Человек в трактате Никколо Макиавелли «Государь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:46, реферат

Краткое описание

«Государь» - легендарный политический трактат Никколо Макиавелли, опубликованный в 1532 году, который до сих пор не теряет своей актуальности, являясь своеобразным руководством для многих современных политиков.
Для того чтобы лучше понять концепцию человека-«государя», которую выдвигает в своем труде Макиавелли, нужно представлять себе эпоху, в которую жил философ.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Не следует  бояться принять неверное решение, так как иногда по-настоящему мудрым является выбрать меньшее из зол. «Не стоит лишь надеяться на то, что можно принять безошибочное решение, наоборот, следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадаешь в другую. Однако в том и состоит мудрость, чтобы, взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо.» (7)

Одной из самых  важных задач правителя является правильно выбрать себе помощника, так как об уме государя судят по тем людям, которых он выбирает себе в советники. Не следует делать советником человека, который своим благом обеспокоен больше, чем государственным. Кроме того, не хорошие советники делают государя великим, а великий правитель собирает вокруг себя хороших советников, то есть роль советников при правителе не должна быть доминирующейю

Также государю нужно избегать льстецов, так как, слушая их, он тешит свое тщеславие  и теряет бдительность. С другой стороны, если правитель позволяет всем людям высказывать нелицеприятные вещи о себе, то он теряет уважение подданных. Для того чтобы разрешить эту дилемму, нужно иметь большое чувство такта и быть тонким психологом. Лучшим выходом может быть следующий: государь советуется с ограниченным кругом людей и только тогда, когда он сам хочет спросить совета, тех же, кто высказывается самостоятельно, он осаживает.

Отдельную главу  Макиавелли посвящает предопределению: по его мнению, рок существует, однако человек должен сделать всё, чтобы просчитать все возможные варианты развития событий. В особенности это касается правителей, которые не должны во всем слепо полагаться на судьбу, а должны следовать духу времени. «Итак, в заключение скажу, что фортуна непостоянна, а человек упорствует в своем образе действий, поэтому, пока между ними согласие, человек пребывает в благополучии, когда же наступает разлад, благополучию его приходит конец». (8)

Итак, как мы можем видеть, трактат Никколо  Макиавелли «Государь» - скорее политическое произведение, нежели философское, однако и в нем можно найти философские черты. Просто философия Макиавелли несколько иная, новаторская для своего времени, так как основывается на рационализме и практическом опыте.

Во-первых, в  «Государь» провозглашает отделение политической мысли от этической и от спекулятивной, как следствие, возникает новый вид философии – социальная философия, где основной акцент делается не на внутренний мир человека, а на его взаимодействие с внешним миром и другими людьми.

Концепцию человека Макиавелли можно назвать гуманистической, так как, как и гуманисты, философ  делает центром Вселенной человека. Но в отличие от философов-гуманистов мыслитель концентрируется не на человеке как таковом, а на человеке в мире. В частности, он предлагает такое строение государства, которое противостояло бы природному эгоизму человеческого существа.

Вообще, эгоизм согласно Макиавелли является неотъемлемой чертой любого человеческого существа, так как прежде всего человек  в жизни преследует свои цели и уже потом обращает внимание на других людей. Например, людей не волнуют пороки государя, если тот умело их маскирует, потому что каждый заинтересован прежде всего в собственном благе. Также люди нейтрально относятся к власти, пока она не ущемляет их интересов: заставить ненавидеть государя их может только посягательство на их имущество или их женщин.

«Государя»  можно назвать макиавеллиевской концепцией идеального человека, который  творит сам себя, потому что содержит сам в себе все необходимые качества. По мнению философа, человек должен сочетать в себе все качества и выбирать, какие нужно проявить в той или иной ситуации, должен быть универсальным. Такому существу уже не нужен Бог как высшая сила, творящая его и определяющая его характер и склонности: ведь именно сам человек в конечном счете определяет то, каким он будет в каждый конкретный момент времени. Такая концепция означает абсолютную свободу воли и, как следствие, расплывчатые границы добра и зла (ведь в один момент жизни необходимо проявить добродетели, а в другой – пороки).

Именно эта  расплывчатость этических принципов  философии Макиавелли сделала имя  мыслителя нарицательным для  обозначения цинизма. Однако, на мой  взгляд, такой подход чересчур категоричен, ведь философ допускает использование зла исключительно для того чтобы в конечном счете добиться блага. Просто общество в силу природного эгоизма людей неидеально, поэтому идеальный индивид должен уметь приспособиться к этой неидеальности. Макиавелли не отказывается от этики как таковой, просто более весомыми он считает не теоретические этические истины, а законы жизни, добытые посредством житейского опыта.

По мнению Макиавелли, все качества могут быть как положительными, так и отрицательными (например, скупость может обернуться щедростью, а щедрость – спровоцировать скупость в  дальнейшем). Поэтому природный человеческий эгоизм он воспринимает нейтрально, видя в нем не недостаток, а присущую всем людям черту, которая является «внутренним двигателем» каждого человека. Чего бы ни добивался человек: власти, богатства, благосклонности народа – он делает это для своего блага. Таким образом, по Макиавелли именно эгоизм человека становится двигателем прогресса и толчком для развития общества.

То есть, с  одной стороны, эгоизм тормозит развитие общества, так как каждый человек преследует исключительно свои цели, а с другой – наоборот, помогает человечеству расти, так как лучшие открытия и реформы совершаются во имя эгоизма. Например, в конечном счете именно эгоизм толкает государя изучать военное дело (правитель хочет сохранить за собой трон, так как это дает ему богатство и влияние. Чтобы сохранить трон, он должен пользоваться уважением армии. Чтобы пользоваться уважением армии, нужно знать военное дело). А если государь хорошо знает военное дело, то его армия побеждает, что приносит благо уже не только ему, но и всей стране. Таким образом эгоизм одного человека служит для развития общества в целом.

Свобода воли, которой  наделяет своего универсального человека Макиавелли, ограничивает роль предопределения в его жизни. С одной стороны, философ всё же признает существование некой верховной силы, которая может изменить жизнь человека. С другой стороны, он убежден, что человек может просчитывать все последствия ударов рока, поэтому лучшим правителем является тот, кто умеет следовать «духу времени» - тому же предопределению. Философ сравнивает судьбу с бурлящей рекой, по волнам которой человек должен уметь плыть.

Также, по мнению Макиавелли, из эгоизма, присущего всем людям, вытекает одна важная максима: в мире, где все заняты исключительно собой, важнее казаться, чем быть. Никого из людей не волнует, каков государь на самом деле, если он кажется добродетельным: все слишком заняты своими пороками, чтобы отыскивать чужие. Поэтому для государя очень важно обладать харизмой, которая бы позволила отвлечь подданных от его недостатков и создать иллюзия многочисленных достоинств.

Из концепции  эгоистичного человека вытекает и отказ  от смирения и  самопожертвования, которые  были ключевыми человеческими чертами в христианской философии Средневековья. Человек заботится прежде всего о себе и поэтому не может пожертвовать своими интересами ради интересов другого человека. Для каждого центром Вселенной является он сам, и поэтому нет смысла приносить эту Вселенную в жертву ради кого-то ещё. Как пример к этой максиме Макиавелли приводит историю о союзнических войсках, которые, помогая выиграть войну, одновременно ставят войска правителя в зависимое положение. То есть бескорыстное самопожертвование в концепции мира Макиавелли невозможно.

Отражением  человеческого эгоизма и вечного  стремления урвать себе лучший кусок  является и, собственно, социальная ситуация в государстве. Макиавелли показывает, что знать и народ всегда враждуют, вне зависимости от того, в каких условиях существуют одни и другие. В силу естественного человеческого эгоизма знать всегда хочет притеснять народ, а народ всегда недоволен знатью. Борьбу этих двух противоположных начал должен подавить и усмирить государь.

Поэтому отношения  людей по Макиавелли – непрестанная борьба, и подавить природный человеческий эгоизм должно государство как структура, являясь противодействующей человеческому эгоизму силой.

Из понятия  свободы воли для человека вытекает отказ от созерцания, свойственного  более ранней философии, так как если человек сам творец своей судьбы, то он должен предпринимать активные действия для осуществления своих целей. По мнению мыслителя, неотъемлемой чертой универсального человека – «государя» должна являться доблесть вкупе с удачным случаем. «Может показаться, что если частного человека приводит к власти либо доблесть, либо милость судьбы, то они же в равной мере помогут ему преодолеть многие трудности впоследствии. Однако в действительности кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти» (9). То есть без провидения не обойтись, но и сам человек должен не ждать удачи, а становиться хозяином своей жизни.

Помимо эгоизма  Макиавелли отмечает одновременно непостоянство  человеческой натуры и её консерватизм. С одной стороны, люди боятся нового и неохотно его принимают, поэтому любой государь испытывает трудности, вводя новые законы и осуществляя реформы. С другой стороны, любовь народа к государю очень непостоянна, поэтому её сложно удержать. Поэтому, по мнению философа, основной силой, на которую опирается власть, должен стать страх. Кстати, на мой взгляд, это тоже связано с эгоистической природой человека: любовь – чувство, которое подразумевает отдачу, своего рода самопожертвование, страх же – чувство, которое испытывает человек, когда предчувствует какую-либо потерю. Естественно, что, так как человек от природы эгоист, чувство страха в его душе более живуче, чем любовь. «Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно». (10)

Для того чтобы  человек мог повиноваться государю, тот должен быть «над», играя в системе координат обычного человека роль Бога. Делать его выше обычного человека может либо авторитет рода (в случае с унаследованным государством), либо его собственная доблесть (в случае с завоеванным государством), либо удача (в случае с государством, которое попало правителю в руки по воле случая). То есть государь должен обладать сверхкачествами, не присущими обычному человеку. Поэтому, кстати, власть, доставшуюся по воле случая, Макиавелли считает наименее устойчивой: фортуна слепа, поэтому везение не относится к числу возвышающих человека над другими черт.  Неудивительно, что в концепции мира Макиавелли не нашлось места Богу – его нишу занял универсальный индивид.

Религию Макиавелли рассматривает опять же в политических рамках, описывая религиозные государства. Согласно убеждениям мыслителя религиозные государства трудно завоевать, но власть в них легко удержать, так как религия становится спасательным кругом, который удерживает на плаву даже самого бездарного правителя, ведь авторитет церкви священен.

Итак, подводя  итог, мы можем сказать, что человек  в трактате Никколо Макиавелли «Государь» воспринимается с позиций прагматизма  и рационализма, как  существо, обладающее врожденным эгоизмом. На этот строится вся концепция государства по Макиавелли. Также эту концепцию можно назвать гуманистической, так как именно человек – основной предмет философии Макиавелли, и атеистической, так как в системе ценностей Макиавелли нет места религии.

Что привело  к  созданию именно такой концепции человека? На мой взгляд, человек у Макиавелли – порождение эпохи, в которую жил философ. Во времена феодальной раздробленности Италии требовался именно такой универсальный идеальный человек, который бы объединил борющиеся города и противостоял бы захватчикам.

 

Сноски:

(1), (2) – Н.  Макиавелли, «Государь», IX глава

(3) - Н. Макиавелли, «Государь», XI глава

(4) - Н. Макиавелли, «Государь», XIII глава

(5) – Н. Макиавелли, «Государь», XVIII глава

(6) – Н. Макиавелли, «Государь», XIX глава

(7) - Н. Макиавелли, «Государь», XXI глава

(8) - Н. Макиавелли, «Государь», XXV глава

(9) - - Н. Макиавелли, «Государь», VI глава

(10) - Н. Макиавелли, «Государь», VII глава

(11) - Н. Макиавелли, «Государь», V глава

Список использованной литературы:

  1. Н. Макиавелли, «Государь»
  2. Б. Рассел, «История западной философии»
  3. В. Губин, «Философия: учебник»
  4. Википедия (для биографии Макиавелли)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2


Информация о работе Человек в трактате Никколо Макиавелли «Государь