Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 10:11, реферат

Краткое описание

Античная философия представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет - с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное.

Содержание

1. Введение
2. Основные философские течения в Древней Греции.
3. Демокрит и Эпикур – создатели атомистики.
4. Философия Платона.
5. Философское учение Аристотеля.
6. Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. Античная философия.docx

— 74.79 Кб (Скачать файл)

Для эллинизма характерна утрата части философской проблематики, так отчетливо прозвучавшей в философских учениях Платона и Аристотеля, и возвращение к досократике. Среди основных философских направлений и школ того периода выделяются перипатетики (Теофраст, Андроник Родосский и др.), комментирующие учение Аристотеля; представители академической философии (философии, разрабатываемой в стенах Академии, созданной Платоном и просуществовавшей 915 лет); эпикурейцы (учение, воспринявшее идеи атомистов, но не принявшее их концепцию причинности с отрицанием случайности, отстаивающее роль наслаждения как этического принципа); стоики (видевшие в философии «упражнение в мудрости», основанной на свободе от страстей и спокойствии духа, и учившие, что все в мире фатально предопределено и необходимо лишь повиноваться року); скептики, о которых уже говорилось.

Античная философия завершается в римской философии. С III в. до н.э. в регионе Средиземноморья значительно усиливается влияние Рима, а во II в. до н.э. под его влияние попадает и Греция. Начинается период проникновения древнегреческой культуры в римскую. Римская философия формируется под огромным влиянием древнегреческой. С этого времени в Риме развиваются три основных философских направления, которые имели место и в древней Греции — стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий); эпикуреизм (Тит Лукреций Кар) и скептицизм (Секст Эмпирик).

Для поздней римской империи (III—IV вв. н.э.) характерен неоплатонизм с его учением о потусторонности, сверхразумности первоначала и о мистическом экстазе как средстве приближения к нему. Мистицизм, отказ от рационализма в философии указывают на упадок в развитии философского знания.

Подводя итог, можно отметить, что в античной философии выкристаллизовались практически все главные философские проблемы, были сформированы и основные представления о предмете философии, а также главные ее направления — материализм и идеализм. Роль философии в жизни античного общества была огромна. Философия являлась интегрирующим фактором всей его культуры.

 

Демокрит и Эпикур – создатели атомистики

Демокрит (460-360 гг.), продолжая материалистические традиции своих предшественников, в частности Левкиппа, считал, что весь мир состоит из атомов и пустоты. Все атомы создают бытие во всей полноте, различаясь по форме, порядку и позиции. Атомы едины, неделимы, неизменны, неуничтожимы. Атомы движутся в однородной пустоте, которая может как отделять тела друг от друга, так и быть  внутри тел. Атомы же отличаются абсолютной плоскостью и пустоты не содержат. В мире существует бесконечное количество форм атомов, что объясняет наличие  разнообразных явлений, противоположных друг другу. Миры, состоящие из движущихся атомов, так же разнообразны, как и атомы, из которых они состоят. Причина появления миров – неоднородность заполнения пустоты атомами. Если много атомов скапливается в каком-то месте, они сталкиваются друг с другом и образуются вихри вокруг центров с наиболее тяжелыми атомами. Так образуются земля и небо. Атомисты склонялись к детерминизму. Все в мире имеет причину и детерминировано механическим движением атомов. Случайности не существует, ею мы называем то, чему не можем найти причину, а потому задача науки – отыскание причин и закономерностей. Любое происходящее явление имеет причину, обусловленную необходимостью, т.е. причина разумна.

Демокрит создал также учение о познании. По его мнению, с поверхностей предметов отделяются тончайшие образы предметов, воздействующие на органы чувств. Однако чувственный опыт может дать лишь «мнение» - неполное, темное знание. Подлинное постижение вещей возможно лишь с помощью разумного «истинного» познания, опирающегося на чувства: «Истина лежит на дне морском». Душа по Демокриту – движущее начало ощущения и мышления. Душа состоит из атомов (значит, она материальна) и делится на две части – животную, распределенную по телу, и разумную, которая находится в груди. Дыхание – обязательное условие существования души, так как при выдохе часть составляющих ее атомов рассеивается в воздухе. После смерти душа целиком покидает тело и атомы также рассеиваются. Загробной жизни, следовательно, у нее нет.

Последователем Демокрита был Эпикур (341-270 гг.), создатель школы эпикурейства. Он утверждает необходимость философии « и старцу, и юноше». Кроме того, он делит ее на три части: канонику – о познании, физику – о строении реальности, и этику – о цели человека, счастье и способам его достижения.

По Эпикуру, все знания возникают посредством чувственного восприятия предметов. Ощущения являются посланниками истины. Человек воспринимает их благодаря истечению от предметов комплексов атомов, формирующих образы, или оттиски. Они похожи на твердые тела, но превосходят их по «тонкости» и перемещаются со скоростью, «уловимой только разумом». В физической части учения Эпикур придерживался атомизма. Вселенная состоит из тел и пустоты, тела – из атомов, различающихся не только формой и размером, как у Демокрита, но и весом. Другое немаловажное отличие состоит в том, что если у Демокрита атомы двигались прямолинейно и их движение было обусловлено необходимостью, то у Эпикура они обладали способностью самопроизвольно отклоняться. Эту концепцию он использовал для объяснения этических проблем, в частности свободы человека, достижения счастья. Под счастьем Эпикур подразумевал свободу от страданий тела и смятений души, а наилучшим способом его достижения - тихую и незаметную жизнь.

 

 

Философия Платона

Наиболее известным учеником Сократа был Платон (427-347 до н.э.). Сократ выработал принцип единства понятий, который позволил Платону создать особый «мир идей». Ему осталось выделить эти понятия в особое место, отделив их от чувственного мира. Платон является, по существу, первым древнегреческим философом, о деятельности которого можно судить по его собственным произведениям. И о взглядах и деятельности самого Сократа мы узнаем, прежде всего, из произведений Платона. В диалогах Платона именно Сократ является главным действующим лицом.

Сократ отождествил законы, принятые в афинском государстве, с истиной, и незаслуженные обвинения и казнь доказали как его мужество и верность своим взглядам, так и их уязвимость. В этом смысле можно сказать, что смерть Сократа стала источником прозрения для его последователей, и прежде всего для Платона, который понял, что даже принятые большинством населения законы могут не быть правильными, а истина имеет независимый от мнения людей характер. Платон также посвятил свою жизнь исканию истины и достиг и этом совершенства.

Нонконформизм и осуждение Сократа на смерть привели Платона, как он сам свидетельствует в одном из посланий, составленных в конце жизни, к острой и критической заинтересованности в государственном устройстве. Платон, отвечая на вопрос: как случилось, что государство приговорило Сократа, «наиболее просвещённого из людей» к смерти, пришёл к поиску идеального государства, который воплотился в книге «Государство».

Настоящее имя Платона - Аристокл. Он был сыном афинского гражданина и принадлежал к аристократии. Получил воспитание в соответствии с античными представлениями об идеальном человеке, соединяющее в себе внешнюю физическую красоту и внутреннее нравственное благородство.

Платон в юности много путешествовал, в том числе по Италии и Египту; а вернувшись в Афины после неудачной и опасной поездки в Сицилию к тамошнему тирану Дионисию, купил себе дом в афинском пригороде, называвшемся в честь героя Академа, и основал там школу. Она прославила не только самого Платона, но и слово «академия», которым теперь называют самые престижные научные учреждения. Платоновская Академия, представлявшая собой союз единомышленников, преданных философии и изучавших все тогдашние науки, просуществовала 1000 лет и была закрыта византийским христианским императором Юстинианом в 529 г. С ее закрытием прекратила свое существование и античная философия.

Свою систему философских взглядов Платон излагал в сократических диалогах и в работах «Государство» и «Законы». Он утверждал, что государство должно стремится к наилучшей форме общественной жизни - к воплощению идеи блага на земле. Тем не менее, попытка Платона применить его же идеалистические воззрения в политической и общественной сферах жизнедеятельности привела его к обоснования и защите авторитарных и патерналистских принципов. Эти принципы обосновывали иерархию в обществе и отрицали возможность обычных граждан участвовать в управлении государством или оказывать влияние на принятие политических решений.

Большой интерес представляет социальная философия Платона. По существу, он был первым из греческих мыслителей, кто дал систематическое изложение учения о государстве и обществе, которые он, судя по всему, в действительности, отождествлял. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой.

В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно: разумному, яростному и вожделеющему в государстве соответствуют три аналогичных начала - совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия - философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев).

Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

Платон является примером теоретика-мечтателя, который хотел практически применить свои концепции в масштабе небольшого государства. С этой целью он трижды отправлялся в Сицилию к тиранам Дионисию Старшему и Дионисию Младшему, чтобы устроить в их стране идеальное общество. Платон понял после казни Сократа, что и демократическая власть, убившая его учителя, не идеальна, и создал первую в истории социальную утопию. Ему, однако, не удалось добиться ее реализации.

Интерес к философии природы у Платона имел совсем не эмпирический и не материалистический характер. Платон, увлекаясь натурфилософией, вовсе не стремился объективно исследовать окружающий человека мир. Платон воспринял сократовский метод спора, доведя его до совершенства, и учение об общечеловеческой истине использовал для решения основных проблем бытия: как устроен мир, каковы причины развития и т.д.

От Платона берет начало термин диалектика (от dialegomai - беседую), а также главное философское направление -идеализм. По Диогену Лаэртскому, Платон в дополнение к физическому и этическому роду рассуждения ввел третий - диалектический и тем завершил становление философии. Правда, диалектика скорее относится к методу, а этика и физика - к содержанию рассуждений.

В одном из диалогов Платона диалектиком называют того, «кто умеет ставить вопросы и давать ответы».

Главным достижением Платона все же является, однако, то, что он разработал концепцию, в соответствии с которой помимо нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и т.п., существует еще мир сверхчувственный - мир идей. Понятия, которыми пользуются, когда говорят: дерево, дом, человек и т.д., - есть лишь отпечатки невидимого мира, не данного нам в ощущениях. То есть существуют не только отдельные дома, но и дом как таковой, «идея дома».

Платон в своём учение противопоставлял мир «идей» и материальный мир. Он утверждал, что определённые вещи существуют независимо от нашего ума, представлений и идей. Таким образом, Платон метафизически отождествлял объективность с миром форм (идей).

Термин «объективность» в данном случае относится ко взгляду, согласно которому правда о предмете независима от наблюдающего субъекта. Платон утверждал, что всё существующее в нашем мире существует лишь потому, что является копией универсальной, неизменной формы (идеи) и что существует иерархия идей. Утверждая этот постулат своего учения, Платон оказал значительное влияние на европейскую эстетику.

Мир идей нужен был Платону для обоснования возможности познания вещей в мире, в котором «все течет и все изменяется» (Платон соглашался с Гераклитом, что дважды нельзя войти в одну и ту же реку). Платон соединил диалектику Гераклита с понятиями Сократа и атомами-идеями Демокрита. Выделив чувственный и умопостигаемый миры, Платон придал первому свойство становления, а второму - подлинного существования.

Синтез Платона показал, что предшествующие философы не только спорили, но вносили свой вклад в создание в дальнейшем некоей целостности, оправдывая пословицу, что в спорах рождается истина. Не во всех, конечно, спорах, а в тех, которые вдохновлены именно поисками истины как высшего блага, а не стремлением одержать победу над противником и прославиться. Мир идей нужен был еще и потому, что этим Платон объяснял убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым мыслям - ведь идеи по природе своей одинаковы для всех и содержатся в одном месте, откуда люди и получают их.

Наконец, есть еще одна причина, вызывающая необходимость мира идей. Платоновское учение характеризует страстное влечение к идеальному сверхчувственному миру («платоническая любовь») и стремление сделать действительность насколько возможно полным отражением идеала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философское учение Аристотеля

Наше представление о древнегреческой философии будет неполным без анализа философского наследия Аристотеля (384-322 до н.э.), одного из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации.

Аристотель был непосредственным учеником Платона. В отличие от Платона, который был коренным афинянином, Аристотель пришел в Афины с севера. Он родился в городе Стагире - во Фракии, неподалеку от Македонии, в частности от македонской столицы Пеллы. Как чужеземец, он никогда не был гражданином Афин, а всего лишь «метэком». Отец Аристотеля Никомах был по профессии врач и, наверное, видный, так как он числился медиком македонского царя Аминты. Таким образом, Аристотель жил в семье, где он мог с юношеских лет приобрести интерес к изучению физической природы человека, а также завязать некоторые связи в македонских придворных кругах.

Информация о работе Античная философия