Диоген Синопский — древнегреческий философ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:09, реферат

Краткое описание

Самый естественный из всех мудрецов Древней Греции, Диоген не оставил письменных собраний сочинений. О нем сохранились лишь рассказы современников. Его не-полный тезка — писатель Диоген Лаэртский собрал эти рассказы, из которых мы можем узнать о жизни и взглядах Диогена. Феофраст рассказывает, что Диоген понял, как надо жить, когда поглядел на пробегавшую мышь, которая не нуждалась и подстилке, не пугалась темноты и не искала никаких лишних наслаждений.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Диоген Синопский — древнегреческий философ  

 Самый естественный  из всех мудрецов Древней Греции, Диоген не оставил письменных  собраний сочинений. О нем сохранились  лишь рассказы современников. Его не-полный тезка — писатель Диоген Лаэртский собрал эти рассказы, из которых мы можем узнать о жизни и взглядах Диогена. Феофраст рассказывает, что Диоген понял, как надо жить, когда поглядел на пробегавшую мышь, которая не нуждалась и подстилке, не пугалась темноты и не искала никаких лишних наслаждений. По некоторым сведениям, он первый стал складывать вдвое свой плащ, потому что ему приходилось не только носить его, но и спать на нем; Он носил суму, чтобы хранить в ней пищу, и всякое место было ему одинаково подходящим и для еды, и для сна, и для беседы. Однажды в письме он попросил кого-то позаботиться о его жилище, но тот про¬мешкал, и Диоген устроил себе жилье в глиняной бочке в храме Матери богов. Желая всячески закалить себя, летом он ложился на горячий песок, а зимой обнимал статуи, запорошенные снегом. Босыми нога-ми он ходил но снегу, и даже пытался есть сырое мясо, но не смог его переварить. Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчик превзошел меня простотой жизни». Он выбросил и миску, когда увидел мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба. Рукоблудствуя на глазах у всех, он приговаривал: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!». 
     Говорил он также, что судьбе он противопоставлял мужество, закону — природу, страстям — разум. Часто он объявлял во всеуслышание, что боги даровали людям легкую жизнь, а те омрачили ее, выдумывая медовые сласти, благовония и тому подобное. По той же причине он сказал человеку, которого обувал его pаб: «Ты был бы вполне счастлив, если бы он заодно и тебя подтирал; отруби же себе руки, тогда так оно и будет».  
     Он просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, Диоген сказал: «Чтобы приучить себя к отказам». С другой стороны, когда он был голоден, он не стеснялся просить милостыню у людей. В трудный период своей жизни, когда он очень нуждался, Диоген попросил у кого-то подаяния. На вопрос, почему этот человек должен подать ему милостыню, Диоген ответил: «Если ты подаешь другим, то дай и мне; если нет, то начни с меня». 
     Однажды он рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он принялся верещать по-птичьему, и тут же собрались люди. Тогда Диоген пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются а ради важных вещей не пошевелятся. Он говорил, что люди соревнуются, кто кого столкнет пинком в канаву, но никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым. Он удивлялся, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом, а риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать. Его сердило, что люди при жертвоприношении просят богов о здоровье, а на пиру после жертвоприношения объедаются во вред здоровью. 
         Диоген учил людей жить естественно и просто, но мало кто из его современников последовал его примеру.
 
 

Афоризмы

  • Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
  • Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
  • Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.
  • Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.
  • Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.
  • Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
  • Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
  • Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДИОГЕН  СИНОПСКИЙ (ок. 408–323 до н.э.) – древнегреческий философ, родоначальник движения киников. Имя Диоген в истории греческой философии прочно связано с эпатирующим образом жизни и блестящими афоризмами на грани и за гранью дозволенного. Его сочинения утрачены, все сведения черпаются из позднейшей историко-философской литературы (см. Диоген Лаэртий. Жизни философов, VI 20–80).

Диоген пришел к философии и стал учеником Антисфена после неудачных занятий семейным делом. Согласно Лаэртию, отец Диогена заведовал казенной меняльной лавкой, а Диоген – чеканным цехом. Однако родитель попытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет, но сомневающийся Диоген якобы отправился в Дельфы, где Аполлон устами оракула посоветовал ему «сделать переоценку ценностей», что Диоген понял буквально, стал подделывать монеты и вскоре был осужден вместе с отцом. Согласно другой версии, отец был осужден, Диоген убежал один, и направился в Дельфы, чтобы спросить: что ему сделать, чтобы прославиться. Получив упомянутый ответ, Диоген отправился в Афины, где стал последователем Антисфена.

После смерти Антисфена  Диоген творчески развивал и радикализировал усвоенные в его школы взгляды. «Переоценка ценностей», с которой Диоген вступил на сцену греческой философии, выразилась прежде всего в отказе от традиционных ценностей цивилизации и призыве обратиться к «природе». Прозвание «киник» (от греч. кион, собака), как считается, возникло от названия школы Антисфена, располагавшейся в гимнасии по названию Киносарг (что можно перевести как Белый или Зоркий пес). Одевался Диоген следующим образом: короткий плащ на голое тело, босые ноги, сума через плечо и дорожный посох; было знаменито также его жилище: он жил в глиняной бочке на афинской площади. Основное время проводил в странствиях по Греции, называя себя гражданином не государства-полиса, а всего космоса – «космополитом» (впоследствии этот термин широко использовали стоики).

Основным содержанием  учения Диогена была моралистическая проповедь идеала жизни согласно природе и аскетическому воздержанид во всем, что касается телесных потребностей. Строгий обличитель всякой сексуальной невоздержности (особенно подростковой и женской проституции), сам был известен афинским обывателям как «бесстыдник», склонный к различным непристойным жестам, чем выказывалось его презрение к нормам и «законам» человеческого существования.

Популярностью пользовались некоторые «практические» акции Диогена: Платон дал определение  понятия «человек»: животное о двух ногах, без перьев – в ответ  Диоген ощипал петуха и явился с ним в Академию: «вот человек Платона!» (после этого к определению добавили: и с плоскими ногтями). Среди бела дня бродил по Афинам со светильником в руке и возглашал «Ищу человека!».

Презрение к  славе и власти, как наиболее яркому ее воплощению, отразилось в беседах Диогена с Александром Македонским, когда на слова царя «Проси у меня, чего хочешь!» последовал ответ «Не засти мне солнца». Диоген говорил, что философия подготовила его к любым поворотам судьбы, и более всего ценил в жизни «свободу высказываться». 
 
 
 
 

Биография - ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 404 - ок. 323 до н. э.)

Диоген Синопский  родился около 404 г. до н. э. Был ярким  представителем школы киников, последователем основателя школы Антисфена. Диоген считал идеальным первобытное общество, а потому решительно отвергал цивилизацию, государство, культуру,. Не признавал патриотизма, называл себя космополитом, и вслед за Платоном отвергал семью, проповедуя общность жен. Выказывал абсолютное равнодушие к жизненным удобствам и, не имея собственного жилья, поселился в бочке. 
  О нем сохранилась притча. Александр Македонский захотел озолотить Диогена и, подойдя к бочке, в которой обосновался философ, спросил: «Что бы ты хотел получить от меня, Диоген?» Диоген спокойно отозвался: «Чтобы ты отошел, поскольку загораживаешь мне солнце». 
  Из всех гражданских и человеческих категорий бытия он признавал лишь одну — аскетическую добродетель. Умер около 323 г. до н. э.

Высказывания, цитаты и афоризмы Диоген

·  Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.

·  Льстец — самое опасное из ручных животных.

·  Все находится во власти богов; мудрецы — друзья богов; но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.

·  Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

·  Народу много, а людей немного.

·  Однажды Диоген вылез из своего жилища — бочки — среди ясного дня с зажженным фонарем и стал что-то или кого-то искать. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь, Диоген?» И философ ответил: «Ищу человека!»

·  Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.

·  Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.

·  С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.

·  Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.

·  Те, кто содержит животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

·  Торжество над самим собой есть венец философии.

·  Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным. 

Из  этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.  
Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?  
 
 

Информация о работе Диоген Синопский — древнегреческий философ