Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы стало определение особенностей развития философских взглядов в эпоху Возрождения в контексте общих исторических изменений.
Данная цель обусловила решение следующих задач
1) дать общую характеристику эпохи Возрождения;
2) отметить особенности антропоцентризма и определить специфические черты натурфилософии рассматриваемого периода;
3) рассмотреть основные достижения выдающегося мыслителя Возрождения Н. Кузанского.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика эпохи 4
2. Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия и проблема человека
и общества 7
3. Выдающийся мыслитель Возрождения: Н. Кузанский 10
Заключение 14
Библиографический список 17

Вложенные файлы: 1 файл

Философия эпохи Возрождения.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

Содержание

 

Введение                                                        3

1. Общая  характеристика эпохи 4

2. Антропоцентризм  философии Возрождения. Натурфилософия и проблема человека

и общества  7

3. Выдающийся мыслитель Возрождения: Н. Кузанский 10

Заключение             14

Библиографический список  17

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения.

По времени  эпоха Европейского Возрождения, или  Ренессанса, охватывает вторую половину XIV в. и XV - XVI столетия (Италия) и с конца XV до начала XVII столетия (в других странах Западной Европы). В эпохе Возрождения затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Объектом данного  исследования является развитие философии  в эпоху Возрождения. Предметом  исследования - основные изменения  в философском образе мысли эпохи  Возрождения.

Целью работы стало определение особенностей развития философских взглядов в эпоху Возрождения в контексте общих исторических изменений.

Данная цель обусловила решение следующих задач

1) дать общую характеристику эпохи Возрождения; 

2) отметить особенности антропоцентризма и определить специфические черты натурфилософии рассматриваемого периода;

3) рассмотреть основные достижения выдающегося мыслителя Возрождения Н. Кузанского.

Структура контрольной  работы состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая  характеристика эпохи.

 

С XIV в. в духовной и социально-экономической жизни  Западной Европы происходят существенные изменения, знаменующие начало новой  эпохи - эпохи Возрождения. Это своеобразный и довольно длительный период от Средневековья к Новому времени, охватывающий два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI - начала XVII вв.)1.

Начиная с XIV-XV вв. в странах Западной Европы происходит ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения.

В это время  начительно меняются умонастроения  людей, что во многом было обусловлено  процессом секуляризации, происходившим  во всех областях культурной общественной жизни. Самостоятельность по отношению  к церкви приобретает и философская мысль, которая формировалась в борьбе европейского общества против феодальных порядков и духовного диктата клерикалов. Возрождение определило решающую роль античного философского наследия в формировании воззрение большинства мыслителей2.

Италия, особенно Флоренция, была одним из самых крупных  экономических и торговых центров  Европы. В ней появились мануфактуры, в том числе текстильные, заменившие малопроизводительный труд ремесленников  на труд наемных рабочих. Бурно развивалось ростовщичество, а своим капиталом флорентийские банкиры обслуживали даже правителей экономически состоятельных стран (в том числе Англия). В Италии усиливается рост средневековых городов, меняется их облик3.

По всей Европе (за редким исключением) происходил процесс становления самостоятельных наций. Этот факт, как и первые крестьянские восстания (а они развертывались под религиозным флагом), подтачивали господство феодалов. Применение пороха не только влияло на рост производства в угледобыче, металлургии центра Европы, но и вело к потере значения для феодалов рыцарства и уменьшению числа междоусобных войн4.

Укреплялись факторы, способствующие расширению культурного  и торгового обмена между городами и формирующимися нациями.

Широкое использование  компаса вывело торговлю далеко за пределы Средиземноморья. Были открыты пути в Северную Америку, Индию, Бразилию, во многие другие страны. К Италии прибавились новые страны Европы, становившееся признанными экономическими центрами расширяющегося мира5.

Был изобретен печатный станок (1525); книгопечатание дало мощный импульс развитию культуры и науки.

Изменения в  духовной и социально-экономической  жизни Западной Европы сыграли важную роль в становлении научного мышления, развития культурного и торгового  обмена и соответствующей картины мира зарождавшейся новоевропейской культуры. В этом состояла одна из важных особенностей данной эпохи. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы6.

Эта эпоха характеризуется  переходом от культуры Средневековья  с доминировавшей в ней церковной  идеологией к постепенному преодолению  духовной диктатуры церкви (хотя в разных странах в различной степени) и утверждению примата светской, в основном секуляризованной, освобождающейся от церковного диктата культуры. Эта культура, имевшая в своей основе начальный период перехода к капиталистическим товарным отношениям, не могла не сочетать в себе черты Средневековья и нового нарождающегося общества. Она характеризовалось значительным подъемом в области литературы, искусства, философии и науки. Менялась ориентация культуры - от религиозной картины мира до пантеистической, порой научной.

Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья».  Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

Новая эпоха  осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа  мышления и чувствования, откуда и  идет само название Ренессанс, т. е. Возрождение. В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

Неверно было бы считать, что Средневековье совсем не знало античности или полностью ее отвергало. В Средние века в Западной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния Старшего, любили Сенеку. Но при этом было сильное различие в отношении к античности в Средние века и в Возрождение. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение - как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

 

 

2. Антропоцентризм  философии Возрождения. Натурфилософия и проблема человека и общества

 

Как уже говорилось в предыдущем параграфе работы, в  центре внимания античности была природно-космическая  жизнь, в средние века - Бог и  связанная с ним идея спасения, а в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в Средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Нередко поэтому  можно встретить утверждение, что  именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие  личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV-XVI вв. нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку7.

С антропоцентризмом  связан характерный для Возрождения  культ красоты, и не случайно как раз живопись, изображающая, прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает наивысшее выражение8.

В эпоху Возрождения  философия вновь обращается к  изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI в. по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе  как несамостоятельной сфере. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого пантеизм означает «всебожие». Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493-1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил - с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята исходя из трех алхимических элементов - ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера - душе, а соль - телу. Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела «заведует» душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.

Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV-XVI вв. Хотя оно и имеет точки соприкосновения с античным представлением о природе как целостном и даже одушевленном космосе, но существенно отличается от этого представления своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленными существами и неодушевленными стихиями - огнем, воздухом, водой и землей. Гораздо ближе к возрожденческому способу мышления был неоплатонизм, тем более что он еще с XIII-XIV вв. воспринимался как антитеза аристотелизма поздней схоластики. У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в Средние века как языческое, а теперь, напротив, все чаще ставилось на место трансцендентного христианского Бога. С помощью этого понятия натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.9

 

 

3. Выдающийся мыслитель Возрождения: Н. Кузанский

 

Одним из характерных  представителей ренессансной философии  был Николай Кузанский (1401-1464). Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой  и возрожденческой трактовками  бытия10.

Николай Кузанский, как и большинство философов  его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с  центрального для них понятия  единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность «иному», не-единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел - беспредельному. Николай Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «Единое есть все» - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно11.

Эта формула  неприемлема для христианского  теизма, принципиально отличающего  творение (все) от Творца (единого); но, что не менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые  никогда не отождествляли единое со «всем». Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Николай Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть. Поэтому оно характеризуется как «максимум», единое же - как «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) - максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, он обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того - с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар12.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения