Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:47, реферат

Краткое описание

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Содержание

Введение.
Основные этапы античной философии, её особенности.
Гераклит-основоположник диалектики.
Демокрит и его атомистическая теория.
Платон - выдающийся объективный идеалист.
Аристотель – ученый-энциклопедист.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

       Заметный вклад в становление   и  развитие  древнегреческой   философии

внес Гераклит  Эфесский.  Дата  жизни  у  разных  философов  датируется  по-разному. Так Таранов  П.С. указывает, что Гераклит родился  около  535 г.  До Н.Э., а умер около 475 г. до Н.Э., прожив  60  лет.[11]  Богомолов  называет дату  рождения  (544  г.,  а  дату  смерти  считает  неизвестной).[12]   Все признают, что личность Гераклита была весьма  противоречивой.  Происходя  из царского рода, он уступил наследный сан своему брату, а сам удалился в храм Артемиды Эфесской, отдав свое  время  занятиям  философией.  В  конце  жизни Гераклит удалился в горы и жил отшельником. Основные произведения,  дошедшие до нас в отрывках, согласно одним  исследователям,  называлось  "О  природе" (Богомолов,  Таранов,  Асмус),  другие   его   называли   "Музой".   Имеется сообщение, что она состояла из трех частей: в первой части речь шла о  самой природе, во второй –  о  государстве  и  в  третьей  –  о  боге,  дошло  130 отрывков.

       Анализируя философские взгляды  Гераклита, нельзя не видеть, что  как и его предшественники, он в целом, остался  на  позиции  натурфилософии,  хотя некоторые  проблемы,  например,   диалектики   противоречия,   развития   им анализируются на философском уровне, то есть  уровне  понятий  и  логических умозаключений.

       Видный  исследователь Гераклита М. Маркович  так воссоздает  ход  мысли  эфесца: он (Гераклит) говорит также, что суд над миром и  всем,  что  в  нем есть, совершается через огонь. Ибо  все,… грядущий  огонь  будет  судить  и осудит.[13]

       Гераклит  считает, что космос не создал  никто  из  богов  и   никто  из людей, но "он всегда был, есть и будет вечно живым огнем".[14]

       Итак, первоосновой  всего сущего Гераклит считал  первоогонь – тонкую и подвижную легкую стихию.  Огонь  рассматривался  Гераклитом  не  только  как сущность, как первоначало, но и как  реальный  процесс,  в  результате  чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

       Как   замечает  Богомолов,  "первоначало  Гераклита  –  живой   огонь, изменения которого аналогичны товарному обмену: все обменивается на огонь  и огонь на все, как на  золото  товары  и  товары  на  золото".[15]  Почему  у Гераклита выбор пал именно на огонь? По мнению Рожанского И.Д.  это  связано с возможным влиянием иранских религиозных представлений.

Хорошо известно,  что  в  зороастризме  огню  придавалось  особое  значение, выделявшее его среди прочих  вещей  окружающего  нас  мира…  огонь  согласно зороастрийским  религиозным  текстам,   представляет   собой   универсальную божественную силу,  разлитую  по  всей  природе".[16]  Разумеется,  подобная концепция не совсем  совпадает  с  той  ролью,  которая  приписывается  огню Гераклитом. И все же она могла оказать влияние на выбор  Гераклитом  огня  в качестве мировой первоосновы.

       Гераклит  говорит о родстве  логоса  и  огня  как  различных   аспектов одного и того же сущего. Огонь выражает качественную  и  изменчивую  сторону существующего – логос – структурную, устойчивую. "Огонь – обмен или  размен, логос – пропорция этого обмена".[17]

       Итак, гераклитовский  логос – разумная необходимость  сущего  слитая  с самим  понятием   сущего   –   огня.   Логос   Гераклита   имеет   несколько интерпретаций: логос – слово,  рассказ,  довод,  верховный разум,  всеобщий закон и т.д. По мнению, Богомолова  ближе  стоит  значение  логоса  к  слову закон как всеобщей смысловой связи сущего.

       Основное  положение философии  Гераклита   передает  Платон  в  диалоге "Кратил". Платон сообщает,  что  по  Гераклиту  "все  движется  и  ничто  не покоится… невозможно войти в одну и ту же самую реку".[18]

       Диалектика  по Гераклиту это прежде всего   изменение  всего  сущего  и единство безусловных противоположностей. При этом изменение  рассматривается не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса.

       В отличие от милетских философов  Гераклит довольно  много  говорил   о познании.  Он  различал  чувственное  рациональное  познание.  Высшая   цель познания – познание логоса,  а  тем  самым  высшего  единства  мироздания  и достижения высшей мудрости. Превыше всего он ценит то, чему нас учат  зрение и слух. Глаза более точные свидетели, чем уши. "Здесь на лицо,  как  считает Смирнов, примат предметного чувственного знания".[19]

       В его учении присутствуют  как элементы идеализма, так  и материализма.

О принципах  познания Гераклита высказаться  однозначно не возможно.  (Кстати, еще  при  жизни  Гераклита  его  нарекли   "Темным"   за   глубокомыслие   и загадочность изложения). Хотя Гераклит не имел последователей, но  явственно видны  следы  его  влияния  в   поэме   Парменида,   диалогах   Платона,   в произведениях Аристотеля.

       И без преувеличения можно  сказать,  что  из  всех  философов   периода становления античной философии, Гераклит больше  всего  заслуживает  "звания основоположника объективной диалектики как учение о  противоположностях,  об их  борьбе,  их  единстве  и  мировом  процессе.  В  этом  его  непреходящее значение".[20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демокрит и  его атомистическая теория.

Если многочисленные легенды  говорили  о  Гераклите  как  о  плачущем философе, то о Демокрите, наоборот, как о смеющемся философе.

       По мнению, большинства философов,  Демокрит родился в 460 г. до  Н.Э., умер в 360/370 г. до Н.Э. Прожил почти 100 лет. Родом из  Абдер,  происходил из знатной семьи и был богат, но богатство  забросил,  всю  жизнь  провел  в бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.

       Совершил путешествие в Египет  к жрецам, к халдеям  в   Персию,  был  в Эфиопии. Написал 50(60) трактатов. Свои произведения писал и днем  и  ночью, запираясь от всех в одном из склепов за городскими воротами.

       Лучшим его произведением считается  "Большой Мирострой", за которое  он получил награду в 500 талантов. (Много  это  или  мало?  Вспомним,  что  все имущество Сократа стоило 5 талантов)".[21]

       На первый взгляд  учение  атомизма  предельно  просто.  Начало  всего сущего  –  неделимые  частицы-атомы  и  пустота.  Ничто  не   возникает   из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но  возникновение  вещей есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части,  в  пределе  на атомы.

       Атомисты,   подвергая   элейское    понятие    небытия    физическому истолкованию, первыми стали учить о пустоте  как  таковой.  Элеаты  отрицали существование небытия.  "Итак, бытие – антипод пустоты,  они  дуалисты,  раз принимали два начала в мироздании: небытие и бытие".[22]

       У Демокрита были связи с  современными учеными. Древние  сообщают,  что Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа. Он общался  с Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран Востока.

       Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в  научный  оборот понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.

       В неорганической природе все  совершается не по целям и  в этом  смысле случайно, а у ученика могут быть и цели, и средства. Таким  образом,  взгляд Демокрита на природу является строго причинным, детерминистическим.

       Он проповедовал последовательную  материалистическую позицию в   учении о природе души и познания.  "Душа,  по  Демокриту  состоит  из  шарообразных атомов, т.е. подобна огню".[23]

       Атомы  души  имеют  способность   к  ощущению.  Чувственные   качества субъективны  (вкус,  цвет…)  отсюда,   он   делал   вывод   о   ненадежности чувственного познания (Мед горек для больного желтухой и сладок здоровому).

       Но в то же время, он считал, что без "темного" знания, получаемого из ощущений не может быть никакого знания.   "Сформулировав  важную  догадку  о взаимосвязи чувственного и разумного, Демокрит не  смог  еще  дать  описания механизма перехода от одного к другому. Ему неизвестны  видимо,  логические формы   и   операции:   суждение,   понятие,    умозаключение,    обобщение, абстрагирование".[24]  Утеря  "Канона",  его  логического  произведения,  не позволяет выявить  его  роль  в  этом.  О  формах  мышления  более  подробно расскажет Аристотель.

       Интересны взгляды Демокрита  на человека, общество, мораль и   религию. Он интуитивно полагал, что  первые  из  людей  вели  неупорядоченную  жизнь. Когда они научились  добывать  огонь,  у  них  понемногу  стали  развиваться различные искусства. Он высказал  версию,  что  искусство  зародилось  путем подражания (Мы научились от паука – ткачеству, от ласточки – строить дома  и т.д.), что  законы  создаются  людьми.  Писал  о  дурных  и  хороших  людях. "Дурные люди дают клятвы богам,  когда попадают  в безвыходное положение. Когда же от него избавились, все равно клятв не соблюдают".[25]

       Демокрит   отвергал   божественное   провидение,   загробную   жизнь, посмертное воздаяние за земные поступки. Этика  Демокрита  пронизана  идеями гуманизма.  "Гедонизм Демокрита  не  только  в  удовольствиях,  т.к.  высшее благо блаженное состояние духа и мера в удовольствиях".[26]

       Его нравственные афоризмы дошли  до нас в  виде  отдельных   изречений. Например, "богат тот, кто беден желаниями", "добро не в том чтобы не  делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого" и т.д.[27]

       Идеалом   государственного    устройства    считал    демократическое государство, когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно  гибнет

– все гибнут.

       Левкипп и Демокрит гениально  положили начало учению  о   бесконечности миров. Они  продолжали  развивать  догадку  Анаксагора  о  чисто  физическом происхождении и чисто физической, а не божественной природе  светил  и  всех явлений, наблюдаемых на небесном своде.

       В целом следует отметить, что  философия Демокрита – энциклопедическая наука, основанная на атомистической гипотезе.

 

Платон - выдающийся объективный идеалист.

Платон (427-347 гг. до Н.Э.) – основоположник объективного идеализма, ученик Кратила и Сократа. До нас дошли почти  все  сочинения,  написанные  в форме  диалогов  или  драматических  произведений:  "Апология  Сократа,   23 подслушанных  диалога,  11  в  разной  степени  сомнительных   диалогов,   8 произведений, которые не  входили  в  список  произведений  Платона  даже  в древности,  13   писем,   многие   из   которых   безусловно   подлинные   и определения".[28]

       Платон рано познакомился с  философией Гераклита,  Парменида,  Зенона, пифагорейцев.  Платон  является  основателем  школы,   получившей   название Академия.  В  диалоге  "Тимей"  первым  всеобъемлюще  обсудил  происхождение первоначал и структуру космоса. "Нам  необходимо  рассмотреть,  какова  была сама природа огня, воды, воздуха и земли до рождения неба и каково  было  их тогдашнее состояние. Ибо  доныне  никто  не  объяснял  их  рождение,  но  мы называем их и принимаем за стихии  буквы  Вселенной".[29]  Впервые  поставил вопрос о сущности вещей и их сущностей. Положил начало учению  об  эталонных первообразах или парадигмах. Бытие идеи первее, чем  небытие.  Область  идей Платона напоминает учение о бытии Парменида.  Платоновский  мир  чувственных вещей напоминает учение о  бытии  Гераклита  –  поток  вечного  становления, рождения и гибели.

       Гераклитовскую характеристику  бытия Платон перенес на мир  чувственных вещей.

       В диалоге "Тимей" он раскрывает  космогонию и космологию.  Устроителем космоса он считал демиурга (бога). Итак, первоначала космоса  таковы:  "идеи – первообразы сущего, материя  и  демиург  –  бог,  который  устраивает  мир соответственно идеям. Есть  бытие  (идеи),  есть  производство  и  есть  три рождения мира".[30]

       Возникновение космоса описано  по Платону так. Из смеси идей и материи демиург  создает  мировую  душу  и  распространяет  эту   смесь   по   всему пространству, которое предназначено для видимой вселенной,  разделив  ее  на стихии – огонь, воздух, воду  и  земли.  Вращая  космос,  он  округлил  его, придав ему наиболее совершенную форму  –  сферы.  Результат  –  космос,  как живое  существо,  одаренное  умом.  "Итак,  перед   нами   структура   мира: божественный ум (демиург), мировая душа и мировое тело (космос).[31]

       В центре учения Платона, как  и его учителя Сократа – стоят проблемы нравственности. Нравственность он считал достоинством души, душа –  подлинно дает причину вещей, душа бессмертна.

       В диалоге "Тимей" он раскрыл   картину  загробной  жизни   и  суда.  Он думал, что необходимо очищать душу от земной  скверны (от  зла,  пороков и страстей).

       В диалогах "Политик", "Государство", "Законы" Платон раскрывал учение об  управлении  государством.  Он  ратовал  за  полное  подчинение  личности государству, его идеалам была власть просвещенного царя.

       Он отмечал, что в государстве  смогут существовать три основные  формы

правления: монархия, аристократия, демократия.

       Каждая  форма  государства   по  Платону   гибнет   из-за   внутренних противоречий. "Управление  государством  Платон  характеризует  как  царское искусство, главным для которого является наличие истинного  царского  знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то  будет уже не важно, правят ли они по законам или без них, добровольно  или  против воли, бедны или богаты: принимать это в расчет никогда и ни  в  коем  случае не будет правильным".[32]

       Платон явился основоположником  не только  античного,  но  и   мирового

идеализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аристотель  – ученый-энциклопедист.

  Решительным противником Платона  становится  его  ученик  Аристотель, величайший  древнегреческий  философ.   Ф.   Энгельс   назвал   его   "самой универсальной   головой"   среди   древнегреческих   философов,   Мыслителем исследовавшим существеннейшие формы диалектического мышления.

Информация о работе Античная философия