Футбол-гимнастика, как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:17, реферат

Краткое описание

Приоритетным направлением воспитания ребёнка - дошкольника является физическое воспитание.
В дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В дошкольном возрасте формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Следует отметить, что в первые семь лет жизни ребёнка происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяяяя.docx

— 177.97 Кб (Скачать файл)

Фитбол-гимнастика, как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста 
 
 
Приоритетным направлением воспитания ребёнка - дошкольника является физическое воспитание.  
 
В дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В дошкольном возрасте формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Следует отметить, что в первые семь лет жизни ребёнка происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. 
 
Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т. д.); закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества и т. д.). Осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, выдержка и т. д.); прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям. 
 
Особое место в системе физического воспитания занимают упражнения с предметами. Данные упражнения служат прекрасным средством развития физических качеств детей, таких как ловкость, равновесие и др.  
 
В настоящее время в детских садах появилось много нового, нестандартного оборудования, которое позволяет руководителям по физическому воспитанию значительно разнообразить занятия по физической культуре, сделать занятия более интересными и эффективными. К такому оборудованию можно отнести мячи-фитболы (надувные гимнастические мячи). 
 
Мяч-фитбол изобретён медиком — швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйн-Фогельбах в 50-х годах XX века — специально для лечения больных детским церебральным параличом. А уже в 80-х ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать «швейцарский» мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата. Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", который используется в оздоровительных целях  
 
Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча, улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма и активизируют моторно-висцеральные рефлексы. Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани.Практически это единственный вид гимнастики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.  
 
Мяч-фитбол по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:  
 
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;  
 
- для укрепления мышц брюшного пресса;  
 
- для укрепления мышц спины и таза;  
 
- для укрепления мышц ног и свода стопы;  
 
- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;  
 
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;  
 
- для формирования осанки;  
 
- для развития ловкости и координации движений;  
 
- для развития танцевальности и музыкальности;  
 
- для расслабления и релаксации как средство профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов)  
 
Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифоза или лордоза. 
 
Правильная посадка на мяче предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа постуральных мышц по удержанию позы в правильном статическом положении. При посадке на мяч угол между бедром и голенью ребёнка должен быть равен 90̊. 
 
Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях. Условия выполнения упражнений лежа на мяче гораздо тяжелее, чем на полу — жесткой устойчивой опоре, так как необходима постоянная балансировка, при этом работают самые мелкие и глубокие мышцы, необходимые для удержания туловища в заданном положении Упражнения в исходном положении сидя на мяче тренируют мышцы тазового дна, выравнивают «косое» положение таза, что также важно для коррекции сколиотических отклонений позвоночника в грудо-поясничном отделе. Покачивания в положении сидя на мяче, как верховая езда, благотворно влияют на межпозвонковые диски, центрируя и нормализуя в них обменные процессы, а также улучшая кровообращение, лимфоотток и ликвородинамику позвоночного столба. 
 
Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют развитию правильной осанки, а так же являются прекрасным средством развития такого физического качества, как ловкость. 
 
В детском саду № 15 города Петрозаводска разработана система занятий по физической культуре, которая включает в себя комплексы упражнений по фитбол – гимнастике направленных на развитие ловкости.  
 
Комплексы физических упражнений по фитбол-гимнастике, разрабатывались с учетом возрастных особенностей детей, их двигательного опыта, уровня сформированности двигательных навыков, т.е. ориентированы на детей 5-ти – 6-ти лет. 
 
Комплексы предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники уже способны выполнять сложные действия с мячом, могут контролировать своё самочувствие. Во время проведения занятий мы старались поддерживать высокий уровень двигательной активности, а физические возможности детей направить на развитие ловкости. 
 
В разработке комплексов упражнений мы опирались на классификацию упражнений предложенной А.А Потапчук и Т.С.Овчинниковой. 
 
В комплексы мы включили упражнения: 

 
с использованием различных исходных положений детей на фитбол мячах;

 
с изменением скорости и темпа движения;

 
с использованием различных способов выполнения упражнений;

 
с использованием согласованных движений в парах и группе (вдвоем, в группе, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки.

 
Для удобства экспериментальной работы разработано перспективное планирование. Перспективное планирование содержит в себе комплексы упражнений в соответствии представленной выше классификации для обеспечения целенаправленной работы по развитию ловкости. Данное планирование рассчитано на работу с детьми 5-6 лет и обеспечивает нужную физическую нагрузку, тренировочный эффект. Упражнения, включённые в планирование, отвечают методическим требованиям развития ловкости.  
 
А именно в планирование включены комплексы, содержащие различные виды упражнений: 
 
-упражнения со сменой исходных положений; 
 
-упражнения, требующие согласованных действий; 
 
-упражнения, направленные на развитие координации; 
 
-упражнения со сменой темпа и характера движений. 
 
Всего разработано 9 комплексов упражнений по фитбол-гимнастике, рассчитанных на 18 недель экспериментальной работы, направленной на развитие ловкости. 
 
Для оценки эффективности комплексов нами была проведена диагностика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста до и после экспериментальной работы. Диагностика проводилась на основе тестов представленных в пособии «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Н. А. Ноткиной. 
 
По итогам диагностики мы выяснили, что комплексы упражнений по фитбол-гимнастике действительно являются эффективным средством развития ловкости. 
 
На начало года: 
 
80% детей имело низкий уровень развития ловкости; 
 
10% средний,  
 
10% высокий; 
 
 
в конце года:  
 
70% детей перешли на высокий уровень развития ловкости; 
 
20% на средний; 
 
10% остались на низком уровне.  
 
На низком уровне остались дети часто и длительно болеющие и не посещающие детский сад.  
 
 
 
Диаграмма 1 
 
Сравнительные результаты развития ловкости детей ДОУ №15  
 
г. Петрозаводска до и после проведения комплексов  
 
по развитию ловкости. 
 
 
Пустовалова Александра Григорьевна 
 
руководитель по физическому воспитанию 
 
МДОУ №15 «Ёлочка» г. Петрозаводска. 

 
1-2неделя

 
3-4 неделя

 
5-6 неделя

 
7-8 неделя

 
9-10 неделя

 
комплекс 1

 
Комплекс 2

 
Комплекс 3

 
Комплекс 4

 
Комплекс 5

 
Цель: 
 
Развивать ловкость детей, применяя в комплексе упражнения со сменой исходных положений. 

 
Цель: 
 
Развивать ловкость, дошкольников применяя в комплексе упражнения с согласованными движениями.

 
Цель: 
 
Развивать ловкость детей, выполняя упражнения с быстрой сменой движений.

 
Цель: 
 
Развивать ловкость дошкольников, выполняя упражнения с быстрой сменой темпа движений.

 
Цель: 
 
Развивать ловкость детей, применяя в комплексе упражнения с необычными исходными положениями.

 
1.«Цапля и лягушки» 
 
2.«Попрыгунчики» 
 
3.«Найди свою пару» 
 
4.«Ударь по мячу» 
 
5.«Веселый мяч» 
 
6.«ПесенкаЧебурашки» 

 
1.«Гном, мороз и елочки» 
 
2.«Играй, играй, мяч не теряй!» 
 
3.«Ловкая пара» 
 
4.«Ловкачи» 
 
5.«Эквилибристы» 
 
6. «Когда мои друзья

 
1.«Два барана» 
 
2.«Кто скорее?» 
 
3.«Поймай!» 
 
4.«Танцевальный марафон» 
 
5.«Волшебные превращения» 
 
6.«Песенка водяного»

 
1.«Пингвины на льдине» 
 
2.«Самые внимательные» 
 
3.«Путешествие» 
 
4.«Кто быстрее перенесет мяч на голове?» 
 
5.«Переправа» 
 
6.«Песенка львёнка и черепахи»

 
1.«Быстрая гусеница» 
 
2.«С закрытыми глазами» 
 
3.«Попрыгунчики» 
 
4.«Футбол моржей» 
 
5.«Ударь по мячу» 
 
6.«Песенка крокодила Гены» 





Перспективное планирование работы по развитию ловкости  
 
 
Таблица 1 
 
 

 
11-12неделя

 
13- 14неделя

 
15-16 неделя

 
17-18 неделя

 
Комплекс 6

 
Комплекс 7 

 
Комплекс 8

 
Комплекс 9

 
Цель:  
 
Развивать ловкость дошкольников, выполняя задания со сменой способов их выполнения. 

 
Цель: 
 
Развивать ловкость детей, выполняя упражнения на быстроту реакции.

 
Цель: 
 
Развивать ловкость дошкольников, выполняя упражнения со сменой способов движения.

 
Цель: 
 
Развивать ловкость, дошкольников применяя упражнения на статическое и динамическое равновесие.

 
1.«Успей передать» 
 
2.«Найди свою пару» 
 
3.«Ловкая пара» 
 
4.«Веселый мяч» 
 
5.«Ловкачи» 
 
6.«Что я за птица» 

 
1.«Найди свой мяч» 
 
2.«Играй, играй, мяч не теряй» 
 
3.«Кто скорее?» 
 
4.«Эквилибристы» 
 
5.«Танцевальный марафон» 
 
6.«Бу-ра-ти-но»

 
1.«Космонавты» 
 
2.«Поймай!» 
 
3.«Самые внимательные» 
 
4.«Волшебные превращения» 
 
5.«Кто скорее перенесет мяч на голове?» 
 
6.«Песенка про жирафа» 

 
1.«Не пропусти мяч» 
 
2.«Путешествие» 
 
3.«С закрытыми глазами» 
 
4.«Переправа» 
 
6.«Футбол моржей» 
 
7.«Весёлый мячик»


 
 
 
Сюжетные упражнения для развития ловкости 
 
 
1. «Цапля и лягушки» 
 
Длинной веревкой посреди зала обозначается болото. В нем живет «цапля». Другие дети группы – «лягушки» прыгают на мячах по болоту и говорят: 
 
Мы веселые лягушки, 
 
Мы зеленые квакушки, 
 
Громко квакаем с утра: 
 
Ква-ква-ква, 
 
Да ква-ква-ква! 
 
«Лягушки» останавливаются, замирают и внимательно слушают слова «цапли», которая ходит вокруг болота, высоко поднимая ноги, и говорит: 
 
По болоту я шагаю и лягушек я хватаю. 
 
Целиком я их глотаю. 
 
Вот они, лягушки, 
 
Зеленые квакушки. 
 
Берегитесь, я иду. 
 
Я вас всех переловлю. 
 
После этих слов «цапля должна поймать как можно больше прыгающих лягушек. 
 
Лягушки меняют исходное положение, нужно начать игру сидя на корточках, затем быстро сесть на мяч. При повторении лягушки лежат животом на мяче обняв мяч руками и ногами, выполняют покачивания, затем быстро принимают положение сидя на мяче. 
 
2. «Гном, мороз и елочки» 
 
Выбираются два игрока: «Мороз» и «Гном», остальные дети – «елочки». Задача «Мороза» - запятнать «Гнома», который ловко уворачивается и убегает. «Елочки» сидят на мячах, убегая, «Гном» может присесть на мяч к одной из «елочек», после чего она превращается в «Гнома» и продолжает убегать от «Мороза». 
 
Дети ёлочки берутся за руки при повторении игры сначала парами, затем тройками, затем образуют круг, взявшись за руки, сидя на мячах. Гном и Мороз меняют бег на разнообразные прыжки. 
 
3. «Два барана» 
 
Играют по два человека. Воспитателем выделяется узкая полоска зала - «мост», на котором и произойдет битва «двух баранов». Два ребенка сидят на мячах и хлопают друг друга в ладоши, тем самым, пытаясь уронить партнера с мяча или с «моста». Выигрывает сильнейший, на «мост» приглашается следующий желающий принять участие в этом соревновании. 
 
При повторении игры, «бараны» прыгают на мячах и пытаются одной рукой вытолкнуть партнёра. 
 
4. «Пингвины на льдине» 
 
Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Мячи – «льдины» в произвольном порядке разбросаны по полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», т.е. сидит на мяче, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается. 
 
Дети меняют положение сидя на мяче на положение лёжа на животе и не касаясь ногами пола. 
 
5. «Быстрая гусеница» 
 
Играют две команды детей. Каждая команда – это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем. По команде, кто быстрее доберется до финиша, дети начинают движение гусеницы. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч. 
 
При повторении игры дети держат мячи спинами. 
 
 
6. «Успей передать» 
 
Дети стоят по кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каких-либо двух играющих. Остальные дети хором кричат: «Раз, два, три – беги!». Один ребенок бежит вправо за кругом играющих, другой влево; считается выигравшим тот, кто быстрее вернется к мячу. 
 
Дети передают мяч, передав мяч, быстро садятся на колени. 
 
7. «Найди свой мяч» 
 
Играют две команды: одна сидит на мячах, другая стоит у нее за спиной. По сигналу сидящие дети встают, с закрытыми глазами делают 6 – 8 шагов от мяча, поворачиваются три раза вокруг своей оси. В это время стоящие дети передают мяч из рук в руки между собой. По сигналу «Стоп!» дети первой команды открывают глаза и как можно быстрее пытаются отыскать свой мяч и сесть на него. 
 
При повторении отыскав свой мяч сесть за него на колени, руки на мяче, выполняют покачивания. 
 
8. «Космонавты» 
 
Играю две команды. Дети строят две «ракеты». Для этого все мячи располагаются в двух равных колонках. Все дети свободно маршируют по залу, проговаривая слова: 
 
Ждут нас быстрые ракеты 
 
Для прогулок по планетам, 
 
На какую захотим, на такую полетим. 
 
Но в игре один секрет: 
 
Опоздавшим места нет. 
 
После этих слов дети разбегаются по своим ракетам. Выигрывает команда, которая дольше всех пробудет в «полете». Дети должны сесть на мячи, взяться за руки и поднять ноги, «сцепившись в невесомости». 
 
 
9. «Не пропусти мяч» 
 
Дети стоят по кругу, держась руками за плечи, образуя глухую стену. В центре этого круга водящий с мячом. Задача водящего – выбить мяч из круга. 
 
При повторении игры дети двигаются по кругу. Водящий бросает мяч руками, затем старается выбить мяч при помощи ног. 
 
 
Бессюжетные игровые упражнения по фитбол-гимнастике для развития ловкости у детей 5 – 6 лет 
 
 
1. «Попрыгунчики» 
 
Дети сидят на мячах на одной стороне зала. Воспитатель предлагает догнать его и бежит к противоположной стороне зала. Дети прыгают на мячах за взрослым, пытаясь догнать его. 
 
Дети прыгают на двух ногах, мяч у груди. Дети прыгают на мячах взявшись за руки. 
 
2. «Найди свою пару» 
 
По кругу лежит вдвое меньшее количество мячей, чем играющих в них детей. Воспитатель задает в произвольном порядке картинки, которые объединены или цветом, или сюжетом. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по залу в разные стороны. Когда педагог скажет: «Найди свою пару», дети собираются в пары каждый у своего мяча. 
 
Дети ползают по залу на животе, сидя продвигаются при помощи рук и ног (ходьба «раки»). 
 
3. «Ловкая пара» 
 
Каждая пара детей, встав рядом, кладет мяч на плечи, прижав его головами друг к другу. По сигналу бегут до условного места и обратно, стараясь не уронить мяч. Побеждают те, кто успешно выполнил задание и вернулся первым. Мяч нельзя придерживать руками, только головой: если он потерян, надо вернуться на место, где упал мяч, и оттуда снова продолжить бег. 
 
4. «Играй, играй, мяч не теряй!» 
 
Дети располагаются по залу. Каждый выполняет любые действия с мячом по своему выбору: бросает, катает, отбивает, прыгает. После сигнала воспитателя все должны быстро поднять мяч вверх и замереть. Тот, кто не успел поднять мяч, выбывает из игры. 
 
При повторении быстро сесть на мяч, лечь. 
 
5. “Кто скорее?” 
 
На середине зала выставляются кегли (вертикально). По сигналу воспитателя двое детей бегут к кеглям, при этом руками катят мяч, обегают кегли змейкой, возвращаются на свои места бегом с мячами в руках. Воспитатель отмечает победителей. 
 
При повторении ползут на четвереньках и толкают мяч головой. 
 
6. «Поймай!» 
 
Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впереди стоящего ребенка. В руках первого ребенка мяч. По сигналу воспитателя дети начинают двигаться по кругу. Задача впереди стоящего ребенка дотронуться до последнего ребенка мячом. Важно при этом, чтобы вся цепочка детей не разорвалась. Можно провести данную игру с двумя командами детей. 
 
При повторении двигаются прыжками на двух ногах, на одной. 
 
7. “Самые внимательные”  
 
Дети стоят в кругу, мяч в руках внизу. На один хлопок воспитателя мяч необходимо поднять вверх, на два хлопка – опустить на пол, на три – бежать по кругу с мячом в руках, на четыре - прыгать на мяче. на пять- ползти на животе, как улитки мяч зажат ногами –домик улитки. 
 
 
8. «Путешествие» 
 
Дети сидят на мячах в кругу. По команде воспитателя «Полетели!», дети, оставив мячи, становятся за ведущим, который использует основные движения (бег, ходьбу, подскоки и т.д.), водит детей за собой в различных направлениях и по всевозможным траекториям. По команде воспитателя «Посадка» дети и ведущий должны как можно быстрее занять свой мяч. Ребенок, который остался без мяча, в последующей игре будет ведущим. 
 
9. «С закрытыми глазами» 
 
Игра поводится с двумя детьми, остальные смотрят. Дети стоят рядом с мячами с закрытыми глазами, а воспитатель дает указания: “прямо, три шага боком от мяча в правую сторону, присядьте, повернитесь налево, встаньте, повернитесь в обратную сторону, повернитесь направо и сделайте один шаг вперед. Теперь покажите рукой, где мяч?” Выигрывает тот, кто укажет правильное расположение мяча. 
 
 
Игры-забавы по фитбол-гимнастике для развития ловкости у детей 5 – 6 лет 
 
 
1. «Ударь по мячу» 
 
Необходимо ударить по мячу с завязанными глазами. Воспитатель кладет мяч на пол и на расстоянии двух-трех метров от играющего проводит линию. Ребенок подходит к мячу, становится к нему спиной, затем отходит к линии и поворачивается к мячу лицом. Воспитатель завязывает ему глаза. Водящий должен подойти в мячу и ударить по нему ногой. 
 
При повторении ведущий идёт спиной вперёд. 
 
2. «Веселый мяч» 
 
Ребята сидят по-турецки по кругу. Говорят стихи про шарик и перекатывают его от одного к другому в произвольном направлении. На ком закончится стихотворение, тот из детей выполняет какое-либо задание: 
 
Ты катись, веселый шарик, 
 
Быстро-быстро по рукам. 
 
У кого веселый шарик, 
 
Тот исполнит песню (танец) нам. 
 
3. «Ловкачи» 
 
Вызываются два-три участника. Ведущий предлагает по сигналу продвинуть мяч головой (носом, пяткой, коленом и т.п.) до условного финиша. Выигрывает более ловкий и быстрый. 
 
4. «Эквилибристы» 
 
Участникам предлагается определить: 
 
- кто дольше продержит мяч на голове; 
 
- кто больше продержится без помощи рук и ног на мяче; 
 
- кто дольше всех сможет удержать мяч на спине. 
 
-придумать задание в парах (дети сами придумывают) 
 
-в тройках 
 
-целой группой. 
 
5. «Танцевальный марафон» 
 
Участвую несколько пар детей. Задача каждой пары – удерживать мяч любыми частями тела, только не руками, танцуя различные веселые танцы. Оценивается оригинальность и продолжительность танца. 
 
Постепенно увеличиваем темп музыки, меняемся парами по сигналу, 
 
Танцуем то в парах, то в четвёрках. 
 
6. “Волшебные превращения” 
 
Дети свободно располагаются на площадке, рядом с мячами. Воспитатель – “волшебник”, который будет превращать детей во что захочет. Задача детей “превратиться” и простоять в таком положении пока “волшебник” не превратит их во что-то другое. Список превращений (воспитатель показывает): 

 
цапля (сидя на мяче, правая нога в согнутом положении прижата к левому колену, руки на поясе, спина прямая, голова смотрит прямо);

 
йога (стоя на левой ноге, правую ногу положить на мяч, присесть, руки скрестно перед грудью, смотреть вниз).

 
балерина (стоя на правой ноге, левая отведена назад, навесу, касается мяча, руки прямые вверху впереди; поменять ноги).

 
По задумке детей( по одному, в парах, в группе)

 
7. “Кто быстрее  перенесет мяч на голове?” 
 
По команде воспитателя дети, на голове которых находится мяч, начинают двигаться вперед к линии финиша. Выигрывает тот, кто не уронит мяч и придет на линию финиша первым.  
 
Если ребенок потерял мяч, он начинает движение с того места, где это произошло. 
 
Затем переносят мяч в парах прижав животами, затем спинами. 
 
8. «Переправа» 
 
Дети располагаются у линии старта. Переправу выполняют по 2 ребенка. У каждого по два мяча. Задача каждого ребенка перебраться на линию финиша с помощью пересаживания с одного мяча на другой. Выигрывает тот, кто закончит переправу раньше. 
 
Затем переправу осуществлять при помощи бега змейкой вокруг мячей ( по одному, и взявшись за руки) 
 
9. «Футбол моржей» 
 
Детям необходимо играть в футбол, лежа на спине, отбивая ногами мяч. Затем одеть на ноги ласты. 
 
Музыкально-ритмические упражнения, включённые в комплексы осуществляются в виде образных движений под музыку. 
 
 
Примерное музыкально- ритмическое упражнение 
 
 
«Весёлый мячик» (муз. Буренина А.И). 
 
Вступление: Бег по кругу на носках, мяч в прямых руках над головой. 
 
1 куплет: Сидя на мяче, наклоны головы в стороны руки на поясе, повороты в стороны руками изобразить голову и хвост «зебры», руки свести к груди и выполнить круговое движение вверх, в стороны, наклоны туловища в стороны руки на поясе, вытянуть правую руку вперёд ладонью вверх, затем левую, прижать руки к груди «показать на себя».* Прыжки в круг, затем поворот и прыжки из круга снова выполнить движение руками.*  
 
Припев: Прыжки сидя на мяче по кругу. 
 
2 куплет: тоже, что и в первом куплете.

Занятие - сказка о Фитболике. 
 
Жил был весёлый разноцветный мячик, звали его Фитболик. Жил он с мамой Фитболихой и папой Фитболом. Скучно было Фитболику одному, не было у него ни сестрёнки, ни братика и даже друзей. И ещё одно испытание ждало его злая колдунья заколдовала его, и он разучился прыгать. Вот однажды Фитболик отправился на поиски друзей (ходьба по залу). Шёл Фитболик по узенькой дорожке (ходьба, приставляя пятку одной ноги к носку другой). Перепрыгивал с кочки на кочку(прыжки на двух ногах из обруча в обруч). А потом Фитболик побежал очень быстро (бег).Вдруг увидел Фитболик на ветке дерева шар. Подпрыгнул и дотронулся до него (прыжки в высоту с места) И тут случилось чудо, шар оказался волшебным. Как только Фитболик дотронулся до него в тот же миг к Фитболику прискакали друзья такие же как он мячики: Фит, Бол, Лик и другие. Но на этом чудеса не закончились, к Фитболик вернулся волшебный дар прыжков и у него выросли замечательные ушки (прыжки по залу на фитболе, держась за ручки мяча). Прыгал Фитболик и вдруг увидел цаплю. 
 
Упражнение «Цапля» 
 
Исходное положение – стоя на правой ноге, левую согнуть в коленном суставе и приподнять, стопу левой ноги прижать к голени правой, мяч в опущенных руках. На первые два счета медленно поднимать мяч над головой, сохраняя равновесие. На третий счет подтянуться вверх и приподняться на носках, на последний счет вернуться в исходное положение. Выполняется медленно поочередно на каждой ноге. 
 
Профилактический эффект: Упражнение тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы конечностей. 
 
При выполнении упражнения добиваться самовытяжения. Если ребенок не может выполнить медленно упражнение с подъемом на носки, можно в тренировочном варианте разрешить выполнять упражнение в более быстром темпе, поднимая руки только до уровня плеч, не приподнимаясь при этом на носки. 
 
Пошёл Фитболик дальше и увидел как на цветок сел прекрасный мотылёк. 
 
Упражнение «Мотылёк» 
 
Исходное положение – сидя на мяче, руки согнуты в локтевых суставах, поднять вертикально вверх – «крылья». 
 
Сведение и разведение предплечий перед грудью, касаясь ладонями друг друга. В первой строфе хлопки на каждое первое слово, соответственно четыре раза; во второй строфе – на каждый слог (16 раз). 
 
Профилактический эффект: Упражнение развивает силу грудных мышц, тренирует навык правильной осанки. 
 
Необходимо добиваться правильной посадки на мяче с ровной спиной и приподнятой головой. Упражнение выполняется с четким хлопком и акцентом. Следить, чтобы локти были параллельны полу, а не «провисали». 
 
Подул лёгкий ветерок мотылёк вспорхнул и улетел на яблоньку. 
 
Упражнение «Яблонька» 
 
Исходное положение – стоя мяч над головой в прямых руках. Наклоны в стороны. Упражнение выполняется медленно, с фиксацией туловища в центральной позиции. 
 
Профилактический эффект: Упражнение на боковые мышцы туловища. Следить за выполнением наклонов строго во фронтальной плоскости. 
 
А на веточке яблони сидела улитка. 
 
Упражнение «Гусеничка» 
 
Исходное положение – лежа на животе, мяч между стоп. 
 
1.ползание по–пластунски вперед; 
 
2.выполнить поворот вокруг своей оси, не выпуская мяч из стоп (бревнышком). 
 
3.ползание по-пластунски назад. 
 
4.выполнить поворот вокруг своей оси, не выпуская мяч из стоп (бревнышком), и вернуться в исходное положение. 
 
Профилактический эффект: Упражнение развивает подвижность позвоночника во всех отделах, действует на прямые, косые мышцы живота, боковые мышцы туловища, разгибатели спины, мышцы верхних и нижних конечностей. 
 
При выполнении упражнения ползание выполняется с попеременным движением рук, возможно синхронное движение рук. 
 
Рядом проскакал зайчик. 
 
Упражнение «Зайчик» Исходное положение – Стоя, мяч перед собой в руках. 
 
Выполнить прыжки на носках на месте, удерживая мяч перед грудью. В усложненном варианте ребенок сначала прыгает 4 раза вперед, затем 4 раза назад, затем прыжки с поворотом на 90 градусов. 
 
Профилактический эффект: Упражнение укрепляет своды стоп, тренирует навык прыжков, развивает координацию движений. 
 
Вдруг Фитболик услышал кваканье лягушки. 
 
Упражнение «Лягушка- квакушка» 
 
Исходное положение – лежа на мяче на животе, обхватив мяч согнутыми в коленях ногами, руки на полу. 
 
1.толчком перекат мяча вперед с упором на руки, затем вернуться в исходное положение. Выполнить три раза и на четвертую строчку перейти в положение сидя ноги скрестно, мяч перед собой. 
 
2.выполнить покачивание бедер вперед – вниз, сохраняя правильную осанку. 
 
Профилактический эффект: Упражнение увеличивает подвижность в тазобедренных суставах, корригирует деформацию стоп, формирует навык правильной осанки. 
 
Вдруг к Фитболику подползла ящерка и попросила вернуть ей хвост на который случайно наступил мальчишка. 
 
Упражнение «Ящерица» 
 
Исходное положение - лёжа на полу, вытянутые ноги на мяче. 
 
1.Приподнять таз и удерживать его. 
 
2.Прокатить мяч к ягодицам стопами и вернуться в исходное положение. 
 
Профилактический эффект: Упражнение укрепляет мышцы спины, живота и брюшного пресса. 
 
Пока Фитболик помогал ящерице, к нему подползла улитка и сказала, что папа с мамой ищут Фитболика. 
 
Упражнение «Улитка» 
 
Исходное положение: Лёжа на животе, мяч прижат пятками к ягодицам. Ползание лёжа на животе вперёд и назад с одновременным движением рук.Профилактический эффект: Упражнение развивает силу мышц плечевого пояса и рук. 
 
Фитболик понял, что уже пора возвращаться домой( прыжки на фитболе). 
 
Дома Фитболик рассказал папе и маме о своих приключениях и о новых друзьях

Информация о работе Футбол-гимнастика, как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста