Шпаргалка по "Физкультуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:04, шпаргалка

Краткое описание

1. Основные причины травматизма во время занятий физической культурой.

Основные причины получения травм во время выполнения физических упражнений в большинстве случаев связаны с неправильной организацией занятий. Причинами этого может стать неудовлетворительное состояние места занятия, неисправное оборудование и инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая обувь или одежда, отсутствие страховки и самостраховки, недостаточная тренированность и форсированная (чрезмерная) нагрузка, низкая поведенческая культура занимающихся, отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований.

Вложенные файлы: 1 файл

физра.docx

— 77.87 Кб (Скачать файл)

 

   

      Примерный  план занятий на развитие силы

            

      Разминка. В  течение 6—7 мин сделать пробежку, выполнить круговые движения  кистями, круги и махи руками, вращения туловищем, прыжки, выпрыгивания  из полуприседа.

    

      / упражнение. Жим штанги лежа: 2 подхода по 3 повторения со штангой 60%-ного веса от максимального результата — МТ (максимального теста), между подходами отдых 30 с, 1 подход по 4 повторения со штангой 60% -ного веса, перед и после отдых 20 с; 1 подход по 4 повторения со штангой 70% -ного веса, отдых 90 с.

    

      Завершить  занятие следует успокаивающими  и расслабляющими упражнениями. Для этого использовать те  же упражнения, что и для разминки, только выполнять их в медленном  темпе.

 

 

 

 

30. Требования безопасности  перед началом занятий по плаванию.

 

    Во время занятий  по плаванию следует выполнять  следующие правила:

    

      — перерыв  между приемом пищи и плаванием  должен быть не менее 45 мин;

    

      — занятия  проводятся строго по расписанию. Занимающийся обязан иметь при  себе пропуск с фотокарточкой  и визой врача;

    

      — вход  в раздевалку разрешается после  сдачи пропуска;

    

      — занятия  проводятся только в присутствии  преподавателя. Опоздавшие к занятиям не допускаются;

    

      — каждый  занимающийся должен иметь мыло, мочалку, полотенце и чистую  спортивную форму;

    

      — перед  началом занятий занимающиеся  должны тщательно вымыться в  душевой с мылом и мочалкой, на что дается 10 мин. После занятий  разрешается мыться не более  3—5 мин (без мыла). Категорически  воспрещается приносить с собой  шампунь или жидкое мыло в  стеклянной посуде;

    

      — плавать  в бассейне разрешается: мальчикам  — в плавках, девочкам —  в купальниках и резиновых  шапочках.

    

      При купании  в естественном водоеме следует  оборудовать отведенное для этого  место и подготовить спасательные  средства (спасательные круги, шесты,  веревки, лодки и т. д.). Необходимо  убедиться, что температура воды  не ниже установленной нормы  (около +20 °С). Перед входом в  воду надо сделать разминку, выполнив  несколько легких упражнений.

 

 

 

 

31. Какое влияние оказывают  занятия физической культурой  на вредные привычки (наркоманию, алкоголизм, курение)?

 

    Все знают о  вреде табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, но эти пагубные привычки до сих пор для многих людей остаются привлекательными с детского возраста. Занятия физической культурой и вредные привычки (наркомания, алкоголизм, курение) несовместимы. Ясно одно, что сознательное отношение человека к собственному здоровью должно стать нормой поведения и главной отличительной чертой культурной личности.

 

 

 

 

32. Основные формы занятий  физической культурой. Более подробно  рассказать об одной из форм  занятий (на личном примере).

 

    В процессе физического  воспитания школьников используются  разнообразные формы занятий  физической культурой: урок, самостоятельные  занятия, соревнования, походы. Организуются  они одинаково: подготовительная, основная и заключительная части.  Занятие начинается с разминки, чтобы подготовить организм к  предстоящей работе. Разминка бывает  общей и специальной. Общая  разминка постепенно и разносторонне  действует на организм занимающихся. Обычно это ходьба, бег, различные гимнастические упражнения. Специальная разминка позволяет подготовиться к тем упражнениям, которые предстоит выполнять в основной части занятий. Разминка длится около 10 мин. Во время основной части занимающиеся приобретают новые знания и умения или совершенствуют их до уровня навыков. Цель заключительной части — постепенно снизить нагрузки на организм. Помогают сделать это хорошо знакомые упражнения на расслабление. От соблюдения правил проведения занятий зависит успешность освоения физических упражнений, развитие силы, ловкости, гибкости, выносливости, смелости и других качеств. В тех случаях, когда занятия проводит преподаватель (учитель физической культуры, тренер), они имеют форму урока. Именно эта форма создает наилучшие условия для воспитания, образования и оздоровления занимающихся. Урок проходит в течение строго установленного времени, с постоянным составом занимающихся, по твердому расписанию. Во всех учебных заведениях уроки проводятся по утвержденным государственным программам. Урок по методам организации бывает фронтальным, групповым и индивидуальным. При фронтальном методе одно и то же задание выполняют все занимающиеся одновременно. При групповом каждая группа выполняет свое отдельное задание. При индивидуальном методе каждый обучающийся выполняет самостоятельно свое задание. С целью уплотнения урока иногда применяют так называемую круговую тренировку, во время которой занимающиеся, непрерывно перемещаясь по кругу, выполняют серии задавите по группам. В последнее время все более широкое распространение получают самостоятельные занятия физкультурой и спортом. Они подразделяются на утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), тренировку, выполнение домашнего задания по физической культуре и др. Положительный эффект самостоятельных занятий возможен только при квалифицированной помощи преподавателя или других специалистов физического воспитания. Соревнование — серьезное испытание физических и волевых качеств человека, поэтому форма занятий может быть эффективно использована для решения задач физического и нравственного воспитания (развитие физических и волевых качеств, формирование сознательного поведения и др.). Вместе с тем особенности соревнований заключаются в максимальных физических нагрузках и могут быть рекомендованы только практически здоровым, физически подготовленным людям. Одной из форм занятий могут считаться массовые самостоятельные игры. Они характеризуются широкой самодеятельностью и яркой эмоциональностью. В связи с этим типовая структура занятия в игре выражена слабо, и нет возможности строго регулировать нагрузку. (Ответ дополнить рассказом на личном примере.)

 

 

 

 

33. Значение современного  олимпийского движения в развитии  мира и дружбы между народами.

 

    Самые, пожалуй,  святые и чистые игры современности,  которые создал человеческий  разум, — это Олимпийские. Они  в себя вобрали все лучшее, что спорт дает человеку. Олимпиады  не просто состязания сильных  духом и телом, а современная  мировоззренческая концепция, название  которой — олимпизм. О целях олимпийского движения в Олимпийской хартии сказано: «Содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой спорта; воспитание молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы, способствующих созданию лучшего и более спокойного мира; всемирное распространение олимпийских принципов для проявления доброй воли между народами». В этом своеобразном манифесте сформулированы основные требования к человеку. Вот почему важны для каждого из нас Олимпийские игры, вне зависимости от степени участия в спортивных занятиях. Олимпийские игры — это соревнования и смотр всего, чего удалось добиться на благородном поприще духовного и физического развития человечества, оздоровления международного климата. «О спорт! Ты — благородство! Ты осеняешь лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно. Ты безупречен. Ты требуешь высокой нравственности, справедливости, моральной чистоты, неподкупности. Ты провозглашаешь: «Если кто-нибудь достигнет цели, введя в заблуждение своих товарищей, достигнет славы при помощи низких, бесчестных приемов, подавив в себе чувство стыда, тот заслуживает позорного эпитета, который станет неразлучен с его именем». Ты возводишь стадионы — театры без занавесей. Все свидетели всему. Никакой закулисной борьбы. Ты начертал на своих скрижалях: «Трижды сладостна победа, одержанная в благородной честной борьбе». Эти пламенные строки взяты из «Оды спорту», написанной в 1912 г. основоположником современного олимпиз-ма, выдающимся французским просветителем бароном Пьером де Кубертеном.

    

      Идеи мира, дружбы и взаимопонимания между  народами планеты, провозглашенные  Кубертеном, имеют непреходящее  значение для всего человечества. «Главная цель олимпийского движения, — писал Кубертен, — посредством  выступлений выдающихся атлетов  привлечь внимание общественного  мнения, народов и правительств  к необходимости создания всех  возможностей для вовлечения  в спорт как можно большего  числа людей». Возрождая Олимпийские  игры, Кубертен преследовал цели  одновременно и практические, и  благородные. Он верил в то, что напряженность и враждебность, нарастающие между государствами  планеты, могут быть сведены  к минимуму дружественной атмосферой  спорта. Олимпийские игры ныне  нередко используются не столько  ради идеалов мира и взаимопонимания,  сколько для удовлетворения национальных  претензий, личных амбиций, коммерческих  интересов. Мир далеко не однороден.  Он состоит из противостоящих  друг другу государств, идеологических  институтов, финансовых и промышленных  корпораций, которые преследуют  свои цели и интересы. Далеко  не все эти организации придерживаются  олимпийских идеалов. И тем не менее олимпийское движение и в наши дни является сдерживающим фактором конфликтов между народами. Пусть лучше будет плохой мир, чем хорошая война, тогда больше шансов на приближение хорошего мира.

 

 

 

 

34. Охарактеризовать основные  профилактические мероприятия по  предупреждению травматизма во  время занятий физическими упражнениями (место занятий, гигиена тела  и одежды, подбор инвентаря и  контроль за физической нагрузкой).

 

    Основные профилактические  мероприятия по предупреждению  травматизма во время занятий  физическими упражнениями заключаются  в соответствии гигиеническим  нормам и требованиям места  проведения занятий, одежды, используемого  инвентаря, а также контроле за физической нагрузкой. Помещение, в котором проводятся занятия физическими упражнениями, должно быть проветренным и чистым. Температура воздуха в комнате не должна превышать +20 °С. Выполнять упражнения лучше всего при открытой форточке или окне, избегая сквозняка. Оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями во многом зависит от санитарного состояния раздевалок, спортивного зала и душевых. Пребывание в пыльной, душной раздевалке снижает эффект тренировки. Ежедневное тщательное умывание, уход за зубами, регулярное мытье тела обязательны для каждого человека. Гигиена тела, и в первую очередь гигиена кожи, имеет большое значение для занимающихся физкультурой. Кожа выполняет ряд физиологических функций. Прежде всего она защищает организм от влияния воздуха, проникновения бактерии, загрязнения и предохраняет ткани и органы от механических повреждений, служит регулятором тепла. Выделения сальных желез придают коже эластичность, предохраняют ее от высыхания. Особо важную роль в организме кожа играет как орган чувств, воспринимая различные ощущения — давление, боль, тепло, холод и т. д. Подобно легким, кожа участвует в газовом обмене организма, выделяя в небольших количествах углекислый газ. Грязь закупоривает отверстия потовых и сальных желез, раздражает кожу, благоприятствуя размножению микробов, а при ранениях или ссадинах может вызвать воспалительные процессы. Регулярное мытье горячей водой с мылом очищает кожный покров. Одежда для занятий должна быть достаточно свободной, удобной и легкой и не затруднять дыхания. После занятий необходимо сменить все нательное белье. Спортивную одежду нужно надевать только на тренировки и соревнования, а не носить ее постоянно. Для сохранения гигиенических свойств ее нужно регулярно сушить, проветривать и стирать. Одежда из синтетических материалов рекомендуется только для защиты от дождя и ветра. Обувь для занятий должна быть прочной, легкой и не тесной. Спортивная обувь и носки должны быть чистыми и сухими. В мокрой обуви можно получить потертости, а при низкой температуре воздуха и отморожения. Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах занятий, должны быть надежно закреплены и находиться в полной исправности. Гриф перекладины перед выполнением упражнений и после их окончания протирается сухой тряпкой и зачищается наждачной шкуркой. При выдвижении ноги «козла», «коня» (гимнастических снарядов) прочно закрепляются в заданном положении. Гимнастические маты укладываются вплотную вокруг гимнастического снаряда, обеспечивая плоскость соскока или предполагаемого падения и срыва. Вес спортивных снарядов для выполнения упражнений и метания должен соответствовать возрасту и физической подготовленности учащихся. В целях предупреждения травматизма занятия физическими упражнениями должны проводиться регулярно, с постоянным увеличением физической нагрузки. Каждое занятие и выступление на соревнованиях следует начинать с разминки. Разминка, как говорят спортсмены, «разогревает» организм и тем самым готовит его к выполнению более сложных упражнений. В основе разминки лежит определенная физиологическая закономерность: организм человека не может сразу перейти от покоя к напряженной работе. Период постепенного усиления деятельности систем и органов получил название врабатываемости. Именно во время разминки происходит врабатываемость организма, чем и обеспечивается предупреждение травматизма.

 

 

 

 

35. Требования безопасности  во время занятий по плаванию.

 

    Требования безопасности  при проведении занятий по  плаванию:

    

      — обучающиеся  должны внимательно слушать и  выполнять все команды учителя  (тренера);

    

      — вход  в воду осуществляется с разрешения  медицинского работника бассейна  и преподавателя, при наличии  инструктора по плаванию и  спасателя;

    

      — в бассейне  категорически запрещается: бросать  плавательные доски с бортиков  в воду или из воды на  кафель; входить на вышку и  прыгать с нее

    

      .без разрешения  и наблюдения преподавателя; вносить  в бассейн посторонние предметы (чемоданы, сумки и т. п.); сильно  шуметь, бегать, толкаться, подавать  ложные сигналы о помощи, подныривать,  переходить на чужую дорожку;

    

      — при  нырянии нельзя долго оставаться  под водой;

    

      — нельзя  прыгать в воду вниз головой  при недостаточной глубине воды  и необследованном дне водоема;

    

      — при  купании в естественных водоемах  не следует заплывать за установленные  знаки (буйки) ограждения;

    

      — при  судорогах не теряться, стараться  держаться на воде и звать  на помощь;

    

      — почувствовав  озноб, необходимо выйти из  воды, растереться полотенцем и  сразу одеться.

 

 

 

 

36. Современные спортивно-оздоровительные  системы физических упражнений  по формированию культуры движений  и телосложения.

 

    Чем больше удобств предоставляет нам цивилизация, тем меньше мы двигаемся. И расплачиваемся за комфорт нарушением обмена веществ, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Особую тревогу вызывает гипокинезия (недостаток движений) у детей и подростков. В наши дни основная масса школьников самостоятельно совершает лишь около половины необходимого для них количества движений. Современный идеал телосложения и культуры движений ярче всего воплощается в облике спортсменов и артистов балета. Систематические тренировки делают их стройными, мускулистыми. Красоте движений обязаны своим существованием эстетикотехнические виды спорта (художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание и т. п.). Здоровье и красота движений образуют неразрывное двуединство: хорошее самочувствие — залог красоты, а привычка двигаться красиво и правильно — одно из условий сохранения и укрепления здоровья. Существует такое явление — перенос навыка. Научившись каким-либо движениям, мы легче осваиваем похожие на них. Поэтому, стремясь к красоте, нужно начинать с самых простых движений. Для формирования красивого телосложения и овладения культурой движений используются различные системы физических упражнений: аэробика, атлетическая гимнастика (бодибилдинг, пауэрлифтинг), шейпинг и др. Атлетическая гимнастика — система упражнений с отягощениями. Занимающиеся имеют упругие, рельефные мышцы и красивую фигуру. Систематические занятия этой гимнастикой помогают развить силу, выносливость, ловкость, гибкость. В России зарождение атлетической гимнастики как системы упражнении с отягощениями для исправления недостатков телосложения связано с именем врача В. Ф. Краевского. По его системе занимались прославленные атлеты Иван Лебедев, Иван Заикин. Чтобы заниматься атгетической гимнастикой, необходимо знать основные правила тренировок. В спортивной практике существует определенная система обозначения нагрузок. Нагрузка, при которой атлет может выполнить упражнение только один раз, называется предельной, 2—3 раза — околопредельной, 4—7 раз — большой, 8—12 раз — умеренно большой, 13—18 раз — средней, 19—25 раз — малой, а свыше 25 раз — очень малой. В подростковом возрасте самыми оптимальными нагрузками являются малые, средние и умеренно большие. Перегрузки отрицательно влияют на рост и развитие организма, поэтому не следует увеличивать нагрузки выше допустимых пределов. Наиболее благоприятное время для занятий с 10 до 13 ч и с 16 до 20 ч. Занятия атлетической гимнастикой должны заканчиваться не позднее чем за 2 ч до сна и не раньше чем за 1,5ч после приема пищи. Начинающим атлетам достаточно трех занятий в неделю по 40 мин. Увеличивать время тренировки надо постепенно. В книгах по атлетической гимнастике можно найти готовые комплексы упражнений для разного возраста и уровня физической подготовленности, а можно составить комплекс самостоятельно, соблюдая определенную последовательность: упражнение первое — для развития мышц рук и плечевого пояса; второе — для мышц шеи; третье — для мышц ног; четвертое — для мышц туловища (спины, груди, брюшного пресса); пятое — на развитие всех мышечных групп (комплексное). При составлении плана самостоятельных занятий надо учитывать физическую нагрузку всего дня.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре"