Античная философия: этапы развития и принципы периодизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:25, реферат

Краткое описание

Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически одновременно возникает философия.
Ее рождение – длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения, опирающегося в основном на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные знания, разум.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Периодизация античной философии 5
1.2. Досократики. 6
1.3. Ранний эллинизм (Киники). 7
1.4. Гедонизм (Эпикурейцы). 7
1.5. Скептицизм. 8
1.6. Стоицизм. 9
1.7. Поздний эллинизм. 9
2. Общая характеристика этапов развития античной философии 11
3. Особенности возникновения и специфика античной философии 14
4. Видные мыслители древности и особенности их учений 20
Заключение 24
Список использованной литературы: 27

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 59.42 Кб (Скачать файл)

2. Классический (сократический)  период (середина 5 — конец 4 века  до н. э.): время расцвета древнегреческой  философии (совпавшее со временем  расцвета древнегреческого полиса);

3. Эллинистический период (конец 4 — 2 вв. до н. э.): период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками;

4. Римский период (1 в. до н.  э. - 5 в. н. э.)

Представители первого  периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) ; атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и пр.

Главные трудности, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала  всего сущего. Способ философствования -- декларирование собственных взглядов, перевоплощение их в догму.

Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Философы этого периода  также пробовали объяснить сущность природы и Космоса, но сделали  это глубже "досократиков":

- меньше уделяли внимания поиску первоначала;

- выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего;

- допускали роль богов и идей в разработке природы и Космоса;

- положили начало спору меж материализмом и идеализмом;

- показали энтузиазм к проблеме человека, общества, страны;

- от декларативно-догматического способа философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

-внесли вклад в развитие логики.

Для эллинистического периода типично: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической  философии:

- кризис античных моральных и философских ценностей;

- понижение ужаса перед богами и другими сверхъестественными силами, уважения к ним;

- отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

- поиск физической и духовной опоры в самом себе;

- рвение к отрешению от реальности.

более известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранешние христиане.

Для философии римского периода было типично:

- взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий;

- фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию;

- влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

- маленькое внимание к проблемам окружающей природы;

- завышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;

- расцвет эстетики;

- расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности;

- преобладание идеализма над материализмом;

- все более нередкое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

- завышенное внимание к проблеме погибели и загробной жизни;

- рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;

- постепенное слияние античной и христианской философий, их перевоплощение в средневековую теологическую философию.

 

 

 

  1. Особенности возникновения и специфика античной философии

 

Почему европейская философия  зародилась именно в древней Греции? Однозначного ответа нет. Однако ученые склоняются к мысли, что только в древней Греции были специфические условия, которые способствовали появлению философии.

Среди наиболее значимых условий следует  выделить:

1. Наличие городов-полисов со  значительным свободным населением (полноправными гражданами).

2. Расцвет рабовладельческой демократии (от греч. demos 'народ' и kratos 'власть') - форма государства, основанная  на признании народа источником власти, его права в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

3. Высокий престиж знаний.

4. Кризис мифологического сознания  как следствие экономического  развития Греции:

а) расширение торговли через совершенствование  судостроительства и судоходства;

б) возникновение и расширение колоний;

в) увеличение богатства;

г) расслоение общества.

Это привело к расширению географического  горизонта греков; изменило представления о Вселенной (не стыкуются с реальностью: там живут другие люди, у них другие боги, обычаи, иная мораль, другое политическое устройство и т. д.).

Как следствие - формируется особый подход к миропониманию, суть которого выражена в следующей формуле: "Ничего не принимай на веру, думай сам, все подвергай сомнению".

5. В греческих городах сформировалась  разнообразная культурная жизнь: 

а) процветало театральное искусство (посещение спектаклей считалось  обязательным для свободных людей);

б) процветали архитектура и строительство (амфитеатры вмещали до нескольких тысяч человек);

в) широкое распространение получили скульптура, музыка, физкультура (Олимпийские игры - 776 г. до н э. Именно здесь была сформулирована знаменитая максима: "В здоровом теле здоровый дух").

В Дельфах проходили Пифийские  игры, а в 582 г. до н.э. на них были введены мусические состязания в мудрости, где определялись семь мудрецов, и их мудрость получала всегреческое признание.

Греческой философии присущи следующие  характеристики:

1) космоцентризм (гр. kosmos 'порядок, гармония, Вселенная') - понимание  мироздания как единого целого, живого и упорядоченного. Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI век до н.э.), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли - "физиками", от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией имелось существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита – огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь здесь - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.

Уже у первых "физиков" философия  мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и  онтологизм античной философии (термин "онтология" в переводе с греческого языка означает "учение о бытии"). Ее центральный мотив - выяснить, что  действительно есть, иными словами, пребывает неизменным во всех своих  изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности  ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от присущих мифологии персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место мифологического порождения у философов становится причина. Однако мышление первых философов еще не свободно от образно-метафорической формы, в нем логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.

2) рационализм (лат. rationalis 'разумный'), т. е. все окружающее и сам  человек постигаются только разумом  (и ничего на веру не принимается);

3) онтологизм античной  классики. Освобождение от метафоричности мышления предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев, которые считали началом всего сущего число, а также учение элеатов, у которых в центре внимания оказывается понятие бытия как такового. Здесь в классической форме выразился рационалистический характер древнегреческой философии, ее доверие к разуму: то, чего нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать.

Впервые именно школа элеатов  с такой четкостью противопоставила истинное бытие как нечто умопостигаемое, доступное разуму - чувственному миру, противопоставила знание - мнению, то есть обычным, повседневным представлениям. Это противопоставление чувственного мира истинно существующему (миру "знания") стало, по сути, лейтмотивом всей западной философии.

Согласно элеатам, бытие - это то, что всегда есть: оно так  же едино и неделимо, как мысль  о нем, в противоположность множественности  и делимости всех вещей чувственного мира. Только то, что в себе едино, может оставаться неизменным и неподвижным, тождественным себе. По мнению элеатов, мышление - это и есть способность постигать единство, в то время как чувственному восприятию открывается множественность, многообразие. Но это множество, открытое чувственному восприятию, - множество разрозненных признаков.

Осознание природы мышления имело далеко идущие последствия  для раздумий древнегреческих философов. Не случайно у Парменида, его ученика  Зенона, а позднее - у Платона и  в его школе понятие единого  оказывается в центре внимания, а  обсуждение соотношения единого  и многого, единого и бытия стимулирует развитие античной диалектики.

4) антропологизм (греч. anthropos 'человек') - попытка постигнуть сущность  человека, его природу и цель  жизни, а также политическое  устройство общества, роль государства;

5) дуализм (лат. dualis 'двойственный') - признание равноправными двух  начал в мироздании - духа и  материи, идеального и материального  (бытие - небытие, Парменид; атом - пустота, Демокрит; идея - материя,  Платон; форма - материя, Аристотель). С помощью этих двух начал  греки пытались объяснить бытие  мира и человека.

6) проблема бесконечности  и своеобразие античной диалектики. Зенон выдвинул ряд парадоксальных  положений, которые получили название апорий ("апория" в переводе с греческого означает "затруднение", "безвыходное положение"). С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не есть бытие. Первая из апорий - "Дихотомия" (что в переводе с греческого означает "деление пополам") доказывает невозможность мыслить движение. Зенон рассуждает так: чтобы пройти какое бы то ни было, пусть даже самое малое расстояние, надо сначала пройти его половину, а прежде всего - половину этой половины и т.д. без конца, поскольку любой отрезок линии можно делить до бесконечности. И в самом деле, если непрерывная величина (в приведенном случае - отрезок линии) мыслится как существующее в данный момент бесконечное множество точек, то "пройти", "просчитать" все эти точки ни в какой конечный отрезок времени невозможно.

На таком же допущении  бесконечности элементов непрерывной  величины основана и другая апория Зенона - "Ахиллес и черепаха". Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного вперед, и так всякий раз до бесконечности.

В третьей апории - "Стрела" - Зенон доказывает, что летящая  стрела на самом деле покоится и, значит, движения опять-таки нет. Он разлагает  время на сумму неделимых моментов, отдельных "мгновений", а пространство - на сумму неделимых отрезков, отдельных "мест". В каждый момент времени стрела, согласно Зенону, занимает определенное место, равное ее величине. Но это означает, что она в каждый момент неподвижно покоится, ибо движение, будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает место большее, чем он сам. Значит, движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, и, стало быть, никакого движения нет, что и требовалось доказать. Таков результат, вытекающий из допущения, что протяженность состоит из суммы неделимых "мест", а время - из суммы неделимых "мгновений".

Таким образом, как из допущения  бесконечной делимости пространства (наличия бесконечного количества "точек" в любом отрезке), так и из допущения неделимости отдельных "моментов" времени Зенон делает один и тот же вывод: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво, а посему они не существуют в действительности, не являются истинными, а пребывают только во мнении.

Итак, в понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия  нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие  познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

Понятие единого играло важную роль также у пифагорейцев. Последние  объясняли сущность всех вещей с  помощью чисел и их соотношений, тем самым способствуя становлению и развитию древнегреческой математики. Началом числа у пифагорейцев выступало единое, или единица ("монада"). Определение единицы, как его дает древнегреческий математик Евклид в VII книге "Начал", восходит к пифагорейскому: "Единица есть то, через что каждое из существующих считается единым". Единое, согласно пифагорейскому учению, по своему статусу выше множественности; оно служит началом определенности, дает всему предел, как бы стягивая, собирает множественное. А там, где налицо определенность, только и возможно познание: неопределенное - непознаваемо.

 

  1. Видные мыслители  древности и особенности их учений

Информация о работе Античная философия: этапы развития и принципы периодизации