Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения.
Основные философские направления эпохи Возрождения.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 70.24 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный  аграрный университет имени Петра  I»

 

 

Кафедра философии

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

Выполнил:

Студент-заочник

 А-2-1а

Новикова И. С.

Шифр 11063

 

Проверил:

_____________

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж  2012г

Тема № 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

  1. Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения.
  2. Основные философские направления эпохи Возрождения.

 

1.Новую эпоху - эпоху Возрождения - вызвали к жизни социально-экономические изменения, которые сопровождались переменами в умонастроениях. Это было связано с процессом секуляризации, то есть постепенным освобождением различных областей культурной и общественной жизни из-под влияния религии и церкви.

Произошел сдвиг в сторону антропоцентризма, что означало понимание человека как творческой личности, а творчества - как первостепенного достоинства  человека. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство. Разносторонность - идеал возрожденческого человека, хотя этот идеал оказался исторически ограниченным, так как гармоничное, всестороннее развитие было доступно лишь немногим, но не всем.

В этот период возникает новая культура, получившая название гуманизма, которая ориентировалась на свободомыслие и светский индивиду ализм.

Определяющим элементом культуры эпохи Возрождения (наряду с разносторонностью) было признание интересов и прав человека, личности, ранее игнорировавшиеся господствовавшими феодальными порядками и религиозной моралью аскетизма. Уже в эту эпоху обнаружилось, что характерная черта буржуазной культуры - индивидуализм.

Для характеристики материалистического  мировоззрения в изучаемую эпоху  большое значение имело появление  натурфилософии - учения о природе, свободного от подчинения теологическим умозрениям. Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, то есть, не отрицая напрямую существования Бога, она отождествляла его с природой.

Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками.

Новая эпоха вызвала к жизни  новые представления о сущности общества, о природе человека и  т.д. Один из главных моментов нового взгляда на общество - понимание общества как суммы независимых друг от друга индивидов.

 

2.Основными направлениями философии эпохи Возрождения являются: гуманистическое, неоплатоническое, натурфилософское, реформационное, политическое, утопическо-социалистическое.

Гуманистическое направление (XIV-XV вв. - Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла) в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви.

Неоплатоническое направление (сер. XV-XVI вв.), было представлено Н. Кузанским, Дж, Пико делла Мирандолой, Парацельсом и другими, которые развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма.

Для мыслителя-гуманиста Пико делла Мирандола {1463—1494) основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения. Пико делла Мирандола исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о “срединном” положении человека между миром земным, материальным, и божественным. Человек, созданный Богом, обладая свободой воли, может стать своим собственным скульптором: человек сам творит свою судьбу. Религиозные его воззрения являли собой пантеизм, который позже получил свое развитие у Б. Спинозы.

Пантеистические воззрения этого  мыслителя сближали его с Николаем Кузанским - теолога (он был кардиналом при папе Пие II), философа, крупного ученого, особенно в области математики, астрономии и географии. Его считают родоначальником немецкой философии.

Кузанец (назван так по месту рождения — Куза на Мозеле), принадлежавший к ордену августинцев, утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Вселенной. Он оказал большое влияние на Дж. Бруно, которому особенно импонировало учение о бесконечности мира и гелиоцентрическое мировоззрение. В этом Кузанец был прямым предшественником Н. Коперника. Он буквально произвел революцию в астрономии, разрушив космологическую систему Платона, Аристотеля и Птолемея и утвердив систему гелиоцентризма. Кузанец развил идеи взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе. Он утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность своего ума (“человек есть его ум”) как бы уподоблялся Богу. Мысли Кузанца о совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге по своему содержанию и форме утонченно-диалектичны. Также диалектична и его идея о соотношении части и целого — отдельное свидетельствует о предсуществовании целого. Он рассуждал и о границах применения закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.

К натурфилософскому направлению (XVI - нач. XVII вв.), принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие, пытавшиеся развенчать ряд положений учения церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.

Воззрения Джордано Бруно (1548—1600), являющегося  философом и поэтом, характеризуются  как пантеизм (pan — все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся “Богом в вещах”. Разделяя космологическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет “монада монад”, или Бог, Как целое она Проявляется во всем единичном по принципу “все во всем”. Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении “героического энтузиазма”, безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, с Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др. 17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади ветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения.

Джордано Бруно как личность вызывает восхищение. Когда инквизиция начала преследовать Бруно, он так сформулировал  свой принцип: “Меня мало интересует то обстоятельство, что мои идеи могут противоречить взгляду  многих лиц, раз они согласуются  с разумом и опытом” На заседаниях суда инквизиции он был невозмутимо  спокоен. Только один раз он нарушил  молчание: выслушав приговор, сказал: “Мне кажется, что вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю”. Думая, что страх заставит его отречься от своих убеждений, ему дали неделю срока, но неделя прошла, а Бруно остался непреклонен.

Реформационное направление (XVI-XVJI вв.) стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между церковью и верующими. Его представители - Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.

Политическое направление Ренессанса было обусловлено тем, что эпоха Возрождения явилась временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии против экономических и политических установлений феодализма, отсюда - напряженный интерес к осмыслению социально-политической практики. Его представители - М. Монтень, И. Альтузий, Н. Макиавелли.

Монтень провозглашал идею естественного  равенства людей и идеализировал  “естественное состояние” человечества, считая, что счастливая жизнь и  исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием  сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. Эти  идеи нашли свое яркое выражение  в воззрениях Ж.Ж. Руссо. Вообще Монтень  пользовался исключительным влиянием среди своих соотечественников  в эпоху Просвещения.

Утопическо-социалистическое направление XV-XV1I вв. (представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнивании, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

В заключение следует отметить многообразие проблем, подходов, решаемых мыслителями Возрождения. Натурфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), находясь под воздействием успехов естествознания и античной философии, разрабатывали проблему материи. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма - Валла, Монтень, Галилей, пантеистическую - Кузанский, Бруно. Из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира. При этом предполагалось, что целое - Вселенная - отражается в любой части индивидуально, в том числе в человеке, высшем совершенстве природы. Философы стремились к объяснению существования единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его как процесс, подчиненный причинно- следственным закономерностям.

Мыслители эпохи Возрождения явили  собой образец мужества в борьбе против реакционной идеологии отживавшего феодального общества.

 

Контрольные вопросы по теме

 

  1. Какие направления в философии оформились в эпоху Возрождения? Назовите мыслителей эпохи Возрождения.

 

Основными направлениями философии  эпохи Возрождения являются:

  • Гуманистическое (Данте Алигье- ри, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла);
  • Неоплатоническое (Н. Кузанским, Дж, Пико делла Мирандолой, Парацельсом);
  • Натурфилософское (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей);
  • Реформационное (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский);
  • Политическое (М. Монтень, И. Альтузий, Н. Макиавелли);
  • Утопическо-социалистическое (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

 

  1. В чем отличие взглядов на человека в эпохи средневековья и Возрождения?

 

Двойственность положения человека - важнейшая черта средневековой  мысли. В средневековом мышлении человек выше космоса и должен быть господином природы, но в силу своего грехопадения он не властен  даже над собой и полностью зависит от милости Бога.

Определяющим элементом культуры эпохи Возрождения (наряду с разносторонностью) было признание интересов и прав человека, личности, ранее игнорировавшиеся господствовавшими феодальными порядками и религиозной моралью аскетизма. Уже в эту эпоху обнаружилось, что характерная черта буржуазной культуры – индивидуализм.

 

  1. В чем отличие пантеизма от атеизма? Почему пантеистические взгляды мыслителей встречали противодействие со стороны церкви?

 

Пантеи́зм — религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир.

В пантеизме находит  выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.

Атеи́зм в широком смысле — отрицание веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует. В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование любого из богов. Атеизм противоположен теизму, понимаемому в самом общем случае как вера в существование как минимум одного бога. Атеизм часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. По отношению к религии атеизм — мировоззрение, отрицающее религию как веру в сверхъестественное.

Для атеизма характерна убеждённость в самодостаточности  естественного мира (природы) и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий, в том числе религий откровения. Многие из тех, кто считает себя атеистами, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Большая часть атеистов является сторонниками светских философий, таких как гуманизм и натурализм. Не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения