Шпаргалка по "Теории и методике физического воспитания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:18, шпаргалка

Краткое описание

43. Методика обучения детей катанию на коньках.
30. Методика обучения в настольный теннис.
41. Методика обучения детей передвижению на лыжах.
46. Методика обучения детей игре в футбол.
48. Методика обучения детей игре в хоккей.
15. Нетрадиционные методы физ.занятий.

Вложенные файлы: 1 файл

готовые шпоры по физо.docx

— 154.12 Кб (Скачать файл)

Техника физических упражнений — это способ выпол-нения движения, с помощью которого решается двигательная задача. Техника физических упражнений совершенствуется под воздействием систематических тренировок.

В технике физических упражнений выделяют основу, определяющее звено и детали.Основа техники — главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи.

Определяющее звено  техники — наиболее важная и решающая часть данного движения (например: для прыжка в длину с места — это будет отталкивание двумя ногами).

Детали техники — второстепенные особенности упражнения, которые могут изменяться, не нарушая техники.

Пространственнаяхарактеристика  
Движения человек выполняет в пространстве. К пространственным характеристикам относятся: исходное положение и положения тела и его частей во время выполнения упражнения, траектория движения. 
Исходное положение — выражает готовность к действию, это точно принятое, эффективное, экономное соотношение взаимодействующихсил.  
Принятое исходное положение создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих действий. От сохранения наиболее выгодного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых упражнений.  
Траектория движения — путь движущейся части тела или предмета. От нее зависит успешное выполнение двигательной задачи. 
В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду движения. 
По форме траектории бывают прямолинейные и криволинейные. Прямолинейные движения применяются, когда требуется развивать наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (удар по подвешенному мячу). Криволинейные движения не 
требуют затраты дополнительных мышечных усилий для преодоления инерции тела, поэтому они используются чаще. Сложность траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще, например, движения руки разнообразнее, чем ноги. 
^ Направление движения.  влияет на эффективность воздействия физических упражнений, выполнение двигательной задачи. 
определяется по отношению к собственному телу. (выделяют основные и промежуточные направления

(Амплитуда движения — величина пути перемещения частей тела. Она может определяться в условных величинах (градусах), линейными мерами (длина шага) и условными обозначениями (полуприседание) или внешними ориентирами (наклониться, достать ) ВременныехарактеристикиК нимотносится длительность выполнения упражнений и его отдельных элементов, отдельных статических положений и тем пдвижения.Каждое упражнение выполняется в течение определенного времени и в определенной временной последовательности. По длительности выполнения упражнений и его отдельных элементов можно определить общий объем нагрузки и регулировать его.Большое значение имеет темп движений — количество движений в единицу времени или частота повторения циклов движений. Изменение темпа движений приводит к увеличению или уменьшению физической нагрузки. Дети дошкольного возраста выполняют упражнения в умеренном темпе, увеличение его повышает нагрузку на организм. У каждого ребенка свой индивидуальный темп движений. Это зависит от состояния его нервной системы, психического типа, роста, массы и т.д. 
Под воздействием систематических упражнений можно научить детей приспосабливаться к общему темпу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 Методика  обучения общеразвивающим упражнениям.  Требования к качеству выполнения.

Цель и смысл методики руководства  – обогащение и совершенствование  двигательного опыта детей. Выбор  конкретных методов и приемов  обучения общеразвивающим упражнениям  зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического  воспитания, специфики педагогических задач. Вместе с тем руководящие  усилия воспитателя концентрируют  типичные для любой возрастной группы педагогические приемы: построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих  упражнений; раздача пособий; способы  подачи упражнений; контроль за ходом выполнения упражнений. Главной целью общеразвивающих упражнений являются формирование правильной осанки. Осанка во многом зависит от положения позвоночника и таза. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц-сгибателей уравновешиваются тягой мышц-разгибателей, то туловище и голова держаться прямо. Общий смысл контроля за выполнением общеразвивающих упражнений состоит в подержании и постоянном наращивании мышечного тонуса. Необходимо, в частности, следить за тем, чтобы в исходном положении стоя тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги. Привычка ослаблять одну ногу приводит к тому, что таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону. Симметричные упражнения (наклоны в стороны, поочередное поднимание ног и др.) должны повторяться четное число раз, чтобы нагрузка на обе стороны тела была одинаковой.   

. Классификация общеразвивающих  упражнений. Требования к составлению  комплексов.

В зависимости от степени доминирующего  воздействия на отдельные группы мышц общеразвивающие упражнения классифицируются по анатомическому признаку: для мышц рук и плечевого пояса; для  мышц туловища; для мышц ног. Для  использования в разных формах работы с детьми общеразвивающих упражнений их принято группировать по принципу комплекса. Комплекс – подбор упражнений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц. Педагогическая направленность комплекса зависит от конкретных задач. Например, комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурного занятия в отличие от утренней гимнастики должен обеспечивать не только общую, но и специальную подготовку для успешного выполнения основных движений. Но неизменными критериями правильного подбора являются согласованность движений по анатомическому признаку, их размещение по принципу сверху вниз (первое упражнение всегда для рук и плечевого пояса), наличие разных исходных положений. Исходное положение – это положение туловища, ног и рук перед началом упражнения. От исходного положения зависят дифференциация нагрузки на мышцы (динамическая, статическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упражнения, амплитуда движения, комбинация двигательных действий. В общеразвивающих упражнениях для детей дошкольного возраста типичны следующие исходные положения: 1) для туловища – стоя, сидя, лежа (на спине, животе, боку), а также стойка с согнутыми ногами (на одном и двух коленях, на четвереньках); 2) для ног – основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (носки и пятки вместе), стойка ноги врозь (слегка расставлены, на ширине плеч, одна нога впереди, другая – сзади), скрестная стойка (одна нога перед другой); 3) для рук (по отношению к туловищу) – руки вытянуты (вниз, вперед, в стороны, вверх, назад), руки согнуты (на поясе, к плечам, перед грудью, на голове, за головой). Варьируя исходные положения, можно создавать многочисленные разновидности одного и того же упражнения. Каждое правильно построенное упражнение заканчивается исходным положением.          

28Методика проведения  утренней гимнастики в старшей и под. Группах. Нетрадиционные формы

В детском саду утренняя гимнастика рассматривается как важный элемент  двигательного режима, средство для  поднятия эмоционального тонуса детей; велико также ее организационное  значение. И все-таки не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину  такого поведения следует выяснить. При подборе общеразвивающих  упражнений нужно руководствоваться  следующими требованиями: упражнения должны быть для всех групп мышц, разной интенсивности, темпа; выполняться  из разных исходных положений, с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и  быть обязательно интересными для  детей.  Применяются различные  формы проведения гимнастики: 1. Использование  общеразвивающих упражнений.  2. Обыгрывание  какого-нибудь сюжета: “На прогулке”, “Мы на луг ходили”, “Воробышки”, “Медвежата” и пр. 3. Игрового характера  – из 3-4 подвижных игр “Карусели”, “Затейники”, “Мы тоже можем так”.  4. Использование элементов ритмической  гимнастики, танцевальных движений, хороводов.  5. Оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут  с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени). Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для  утренней гимнастики берется с физкультурных  занятий и повторяется 1 – 2 недели. В гимнастику могут быть перенесены отдельные яркие эпизоды с  прогулки, занятия по развитию речи и др., которые восстанавливаются  в представлении детей на основе использования имитации. Местом проведения утреней гимнастики может быть физкультурно-музыкальный  зал, групповая комната, участок  детского сада. Необходимо соблюдать  требования к одежде, обуви, месту  проведения, оборудованию. Для ритмичного сопровождения используется бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон).     

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Характеристика физ.  упраженнеий. Пространнственно – временне, ритмические и динамические. Общие правила технического выполнения двигат. умений

Ритмическаяхарактеристика 
Ритм — одно из условий жизни, он проявляется во всем, формируя цикличность. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ритм представляет собой сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Точное чередование мышечного напряжения и расслабления является показателем правильности выполнения физического упражнения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.

Пространственно-временныехарактеристики

Скорость движения определяется отношением величины (длины) пути, пройденного телом или его частью, к затраченному на это времени. При выполнении физических упражнений различают скорость движения всего тела и отдельных частей тела. Если вре 
менные характеристики не будут соответствовать требованиям двигательной задачи, ее выполнение окажется невозможно или будет затруднено. От степени своевременности и согласованности всех движений во времени в составе сложного двигательного действия зависит возможность его выполнения и конечная эффективность. В процессе физического воспитания ребенка необходимо учить управлять скоростью движений: выдерживать заданную скорость (развивать «чувство скорости»), увеличивать или замедлять ее.Ускорение – изменение скорости в еденицу времени

Динамическа характеристика: на внутреннюю силу- это сила тяги мышц и пассивная сила опроно- двигательного аппарата; внешняя сила – это сила действующее на тело из вне: сила тяжести собственного тела, сила реакции опоры, сила тяжести снаряда

Общие правила  построения техники двигательных действий (по Л.П. Матвееву, А.Д. Новикову)

Основной принцип построения техники  двигательных действий – принцип  полноценного и целесообразного  использования активных и пассивных  движущих сил при одновременном  уменьшении действия тормозящих сил.

Правила техничного выполнения двигательных действий опираются на основные законы механики с учетом биологических  закономерностей человеческого  организма.

1. Направление действия мышечных сил должно стремиться к направлению намеченного движения.Например, действия мышечных групп и звеньев тела в момент отталкивания при прыжках в длину должны приближаться к оптимальному углу вылета тела прыгуна.

2. Оптимальное увеличение скорости движения. В движении, особенно в скоростно-силовых видах, необходимо ускорить движение звена или снаряда, чтобы придать ему максимальную скорость. Для этого надо либо увеличить силу, придающую движение, либо путь действия этой силы, либо и то, и другое вместе, для увеличения времени действия данной силы. Но при выполнении большинства технических видов мы сталкиваемся с какими-либо ограничениями: морфологического или судейского (правила соревнований) характера. В этом случае необходимо, сохраняя величину силы и путь ее действия, уменьшить время воздействия данной силы, т.е., сохраняя величину силы, мы сокращаем время ее действия, тем самым увеличивая импульс силы, который увеличит скорость движения.

3. Непрерывность и последовательность применения развиваемых сил. Это правило основы-вается на законах Ньютона об инерции и ускорении. Чтобы начать движение, надо преодолеть инерцию покоя, применив большую силу; когда же надо продолжить движение, применяется меньшая сила. Примером может служить раскачивание качелей. Сначала надо приложить большое усилие, а потом достаточно вовремя подхватить качели и малой силой придать им скорость. Если не вовремя применить эту силу, то скорость или погасится, или усилия будут совершаться впустую. Для сохранения или ускорения движения необходимо, чтобы усилия выполнялись непрерывно и в определенное время. Если в толкании ядра после выполнения скачкообразного разбега будет небольшая пауза, то эффект от данного разбега будет утрачен.

Обычно движения выполняются в  определенной последовательности –  одни группы мышц заканчивают работу, другие начинают выполнять ее. Нередко, особенно в быстрых движениях  циклического характера, усилия этих групп  мышц накладываются друг на друга (движение рук  
в беге), т.е. одна группа мышц еще не закончила действия, а другая уже начинает свое действие. При встречных движениях этот режим работы мышц называется реверсионным. В метаниях последовательность движения в звеньях тела начинается снизу вверх, работа мышц одних звеньев тела накладывается на предыдущую работу мышц.

4. Передача количества движений от одного звена к другому. Количество движений в спортивных действиях передается от одного звена к другому с сохранением энергии движения путем последовательного вовлечения звеньев. Например, толкание ядра в финальном усилии – это передача энергии снаряду, которая создается в нижних звеньях (ногах) и заканчивается в верхних звеньях (руках).

5. Создание противодействия действующим силам. Это правило опирается на третий закон Ньютона, согласно которому действия двух тел друг на друга равны по величине и противоположны по направлению. Толкатель ядра воздействует на ядро с определенной силой, а ядро с такой же силой воздействует на руку толкателя. Ноги толкателя воздействуют на опору, а опора воздействует на ноги, придавая таким образом определенную жесткость. Получается, что ядро через толкателя воздействует на землю. При жесткой передаче энергии ядру оно полетит дальше. Только при непосредственном контакте с опорой можно передать энергию снаряду или телу. Попробуйте толкнуть ядро, находясь в опорном положении и в безопорном (в прыжке), и вы сразу почувствуете разницу.

 

 

 

50Методика  обучения игре кегли и серсо

В кегли дети играют со средней группы. Для игры используют кегли трех размеров (большие, средние, маленькие) по 6 штук и 3 шара. Задача заключается в том, чтобы сбить шаром кегли от линии кона на расстоянии 1,5―3 м. Для прокатывания мяча туловище нужно повернуть вполоборота вправо, правую ногу отставить назад, наклониться вперед. Сбитые кегли ставятся вновь. 
Фигуры (заборчик, круг, полукруг) в средней группе придумывает воспитатель, а в старшей и подготовительной ― сами дети.

Серсо.(гришин) Это игра используется в старших группах, когда освоено метание способом от себя.

  1. Создание представлений об игре  2. Знакомство с оборудованием(шпажка(кий), кольца(5 шт) 3. Обучение элементам

Дети становятся друг против друг на расстоянии 4-5 м. 
Бросание выполняется из исходного положения: туловище повернуто вполоборота влево, левая нога отставлена назад, левая и правая рука опущены вдоль туловища.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике физического воспитания"