Древнегреческая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Древнегреческая философия возникла не в собственной Греции, не на Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира - в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками и развивших раньше, чем это произошло в самой Греции, рабовладельческую промышленность, торговлю и выросшую на их основе духовную культуру. Последняя создавалась не только гением высокоодаренного народа, но, как уже сказано выше, была обусловлена также и его связями со странами более древних восточных цивилизаций Вавилона, Финикии и Египта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
Милетская школа……………………………………………………………..стр.4
Фалес…………………………………………………………………………..стр.5
Анаксимандр………………………………………………………………….стр.7
Анаксимен……………………………………………………………………стр.11
Заключение…………………………………………………………………..стр.17
Список литературы………………………………………………………….стр.19

Вложенные файлы: 1 файл

Работа..docx

— 37.03 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………стр.3

Милетская школа……………………………………………………………..стр.4

Фалес…………………………………………………………………………..стр.5

Анаксимандр………………………………………………………………….стр.7

Анаксимен……………………………………………………………………стр.11

Заключение…………………………………………………………………..стр.17

Список литературы………………………………………………………….стр.19 

Введение:

      Древнегреческая философия возникла не в собственной  Греции, не на Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира - в ионийских городах западного  побережья Малой Азии, основанных греками и развивших раньше, чем  это произошло в самой Греции, рабовладельческую промышленность, торговлю и выросшую на их основе духовную культуру. Последняя создавалась  не только гением высокоодаренного народа, но, как уже сказано выше, была обусловлена также и его связями  со странами более древних восточных  цивилизаций Вавилона, Финикии и Египта.

      Первые  материалистические учения на грани  VII-VI веков до н. э. возникли в Милете - крупнейшем в VI в. до н. э. из всех малоазиатских греческих городов. С конца VII до конца VI в. до н. э. здесь жили и учили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

      Направленность  их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. Греческая же мифология была религией природы, и одним из важнейших  вопросов в ней был вопрос о  происхождении мира. Но между мифологией и философией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто  родил все сущее, а философия  спрашивала, из чего оно произошло. В "Теогонии" Гесиода читаем, что  раньше всего возник Хаос, затем  Земля, Тартар (подземное царство) и  Эрос - любовное влечение, Хаос породил  Ночь и Мрак, от их любовного союза  возникли День и Эфир. Все три  первых милетских философа сочетали философское исследование, а также  зачатки научного исследования с  запросами и задачами разносторонней практической деятельности. Поэтому  они оказались одновременно создателями  первых в Древней Греции астрономических, математических, физических и биологических  понятий и догадок, конструкторами первых простейших научных приборов, а также авторами первых основанных на наблюдении предсказаний астрономических  и метеорологических явлений. 

 

     Милетская школа.

     Милетская школа, первая наивно-материалистическая школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром  и Анаксименом (6 в. до н. э.). Название получила по имени города Милет в  Ионии (западное побережье Малой  Азии). Милетская школа знаменовала  начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием  явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей («первоначало»). Для Фалеса это - вода, для Анаксимандра - неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена - воздух. Рассматривая мир как живое целое, Милетская школа не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости (жизни); сама же одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества

     Зарождение  античной науки. Несмотря на наличие в предфилософские времена в Элладе различных специальных знаний, древнегреческая наука возникает одновременно с философией. Однако античная традиция единодушна в том, что первые античные философы прошли предварительное обучение в Египте и частично в Вавилонии, где они усвоили достижения ближневосточной протонауки. Согласно известному мифу, сама Европа - финикиянка, похищенная Зевсом. Брат Европы Кадм, оказавшись в Греции в поисках сестры, не только основал Фивы, но и принес грекам финикийский алфавит.

     Милетская школа известна как первая философская  школа. В ней впервые сознательно  был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия  в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь  стоит вопрос о сущности мира. И  хотя отдельные представители милетской  школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.

     Первый  из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно в 640-562 гг. до н. э. Происходил он из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью. Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря развитию Милета, а также его выгодному положению и торговым контактам. Милет поддерживал торговые связи с Египтом, Персией и Индией. Сам Фалес очень много путешествовал и собирал все доступные сведения, и знания. Интересовался, в частности, астрономией, геометрией и арифметикой. Вавилонское образование дало ему возможность познакомиться с работами халдейских ученых. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.

     Фалес, занимавшийся, помимо философских размышлений, астрономией и геометрией, гидроинженер и толковый политик, считался одним  из умнейших людей Древней Греции. Его имя неизменно упоминалось  в списке семи величайших мудрецов древности, он «первым был назван мудрецом». Однако заслуга Фалеса не только в том, что он сам по себе был замечательным человеком, получившим заслуженное признание среди  своих современников и потомков, имя которого не затерялось в толще  веков и известно до наших дней, не только в том, что с него начинается история древнегреческой и европейской философии. Он ещё оставил после себя учеников, составивших так называемую (по месту жительства мыслителей) милетскую школу философии.

     Интересной  является мысль, относящаяся к разделению "небесной сферы". Согласно Фалесу, она делится на пять полос, из которых  одна называется арктической (она постоянно  видима), вторая полоса - летняя тропическая, третья - равноденствия, четвертая - зимняя тропическая и пятая - антарктическая (постоянно невидимая).

     Во  время своих странствий в Вавилон  и Египет он знакомится с местным  сравнительно развитым земледелием, которое  способствовало формированию определенных геометрических знаний. Фалес, с чем  согласно большинство античных авторов, знания не только перенимал, но и попытался  упорядочить их в определенную систему. Он сформулировал ряд положений, касающихся, в частности, особых случаев  треугольника, например в случае равнобедренного  треугольника углы при основании  равны. До сих пор известна так  называемая формула Фалеса: «Все углы над гипотенузой (в случае вписанного в окружность треугольника, гипотенуза которого проходит через центр окружности) являются прямыми».

     Значительны и его знания, касающиеся отношений  прямоугольных треугольников. Он определил  условия подобия треугольников, имеющих общую сторону и два  угла, прилегающие к ней. Ему приписывается  также положение о подобных углах при пересечении двух прямых.

     Разносторонние  интересы Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, геометрия в то время  была настолько развитой наукой, что  являлась определенной основой научной  абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

     Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль, как говорилось ранее, появляется уже в до-философской  космогонии. Однако подход Фалеса полностью  от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Учитывая математические успехи Фалеса, можно полагать, что к определению воды как основы всего сущего он подошел, исходя из «материального разнообразия путем метода абстракции».

     В праоснове Фалеса, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего  развития. Все остальное возникает  путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. В этом противоречивом понимании развития можно увидеть  определенную тягу к диалектической интерпретации действительности.

     С философскими и астрономическими взглядами  Фалеса тесно связаны его мысли, которые в наше время называют геологическими и географическими. О Земле Фалес полагал, что  она имеет форму диска. С пониманием воды как первоосновы связан его  взгляд на то, что Земля плавает  в бесконечной воде. Она имеет  поры и отверстия. Землетрясения  он объяснял как колебания Земли  на взволнованной водет Рационалистическому  подходу Фалеса отвечает и его  мысль о том, что причиной наводнений на Ниле являются пассатные ветры, которые  «встречным напором преграждают ему течение». (На самом деле действительной причиной наводнений в нижнем течении Нила являются тропические дожди в верхнем и частично в среднем течении.)

     Как видно, стихийно-материалистические взгляды  Фалеса были тесно связаны с развитием  античной науки, в частности математики и астрономии. Фалес, однако, не избегал  и практической жизни. Диоген Лаэртский  говорил о нем: «Можно думать, что  и в государственных делах  он был наилучшим советчиком» . О его практичности свидетельствует и следующий текста «...желая показать, что разбогатеть совсем не трудно, он однажды в предвиденье большого урожая оливок взял внаем все маслодавильни и этим нажил много денег» . Как мы увидим далее, использование связи науки и практики характерно не только для Фалеса и милетской школы, но и для всего дальнейшего античного материализма (и не только античного).

     Другим  выдающимся милетским философом  был Анаксимандр (611-546 до н. э.). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Судя по всему, был он учеником Фалеса.

     По  сохранившимся фрагментам можно  судить, что, подобно Фалесу, он прежде всего изучал природу. У него можно  найти мысли, которые углубляют  и развивают взгляды Фалеса, в  частности в области астрономии. В отличие от Фалеса он не уделял большого внимания геометрии. Некоторое  время Анаксимандр жил на острове  Самос, где определенную часть жизни  провел и Пифагор. Диоген Лаэртский  о нем пишет, что «суждения  свои он изложил по пунктам в сочинении, которое было еще в руках Аполлодора Афинского». Это говорит о том, что свои взгляды он, видимо, объединил в цельную систему, в виде которой их и излагал.

     Не  отрицая по существу учения Фалеса, его основного взгляда на мир, Анаксимандр в то же время считал, что вода, будучи промежуточным только между твердым и парообразным состояниями, не могла служить основой  всего сущего, поскольку каждая вещь происходит "из своих собственных  начал". Например, горячее и холодное - из теплого, белое и черное - из серого и т.п. Так что у каждого состояния, у каждой пары противоположностей должно быть свое, особое начало, особое промежуточное. Но в таком случае должно было быть и начало всех начал - первоначало, которое  порождает мир в целом. И оно  не может быть ни водой, ни какой-либо другой стихией (землей, воздухом, огнем), но это должна быть какая-то другая беспредельная природа, которая  в одинаковой степени присуща  всем стихиям. Эту бесконечную, активную, содержащую в себе противоположности  среду Анаксимандр называет “apeiron“ (апейрон). Именно в ней, по мысли философа, заключается причина всеобщего возникновения и уничтожения.

     Можно предположить, что Анаксимандр представлял  себе некую от точки к точке  изменяющуюся материальную среду, наподобие  перехода от белого цвета к черному. Это позволяло философу взглянуть  на нее с промежуточной позиции и увидеть противоположности как избыток и недостаток. Причем, посмотрев на каждую из противоположных сторон в отдельности с позиций их промежуточного, Анаксимандр мог увидеть новые противоположности и так без конца. Видимо такой взгляд и позволил Анаксимандру предположить, что апейрон включает в себя все виды противоположностей, которые порождают все тела "посредством различий в плотности и разреженности первоэлемента", что в свою очередь является основанием для рождения и гибели миров-небосводов, которое испокон веку повторяется по кругу.

Информация о работе Древнегреческая философия