Шпаргалка по "Теории и методике физического воспитания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:18, шпаргалка

Краткое описание

43. Методика обучения детей катанию на коньках.
30. Методика обучения в настольный теннис.
41. Методика обучения детей передвижению на лыжах.
46. Методика обучения детей игре в футбол.
48. Методика обучения детей игре в хоккей.
15. Нетрадиционные методы физ.занятий.

Вложенные файлы: 1 файл

готовые шпоры по физо.docx

— 154.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

8Средства  физ. Воспитания. Классификация   физических упражнений. По исторически

Физические упражнения как специфические средства физического  воспитания Основным специфическим средством физического вос-питания являются физические упражнения.

В теории и методике физического  воспитания создан целый ряд классификаций  физических упражнений.

1.По признаку исторически сложившихся  систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось  так, что все многообразие физических  упражнений постепенно аккумулировалось  всего в четырех типичных группах:  гимнастика, игры, спорт, туризм. Каждая  из этих групп физических упражнений  имеет свои существенные признаки, но главным обра-зом они различаются  педагогическими возможностями,  специфическим назначением в  системе физического воспитания, а также свойственной им методикой  проведения занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 физкультурные  минутки , формы и методика их организации в детском саду.

Назначение физкультминуток состоит  в том, чтобы обеспечить детям  активный отдых, умственную работоспособность  на занятии. Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии  снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а  также органам зрения и слуха. Утомление детей обычно наступает  после 10-12 минут. Оно сказывается  на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что  дети устали, и необходимо дать им возможность  отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Физкультминутки  могут проводиться в форме  общеразвивающих упражнений, подвижной  игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, а также  в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток  подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно  прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего  там, где четко выделены структурные  части. Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать  игры средней подвижности, не требующие  большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые  сочетаются с содержанием занятия, так как могут быть проведены  в любой его части и в  любое, по усмотрению воспитателя, время.  Дидактические игры с движениями – физкультминутки хорошо вписываются  в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике. Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий  под звукозапись, пение воспитателя  или самих детей. Физкультминутки  под стихотворные тексты в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному  занятию следует обратить внимание на следующее:  1. Стихотворный текст  должен быть высокохудожественным. Могут  быть использованы стихи известных  поэтов, потешки, загадки, считалки.  2. Преимущество следует отдавать стихам с четким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения.  3. Содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей. В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, елку, гриб и т.д.). Ценность таких отгадок в том, что ребенок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспоминать, думать, находить наиболее выразительные движения.

Закаливающие мероприятия  в сочетании с физическими  упражнениями

В дошкольных учреждениях в целях  закаливания детей используются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание). Комплексное применение природных факторов выраба-тывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды (влажный воздух, дождь, ветер, перегревание). В процессе закаливания происходит глубокая пере-стройка организма, и если ребенок активен, она осу-ществляется естественно и просто.Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегета-тивную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ. Процесс закаливания многообразен: с одной стороны, он включает специальные мероприятия по назначению врача (воздушные, водные, солнечные ванны), с другой — определенные условия в связи с установленным режимом дня (регулярное проветривание помещения, соответствующая одежда и обувь, соблюдение установленной длительности прогулок и режима двигатель-ной активности детей, сон на веранде с открытыми окнами).  Закаливающие процедуры проводятся начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность; необходим индивиду-альный подход в соответствии f рекомендациями врача. Основные средства закаливания, применяемые в дошкольных учреждениях. 1. Воздушные ванныобеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи во время двигательной деятельности детей. Наиболее целесообразным видом такой воздушной ванны явл утренняя гимнастика, проводимая на воздухе и в поме-щении при открытых окнах, фрамугах. Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, в которые входят воздушные ванны, имеют свои особенности. При прове-дении Их в помещении температура воздуха постепенно снижается через каждые 2—3 дня с таким же постепен-ным облегчением одежды детей. Это осуществляется по указанию врача, с учетом состояния здоровья детей и при индивидуальном подходе к каждому из них. 2. Водные мероприятия — это обтирание, обливание, душ, купание (в бассейне, в реке, в озере, в море).  В процессе водных процедур целесообразно и жела-тельно активное поведение ребенка. В первой младшей группе активность исходит в основном от взрослого, стимулирующего ребенка к движениям. С 3 лет ребе-нок приучается действовать самостоятельно. При обтирании, состоящем из легких массирующих движений в направлении от периферии к центру, дети приучаются действовать сами при помощи отжатой варежки. Стоя в кругу или полукруге, они одновре-менно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, и каждый из них обтирает спину своему товарищу. Обливание по своему воздействию на организм ребен-ка сильнее предыдущей процедуры. Поток воды осве-жает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную систему, вызывает бодрость. Ребенок поворачивается, подставляя под льющуюся воду спину, грудь, бока, живот, руки.  Купание как регулярная ежедневная процедура — прекрасное средство оздоровления и закаливания детского организма. Прохладная вода, чистый воздух в сочетании с ультрафиолетовыми лучами, движения самих детей — весь этот комплекс средств оказывает чрезвычайно благоприятное воздействие на организм ребенка, его нервную систему, эмоционально-положительное состояние. Однако несмотря на эффективность этой процедуры, нужно подводить к ней детей очень осторожно — путем предварительного регулярного обтирания и обливания под душем с постепенным снижением температуры воды. Купание с целью закаливания рекомендуется в программе для средней, старшей и подготовительной групп детей.  3. Солнечные ванны. Солнце оказывает благотворное влияние на организм ребенка, укрепляя общее его сос-тояние, улучшая обменные процессы. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи, которые обладают бактерицид-ным действием (останавливающим развитие бактерий), антирахитическим (улучшающим деятельность нервной системы, повышающим обменные процессы, укрепляющим костно-мышечную систему), эритемным (увеличи-вающим приток крови и вызывающим покраснение кожи, переходящее в загар). Такое многообразное влияние солнца на организм ребенка требует особой осторожности. При неумеренном использовании солнечных ванн у детей могут появиться отрицательные явления (возбуждение и нарушение сна, резкое расши-рение сосудов, ухудшение состава крови и др.). Поэтому в детских учреждениях солнечные ванны должны проводиться только в соответствии с назначением врача, с обязательным учетом индивидуальных особенностей детей.

 

 

1.Основные  понятия теории и методики  физического воспитания дошкольников.

В теории физического воспитания рассматриваются  следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт. Физическое развитие— процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивиду-альной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них пси-хофизических качеств. Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность неко-торых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и био-метрических измерений (показатели роста, веса, окруж-ности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие). В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.). Физическое совершенство— исторически обусловлен-ный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразуме-вается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическая культура— часть общей культуры общест-ва, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способ-ностей человека; совокупность материальных и духов-ных ценностей общества в области физического совер-шенствования человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием. Физическое воспитание— педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка. Физическая подготовленность— соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы. Физическое образование— овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка. Физические упражнения— специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяе-мые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необхо-димых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка. Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения Двигательного действия. Двигательная деятельность— деятельность, характери-зующая активность двигательного аппарата ребенка. Двигательная активность— это основа индивидуаль-ного развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобре-таем, расходуя. Спорт — составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18Становление  теории  и методики подвижных игр. Возникновение игр подвижного характера, как и игр вообще, уходит  корнями в далёкое прошлое. Исторически у каждого народа накапливались свои национальные игры. ни  вовлекали в активную двигательную деятельность целые группы играющих, проводились, как правило, на улице, благодаря чему становились важным средством оздоровления.  Постепенное  развитие педагогической мысли позволяло  осуществлять отбор из числа народных игр наиболее целесообразных в воспитательном отношении Коменский,Славинецкий,Песталлоции, Грум. Ушинский, Покровский. Научно обоснованные взгляды на использовании подвижных игр в педагогическом процессе изложены в системе физического воспитания  П.Ф.Лесгафта.  Он раскрыл физиологическое и психологическое значение игр,их роль в обеспечении сознательных действий, развитии умений управлять движениями. Игры учёный рассматривал как упражнения, посредствам которых ребёнок готовится к жизни. Подвижные игры чрезвычайно богаты и разнообразны по содержанию. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей к необходимости группировать их, классифицировать. Классификация игр осуществлялась по разным параметрам:- по принципу организации детей- игры одиночные и командные;-возрастному принципу-для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;-видам движений-игры с бегом, прыжками, равновесием, метанием, лазаньм;-двигательным способностям-развивающие скоростно-силовые способности, быстроту, выносливость, ловкость;-степени интенсивности движений-большой, средней и малой подвижности;- особенностям содержания- подвижные игры с правилами, сюжетные, бессюжетны; элементы спортивных игр. Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точными и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами(спепаненкова)

классификацияигр 
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры щ бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). 
В теории и методике физического воспитания принята следующая классификацияигр.К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. 
 Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д. 
 Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.). 
I Для маленьких детей используют игры-забавы («Ладушки», «Коза 
рогатая» и др.). • 
Спортивные игры, по данным М. П. Голощекиной, Э.И.Адаш-кявичене и др., целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения.

Игра является одним из важнейших  средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она  способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому  развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47 методика  работы по обучению дошкольников  плаванию.

В детском саду обучение детей плаванию с первой младшей группы. Вначале  внимание уделяется тому, чтобы дети приобрели устойчивые гигиенические  навы-ки: умели пользоваться индивидуальными туалетными принадлежностями – с помощью взрослых вытираться полотенцем, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятия в бассейне. Во второй младшей группе закрепляются навыки самостоятельного переодевания, пользования полотенцем, детей учат также просушивать и расчесывать волосы. В средней группе все гигиенические процедуры должны выполнять без помощи взрослых, сознательно. В старшей группе дети учатся правильно ставить на место обувь, замечать и самостоятельно устранять непорядок в одежде, помо-гать в этом товарищу. Начинают обучение детей плаванию с подготовитель-ных упражнений – учат входить в воду, с помощью взрослого передвигаться. Ходьба, бег, прыжки в воде, различными движениями руками знакомят детей с сопротивлением воды. Вначале упражнения проводятся на глубине ниже колен, но постепенно глубина увеличивается до уровня пояса, а потом груди. Детей обучают погружению в воду. Последовательность такая: предлагают полить воду себе на руки, плечи, сипну, потом медленно присесть, погру-зиться в воду до уровня шеи, после этого – с головой, при этом плотно закрыть рот и задержать дыхание на вдохе. При погружении головы в воду придерживаются такой последователь-ности: в воду опускается часть головы, вначале до уровня носа, потом все лицо. Затем детей знакомят с простыми упражнениями, которые подводят к овладению выдохом: подуть на игрушку, которая плавает на воде; подуть на воду, как на горячий чай; опустить губы в воду и вспенить ее; погрузить голову в воду и сделать выдох. Выдыхать в воду учатся долгое время. Параллельно их учат открывать глаза в воде. Для этого предлагают, стоя на суше, посмотреть на предметы, которые находятся на дне бассейна, назвать их, потом погрузиться в воду с головой и соб-рать предметы. Потом детей учат свободно лежать на воде (на груди и спине). С этим упражнением их зна-комят на суше (поднять руки над головой, подняться на носки). Упражнение выполняется лежа на воде на мелком месте бассейна. После этого дети учатся скользить по воде: энергично отталкиваются ногами от дна или стены бассейна, выпрямляют руки вперед и, наклонившись, ложатся на воду. Голова находятся между вытянутыми вперед руками, лицо опущено в воду. Вначале дети выполняют скольжение, задержав дыхание, но с течением времени они соединяют эти задания – учатся выполнять выдох в воду в момент скольжения. Одновременно детей учат производить движения ногами, как при плавании кролем. Эти движе-ния разучиваются на суше. Дети садятся на пол, сгибают руки в локтях и опираются сзади на предплечья. В этом положении они выполняют движения ногами, которые напоминают движения ног при плавании кролем. Потом эти движения выполняются в воде на мелком месте при поддержке за предмет (круг, игрушка). С течением времени дети выполняют движения руками, которые помогают передвигаться в воде (гребок выполняется свободно выпрямленной рукой, пальцы сжаты вместе). При обучении гребковым движениям рук применяют плавание на спине с доской, зажатой между ногами. Для обучения дошкольников плаванию используются крытые малоразмерные бассейны: для младших детей 7×3м, глубина до 0,8м, для старших – 10×6м, глубина до 1,2 – 1,6м. Температура воды в бассейне должна быть в пределах + 26… + 29°С, воздуха + 24… + 28°С.               

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике физического воспитания"