Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:37, реферат
Никколо Макиавелли (1469 - 1527) Никколо Макиавеллипринадлежал к обедневшей семье, происходившей из среды городского нобилитета и игравшей в свое время определенную роль в политической жизни Флорентийской республики. Отец его был юристом, доходы семьи были самыми скромными и не позволили юному Никколо получить университетское образование.
Никколо Макиавелли 
Введение.  
Никколо Макиавелли 
(1469 - 1527) Никколо Макиавеллипринадлежал 
к обедневшей семье, происходившей 
из среды городского нобилитета и 
игравшей в свое время определенную 
роль в политической жизни Флорентийской 
республики. Отец его был юристом, доходы 
семьи были самыми скромными и не позволили 
юному Никколо получить университетское 
образование. Но выросший в кругу флорентийской 
гуманистической интеллигенции, он достаточно 
хорошо изучи латынь, чтобы свободно читать 
древних авторов. С юных лет преимущественный 
интерес к политике, к современной политической 
жизни определил и круг его чтения - это 
прежде всего творения историков классической 
древности, воспринимаемые не с позиций 
ученого-эрудита, а в качестве материала 
для политического анализа, учебника политики; 
Для формирования мировоззрения Макиавелли 
характерно, что ему остались чуждыми 
отвлеченные размышления флорентийских 
нес платоников, равно как и схоластическая 
наука университетов. Зато весьма показательно, 
что в молодости он не только внимательно 
прочитал, но и собственноручно тщательно 
переписал для себя выдающийся памятник 
античного философского материализма 
- поэму Лукреция «О природе вещей».  
На политической 
арене Флоренции Никколо 
После падения 
республики в 1512 г. и восстановления 
власти Медичи Макиавелли оказывается 
отстраненным от дел. По подозрению в 
участии в антимедичейском 
В годы вынужденного 
отхода от Политической деятельности 
им были созданы главные литературные 
произведения. «Макиавелли был 
 
Философия истории.  
В мире Макиавелли 
нет места если не для божественного 
присутствия (бог отождествлен у 
него с Фортуной и Необходимостью), 
то для божественного вмешательства. 
Подобно тому как Леонардо да Винчи рассматривал 
вне божественного вмешательства мир 
природы, его земляк и современник флорентийский 
секретарь фактически исключил бога из 
сферы своего трезвого анализа общественной 
жизни, истории и политики. Как у Леонардо 
объектом изучения является подчиненный 
естественной закономерности мир природных 
явлений, так и для Макиавелли таким объектом 
становится мир человеческих отношений 
и поступков, прежде всего история и ход 
образования, возвышения и гибели государств.  
Подобный анализ 
становится возможен потому, что мир 
людей для Макиавелли столь же 
неизменен, как и мир природы. 
За постоянной изменчивостью, за непрестанными 
изменениями государственного устройства, 
за переходом владычества от одних 
держав к другим, за возвышением и крушением 
властителей просматриваются, согласно 
философии истории Макиавелли, постоянство 
и неизменность человеческой природы, 
а стало быть, и постоянство и неизменность 
тех закономерностей, которые движут людьми 
и государствами и которые именно потому 
и могут - и должны - стать предметом трезвого 
анализа.  
В политическом 
учении Никколо Макиавелли на смену 
средневековой христианской теологии 
истории, согласно которой человечество 
движется от сотворения Адама, грехопадения, 
к искуплению и Страшному суду, приходит 
представление о диалектическом единстве 
всеобщей изменчивости и постоянства 
законов, по которым живут люди и государства: 
«Размышляя об историческом ходе событий, 
я прихожу к убеждению, что свет всегда 
одинаков, - утверждает автор «Рассуждений 
на первую декаду Тита Ливия», - и что в 
нем всегда одинаково много зла и добра; 
но это зло и добро переходят из страны 
в страну, как мы видим из истории древних 
государств, которые изменялись вследствие 
перемены нравов, но мир сам по себе оставался 
один и тот же».  
Государства возвышаются, 
достигают вершин величия, гражданской 
доблести и могущества, затем разлагаются, 
приходят в упадок и гибнут - то вечный 
круговорот, не подчиненный никакой 
свыше предустановленной цели, объясняемый 
изменением нравов (отчасти под влиянием 
дурного или хорошего правления), но не 
находящий еще материалистического объяснения 
в условиях жизни людей. Круговорот этот 
рассматривается в сочинениях Макиавелли 
как результат воздействия судьбы - Фортуны, 
отождествляемой с богом и обозначаемой 
также именем Необходимости. Фортуна-Необходимость 
- это не внешняя по отношению к истории 
и обществу сила, а воплощение природной 
закономерности, неизбежного хода вещей, 
определяемого совокупностью причинно-следственных 
связей.  
Однако воздействие 
бога - судьбы - необходимости не фатально. 
В этом плане учение Макиавелли откровенно 
враждебно противостоит неумолимому 
детерминизму стоиков и аверроистов. 
История (а стало быть, и политика, 
ибо для Макиавелли история есть 
политический опыт прошлых веков, а политика 
- ныне, сейчас творимая история) не есть 
безличный «ход вещей» или «ход времен», 
в ней «судьба» и «необходимость» означают 
ту объективную среду, ту совокупность 
условий, в которой вынужден действовать 
человек. А потому успех человеческого 
деяния зависит не только от судьбы-необходимости, 
но и от того, в какой мере человек - деятель, 
политик - сумеет ее понять, к ней приспособиться 
и в то же время ей противостоять.  
 
Судьба и доблесть.  
Разумеется, судьба 
сильна - «Многие называют ее всемогущей, 
ибо всякий, кто приходит в эту жизнь, рано 
или поздно ощутит ее силу», - писал Макиавелли 
в поэме «О судьбе». Но пусть «ее природная 
мощь одолевает любого человека», пусть 
«владычество ее необоримо» - за этими 
словами следует знаменательная для всей 
философии и политического учения флорентийского 
секретаря оговорка: «Если не умерит ее 
чрезвычайная доблесть».  
Вот почему, изложив 
в своем «Государе» правила политического 
действия, которое должно привести 
к успеху в создании «нового государства», 
Макиавелли в предпоследней главе книги 
специально разбирает и опровергает мнение, 
«будто дела мира направляются судьбой 
и богом, что люди, с их умом, ничего изменить 
в этом не могут, а наоборот, совершенно 
беспомощны».  
Характерно, что 
Макиавелли - современник Джованни Пико 
делла Мирандолы решает этот вопрос так, 
«дабы не была утрачена наша свободная 
воля». Но проблема эта, столь важная для 
теологов и философов в пору предреформационных 
и реформационных споров, рассматривается 
Макиавелли полностью вне рамок теологии: 
не божественное провидение или предопределение 
интересует его, а конкретное политическое 
действие в познаваемом и подчиненном 
закономерному движению мире. «Можно, 
- продолжает он, -думается мне, считать 
за правду,что судьба распоряжается половиной 
наших поступков, но управлять другой 
половиной или около того она предоставляет 
нам самим». Дело, однако, не в этой арифметике, 
впрочем, достаточно - и притом демонстративно 
- приблизительной. Признав роль не подвластных 
человеку объективных обстоятельств в 
ходе исторических событий, Макиавелли 
пытается определить не «долю», не «процент», 
зависящий от человеческой деятельности, 
но условия игры. Условия же эти заключаются 
в том, чтобы, во-первых, тщательно и глубоко 
изучать эти обстоятельства, т.е. стремиться 
к объективному, свободному от теологических 
предпосылок, познанию закономерностей 
в игре враждебных политических сил, и, 
во-вторых, противопоставить неумолимому 
«ходу» судьбы не только использование 
этого знания, но и собственную волю, энергию, 
силу, то, что Макиавелли определяет понятием 
virtu - лишь условно и весьма неточно переводимым 
словом «доблесть». Макиавеллиева «вирту» 
- это уже не средневековая «добродетель», 
но и не совокупность моральных качеств, 
это - свободная от моральных и религиозных 
оценок сила и способность к действию, 
сочетание активности, воли, энергии, стремления 
к успеху, к достижению поставленной цели. 
Никколо Макиавелли 
(страница 2) 
Судьбу Макиавелли 
уподобляет одной из разрушительных 
рек, которые приносят своим разливом 
неисчислимые бедствия жителям. Сила их 
и мощь заставляют людей уступать и бежать 
перед разбушевавшейся стихией, но той 
же стихии можно и противостоять: «И хотя 
это так, оно все же не значит, чтобы люди 
в спокойные времена не могли принимать 
меры заранее, строя заграждения и плотины». 
Итак, напору, потоку судьбы можно противостоять. 
Человеческая деятельность может, с одной 
стороны, приспособиться к «судьбе», учитывать 
ее ход («счастлив тот, кто сообразует 
свой образ действий со свойствами времени», 
«несчастлив тот, чьи действия со временем 
в разладе»). Узнать, угадать, понять границы 
возможного, действовать в «соответствии 
со временем» - задача политического деятеля, 
а определить общие закономерности этого 
движения времени - задача политического 
мыслителя, наставника государя: «Тот, 
кто умеет согласовать свои деяния со 
временем и действует только так, как того 
требуют обстоятельства, менее ошибается 
. и бывает счастливее в своих начинаниях». 
И все же одной осторожности и благоразумия 
недостаточно, необходимы решительность 
и смелость, умение подчинить обстоятельства, 
чтобы заставить их служить себе, необходимы 
воля и страсть борца: «Лучше быть смелым, 
чем осторожным, потому что судьба - женщина, 
и если хочешь владеть ею, надо ее бить 
и толкать . судьба всегда благоволит к 
молодым, потому что они не так осмотрительны, 
более отважны и смелее ею повелевают».  
Если движение 
истории, исторических событий подчинено 
причинно-следственной связи, природной 
необходимости, то и само возникновение 
человеческого общества, государства, 
морали объясняется в политической философии 
Макиавелли естественным ходом причин, 
а не божественным вмешательством, и здесь 
флорентийский секретарь оказывается 
учеником и последователем античных материалистов. 
Забота о самосохранении и самозащите 
привела к объединению людей в общество 
и к избранию ими «из своей среды самого 
храброго», которого они сделали «своим 
начальником и стали повиноваться ему». 
Из общественной жизни людей, из необходимости 
самозащиты от враждебных сил природы 
и друг от друга выводит Макиавелли не 
только власть, но и мораль, причем само 
понятие добра определяется гуманистическим 
критерием «пользы»: «Отсюда возникло 
познание разницы между полезным и добрым 
и вредным и подлым», а для соблюдения 
возникших таким образом первоначальных 
правил человеческого общежития люди 
«решились установить законы, учредить 
наказания для их нарушителей; отсюда 
явилось понятие справедливости и правосудия».  
 
Политика и 
религия.  
С чисто земных, 
практически-политических позиции 
рассматривает Макиавелли и религию. Ни 
о каком божественном ее происхождении 
у него и речи нет. Религии рассматриваются 
им как явления общественной жизни, они 
подчинены законам возникновения, возвышения 
и гибели; как и вес в жизни людей, они находятся 
во власти необходимости. И оцениваются 
они с точки зрения их пользы для политической 
цели, стоящей перед обществом. Общества 
без религии Макиавелли не мыслит. Религия 
представляется ему необходимой и единственной 
формой общественного сознания, обеспечивающей 
духовное единство народа и государства. 
Государственным интересом, общественной 
пользой определяется его отношение к 
различным формам религиозного культа. 
Не отвергая этических принципов христианства, 
он в то же время показывает, что они не 
соблюдаются в современной ему европейской, 
и особенно итальянской, действительности. 
«Если бы в христианском государстве сохранилась 
религия, основанная учредителем христианства, 
христианские государства были бы гораздо 
счастливее и более согласны между собой, 
чем теперь». Но религия оказалась в разительном 
несоответствии с повседневной житейской 
практикой, в особенности с пагубной для 
общества и государства деятельностью 
католической церкви: «Но как глубоко 
упала она, - продолжает свою мысль Макиавелли 
в «Рассуждениях на первую декаду Тита 
Ливия», - лучше всего показывает то обстоятельство, 
что народы, наиболее близкие к римской 
церкви, главе нашей религии, оказываются 
наименее религиозными». Дело не только 
в том, что Макиавелли считал папский Рим 
виновником бедствий своей страны, главным 
препятствием к достижению ее национального 
единства. Благодаря разложению католической 
церкви и духовенства общество не только 
отошло от «основных начал» христианства, 
но итальянцы «потеряли религию и развратились». 
Но не о возвращении к попранным церковью 
истинным началам христианства мечтает 
флорентийский секретарь. Причину упадка 
он видит также и в самой христианской 
религии, оказавшейся в противоречии с 
политической практикой. Этические начала 
христианства он считает практически 
неосуществимыми, а потому и непригодными 
для укрепления государства, к чему должна 
сводиться, по учению Макиавелли, положительная 
функция религии.  
Размышляя о 
том, почему древние народы были «больше 
нашего преданы свободе», он видит 
причину в «разнице воспитания» 
и в «различии религии». По мнению Макиавелли, 
христианство, пусть и открывая верующим 
«истину и правильный путь жизни», учит, 
однако, переносить все надежды на небеса, 
меньше ценить мирские блага. Христианство 
«признает святыми большею частию людей 
смиренных, более созерцательных, чем 
деятельных», оно «полагает высшее благо 
в смирении, в презрении к мирскому, в отречении 
от жизни». В результате «этот образ жизни, 
как кажется, обессилил мир и предал его 
в жертву мерзавцам. Когда люди, чтобы 
попасть в рай, предпочитают скорее переносить 
побои, чем мстить, мерзавцам открывается 
обширное и безопасное поприще». Так в 
творчестве Никколо Макиавелли гуманистическая 
критика христианского нравственного 
идеала достигает своего логического 
завершения. Макиавелли не только раскрывает 
общественную функцию религии в классовом 
обществе; он настаивает на ее необходимости 
для укрепления государства, но религия 
эта, по его убеждению, должна носить совершенно 
иной характер; она, по примеру древнего 
язычества, должна воспитывать мужество, 
гражданские добродетели, любовь к земной 
славе. В язычестве его привлекают «великолепие 
жертвоприношений», торжественность и 
пышность обрядов. Но главное - религия 
древних воспитывала активность, она видела 
высшее благо «в величии души, в силе тела 
и во всем, что делает человека могущественным». 
Достоинство язычества, а вместе с тем 
и той идеальной, с точки зрения Макиавелли, 
религии, которая всего более отвечает 
интересам укрепления государства, он 
считает то, что «древняя религия боготворила 
только людей, покрытых земной славой, 
как, например, полководцев и правителей 
государств»; его привлекают обряды, сопровождавшиеся 
«кровопролитием и жестокостями», потому 
что подобный культ возбуждал храбрость, 
приводил к тому, что древние были в своих 
поступках «более жестоки, чем мы».