Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развившихся в Европе в XIV – XVII в.в., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремлённость к человеку, вера в его великий духовный и физический потенциал. Философия Возрождения носила жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Содержание

1. Предпосылки и причины возникновения философии эпохи Возрождения. 3
2. Антропоцентризм и проблема личности. 4
3. Философия эпохи Возрождения. 4
Гуманизм 4
Неоплатонизм 7
Натурфилософия 9
4. Социально-политическая философия эпохи Возрождения. 10
Философия Реформации 10
Политическая философия 12
Социалистическо-утопическое направление 12
ЛИТЕРАТУРА 14

Вложенные файлы: 1 файл

Философия эпохи возрождения.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство образования

ГОУ ВПО

ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра электроснабжение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

По дисциплине: Философия  

                           На тему: «Философия эпохи Возрождения» 
 

                                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

________________ 

«___»_______200 г. 
 
 
 

Чита 2007г.

                                         ОГЛАВЛЕНИЕ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1. Предпосылки и причины возникновения философии эпохи Возрождения.

    Философией  эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развившихся в Европе в XIV – XVII в.в., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремлённость к человеку, вера в его великий духовный и физический потенциал. Философия Возрождения носила жизнеутверждающий и оптимистический характер.

    Эпоха Возрождения – это период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин «Возрождение»  употребляется для того, чтобы  обозначить стремление ведущих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности.

    Возникновению философии в эпоху Возрождения  способствовало множество факторов. Благодаря совершенствованию орудий труда началось усиленное развитие ремесел. Появилось много товаров, что привело к развитию торговли и новых производственных отношений. Усилилось значение городов, превращённых в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и церкви. Происходило укрепление, централизация европейских государств и усиление светской власти. Церковь всё более отставала от жизни, её схоластическая философия не отвечала требованиям времени и не удовлетворяла умы образованной части общества. Во многих европейских городах были открыты университеты. Пытливые умы совершали научно-технические открытия в области медицины и астрономии. Появилось много изобретений. Эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных отношений.

    Социально экономические изменения сопровождались существенными переменами в умонастроениях. Эти перемены были связаны, прежде всего, с процессом секуляризации, т.е. освобождения от религии и церковных институтов, происходивших во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви преобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия.

    Новая эпоха осознаёт себя как возрождение  античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования. В действительности ренессансный человек, и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляло себя средневековому христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несёт в себе такие черты, которые не были свойственны античности.

    Важнейшей отличительной чертой мировоззрения  эпохи Возрождения оказывается  его ориентация на искусство: если средневековье  можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой художественно – эстетической. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское направление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. 

    2. Антропоцентризм и проблема личности. 

    В эпоху Возрождения как никогда  раньше возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всём многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится уникальность и своеобразие каждого индивидуума. Художественный вкус ренессансного человека распознавал и подчёркивал это своеобразие. Оригинальность и непохожесть на других становятся важнейшим признаком великой личности. Поэтому существует мнение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если отождествить понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность – это категория эстетическая, в то время как личность – категория нравственно-этическая. Если рассматривать человека с точки зрения того, как  и чем он отличается от всех остальных, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника. К поступкам человека мы применяем в данном случае только один критерий личности – критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим различием. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности – способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением человеческой личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XVI – XVII в.в. не редко сопровождалось крайностями индивидуализма. Тем не менее, в эпоху Возрождения утверждалась вера в безграничные возможности и достоинство человека.  

    3. Философия эпохи Возрождения. 

    В философии эпохи Возрождения  принято выделять  следующие основные направления: гуманистическое, неоплатоническое, натурфилософское, социально–политическое.

    Гуманизм, как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV в.в. Его центром была Италия. В это время сложились основные черты гуманизма: его антицерковная и антисхоластическая направленность, антропоцентризм, жизнеутверждающий характер и оптимизм. Но главной чертой этого направления являлось стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека. В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он всё чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции даже в том случае, когда он, как художник, учёный или философ вносил существенно новый вклад в традицию,- индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

    Именно  эпоха Возрождения дала миру ряд  выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремлённостью, огромной энергией.

    Разносторонность  – вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика – таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Альберти. В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, цеху и т.д. и достигал мастерства именно в своей сфере, ренессансный мастер, освобождённый от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои интересы, видит высшую задачу именно во всесторонности своих знаний и умений.

    Здесь необходимо учесть один момент. Известно, сколько всевозможных практических навыков и умений должен иметь любой крестьянин – как в средние века, так и в любую другую эпоху,- для того чтобы исправно вести своё хозяйство. Его знания относятся не только к земледелию, но и к другим областям деятельности: он сам строит свой дом, сам ремонтирует свою нехитрую технику, разводит домашний скот, шьёт, ткёт и т.д. и т.п. Но эти знания и навыки не становятся у крестьянина самоцелью, а потому не делаются предметом демонстрации. Стремлению стать выдающимся мастером – художником, поэтом, учёным и т.д. содействует общая атмосфера, окружающая одарённых людей буквально религиозным поклонением: их чтили, как в античности героев, а в средние века святых.

    Возрожденческое понимание человека отличается от античного  и средневекового. Гуманист XV века, Джованни Пико делла Мирандола в своём произведении «Речи о достоинстве человека» повествует о том, что сотворив человека и поставив его в центре мира, Бог обратился к нему с такими словами: «Не даём мы тебе, о Адам, ни определённого места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя и предоставляю».

    Это совсем не античное представление о  человеке. В античности человек был  природным существом, в том смысле, что его границы были определены природой,  и от него зависело только то, последует ли он природе  или же отклонится от неё. Отсюда рационалистический характер древнегреческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия: человек должен познать, в чём состоит добро, а, познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признаёт природу своей владычицей, а не себя – владыкой природы.

    Джованни  Пико говорит о человеке, которому Бог дал свободную волю, и который  сам должен решить свою судьбу, определить своё место в мире. Здесь человек не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. В эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а  в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения.

    Такой силы, такой власти над всем существующим, в том числе и над самим  собой, человек не чувствовал ни в античности, ни в средние века. Ему не нужна теперь милость Бога, без которой, в силу своей греховности, он, как полгали в средние века, не мог справиться с недостатками собственной несовершенной природы. Он сам теперь творец, а поэтому фигура художника – творца становится как бы символом Ренессанса.

    В эпоху Возрождения всякая деятельность – будь то деятельность художника, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта –  воспринимается иначе, чем в античности или в средние века. У древних  греков созерцание ставилось выше деятельности. Созерцание приобщает человека к тому, что вечно есть, к самой сущности природы, в то время как деятельность погружает его в преходящий, суетный мир «мнения».

    В средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианство рассматривает  труд, как своего рода искупление за грехи («в поте лица твоего будешь есть хлеб твой») и не считает больше труд, в том числе и физический, занятием рабским. Однако высшей формой деятельности признавалась лишь та, что ведёт к спасению души, а она во многом сродни созерцанию: это молитва, чтение священных книг, богослужебный ритуал. И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сакральный характер. С её помощью человек не только удовлетворяет свои земные нужды: он создаёт новый мир, создаёт красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя.

    И не случайно именно в эпоху Возрождения  размывается грань, которая существовала между наукой, практически-технической  деятельностью, которую именовали  «искусством» и художественной фантазией. Инженер и художник теперь не просто «искусник», каким был для античности и средних веков: теперь он творец. Отныне художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству.

    Такое понимание человека далеко от античного, хотя гуманисты и осознают себя возрождающими античность. Водораздел между античностью и Ренессансом был проведён христианством, которое вырвало человека из космической стихии, связав его с трансцендентным творцом мира. Личный, основанный на свободе союз с творцом встал на место прежней - языческой – укорененности человека в космосе. Человеческая личность приобрела невиданную ранее ценность. Но вся эта ценность личности в средние века покоилась на союзе человека с Богом, то есть не была автономной: сам по себе, в оторванности от Бога человек никакой ценности не имел.

      В эпоху Возрождения человек  стремиться избавиться от своего трансцендентного корня, ища точку опоры не столько в космосе, из которого он за это время как бы вырос, сколько в самом себе, в своей углубившейся душе и в своём - открывшемся ему теперь в новом свете – теле, через которое ему теперь по иному видится и телесность вообще. Не случайно, как раз живопись изображающая прежде всего прекрасное человеческое лицо и тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников – Боттичелли, Леонардо да Винчи,  Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает своё наивысшее выражение.

    По  своему жанру гуманистическая философия  сливалась с литературой. Наиболее известные философы – гуманисты  одновременно были писателями. К ним, прежде всего, относятся поэт и философ Франческа Петрарка, который считался родоначальником гуманизма, Данте Алигьери, Лоренцо Вала.

Информация о работе Философия эпохи возрождения