Шпаргалка по "Теории и методике физического воспитания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:18, шпаргалка

Краткое описание

43. Методика обучения детей катанию на коньках.
30. Методика обучения в настольный теннис.
41. Методика обучения детей передвижению на лыжах.
46. Методика обучения детей игре в футбол.
48. Методика обучения детей игре в хоккей.
15. Нетрадиционные методы физ.занятий.

Вложенные файлы: 1 файл

готовые шпоры по физо.docx

— 154.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

23 Физкультурные досуги  и праздники в детском саду. Специфика их организации и  проведения в разных возрастных  группах.

Физкультурные досуги и праздники  обеспечивают решение образовательных  и воспитательных задач; совершенствование  двигательных умений; формирование интереса и потребности в занятиях физическими  упражнениями. Не смотря на общность в  достижении конечного результата, физкультурные  досуги и праздники имеют свою специфику: 1. Физкультурный досуг  проводится 2-3 раза в месяц, праздник – 2-3 раза в год. 2. В физкультурном  досуге принимают участие 1-2 группы детского сада, в физкультурном празднике  – дети всего дошкольного учреждения. Можно проводить физкультурный  праздник для 2 или больше детских  садов. 3. Длительность досуга равняется  длительности физкультурного занятия, праздника – 1 час – 1 час 20 минут. 4. Физкультурный досуг проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами. К празднику  готовится весь коллектив детского сада: составляется сценарий, подготавливаются красочные атрибуты, специальная  одежда для детей и т.д. 5. Физкультурный  досуг можно проводить как  в помещении, так и на воздухе, а физкультурный праздник – на воздухе: на участке детского сада, на стадионе, на лесной поляне и т.д.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11Содержание, структура  м методикаДни здоровья, каникулы

Дни здоровья и каникулы призваны содействоваоздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух.

День здоровья начинается утренним приемом детей, который может  проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.

На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада.Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В неё включаются простейшие туристский походы, подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и так далее. Целесообразно к этому приурочить внесение новых физкультурных пособий, двигательных игрушек. Красочное, необычное оформление территории детского сада, групповых участков способствует подъему настроения, повышению активности детей в играх.

Во второй половине дня может  быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.

В дни каникул создаются оптимальные  условия для ежедневной, самостоятельной  двигательной и художественной деятельности детей, проводятся пешие походы, другие физкультурные мероприятия.

 Методика проведения  дня здоровья, каникул в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Вторая младшая  группа: День здоровья проводится не реже одного раза в квартал. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей, в связи с чем отменяются все занятия. В теплое время года желательно, чтобы дети максимально находились на открытом воздухе, в течении дня, в холодное время года - пребывание детей на воздухе по возможности увеличивается. В день здоровья необходимо обеспечить достаточно высокую двигательную активность детей. Этому могут способствовать подвижные и дидактические игры, в которых основным видом движения являются прыжки, метание, лазание, бег. В самостоятельных играх эти виды движений занимают незначительное место.Количество игр в течении дня планируется от 4 до 6. Продолжительность каждой игры 6 - 8 минут.

Обогащению двигательной деятельности способствует вынос на прогулку разнообразных  физкультурных пособий и оборудования. Помимо стандартного оборудования, целесообразно  выносить легкие переносные пособия  типа досок, лесенок, легких ящиков, из которых дети могут по желанию  составлять разнообразные спортивные комплексы для выполнения тех  или иных движений. Такие пособия  как обруч, скакалка, кегли, мяч для  младших дошкольников вполне доступны.Особое внимание следует уделить второй половине дня. Целесообразно включить в этот период физкультурный досуг длительностью 15 - 20 минут, прогулки за пределами участка детского сада. Положительные эмоции снимают утомление.

Средняя группа: День здоровья - день отдыха, развлечений и игр. Проводится один раз в квартал.В этот день отменяются все учебные занятия, включая и физкультурные. Содержание Дня здоровья составляют подвижные игры, спортивные упражнения, прогулки за пределы участка детского сада, физкультурные досуги.

Прогулки проводятся в первой половине дня, продолжительностью 20 минут в  одну сторону, общая продолжительность 1 - 1,5 часа. Во время прогулок широко используется природный материал (камушки, шишки, песок, вода). Требование к подбору  и продолжительности игр такие  же, как и в младшей группе. Помимо физкультурно-оздоровительной  работы, в дни здоровья включаются и различные виды трудовой деятельности детей (работа в огороде, уборка территории, сбор урожая и тому подобной).

Каникулы:Проводятся в течение первой недели января и последней недели марта.Во время каникул снимаются традиционные учебные занятия за исключением музыкальных и физкультурных, но и они обогащаются игровым, сюжетным материалом и проводятся в разнообразных интересных формах. Особое внимание нужно уделить рациональной организации ежедневной двигательной деятельности, как одному из условий оздоровительной работы с детьми. Этому способствует широкое использование разных видов физических упражнений: гимнастика, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения. Один - два раза в неделю целесообразны физкультурные досуги, пешеходные прогулки и экскурсии. Удовольствие доставляют детям взаимные посещения разных возрастных групп - «приход в гости», выставки детских работ, драматизация известных сказок, концерты детской самодеятельности с участием взрослых. Следует предоставлять больше возможности для свободного обучения детей в процессе различных видов самостоятельной и организованной деятельности.

Старшая группаДень здоровья проводиться один раз в квартал. Содержанием его являются подвижные игры, спортивные упражнения и игры, спортивные развлечения, игры - эстафеты, пешеходные и лыжные прогулки, простейший туризм. Очень важно развить у детей интерес к организации по собственному желанию подвижных игр и простейших соревнований .В день здоровья с детьми старшего дошкольного возраста организуются простейшие туристические походы. В теплый период года общая их продолжительность не должна превышать 2,5 - 3 часа, с привалом не менее часа и отдыхом после каждых 25 - 30 минут по 5 - 10 минут. Детей во время похода сопровождают не менее 2 - 3-х взрослых. На привале организуется активный отдых детей - игры и упражнения в природных условиях, солнечные ванны, купание, эстафеты. Желательно проводить поход в виде увлекательной тематической игры или использовать заранее разработанный сценарий.

В зимний период можно проводить  лыжные походы продолжительностью до 2,5 км (в два перехода). В содержание лыжного похода включаются игры с  элементами спортивного ориентирования (ориентировка на местности с использованием карт - схем).

Каникулы:Организуются каникулы в начале первой недели января и последней недели марта, что связано со снижением работоспособности детей и повышением заболеваемости детей в этот период. Организация режима дня и содержания педагогической работы должны быть направлены на создание оптимальных условий для активного отдыха детей; увеличение объема двигательной активности, обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию организма. Важно не только снять утомление детского организма, но и создать условия для самостоятельной деятельности детей.

Так же, как и в средней группе, снимаются на каникулярное время  традиционные учебные занятия, за исключением  физкультурных и музыкальных. Освободившееся время используется для различных форм и видов организационной и самостоятельной деятельности детей.

Наиболее эффективны для старших  дошкольников физкультурные праздники  и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера, всевозможные викторины и детские концерты. Пользу приносят и разные виды трудовой деятельности: дежурство по столовой, в уголке природы, уборка участка, выполнение отдельных поручений и тому подобное. При этом важно не только организовать коллективный труд, но и создать  условия для трудовой деятельности, возникающей по инициативе самих  детей (уход за животными и растениями, подклейка книг, изготовление поделок  и много другое).

 

 

5Методы  и приемы обучения физ. Упражнениям

Метод- это система приемов, направленных на опимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных задач, средств, условий.Методы: 1) информационно- рецептивные(характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью м/у деятельностью педагога и ребенка) Они делятся на: а)словесные(активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач) б) наглядные (формирует представления ребенка о движении) в) практические (обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия) 2) репродуктивные (характеризуются воспроизведением способов деятельности) Они делятся на: а) метод проблемного обучения (перед ребенком ставится проблема для сам. решения) б) метод творческих заданий(создает предпосылки для развития творчества детей) Прием: - составная часть , детально дополняющая и конкретизирующая метод (степаненкова)Приемы словесного метода: описание, объяснение упражнения; пояснения, указания по ходу выполнения упражнения; беседы, вопросы; распоряжения, команды; образный сюжетный рассказ; словесная инструкция; самопроговаривание упражнений.

Приемы практического  метода: выполнение упражнений воспитателем; выполнение упражнений ребенком; игровые приемы; соревнования; регулирование нагрузки и отдыха.Нагрузка – это количественная мера воздействия физ. упраженеиям.

Виды нагрузок: ступенчатая- волнообразная- прямолинейная-восходящая- равномерная-переменная Отдых может быть: пассивный, активный, частичный, регламентированный, полный

Приемы наглядного метода: наглядно – зрительные приемы(подражание, имитация рисунки, графики, фото); нагляно- слуховые(музыка, ритм, речетивы); тактильно-мышечная наглядность(обеспечивает правильное выполнение действий(использование физкулт. Пособий)

Цель и смысл методики руководства  – обогащение и совершенствование  двигательного опыта детей. Выбор  конкретных методов и приемов  обучения общеразвивающим упражнениям  зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического  воспитания, специфики педагогических задач. Вместе с тем руководящие  усилия воспитателя концентрируют  типичные для любой возрастной группы педагогические приемы: построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих  упражнений; раздача пособий; способы  подачи упражнений; контроль за ходом выполнения упражнений. Главной целью общеразвивающих упражнений являются формирование правильной осанки. Осанка во многом зависит от положения позвоночника и таза. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц-сгибателей уравновешиваются тягой мышц-разгибателей, то туловище и голова держаться прямо. Общий смысл контроля за выполнением общеразвивающих упражнений состоит в подержании и постоянном наращивании мышечного тонуса. Необходимо, в частности, следить за тем, чтобы в исходном положении стоя тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги. Привычка ослаблять одну ногу приводит к тому, что таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону. Симметричные упражнения (наклоны в стороны, поочередное поднимание ног и др.) должны повторяться четное число раз, чтобы нагрузка на обе стороны тела была одинаковой.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Характеристика физ упражнений.; содержание и форма.

Физические упражнения – такие двигательные дейст-вия (и их совокупности), которые направлены на реали-зацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям (физическое – характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени; упражнение – направленная повторность действия с целью воздействия на свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия).

Содержание– целевое назначение упражнения, общая форма движений. Обуславливает их оздоровительное значение (приспособление организма, улучшение показателей здоровья, воспитание физических качеств, что улучшает физическое развитие); образовательную роль (учатся управлять своими движениями, овладевают двигательными умениями и навыками); влияние на личность (морально-волевые качества).

Форма ФУ – определенная упорядоченность и согласованность процессов и элементов содержания физического упражнения. В форме ФУ различают внеш-нюю и внутреннюю структуру. Внутренняя структура ФУ обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организ-ме во время данного упражнения. Внешняя структура ФУ – его видимая форма, характеризующаяся соотно-шением пространственных, временных и динамических параметров движений.Содержание и форма тесно взаимосвязаны между собой.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике физического воспитания"