Человек как личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 05:50, контрольная работа

Краткое описание

Таковы ипостаси человека в эволюции философской мысли, но даже по прошествии огромного периода времени, после стольких высказываний, точек зрения никто не может дать однозначного ответа на вопрос: “Что или кто есть человек?” Вопрос сложен, как сам человек, как личность. А личность всегда связана с такими понятиями, как “индивид” и “индивидуальность”. Советские психологи и философы выделили бесспорную последовательность этих понятий: индивид - индивидуальность - личность. Именно так, а не иначе проходит становление личности, что в общей сложности и составляет человека. Но об этом позже, а для начала необходимо уточнить каждое из этих понятий.

Содержание

1. Введение.
2. Сущностные характеристики личности.
3. Проблемы типологии личности.
4. Механизмы социализации личности.
5. Заключение.
6. Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)

Л. Колберг в качестве основания  механизма самосоциализации рассматривает  не только познавательные способности, но и процесс нравственного самосовершенствования. В этом механизме он выделяет шесть  стадий. Первая - избегание наказания. Вторая - зарабатывание поощрения, похвалы  от ближайшего окружения. Третья стадия - стремление заслужить социальное одобрение, приспособление к тому "как  принято". Колберг считает, что  первые три стадии проходят все люди, а последующие этапы доступны уже не всем. Четвертая стадия - осознание  правил нравственного поведения. Пятая - формирование личных оценок и убеждений. Наконец, шестая - это этап выработки  нравственных принципов как жизненного кредо в духе кантовского категорического  императива [2].

1 См.: Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 105-106. 
2 См.: Там же. С. 106-107.

Конечно, все эти этапы и стадии схематичны и условны. Скажем, находясь на одной  стадии социализации, люди не всегда ведут  себя одинаково. Тем не менее попытки  найти типические признаки динамики самосоциализации представляются продуктивными.

В связи с этим представляется важным в обобщенной форме охарактеризовать систему индивидной социализации. В  качестве одного из вариантов ее можно  представить как взаимосвязь  и взаимодействие следующих подсистем:

  • подсистема индивидуальных потребностей и интересов, которая выступает основой активности человека. Осознанная потребность превращается в интерес, а интерес формирует у человека идеальное стремление;
  • подсистема ориентаций и позиций выражается как совокупность целей, установок и оценок, которые порождают соответствующие предпочтения и поведение для удовлетворения потребностей и интересов человека. Позиция - это отношение личности к своему статусу и к социальной ситуации. Внутренним содержанием этой системы выступает аксиологический (ценностный) и деонтологический (нормативно-долженствова-тельный) аспекты, которые формируют установку человека, т.е. его активное отношение к социальным нормам и ценностям;
  • подсистема самоорганизации поведения приводит поступки человека в соответствие с потребностями, нормами, оценками и мобилизует его на реализацию собственных целей, интересов и потребностей;
  • подсистема деятельности - завершающий и самый главный этап самосоциализации человека. В своей сути это практическая реализация потребностей, мотивов, целей в поведенческих актах, это способ бытия человека как личности [1].

1 См. гл. 25.

В процессе (и результате) индивидной социализации человек корректирует свои установки, интересы, потребности, свою деятельность, формирует свое Я. Важнейшую роль в этом процессе играют механизмы саморегуляции  и самоконтроля, к которым можно  отнести страх, стыд и совесть. В  отношении конкретной личности последние  выступают как самосанкции, корректирующие процесс самосоциализации. Каждая из этих самосанкций имеет бинарную природу, т.е. выступает как единство противоположностей. Страху противостоит защищенность, антиподом стыда выступает  честь, а совесть существует в  форме вины и достоинства.

Если "страх - защищенность" имеет преимущественно  инстинктивно-биологическую природу  и в основном корректирует деятельность индивида в отношении внешней  среды, тс "стыд - честь" - это осознанное средство (механизм) самоконтроля, проявляющийся  только в "своей" среде, в "своем" окружении. Стыдно бывает перед "своими", но еще не перед самим собой. Наконец, совесть, как механизм саморегуляции, в негативном плане проявляется  как вина, т.е. как субъективное переживание  своих действий, поступков, помыслов. По меткому выражению И.С. Кона, вина - это "суд человека над самим  собой" [1]. Положительное проявление совести - достоинство, как субъективное осознание своей значимости, своего величия, безотносительно к фактам внешнего подтверждения. Потребность  в самоуважении, осознание своего достоинства - важнейшее условие  не только становления, но и самосохранения личности.

Однако, как уже отмечалось, под воздействием внешних факторов и субъективной самооценки возникают ситуации, которые  угрожают устойчивости Я, ведут к  раздвоению личности и в конечном счете к ее разрушению.

В качестве "противовеса" таким  ситуациям личность вооружена, по выражению 3. Фрейда, защитными механизмами, вытесняющими из сознания информацию о своей неполноценности, бесчестии, вине. Такими защитными (по своей сути - самозащитными) механизмами  Фрейд называет: а) вытеснение - т.е. исключение из сознания информации, порождающей  страх, тревогу. Человек "забывает" об опасности (в боевых условиях, например), об обязанностях, о бесчестном поступке; б) реактивное образование (инверсия) - это перенесение импульса на противоположный, когда любовь, например, переходит  в ненависть и наоборот, а смех - в слезы; в) проекция - это бессознательный  перенос своих чувств, эмоций, переживаний  на другое лицо. Как описывает Фрейд, часто больные проецируют свои страхи, опасения на врачей [2]; г) вымещение - т.е. переориентация импульса или чувства  на более доступный объект. Так, начальник  свою неудачу или вину вымещает на подчиненных, а муж - на жене и детях, а дети - на домашних животных; д) рационализация - это стремление "онаучить", обосновать логическими средствами свои недостатки, дурные поступки и тем самым оправдать  себя перед собой.

1 Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978. С. 158. 
2 См.: Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991. С. 187, 282; Он же: Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. С. 52-53.

Следует также иметь в виду, что наряду с социализацией существует и  ре социализация как процесс переоценки ценностей, взглядов, убеждений, идеалов, норм, восстановления утраченных свойств  и характеристик личности или  принудительная их коррекция, приведение в соответствие с общественными  требованиями.

Таким образом, формирование личности, ее социализация идет как бы "извне" - через механизмы  воспитания и "изнутри" - через  механизмы самосоциализации, саморегуляции  и самозащиты. Очевидно, что содержание, способы и методы ее формирования зависят от уровня экономического, политического, правового, культурного  развития конкретного общества, от традиций и обычаев народа и многих других факторов. Учесть все объективные  и субъективные факторы формирования личности невозможно, поэтому невозможно ни дать окончательного определения "личности", ни описать все возможные ее характеристики и качества, о чем предупреждал в свое время Э. Кассирер. Тем не менее обобщенным показателем личности выступает ее духовность, выражающаяся в соответствии ее поступков, качеств, интересов, потребностей, идеалов как  коренным общественным интересам, так  и своей человеческой природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
  4. Бубер М. Проблемы человека // Философские науки. 1992. № 3.
  5. Григорян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М., 1986.
  6. Ильенков Э.В. Что такое личность? // Философия и культура. М., 1991.
  7. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
  8. Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  10. О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.
  11. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2.
  12. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.
  13. Философия социальной работы. М., 1998.
  14. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
  15. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2.
  16. Человек: образ и сущность. М., 1991.
  17. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1990.
  18. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности // Вопросы философии. 199,7. № 11.

 

 

 

 


Информация о работе Человек как личность