Д. Трактат о человеческой  природе // Юм Д. Соч.: В 2 т.  Т. 1. М., 1965. С. 366. 
2 Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 357.

Такой подход правомерен уже в силу лишь того, что развитие личности проистекает  из способности человека вырабатывать и измерять отношение к самому себе, смотреть на себя "со стороны". Обобщенной характеристикой познания личностью самой себя, отношения  к самой себе и является образ  Я. Это не всегда осознаваемая, но устойчивая и всегда переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой  он строит отношения с другими  людьми. По отношению к личности Я выступает как регулирующее образование, в котором воплощается  ощущение собственных состояний, переживаний, поступков, собственной целостности и нерасторжимости, а также своего прошлого, настоящего и будущего.

Действительно, поворотные события в жизни человека, изменяющие социальный контекст развития личности, часто приводят к смене  ролей, которые были для нее типичными, меняют привычное окружение, ставят перед личностью новые проблемы, меняют образ жизни и, наконец, представления  личности о самой себе. Отсюда следует  необходимость личностного изменения, перестройки своего Я, а это всегда дискомфортно, болезненно переживается личностью.

Тем не менее представляется, что такая  позиция правомерна и продуктивна  для объяснения происхождения, становления  личности, рассмотрения ее в психологическом  ракурсе, в котором ее сущность отождествляется  с индивидуальностью как набором  особенных и единичных признаков.

И в современной литературе можно  встретить стремление рассматривать  сущность личности через ее индивидуальную уникальность. В ряду основных причин, которые "делают каждого человека как личность неповторимыми и  уникальными", называются: особенности  психологического склада, опыт детства  и воспоминания о детстве, особенности  индивидуальной биографии, противоречивость жизненных ролей. В то же время, как  признают сами авторы, "эта уникальность выражается в понятии Я" [1], что  в принципе совпадает с юмовско-кантовской позицией.

Думается, что такой подход, являясь частным  случаем характеристики личности, не обеспечивает проникновения в сущность, достаточного для философского уровня абстрагирования от частностей. Ставка на неповторимость, индивидуальность, по словам Э.В. Ильенкова, "обессмысливает личность" [2], если неповторимость и  индивидуальность берется на биологическом  и психологическом уровнях.

1 Губин В.В., Некрасова Е.Н. Философская  антропология. М., 2000. С. 50. 
2 Ильенков Э.В. Что такое личность?// Философия и культура. М., 1991. С. 389.

Кроме того, самопознание, самоощущение, самооценка - это субъективные феномены, поэтому  рассмотрение сущности личности в ракурсе  данных феноменов неизбежно ведет  к субъективизму.

Наконец, как справедливо отмечал И.С. Кон, "за различиями в понимании Я  стоят не только мировоззрения мыслителей, но и разные типы культуры" [1]. Содержание, вкладываемое в понятие Я, для  гомеровской эпохи и нынешней принципиально различно. Поэтому  и сущность личности усматривается  в различных ее характеристиках. Следовательно, личность нельзя понять на философском уровне, если оградить ее рамками и условиями чьей-то конкретной жизни.

1 Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978. С. 138.

Второй  подход к рассмотрению сущности личности основывается на марксистской концепции  человека как совокупности (ансамбле) общественных отношений. Характеристики человека переносились на личностный уровень, в результате чего и личность рассматривалась как производная  от отношений, существующих в данном обществе, при данном способе производства.

Информация о работе Человек как личность