Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:39, контрольная работа

Краткое описание

1. Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения.
2. Основные философские направления эпохи Возрождения.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 

 

1. Характерные черты мировоззрения  эпохи Возрождения.

2. Основные философские направления  эпохи Возрождения. 

 

1. Новую эпоху – эпоху Возрождения  – вызвали к жизни социально-экономические  изменения, которые сопровождались  переменами в умонастроениях. Это было связано с процессом секуляризации, то есть постепенным освобождением различных областей культурной и общественной жизни из-под влияния религии  и церкви.

Произошел сдвиг в сторону антропоцентризма, что означало понимание человека как творческой личности, а творчества – как первостепенного достоинства человека. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство. Разносторонность – идеал возрожденческого человека, хотя этот идеал оказался исторически ограниченным, так как гармоничное, всестороннее развитие было доступно лишь немногим, но не всем.

В этот период возникает новая культура, получившая название гуманизма, которая  ориентировалась на свободомыслие  и светский индивидуализм.

Определяющим элементом культуры эпохи Возрождения (наряду с разносторонностью) было признание интересов и прав человека, личности, ранее игнорировавшиеся господствовавшими феодальными  порядками и религиозной моралью  аскетизма. Уже в эту эпоху  обнаружилось, что характерная черта буржуазной культуры – индивидуализм.

Для характеристики материалистического  мировоззрения в изучаемую эпоху  большое значение имело появление  натурфилософии – учения о природе, свободного от подчинения теологическим  умозрениям. Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, то есть, не отрицая напрямую существования Бога, она отождествляла его с природой.

Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться  через призму теологии. Эти области  бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками.

Новая эпоха вызвала к жизни  новые представления о сущности общества, о природе человека и  т.д. Один из главных моментов нового взгляда на общество – понимание  общества как суммы независимых друг от друга индивидов.

2. Основными направлениями философии  эпохи Возрождения являются: гуманистическое,  неоплатоническое, натурфилософское, реформационное, политическое, утопическо-социалистическое.

Гуманистическое направление (XIV-XV вв. – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла) в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви.

Неоплатоническое направление (сер. XV-XVI вв.), было представлено Н. Кузанским, Дж. Пико делла Мирандолой, Парацельсом и другими, которые развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма.

К натурфилософскому направлению (XVI – нач. XVII вв.), принадлежали Николай  Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие, пытавшиеся развенчать ряд положений учения церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.

Реформационное направление (XVI-XVII вв.) стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между церковью и верующими. Его представители – Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.

Политическое направление Ренессанса было обусловлено тем, что эпоха  Возрождения явилась временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии против экономических и политических установлений феодализма, отсюда – напряженный интерес к осмыслению социально-политической практики. Его представители - М. Монтень, И. Альтузий, Н. Макиавелли.

Утопическо-социалистическое направление XV-XVII вв. (представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнивании, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

В заключение следует  отметить многообразие проблем, подходов, решаемых мыслителями Возрождения. Натурфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), находясь под воздействием успехов естествознания и античной философии, разрабатывали проблему материи. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма – Валла, Монтень, Галилей, пантеистическую – Кардано, Кузанский, Бруно. Из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира. При этом предполагалось, что целое – Вселенная – отражается в любой части индивидуально, в том числе в человеке, высшем совершенстве природы. Философы стремились к объяснению существования единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его как процесс, подчиненный причинно-следственным закономерностям.

Мыслители эпохи Возрождения  явили собой образец мужества в борьбе против реакционной идеологии отживавшего феодального общества. 

 

Контрольные вопросы  по теме.

  1. Какие направления в философии оформились в эпоху Возрождения? Назовите мыслителей эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения  были сформированы три направления, они подразделяются в зависимости от ответа на вопрос:

1. Какова субстанция мира, выделяются такие направления, как материализм и идеализм.

Материализм – философское направление, сторонники которого считают, что первоосновой мира является материя, благодаря которой появляется сознание и духовная реальность. Материалистами были, например, Демокрит, Ж.О. Ламетри, П. Гольбах, К. Маркс.

Идеализм – философское направление, сторонники которого считают, что первоосновой мира является духовная сущность (например, идеи, всеобщий разум, абсолютный дух), которая формирует и организует материю. Идеалистами были, например, Платон, Августин Блаженный, Б. Спиноза, Г.В.Ф. Гегель. Идеализм делится на субъективный и объективный.

Субъективный идеализм (Дж. Беркли, И. Фихте) – философское направление, сторонники которого считают, что первоосновой мира является индивидуальное сознание, человеческое Я, которое формирует остальной мир.

Объективный идеализм (Платон, Б. Спиноза, Г.В.Ф. Гегель) – философское направление, сторонники которого считают, что первоосновой мира является независимая от человека духовная сущность (идеи, всемирный разум).

 

2. Рациональна ли субстанция мира, выделяют такие направления, как рационализм и иррационализм.

Рационализм – философское направление, сторонники которого считают, что первооснова мира разумна, познаваема и поэтому мир тоже разумен, гармоничен, упорядочен, закономерен и познаваем. Рационалистами были, например, Демокрит, Платон, Дж. Беркли, К. Маркс, Г.В.Ф. Гегель.

Иррационализм – философское направление, сторонники которого считают, что первоосновой мира является некая стихийная беспорядочная неразумная сила, поэтому мир, пронизанный этой силой, не имеет гармонии, внутреннего логического порядка и законов, и непознаваем с помощью разума. Иррационалистами были, например, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, А. Бергсон.

3. Что является основанием достоверного познания мира, выделяют такие направления, как рационализм и эмпиризм.

Рационализм – (от лат. ratio – разум) философское направление, сторонники которого считают, что истинные знания о мире можно получить только с помощью разума. Рационалистами были, например, Платон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза.

Эмпиризм – (от греч. empeiria – опыт) философское направление, сторонники которого считают, что истинные знания о мире можно получить только с помощью опыта. Эмпиристами были, например, Дж. Беркли, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Д. Юм.

Кроме этого, в области гносеологии  существуют такие направления как:

Агностицизм – философское направление, сторонники которого считают, что человек не может познать истинные сущности вещей и мира. Агностиками были, например, И. Кант, Д. Юм.

Скептицизм – философское направление, сторонники которого отрицают возможность достоверного знания и считают, что человек всегда должен сомневаться в том, что он знает. С точки зрения, скептицизма, человек не может иметь окончательные знания об истине и лжи. Скептиками были, например, Пиррон, Секст Эмпирик, Д. Юм.

2.В чем отличие взглядов на человека в эпохи средневековья и Возрождения?


Информация о работе Философия эпохи возрождения