Человек в трактате Никколо Макиавелли «Государь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:46, реферат

Краткое описание

«Государь» - легендарный политический трактат Никколо Макиавелли, опубликованный в 1532 году, который до сих пор не теряет своей актуальности, являясь своеобразным руководством для многих современных политиков.
Для того чтобы лучше понять концепцию человека-«государя», которую выдвигает в своем труде Макиавелли, нужно представлять себе эпоху, в которую жил философ.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

 

 

 

«Национальный исследовательский университет  «Высшая школа экономики»

Факультет медиакоммуникаций

Отделение деловой и политической журналистики

                                                      

 

        

Реферат

На тему «Человек в трактате Никколо Макиавелли «Государь»»

                      

                                                                                                      

 

                                                                                        Студентка группы №145ж

                                                                                        Логинова Елена Михайловна

                                                                                        Преподаватель

                                                                                        Профессор, доктор философских наук

                                                                                        Крючкова Светлана Евгеньевна

                                                       

 

Москва 2012 г.

Человек в трактате Никколо Макиавелли «Государь»

«Государь» - легендарный политический трактат Никколо Макиавелли, опубликованный в 1532 году, который до сих пор не теряет своей актуальности, являясь своеобразным руководством для многих современных политиков.

Для того чтобы лучше понять концепцию человека-«государя», которую выдвигает в своем труде Макиавелли, нужно представлять себе эпоху, в которую жил философ.

Макиавелли родился в Флоренции в 1469 году и умер в 1527 году там же. Его жизнь пришлась на эпоху феодальной раздробленности, когда множество небольших княжеств Италии постоянно переходили из рук в руки: их завоевывали Франция, Испания, Священная Римская империя. Основным способом борьбы с завоевателем было создание союзов, состав которых постоянно менялся: вчерашние враги сегодня могли стать друзьями.

Мыслитель застал и изгнание Медичи и восстановление Флорентийской республики в 1494 году, и падение Рима в 1527. Так как Макиавелли занимал должность государственного секретаря Флорентийской республики, он как никто другой понимал проблемы своего княжества. Чтобы отстоять свою независимость, Флоренция нуждалась в сильном правителе, идеальный образ которого философ описал в главном труде своей жизни – трактате «Государь» (1513 год, опубликован в 1532).

«Государь» - это сборник советов правителю, как добиться власти и её удержать. В этом труде Макиавелли классифицирует государства и различные власти, деля их следующим образом: государства - на новые и унаследованные, новые, в свою очередь, - на новые целиком (ранее не существовавшие) и на присоединенные к старому государству завоевания. В новых государствах народ может жить свободно или же строго подчиняться государю. Государства приобретаются либо оружием, своим или чужим, либо удачей, либо доблестью.

Также государства, управляемые единой унаследованной властью, можно разделить на два типа: те, где царя окружают слуги, получившие свои должности милостью правителя, и те, где правителя окружают бароны, получившие свои должности в силу знатности рода. Власть в первых трудно завоевать, но легко удержать, во вторых же – наоборот.

По мнению Макиавелли, легче всего удержать власть в унаследованном государстве, так как правитель обладает авторитетом всего своего рода. Такому правителю легко удержать власть и легко её вернуть в случае её потери, так как ему не нужно завоевывать авторитет строгими мерами – за него это уж сделали его предки.

Гораздо труднее удержать власть новому государю или государю, унаследовавшему свои владения и присоединяющему к ним  новые земли, так как жителей новых владений ему придется притеснять для установления своих порядков. Для этого есть два выхода: если завоеванное и унаследованное имеют один язык и сходные обычаи, нужно искоренить род прежнего государя и сохранить прежние законы, если же язык и обычаи разные, нужно перенести столицу в новые владения для контроля за происходящим, учредить колонии, покровительствовать слабым соседям и обуздывать сильных.

Вообще существует три варианта, как поступить с завоеванными городами: разрушить их, переселиться туда или же оставить прежние законы, обложив эти земли данью. «Если, как сказано, завоеванное государство с незапамятных времен живет свободно и имеет свои законы, то есть три способа его удержать. Первый — разрушить; второй — переселиться туда на жительство; третий — предоставить гражданам право жить по своим законам, при этом обложив их данью и вверив правление небольшому числу лиц, которые ручались бы за дружественность государю». (11) Сложнее всего с республиками, где есть память о свободе, поэтому их невозможно поработить – республики проще всего разрушить.

То, насколько сложно правителю удержаться у власти, зависит от его доблести и милости судьбы. Лучше всего бразды правления получается удерживать у тех, кто обладает и доблестью, и везением, так как без удачи угасает доблесть, не найдя себе применения, а без доблести человек не сможет воспользоваться кстати подвернувшимся случаем.

Тем, кто следует исключительно случаю, легко завоевать власть, но трудно удержать. Такие правители не преодолевают трудностей завоевания. а потому и не обладают достаточным авторитетом, чтобы задержаться на престоле. Тем же, кто полагается на свой талант, трудно завоевать власть и легче её удержать. Основная трудность для таких правителей состоит в том, что вводить новые порядки им приходится «огнем и мечом». Макиавелли убежден, что устанавливать свои законы лучше с применением силы, чем мягко, так как люди непостоянны и, обратив их в свою веру, удерживать их в ней приходится силой. Особо мыслитель оговаривает случай, когда немилость фортуны может погубить талантливого правителя, как это произошло с Чезаре Борджиа.

Особняком, совершенно отдельно от всех других методов добиться власти, стоит её захват злодейским путем. Макиавелли приводит в пример Агасфена и Оливеротто, которым удалось захватить власть злодейским путем и благополучно удержать её. По мнению мыслителя, жестокость может быть оправдана в тех случаях, когда её применение обоснованно. Макиавелли делит жестокость на два типа: жестокость, которую правитель проявляет сразу, направляет её на благо подданных и не упорствует в ней, и жестокость, которая сначала редка, а затем учащается. Жестокий, но благоразумный правитель может удержать власть надолго, жестокий и со временем всё чаще учиняющий расправы – нет.

Также Макиавелли рассуждает о различиях народа и знати и о том, как нужно обращаться с обоими социальными слоями. Философ убежден, что народ и знать всегда антагонисты: « Ибо нет города, где не обособились два эти начала: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении; столкновение же этих начал разрешается трояко: либо единовластием, либо беззаконием, либо свободой». (1) Макиавелли уверен, что гораздо выгоднее положение правителя, которого привел к власти народ, чем того, кто возведен на престол знатью, так как правящий народом правит один, и его указания беспрекословно выполняются. Царь же, который окружен знатью, правит среди равных, и поэтому  он не может быть до конца независимым. Всегда лучше опираться на народ, чем на знать, так как знать малочисленна, а народ многочислен.

Первое, что должен сделать царь, восходя на трон, - заручиться поддержкой и добрым отношением народа. «Так что если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали. Но если государя привела к власти знать наперекор народу, то первый его долг — заручиться дружбой народа, что опять-таки нетрудно сделать, если взять народ под свою защиту». (2)

Одобрение народа важно и  в том случае, если государство  подвергается осаде, так как если город хорошо укреплен, а его население не озлоблено, то, во-первых, мало кто решится на него посягнуть, а во-вторых, любое нападение будет легко отбито.

Отдельно Макиавелли упоминает такой тип государств, как церковные. Их отличительной  чертой является то, что правитель облечен божественной властью, поэтому подданные подчиняются ему вне зависимости от того, как он действует. « Государства эти опираются на освященные религией устои, столь мощные, что они поддерживают государей у власти, независимо от того, как те живут и поступают. Только там государи имеют власть, но ее не отстаивают, имеют подданных, но ими не управляют; и однако же, на власть их никто не покушается, а подданные их не тяготятся своим положением и не хотят, да и не могут от них отпасть». (3)

Рассмотрев  все типы государств и методы их захвата, Макиавелли переходит к  классификации войск, которые, по его  мнению, являются основой крепкого государства наряду с законами. Войска он делит на собственные, наемные, союзнические и смешанные. Самым худшим вариантом войск мыслитель считает наемные, так как воины воюют за деньги, и если они воюют хорошо, то будут пытаться отобрать у действующего государя власть, а если воюют плохо, то государь потерпит поражение. То же и с союзническими войсками: каким бы ни был исход сражения, он будет проигрышным, так как «их поражение грозит гибелью. а победа – зависимостью». (4) Таким образом, в конечном счете выгоднее потерпеть поражение со своим войском, чем выиграть с чужим, так как во втором случае победа может иметь неблагоприятные последствия.

Философ рекомендует  правителям обращать самое пристальное  внимание на военное дело, так как  это единственная единоличная обязанность  государя, которую он не может переложить на другого человека. Кроме того, несведущий в военном деле государь лишен уважения войска, а значит, не может доверять своим солдатам.

Последняя тема, которой касается Макиавелли – отношения  государя со своими подданными и союзниками. Это тот пункт, в котором мыслитель  больше всего расходится с общепринятыми стереотипами, и именно за этот пункт его обвиняли в цинизме и неэтичности. Хотя, на мой взгляд, подобное мнение излишне категорично и однобоко.

Философ утверждает, что государь не должен всегда проявлять  исключительно добродетели, так  как другие люди никогда не бывают идеально добродетельными. От природы человек не может обладать исключительно добродетелями, так зачем государю отказываться от отрицательной части своей натуры? Гораздо выгоднее применять и свои положительные качества, и, где это нужно, отрицательные. Кроме того, само понятие пороков и добродетелей для правителя относительно, так как есть добродетели, которые мешают в управлении государством, и пороки, которые управлять государством помогают.

Например, правителю  выгодно казаться щедрым, однако быть щедрым на самом деле невыгодно: ведь, тратя больше нужного, он будет вынужден потом возмещать эти деньги засчет повышения налогов. Если же быть скупым, экономя, потом денег станет больше и народ будет считать правителя щедрым.

Также государь может проявлять жестокость, так как от кар государя страдает ограниченный круг лиц, тогда как беззаконие, которое творится в стране, если правитель слишком мягкосердечен, наносит урон всем её жителям.

Для государя может  быть два варианта отношений с  поданными: чтобы его любили или чтобы его боялись. Эти варианты несочетаемы, Макиавелли советует выбирать страх, так как он надежнее и постояннее, чем народная любовь. Правитель должен внушать страх, но избегать ненависти, для этого он не должен посягать на имущество подданных и их женщин. Когда же государь возглавляет войском, он не должен опасаться прослыть жестоким, так как без репутации жестокого человека войско просто не будет слушаться. Кроме того, любовь подданных к государю зависит от них и их склонностей. Их страх перед государем зависит от самого государя. Разумный человек, как считает Макиавелли, должен полагаться прежде всего на себя, поэтому государь должен предпочесть страх подданных их любви.

Также одним из важнейших  качеств государя, по Макиавелли, является умение в нужный момент солгать. «Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков». (5) Совершенно необязательно следовать тому, что проповедуешь, главное – выглядеть искренним в глазах народа. Быть добродетельным на словах, умея прикрыть красивыми словами свои истинные намерения – настоящий талант, согласно трактату «Государь».

Государь не должен делать ничего, что бы вызывало ненависть или презрение подданных. Если ему удается следовать этому правилу, то народ будет готов закрыть глаза на все его пороки. « Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость. Решение государя касательно частных дел подданных должны быть бесповоротными, и мнение о нем должно быть таково, чтобы никому не могло прийти в голову, что можно обмануть или перехитрить государя». (6)

Опасностей для правления  государя может быть две: атака извне  и внутренний заговор подданных. Атаку внешних врагов можно отразить, если есть хорошая армия и хорошие союзники. Внутренний заговор можно предотвратить, если не допустить народного презрения к государю, то есть, если народ будет уважать правителя, то возможные заговорщики не найдут поддержки и убежища, и их план будет обречен на неудачу.

Для того же, чтобы  заслужить уважение подданных, государь должен следовать нескольким правилам: в любом конфликте принимать  чью-либо сторону, так как если его  союзник выиграет, то но будет благодарен правителю и не станет замышлять  против него ничего дурного. Если же союзник проиграет, то они с государем станут собратьями по несчастью, и опять же союзник не сможет замыслить ничего дурного. Также лучше избегать союза с более сильным правителем, так как в случае победы существует большой риск попасть в зависимость от него.

Информация о работе Человек в трактате Никколо Макиавелли «Государь