|
Этапы развития евро.
ф-фии / хрон. г-цы |
Под этапы/хрон. г-цы |
Основные идеи |
Основные представители |
Труды |
1.АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
( VI в. до
н. э. - III в. н.э.)
|
Досократический
(VII — V вв. до н. э.)
Деятельность "досократиков":
милетской, элейской, школ атомистов, др.
ф-ов.
Поиск первоначала мироздания, его
происхождение
и устройство. |
- Первоэлементы: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), земля(Ксенофан),огонь(Гераклит); первоначала: апейрон-нечто вечное и беспредельное (Анаксимандр), числа(Пифагор), бытие(Парменид), идеи (Платон), атомы(Демокрит).
- Миром правит разумное начало – Логос;
- Учение об истинном бытии доступно одной только мысли;
- Человеческий разум это огонь;
- Не боги творят людей, а люди богов, по своему образу и подобию.
- Истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений.
- Космоцентризм-центром философского мышления выступает космос.
- Существует только бытие, то оно неделимо. Движение частей бытия возможно только тогда, когда между частями бытия существует некое небытие. Поэтому движения в мире также нет.
|
Фалес (625 – 547 гг. до н.э.) |
«О началах», «О солнцестоянии». |
Анаксимандр(610 – 546 гг. до н.э.) |
«О природе», «Карта Земли». |
Анаксимен( 585 – 528 г. до н.э.)
|
Прозаическое сочинение. |
Гераклит
( 520 - 460 гг.) |
“0 природе” |
Ксенофан (570-478) |
«Учение о богах». |
Пифагор (570-496 гг. до н.э.) |
"О воспитании", "О государстве",
"О душе", "О мире", |
Демокрит
(460 — 370 гг.) |
«Судьба атомизма» «О добродетели», «О чувствах». |
Парменид, (2-я пол. 6-го – нач. 5 вв. до н.э.) |
“О природе” |
Классический
(сократический)
(середина V - конец IV вв. до
н. э.)
Расцвет древнегреческой философии. |
- Человек есть мера всех вещей;
- Знание – ср-во для достижения жизненного успеха;
- Вне человеческого сознания ничего не существует;
- Сущность человека-душа;
- Зло происходит от незнания своего подлинного блага.
- Путь к знанию в самопознании;
- Государство - важнейшая форма бытия человека.
- Каждая вещь имеет свою сущность и прообраз.
- Смысл жизни-совершенствование себя как человека.
|
П. Абдерский (490—420
) |
«Истина», «О первоначальном состоянии»,
«О богах». |
Сократ
(470-390 гг.) |
«Познай самого себя», (Сократический диалог). |
Платон (428— 348 или 347) |
«Идеальное государство». |
Аристотель (384—322) |
«Об истолковании», «Метафизика». |
Эллинистический
(конец IV - II вв. до н. э.)
Исследуется смысл жизни, цели человеческого
бытия.
Основные направления: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. |
- Мышление-восприятие опосредственное.
- Высшее наслаждение есть душевное равновесие и невозмутимость духа.(эпикурейцы)
- Природа не нуждается в сверхъестественных силах;
- Мир - божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом (стоики);
- Мир - различные образования атомов (эпикурейцы);
- Воздерживайся от какого-либо утверждения о мире! (скептики);
- Блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, приводящих к страданиям.
|
Эпикур (342/341 — 271/270) |
«Большой обзор», «Малый обзор», «Главные мысли», «О природе». |
|
| Зенон (. 335 —262 гг.) |
Писания по этике, диалектике, физике
и поэзии. |
|
| Плотин (205 - 270 гг.) |
54 труда «Эннеады», «О добродетелях»,
«О диалектике»,
«О счастье». |
Римский
(I в. до н. э. - V в. н.
э.)
Взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий. |
- Первоначало всего сущего – Единое, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе);
- Природа собственной силой богата и от нас не зависит;
- Если не можешь изменить обстоятельства, то измени к ним свое отношение;
- Смысл жизни заключается в достижении душевного покоя, в преодолении страха перед смертью, в совершенствовании себя.
|
Марк Аврелий
(121—180 гг.) |
«К самому себе». |
Сенека Л. А. (4— 65 гг.) |
«Диалоги», «О снисходительности», «О благодеяниях». |
Тит Лукреций Кар
(99 — 55 гг.) |
«О природе вещей». |
2. ФИЛОСОФИЯ
СРЕДНИХ ВЕКОВ
(V — XVI
вв.) |
Патристика
(II-VI век н.э.)
- апостольский период (до сер. II века)
- апологетика (сер. II века – нач. IV в.)
- зрелая патристика(IV-VI)
Становление системы христианской
теологии на основе религиозных убеждений. |
- Бог как абсолютное
бытие;
- Бог как сосредоточие
блага, справедливости;
- Бог как Абсолют
не имеет атрибутов и не поддается определениям;
- Все существующее
и изменяемое сотворено Богом из ничего;
- Бог постоянно контролирует
созданный им мир;
- Человек - "персона",
обладающая разумом и волей, сотворенная
по образцу и подобию Бога и наделенная
совестью;
- Самый надежный и
достоверный способ познания - постижение
смысла Священного писания.
|
Ориген
(185-254гг.) |
«Исповедь», «Град Божий». |
|
| В. Великий (330-379 гг.) |
«Против Евномия», «О Святом Духе». |
|
| Г. Нисский (335-394 гг.) |
«Послание о жизни святой Макрины», «Об устроении человека». |
|
| А. Аврелий (354 - 430 гг.) |
«Учение о двух Градах: небесном и
земном». |
|
| Боэций
(480-524 гг.) |
"Утешение" философией". |
Схоластика
(VII-XIV)
- начальный период –
(XII
в.)
- расцвет схоластики – (XIII в.)
- период упадка схоластики – (XIV в.)
Окончательное оформление учения о "двух
истинах". |
- Божественная истина
- в священных текстах, человеческая - в
философских размышлениях;
- Оправдание веры
– разум;
- Прообразы мира –
это “внутренняя речь” Бога, а возникающий
мир – отображение его Слова;
- Истина - согласованность
между разумом и вещью;
- Нравственное поведение
формируется через созерцание Бога и нацелено
на подготовку к вечной жизни;
- Все сущее зависит
от Абсолюта и сотворено им;
- То, что можно объяснить
посредством меньшего, не следует выражать
через большее.
|
А. Кентерберийский |
«Proslogion». |
Ф. Аквинский
( 1225-1274) |
Богословские сочинения, «Сумма теологии». |
Аквивант |
«Сумма теологии». |
Д. Скот
(1266-1308) |
Комментарии на Аристотеля, Порфирия и
Петра Ломбарда. |
Роджер Бэкон (1214-1294) |
«Большой труд», «Меньший труд» и
«Третий труд». |
У. Оккам
(1285-1349) |
«Сумма логики». |
|
3.ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(XIV — XVII
вв.) |
Гуманистический п-д
(XIV - XV вв.)
Убежденность в самодостаточности человека, вера в его
способности. |
- Человек - результат
соединения природного и божественного
начал, существо, принадлежащее 2 мирам;
- Духовное богатство
невозможно без чувственного богатства,
без телесного благополучия;
- Жить без наслаждения
невозможно, а без добродетели – можно;
- Природа человека
– быть свободным, т. е. самому определить
свою сущность, сотворить себя.
|
Данте Алигьери (1265-1321) |
«Божественная комедия». |
Ф. Петрарка (1304-1374) |
«Книги песен», трактат «О презрении к миру». |
Лоренцо Балла (1407— 1457) |
Трактат «О наслаждении как об истинном
благе». |
Неоплатонический п-д
(сер. XV - XVI вв.)
Внимание к постановке и решению онтологических вопросов,
опираясь на философское наследие Платона. |
- Бытие имеет иерархическую
структуру, высшей из которых является
Бог, а низшей - телесные качества;
- Человек является
высшим и наиболее значимым творением
Бога, микрокосмом;
- Земля не есть центр
Вселенной, а таковым может быть только
Бог;
- Мироздание - иерархия
трех миров: ангельского, небесного и элементарного;
- Истинное познание
- это познание непосредственных причин.
|
Н. Кузанский (1401-1464) |
«О католическом согласии», «Об ученом
незнании», «О предположениях». |
Дж. Мирандола (1463-1494) |
«900 тезисов». |
Н. Макиавелли (1469—1527) |
«Государь». |
Т. Мор (1478 —1535) |
«Утопия». |
Натурфилософ
ский п-д
(16 -нач.17 в.)
Борьба против схоластической картины природы, опираясь
на более высокий уровень естественнонаучных
знаний. |
- Единое - это бытие,
в котором совпадают сущность
и существование и которое
является причиной самой себя;
- Вселенная едина,
бесконечна и неподвижна, не сотворена
Богом;
- Познавая природу,
можно познать Бога;
- Познание начинается
с чувственного опыта, который, в соединении
с принципами математики и механики дает
истинное знание природы;
- В мире нет центра,
границ, верха, низа.
|
Н. Коперник (1473-1543) |
«Очерк нового механизма мира»,
«О вращениях небесных сфер». |
Дж. Бруно (1548-1600) |
«О причине, начале и едином», «О бесконечности,
Вселенной и мирах». |
Г. Галилей (1564-1642) |
«Пробирных дел мастер», «Письма
к Инголи». |
|
4.ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
(XVII—XIX вв.) |
Европейскую философию Нового времени
XVII—XIX веков принято называть классической. |
Рационалистическая философия и эмпиризм
(XVII в.)
Век развития экспериментального
математического естествознания, которое
постепенно завоевывает приоритетное
место в интеллектуальной жизни. |
- «Знание — сила»;
- Идолы - заблуждения
разума, искажающие познание;
- Философское знание
должно выводиться из разума и обосновываться
им;
- Подлинная философия
должна быть единой как в своей теоретической
части, так и по методу;
- Любое утверждение
о мире, Боге и человеке может вызвать
сомнение;
- «Мыслю, следовательно,
существую» - несомненно;
- Интуиция и дедукция
— это основной путь, ведущий к познанию
всего возможного;
- Государство на место
законов природы должно ставить законы
общества.
|
Ф. Бэкон (1561 - 1626 гг.) |
«Новый Органон». |
Р. Декарт (1569-1650 гг.) |
«Рассуждение о методе», «Метафизические размышления». |
Т. Гоббс (1586-1679 гг.) |
«Основы философии». |
Дж. Локк (1624-1704 гг.) |
«Опыт о человеческом разуме». |
Философия
Просвещения
(XVIII
в.)
Век, соединивший в себе идейное
и политическое самосознание формировавшейся
буржуазии.
(Англия и Франция) |
- Только путем избавления
«просвещенного разума» от религиозных
предрассудков можно перестроить общество
на разумных началах;
- Делай то, что хотел
бы, чтобы делали по отношению к тебе;
- Природа есть великое
целое, получающееся от соединения различных
веществ, наблюдаемых нами во Вселенной;
- Основа всех процессов
природы –материя;
- Человек подчинен
законам природы и в этом состоит его судьба
и несвобода;
- Быть добродетельным,
значит любить общество и способствовать
счастью других.
|
Ш. Л. Монтескье (1689 —1755) |
«О духе законов». |
Вольтер (1694-1778) |
«Философские письма», «Метафизический трактат». |
Д. Дидро (1713-1784) |
«Мысли философа», « Философские принципы материи и движения». |
П. Гольбах (1723—1789) |
«О законах мира физического
и мира духовного». |
Немецкая классическая философия
(XIX в.)
- немецкая классическая философия (пер. пол. XIX в.);
- материализм (сер. XIX в.);
- иррационализм (в. п. XIX в.)
|
- Проверка разумом
должна исключить из религии “суеверия”
и заменить их разумной верой в Бога;
- Бог создал мир совершенным
и более не вмешивается ни в дела природы,
ни в дела человеческие;
- Наилучшее почитание
Бога – это добродетельный образ жизни
“в миру”, среди людей;
- Каждый имеет святое
право строить своё благополучие по собственному
разумению, таким способом, который не
противоречит точно такому же праву
каждого другого человека;
|
И. Кант (1724—1804) |
«Критика чистого разума». |
И. Фихте (1762—1814) |
«Основные черты современной эпохи». |
Ф. Шеллинг (1775 —1854) |
«Система трансцендентального идеализма». |
Г. Гегель (1770—1831) |
«Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук». |
Л. Фейербах (1804—1872) |
«История новой философии», «Теогония». |
5.НОВЕЙШАЯ ФИЛОСОФИЯ (СОВРЕМЕННАЯ)
(XX в.)
|
Неклассическая философия
(первая половина XX в.)
Отказ от рациональной метафизики, от понятия философии
как высшей науки. |
- Жизнь - первичная
реальность, целостный органический процесс,
для познания которой возможны лишь: интуиция,
понимание, вживание и др;
- Бытие человека –
это не мышление, не абстрактное “самосознание”,
а акты воли и свободы;
- Свобода не основывается
на разуме;
- Всё, что мыслится
– “абстракция”, не реальность;
- Воля к власти –
это самая суть жизни.
- Бытие человека –
драма;
- Язык – конкретный
механизм формирования опыта, стихия понимания.
|
О. Конт
(1798 —1857) |
«Курс позитивной философии» и «Система
позитивной политики». |
|
| К. Маркс (1818—1883) |
«Манифест коммунистической партии», «Капитал». |
|
| Г. Фреге (1848—1925) |
«Исчисление понятий». |
|
| Э. Гуссерль (1859—1938) |
«Логические исследования», «Философия
как строгая наука». |
|
| Б. Рассел (1872 —1970) |
«Проблемы философии». |
Постнеклассическая философия
(вторая половина XX - начало
XXI в.)
Осмысление всего «неструктурного»
в структуре, на выявление парадоксов, возникающих при попытке
объективного познания человека и об-ва
с помощью языковых структур. |
- Вне текста нет ничего;
- Все в конечном счете—
политика;
- Письмо - след, указывающий
на присутствие какого-либо содержания,
которое требует дальнейшего раскрытия
;
- Деконструируется
всё - и системы, и методы, и философская
критика;
- Деконструкция привлекает
особое внимание к тем сторонам метафизики,
которые ранее считались маловажными;
- Деконструкция создает
своего рода строительные леса для будущего
метафизики и гуманитарных наук, стимулирует
чисто гуманитарные поиски и изобретения.
- Деконструкция снимает
запреты, порожденные жесткостью традиционной
культуры и философии;
- Мыслить - значит
сталкиваться со "смыслом", но последний
дан лишь в виде бесформенного, в виде
непостижимых "знаков", завораживающих
и тревожащих разум;
- Желание не имеет
ни исходной структуры, ни исходного объекта,
оно никогда заранее не детерм-но.
|
Ж.-Ф. Лиотар (1924—1998) |
«Состояние Постмодерна», «Феноменология». |
Жиль Делёз (1925-1995) |
«Анти-Эдип», «Различие и повторение» и «Логика смысла». |
Ж. Деррида (1930—2004) |
"Голос и явление", "Письмо
и различие", "О грамматологии" |
|
Ж. Бодрийяр (1929—2007)
|
«Система вещей», «Общество потребления». |