Диоген Синопский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:23, доклад

Краткое описание

Диоген Синопский — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.
Он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья большой сосуд для вина, а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ». Отвергал цивилизацию, в частности государство, считая его лживым изобретением демагогов. Объявлял культуру насилием над человеческим существом и призывал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние; проповедовал общность жён и детей. Себя объявлял гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали; относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов.

Вложенные файлы: 1 файл

осн философии диоген.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Диоген Синопский — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.

Он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья большой сосуд для вина, а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ». Отвергал цивилизацию, в частности государство, считая его лживым изобретением демагогов. Объявлял культуру насилием над человеческим существом и призывал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние; проповедовал общность жён и детей. Себя объявлял гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали; относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов.

Вся история жизни и творчества этого мыслителя предстаёт как миф, созданный множеством историков и философов. Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера. Благодаря своей оригинальности Диоген является одним из самых ярких представителей античности.

До того, как обратиться к философии, Диоген управлял чеканной мастерской, а его отец был менялой. Отец пытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет. Сомневающийся Диоген предпринял путешествие в Дельфы к оракулу Аполлона, который дал совет «сделать переоценку ценностей», в результате чего Диоген принял участие в афере отца, был вместе с ним разоблачён, пойман и изгнан из родного города.

Другая  версия гласит, что после разоблачения Диоген сам бежал в Дельфы, где  в ответ на вопрос, что ему нужно  сделать, чтобы стать знаменитым, получил от оракула совет «сделать переоценку ценностей». После этого Диоген отправился странствовать по Греции. Около 355—350 годов до н. э. появился в Афинах, где стал последователем Антисфена.

Диоген утверждал, что человек  всегда имеет в своем распоряжении средства для того, чтобы быть счастливым. Однако большинство людей живут иллюзиями, понимая под счастьем богатство, славу, удовольствия. Свою задачу он видел как раз в том, чтобы развенчать эти иллюзии. Характерно, что Диоген утверждал бесполезность математики, физики, музыки, науки вообще, считая, что человек должен познать только самого себя, свою собственную неповторимую личность. 

 

Идеалом, целью жизни Диоген считал достижение состояния  самодостаточности, когда человек постигает суетность внешнего мира и смыслом его существования становится безразличие ко всему, кроме спокойствия собственной души. В этом смысле характерен эпизод встречи Диогена и Александра Македонского. Прослышав о Диогене, величайший государь пожелал встретиться с ним. Но когда он подошел к философу и сказал: "Проси, чего хочешь", Диоген ответил: "Не засти мне солнца". В этом ответе как раз и заключена идея автаркии, ибо для Диогена совершенно безразлично все, включая и Александра, кроме своей собственной души и своих собственных представлений о счастье. 

 

Уже в древности учение киников  стали называть наиболее короткой дорогой  к добродетели. А на могиле Диогена  был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки с надписью: "Даже бронза ветшает со временем, но слава  твоя, Диоген, во веки не прейдет, ибо  лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни".

 

Диоген много путешествовал, некоторое время жил в Коринфе.

Автор 7 трагедий и 14 диалогов этического характера, которые не дошли до наших  дней. Герой многочисленных притч и анекдотов, которые рисуют Диогена философом-аскетом, жившем в бочке, проповедником кинической добродетели (разумного возвращения к естественной природе), ниспровергателя общественной морали.

 

Афоризмы


  • Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
  • Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
  • Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.
  • Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.
  • Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.
  • Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
  • Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
  • Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
  • Я — гражданин мира.
  • Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе.


Информация о работе Диоген Синопский